О концептуальных основах кодификации гражданского законодательства в Китайской Народной Республике и Российской Федерации
(Фоков А. П.) («Гражданское право», 2012, N 3)
О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ КОДИФИКАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
А. П. ФОКОВ
——————————— <*> Fokov A. P. On the conceptual foundations of the codification civil legislation in the people’s republic of China and the Russian Federation.
Фоков Анатолий Павлович, заведующий отделом сравнительного правоведения Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор.
Статья посвящена анализу научных представлений о концептуальных основах кодификации гражданского законодательства в Китайской Народной Республике и Российской Федерации и о перспективах унификации международного сотрудничества стран.
Ключевые слова: Конституция, Китайская Народная Республика, Российская Федерация, судебная власть, гражданское законодательство, проект Гражданского кодекса, зарубежный опыт, судебная практика.
The article is devoted to the analysis of scientific ideas about the conceptual foundations of the codification of civil law of the people’s Republic of China and in the Russian Federation and on the prospects of unification of the international cooperation of the countries.
Key words: Constitution, people’s Republic of China, the Russian Federation, the judiciary, the civil law, the draft of the Civil code, the foreign experience, the judicial practice.
Современное состояние и развитие гражданского законодательства в Российской Федерации дают основание считать вполне утвердившейся точку зрения <1> о том, что различие задач совершенствования разных институтов и норм отечественного гражданского законодательства предопределило многоплановость содержания Концепции и разноэтапность ее реализации во времени. ——————————— <1> См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. статья А. Л. Маковского. М., 2009. С. 8.
Необходимым условием модернизации Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе совершенствования общих положений и уточнения специальных норм Кодекса (банкротство физических лиц, нормативное обеспечение деятельности юридических лиц, обязательств и многого другого), выступает соблюдение требований международных стандартов. Реформирование гражданского законодательства не требует спешки, особенно когда речь идет о его совершенствовании, а тем более упорядочении институтов и норм в кодифицированном акте с учетом современности и реализации в будущем времени. Достаточно ярким примером этого процесса может служить становление, развитие судебной власти в Российской Федерации. Современная судебная власть в Российской Федерации как ветвь государственной власти по своей вертикали вполне соответствует предъявляемым требованиям международных стандартов. Тем более что принципы коллегиальности и состязательности медленно, но уверенно утверждаются в процессуальном законодательстве, а принятие законов о мировых судах и судах присяжных постепенно приобретает эффективную реализацию их на практике <2>. ——————————— <2> См.: Фоков А. П. Судебная власть в системе разделения властей // Государство и право. 2000. N 10; 2004. N 2; Российский судья. 2009. N 9 и др.
Показательно, что путь, по которому следует Китайская Народная Республика в части реформирования гражданского законодательства, вполне можно соотнести с российским опытом развития его институтов. Безусловно, мир XXI в. в значительной мере отличается от середины XX в., когда в 1949 г. была образована Китайская Народная Республика и институты судебной власти тяготели к советской модели организации, так же как законодательные институты гражданского права. Рецепция (заимствование) социалистического права в Китае, его постепенная модификация под влиянием развития судебной власти в условиях рыночной экономики существенно повлияли на законодательное оформление современного гражданского права Китая. Тем не менее российские и китайские ученые внимательно изучают трансформацию изменений в обществе стран, организации судебной власти и институтов процессуального и материального права, о чем свидетельствуют многочисленные исследования последних лет <3>. ——————————— <3> См.: Бевеликова Н. М. Конституционные основы судебной власти в Китае, Корее и Японии // Законодательство и экономика. 2011. N 3. С. 49 — 56; Вечканова Н. В. Конституционное регулирование личных прав и свобод человека в азиатских государствах Тихоокеанского региона // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 12. С. 7 — 12; Асланов Р. М., Гудошников Л. М., Емельянова Т. М. и др. Как управляется Китай (How China is governed): эволюция властных структур Китая в конце XX — начале XXI в.: Монография / Под ред. М. Л. Титаренко. М., 2004; Келимбердин Б. М. Основы конституционного права Китайской Народной Республики: Учеб. пос. М., 2002; Клеандров М. И. Правовая и судебная системы современного Китая (и некоторые сопоставления их с российскими) // Ученые записки Института государства и права. Тюмень, 2008. Вып. 9. С. 6 — 35; Лимэй Юй. Законодательство КНР и Пакты о правах человека // Юрист-международник. 2004. N 1; Лимэй Юй. Пакты о правах человека и их имплементация в КНР: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004 и др.
