К вопросу о наследовании в российском гражданском праве
(Димитриев М. А.) («Юрист», 2012, N 8)
К ВОПРОСУ О НАСЛЕДОВАНИИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
М. А. ДИМИТРИЕВ
Димитриев Максим Александрович, старший преподаватель кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии, член Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.
В статье анализируются вопросы наследования в контексте положений Гражданского кодекса и законодательства о нотариате; особое внимание уделяется судебной практике в области наследования. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в правоприменительной практике.
Ключевые слова: понятие наследования, виды наследования, открытие наследства, наследственное имущество.
On the issue of inheriting in the Russian civil law M. A. Dimitriev
The article analyses the issues of inheriting in the context of provisions of the Civil Code and legislation on notariat: the special attention is drawn to judicial practice in the sphere of inheritance. The conclusions set forward by the author can be used in law-application practice.
Key words: concept of inheriting, types of inheriting, opening of inheritance, inheritance property.
Настоящую статью необходимо начать с определения понятия наследования в российском гражданском праве. Статья 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) закрепляет понятие наследования, а также определяет судьбу имущества физического лица на случай его смерти. Наследование представляет собой механизм перехода имущества от умершего лица к лицам, которых закон либо сам умерший обозначил в качестве своих наследников. Закрепление в праве данного механизма обусловлено необходимостью, с одной стороны, определить судьбу имущества, принадлежащего умершему лицу, а с другой — обеспечить имущественные (а иногда и не только) интересы его потенциальных наследников, а также кредиторов. Именно это предопределило появление правила, согласно которому имущество (включая весь комплекс субъективных имущественных прав и обязанностей) умершего переходит к другим лицам как единое целое <1>. ——————————— <1> На это обращает внимание и А. А. Рубанов. В частности, он пишет: «…по содержанию наследство представляет собой конгломерат различных по своему юридическому характеру явлений». См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А. Л. Маковского, Е. А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С. 32 (автор комментария — А. А. Рубанов).
Круг лиц, которые могут выступать в качестве наследников, может быть поделен на две группы. Во-первых, это «законные» наследники, т. е. те лица, которые названы в ГК РФ наследниками соответствующих очередей. При этом из группы «законных» наследников исключены так называемые недостойные наследники, т. е. те лица, которые совершили наследственное правонарушение <2>. Во-вторых, это наследники по завещанию, т. е. те лица, которые названы в завещании наследниками завещателя. ——————————— <2> Под наследственным правонарушением в данном случае понимается противоправное действие, направленное против наследодателя (наследников, последней воли наследодателя), с целью получения наследства (или увеличения своей доли в наследстве) и являющееся основанием для признания правонарушителя недостойным наследником. Подробнее см.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 мая 2011 г. по делу N 33-14533; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 апреля 2011 г. по делу N 33-5415/2011; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 сентября 2011 г. по делу N 33-13390/2011; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 октября 2011 г. по делу N 33-14793/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
С момента открытия наследства каждый из наследников приобретает субъективное право наследования, которое является абсолютным. Как отмечает Б. М. Гонгало, «право наследования, состоящее из трех указанных правомочий (принять наследство, отказаться от него, не принимать его), принадлежит каждому из наследников» <3>. ——————————— <3> Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. С. 15 (автор комментария — Б. М. Гонгало).
Понятие универсального правопреемства, использованное законодателем в пункте 1 статьи 1110 ГК РФ, предполагает, что к наследникам переходят не отдельные субъективные имущественные права и обязанности, а их комплекс (т. е. весь объем прав и обязанностей), принадлежащих умершему лицу. Можно сказать, что в этом случае наследники «замещают» собой наследодателя, становятся обладателями его «правового статуса» (естественно, в урезанном виде, за счет исключения неимущественных и подобных им прав и обязанностей). Переход прав и обязанностей от наследодателя (умершего лица) к наследникам (лицам, находящимся в живых) можно представить как движение наследственного имущества (представляющего собой комплексное образование, сложное переплетение прав и обязанностей) через «юридическую цепочку» с целью обретения им своего хозяина. В пункте 1 статьи 1110 ГК РФ закреплено общее правило, согласно которому в случае смерти физического лица все его имущество переходит к другим лицам (наследникам по завещанию или наследникам по закону). Универсальность наследственного правопреемства, однако, не является абсолютной. Так, в частности, А. И. Масляев указывает: «…в редких случаях наследования по завещанию возможна ситуация, исключающая возникновение универсального правопреемства при наследовании, например, при определении наследодателем в завещании конкретных вещей в адрес конкретных наследников, при том что какого-либо имущества (в том числе и долгов) у наследодателя не было» <4>. ——————————— <4> Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 3 / Отв. ред. В. П. Мозолин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. С. 408 (автор главы — А. И. Масляев).