При последней Цинской династии (1644 — 1911) Китай имел два систематизированных свода законов, один из которых относился к гражданскому, уголовному и семейному праву. По форме этот свод законов (Дацин люйли) представлял собой сборник огромного числа казусов. Основанный преимущественно на германском и японском законодательстве, Гражданский кодекс Китая, включающий гражданское и торговое право, вступил в силу в 1929 — 1931 гг. и просуществовал до образования КНР в 1949 г. Впоследствии начиная с 1979 г. были заново кодифицированы основные отрасли права (единый УК и УПК), а в 1986 г. приняты Общие положения гражданского права <4>. ——————————— <4> См.: Правовые системы стран мира. Энциклопедический словарь / Под ред. д. ю.н., проф. А. Я. Сухарева. М., 2000. С. 322 — 323.
С того времени и на сегодняшний день создание современного гражданского законодательства осложняется тем фактом, что нет четкой конечной модели «социализма с китайской спецификой», но желание его модернизации, как и в России, приобретает приоритет в государственной политике. Многие международные наблюдатели отмечают, что китайско-российские отношения в области эффективного усовершенствования институтов гражданского права приобретают новый формат общения на уровне международных мероприятий. Как отмечает посол КНР в России Ли Хуэю, увеличение товарооборота двух стран к 2015 г. до 100 млрд. США, а до 2020 г. — до 200 млрд. США, увеличение инвестиций в экономику, укрепление сотрудничества в иных сферах <5>, в том числе и правовой, приобретают характер взаимных активных консультаций по формированию нового гражданского законодательства под влиянием развития судебной практики. ——————————— <5> См.: Российская газета. Приложение. Спецвыпуск. Китай. N 209(5585). 2011. 20 сент. // URL: www. rg. ru.
Достаточно отметить, что в последние годы китайские ученые и судьи стали частыми гостями на международных мероприятиях в России, где происходит активное обсуждение новой модели Гражданского кодекса в условиях усовершенствования судебной власти и процедур рассмотрения как гражданских, так и хозяйственных споров <6>. ——————————— <6> См.: Фоков А. П. О юбилее арбитражных судов и международной конференции «Участие судебной власти в развитии гражданского права» // Российский судья. 2011. N 9. С. 2 — 3; Ван Чжихуа. Судебные разъяснения в развитии гражданского права // Российский судья. 2012. N 4.
Особенно важно, что на международной конференции «Участие судебной власти в развитии гражданского права», прошедшей в России (г. Москва, 26 февраля 2012 г.), участники китайской делегации — правоведы отмечали, что в России и Китае реформа гражданского законодательства происходит под воздействием формирования единой судебной практики в условиях рыночной экономики. В то же время особенности страны и традиции не позволяют в полном объеме использовать опыт России, которая предложила новый унифицированный текст Гражданского кодекса в условиях вступления в ВТО. Следует отметить, что в Китае, как и в России, судебная власть — это особая форма деятельности государства, осуществляющая свои властные полномочия специально созданными государственными органами — судами — в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений. Уважение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его безопасности, компенсация, ответственность должностных лиц, виновных в нарушении прав граждан, — важнейшие принципы, на основе которых возможно плодотворное взаимодействие государства и граждан в рамках судоустройства Китая и Российской Федерации. Судебная власть, как и любая форма государственной власти, имеет свои особенности как в Китае, так и в России. Она осуществляется специально созданными органами — судами, которые составляют единую судебную систему, на основе и строго в соответствии с процессуальным законом; выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается государством; правосудие осуществляется с участием представителей народа. Судьи судов в Китае избираются или назначаются народными собраниями и занимают свою должность не более двух пятилетних сроков. Председателя Верховного народного суда избирает Всекитайское собрание народных представителей (далее — ВСНП), его членов — Постоянный комитет (далее — ПК). Народные заседатели избираются местными жителями (народными собраниями) или назначаются судьями. Рассмотрение дел в Китае, как правило, коллегиальное, но все больше набирает обороты практика рассмотрения несложных гражданских дел и мелких уголовных дел одним судьей, как это происходит в России с участием мировых судей. Как