Устанавливая возможность перехода прав и обязанностей наследодателя к наследникам, законодатель ограничивает данную возможность определенным сроком (сроком на принятие наследства). При этом, учитывая универсальность наследственного правопреемства, начало течения указанного срока связывается с моментом открытия наследства вне зависимости от основания наследования <5>. ——————————— <5> То же самое касается и вопросов восстановления срока на принятие наследства. Так, например, рассматривая дело о восстановлении срока на принятие наследства, Верховный Суд РФ отметил, что «закон не связывает возможность восстановления срока на принятие наследства с тем, когда наследник узнал о существовании составленного в его пользу завещания. Юридически значимым является лишь то обстоятельство, когда наследнику стало известно об открытии наследства, т. е. о дне смерти наследодателя». См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. N 33-В11-10. Аналогичный подход нашел отражение в практике Свердловского областного суда и отчасти в практике Санкт-Петербургского городского суда. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 октября 2011 г. по делу N 33-14457/2011; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 сентября 2010 г. по делу N 33-11163/2010; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 июля 2011 г. по делу N 33-10330/2011. Иная точка зрения, нашедшая отражение в судебной практике, не может быть признана обоснованной. См., напр.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 19 мая 2011 г. по делу N 33-11608 // СПС «КонсультантПлюс».
В пункте 2 статьи 1110 ГК РФ дается примерный перечень источников правового регулирования отношений в сфере наследования. Во-первых, в качестве основного источника рассматривается ГК РФ (не только положения раздела V, но и отдельные статьи других разделов Кодекса, в частности статья 1283 ГК РФ, посвященная наследованию исключительного права на произведение). Вспомогательными источниками являются федеральные законы (законодательство о нотариате, об отдельных видах юридических лиц, жилищном законодательстве и т. д.) <6>, а в случаях, предусмотренных последними, и иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Представляется, что в число иных правовых актов в данном случае должны быть отнесены и акты федеральных органов исполнительной власти (например, нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ <7>). ——————————— <6> См.: Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1; Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др. // СПС «КонсультантПлюс». <7> См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации»; Приказ Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» и др. // СПС «КонсультантПлюс».
Переход имущества по наследству обусловливается наличием в законе юридических конструкций, обеспечивающих юридическое закрепление такой возможности. Традиционно такими юридическими конструкциями были конструкция наследования по завещанию и конструкция наследования по закону <8>. С помощью указанных конструкций законодатель предоставляет гражданам две правовые возможности для определения судьбы принадлежащего им имущества. ——————————— <8> Терминология, используемая в статье 1111 ГК РФ, касается именно юридических конструкций, закрепленных в ГК РФ. В этом смысле она, несмотря на отмечаемую в литературе условность, отвечает поставленной при формулировании положений комментируемой статьи цели. Об условности, используемой в данной статье терминологии, см.: Гонгало Б. М. Указ. соч. С. 16 — 17.
При этом приоритет отдается наследованию по завещанию, тем самым соподчиняя ему наследование по закону. Это следует из буквального и системного толкования положений части 1 и части 2 статьи 1111 ГК РФ. Как отмечает А. А. Рубанов, «статья 1111, устанавливая иерархию между наследованием по завещанию и наследованием по закону, вместе с тем рассматривает их как два вида одного и того же явления, а именно наследования» <9>. ——————————— <9> Рубанов А. А. Указ. соч. С. 44.
Гражданин, обладающий имуществом, может осуществить его передачу своим правопреемникам либо посредством составления завещания (и в этом случае отношения будут регулироваться положениями главы 62 ГК РФ), либо посредством молчаливого согласия с определенным законом порядком наследования (в таком случае отношения будут регулироваться положениями главы 63 ГК РФ). Таким образом, юридическая конструкция наследования по завещанию исходит из непосредственно выраженной воли наследодателя, а юридическая конструкция наследования по закону — из предполагаемой воли наследодателя. В том случае, если наследодатель не сделал волеизъявления о судьбе своего имущества, предполагается, что он согласен с тем распределением наследства, которое закреплено в законе (наследование по очередям) <10>, поскольку, скорее всего, именно так и распределил бы его сам, будучи здравомыслящим человеком <11>. ——————————— <10> Наследование по закону в отличие от наследования по завещанию более простая форма наследования, поскольку с точки зрения как накопления юридических фактов (обусловливающих наследование), так и документального их подтверждения (и соответственно возможных дефектов, как содержательных, так и формальных) предполагает усеченный юридический состав, минимизацию возможных споров по поводу наследства, а также «чистоту» универсального правопреемства. <11> Иной точки зрения придерживается О. Ю. Шилохвост. См.: Шилохвост О. Ю. Проблемы правового регулирования наследования по закону в современном гражданском праве России: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 9 — 10, 22 — 28.
В части 1 статьи 1111 ГК РФ закреплен один из принципов наследственного права, согласно которому «наследование осуществляется по завещанию или по закону». Какого-либо другого порядка перехода имущества по наследству законом не предусмотрено. В части 2 статьи 1111 ГК РФ закреплен приоритет наследования по завещанию перед наследованием по закону. Согласно буквальному толкованию данных положений наследование по закону имеет место: а) когда оно не изменено завещанием; б) в иных случаях, когда ГК РФ устанавливает приоритет наследования по закону над наследованием по завещанию. Говоря об этих иных случаях, необходимо согласиться с А. А. Рубановым в том, что «ГК использовал возможность, закрепленную в части 2 комментируемой статьи, лишь однажды. Он ввел особый случай наследования по закону, который может быть назван «наследование против завещания». Речь идет о праве на обязательную долю, установленную статьей 1149 ГК» <12>. Мнение Е. В. Кулагиной о том, что в качестве такого примера можно назвать отказ наследника по завещанию от наследства в пользу наследника по закону (п. 1 ст. 1158 ГК) <13>, не может быть признано обоснованным. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт, 2004. —————————————————————— <12> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей / Под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 53 (автор комментария — А. А. Рубанов). <13> Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2010. С. 639 (автор главы — Е. В. Кулагина).
В статье 1113 ГК РФ определен момент открытия наследства, обусловливающий возникновение наследственного правоотношения и запускающий механизм наследственного правопреемства. Моментом открытия наследства является: а) фактическая смерть гражданина, подтвержденная свидетельством о смерти, выданным органом записи актов гражданского состояния; б) юридическая смерть гражданина, подтвержденная соответствующим решением суда и выданным на основании данного решения свидетельством о смерти. В том случае, если решением суда объявлена (определена) дата смерти гражданина (в соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ), то именно с этой даты наследство считается открывшимся и именно с этой даты действия потенциальных наследников такого гражданина, направленные на принятие наследства, будут считаться фактическим принятием наследства. Так, Верховный Суд РФ указал: «С учетом вступившего в законную силу решения суда об объявлении Зарва С. В. умершим, содержавшего указание на дату смерти С. В. Зарва — 23 апреля 2001 г., и приведенных выше норм ГК РФ действия М. В. Зарва по несению расходов по содержанию имущества сына после этой даты следует рассматривать как действия наследника по фактическому принятию наследства. К такого рода действиям относится и заключение М. В. Зарва 25 декабря 2002 г. договора доверительного управления имуществом, объектом которого являлась спорная квартира. Таким образом, М. В. Зарва на день смерти сына С. В. Зарва (23 апреля 2001 г.) была жива и совершила действия, свидетельствующие в силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ о фактическом принятии ею наследства после смерти сына. Принятое после смерти М. В. Зарва наследство (в частности, спорная квартира) признается принадлежащим ей в соответствии с положениями п. 4 ст. 1152 ГК РФ со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество» <14>. ——————————— <14> См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. N 5-В11-87 // СПС «КонсультантПлюс».
Поскольку с моментом открытия наследства связывается такое правовое последствие, как начало течения срока для принятия наследства, то и осведомленность именно об этом моменте обусловливает возможность восстановления срока для принятия наследства <15>. ——————————— <15> См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 марта 2011 г. по делу N 33-2811/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
——————————————————————