полагают ученые и судьи Китая, современное развитие общества и влияние рыночных отношений в стране и за рубежом все более способствуют увеличению роста гражданских и хозяйственных споров в судах при обширной базе гражданского законодательства и судебных разъяснений. В этой связи в Китае все больше набирают обороты не только дискуссии, но и прямые обращения к политическому руководству страны о пересмотре отдельных законодательных актов на государственном уровне, оценке судебных усмотрений по различным категориям гражданских и хозяйственных дел, рассматриваемых судами. Все указанное — предпосылка возможной кодификации гражданского законодательства в Китае. Тем более что данная деятельность ученых урегулирована политическим руководством страны. Как отмечают китайские ученые-цивилисты <7>, первый кодифицированный Гражданский кодекс был осуществлен гоминдановским правительством в 1929 — 1931 гг., построен по модели швейцарской кодификации и с некоторыми изменениями и дополнениями действует до настоящего времени только на Тайване. ——————————— <7> См.: Лю Цзюнь Пин. Кодификация гражданского законодательства в Китайской Народной Республике: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 4 — 6.
В то же время в Китайской Народной Республике положения Гражданского кодекса, как и всего прежнего гоминдановского законодательства, с 1949 г. на территории страны не действуют. По мере продвижения страны к рыночной экономике «с китайским лицом и особенностями традиций» потребности судебной практики по гражданским и административным делам заставляют политическое руководство все более задумываться о выработке кодифицированного Гражданского кодекса и усовершенствовании его институтов и норм. Так, в декабре 1956 г. в КНР был подготовлен проект кодифицированного Гражданского кодекса, но его текст так и остался в забвении. Только после 3-го пленума Центрального комитета Коммунистической партии Китая 11-го созыва в 1978 г. вновь была создана рабочая группа по разработке нового проекта Гражданского кодекса. В нее вошли десять правоведов из числа университетских профессоров, судей Высшего народного суда и сотрудников Госсовета по экономике и Госплана. Как отмечает ученый Лю Цзинь Пин <8>, в выработке текста Гражданского кодекса принимали участие известные ученые-цивилисты: Цзян Пин, Ван Цзяфу, Юн Нэнбинь, Лин Цзэньн, но учитывая, что в начале 1980-х годов Китай все еще оставался страной с плановой экономикой, то и этим материалам не суждено было воплотиться в кодифицированном законодательном акте. ——————————— <8> См.: Там же. С. 5.
Начало осуществления политики реформ и открытости привело к появлению новых политических, экономических и социальных условий, подлежащих учету в ходе работ по кодификации гражданского законодательства в КНР. Применительно к современным условиям задача разработки проекта нового Гражданского кодекса была сформулирована после изменений и дополнений, внесенных в 2004 г. в Конституцию КНР 1982 г. Как полагают китайские ученые-цивилисты, современные требования судебной практики, закрепленные в Конституции страны ценности естественного права, необходимость учитывать принципы, нормы и положения международного права — основа принятия кодифицированного Гражданского кодекса. Современная политика реформ в Китае и открытость заставляют ученых-цивилистов при выработке текста Гражданского кодекса обращаться к иностранному опыту, в частности к кодифицированному гражданскому законодательству России, Франции, Германии, Венгрии, Чехии и других стран. В то же время при единой концептуальной основе, принятой в Китае в конце октября 2003 г. на 3-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва, деятельность по выработке Гражданского кодекса проводится одновременно несколькими группами проектантов. Результатом этой деятельности стали новые законодательные акты в сфере гражданского законодательства: 1) Закон КНР о вещном праве, или Закон о собственности, принят 5-й сессией ВСНП 10-го созыва в 2007 г.; 2) Закон КНР «О деликтной ответственности» принят на 12-й сессии ВСНП 11-го созыва 26 декабря 2009 г. Неудивительно, что, проходя процедуру вступления в ВТО, Китай вынужден был внести многочисленные изменения в законодательство о защите интеллектуальной собственности, об иностранных инвестициях в соответствии с требованиями ТРИПС и ТРИМС. Многочисленные и масштабные изменения в законодательстве, огромный массив толкований и правил применения законодательных норм поставили Китай перед необходимостью обеспечивать точное и последовательное их применение, их прозрачность, что надежнее всего достигается гражданско-правовой кодификацией. Важно также учитывать, что такая кодификация, обеспечивая единообразное и эффективное регулирование имущественных и неимущественных отношений в экономическом обороте, облегчает защиту частных интересов каждого конкретного человека в огромной стране. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что судебные установления (разъяснения) Верховного народного суда Китая максимально ускоряют деятельность рабочих групп по выработке окончательной редакции Гражданского кодекса. Примером могут служить постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые, давая разъяснения в сфере практики применения судами норм гражданского права, послужили неотъемлемой частью последней редакции проекта Гражданского кодекса РФ <9>. ——————————— <9> См.: проект ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую ГК РФ, а также отдельные законодательные акты РФ» // URL: www. arbitr. ru.
Ученые-цивилисты Китая, входящие в рабочие группы по подготовке кодифицированного Гражданского кодекса Китая, очень внимательно следят за продвижением усовершенствованного проекта нового Гражданского кодекса России и тем самым модифицируют свой законопроект. Действительно, проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовлен Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и представлен Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву 31 января 2012 г. после доработки в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 17 октября 2011 г. Проект разработан в целях и в порядке реализации Концепции развития гражданского законодательства, подготовленной в соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и одобренной 7 октября 2009 г. решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на заседании, которое проходило под председательством Президента. До этого Концепция была полностью опубликована и прошла широкое обсуждение в печати и на различных форумах. Предлагаемые изменения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) основаны на положениях упомянутой Концепции и Указа от 18 июля 2008 г. При подготовке предложений об изменении ГК принималась во внимание прежде всего обширная практика его применения, в первую очередь судами, и учитывалось действующее за рубежом регулирование. Первоначальная редакция проекта была размещена на сайтах Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и обсуждалась на нескольких международных научно-практических конференциях, в Минэкономразвития России, а также на ряде других встреч и совещаний. Помимо этого, разделы проекта направлялись на заключение ведущим отечественным и иностранным специалистам (из Австрии, Германии, Нидерландов и в том числе Китая), что, бесспорно, способствовало активизации законотворческой деятельности в России и Китае. Поступившие отклики свидетельствуют в целом о поддержке основных положений проекта. Высказанные отдельные замечания были проанализированы и во многом учтены. Проект в первоначальной его версии был представлен Президенту Российской Федерации 30 декабря 2010 г., после чего по поручению Президента Российской Федерации он обсуждался в различных министерствах и ведомствах, а также на специально посвященных этому вопросу совещаниях у Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалова, у Министра экономического развития Российской Федерации Э. С. Набиуллиной. Доработанный с учетом состоявшихся обсуждений проект был представлен Президенту Российской Федерации 16 мая 2011 г., после чего по поручению Президента Российской Федерации он повторно дорабатывался рабочей группой, образованной в соответствии с этим поручением Министром юстиции Российской Федерации А. В. Коноваловым, в состав которой вошли специалисты Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Минюста России, Минфина России, Минэкономразвития России, Федеральной службы по финансовым рынкам, других федеральных министерств и ведомств, Центрального банка России, а также рабочей группы по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации. Замечания и предложения, поступившие от Минэкономразвития России, других федеральных министерств и ведомств, а также от рабочей группы по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, в ходе вышеупомянутых совещаний были детально обсуждены и учтены в виде ряда компромиссных решений, нашедших отражение в тексте проекта. Следуя Концепции развития гражданского законодательства, проект предусматривает внесение изменений в части первую, третью (за исключением раздела V «Наследственное право») и четвертую ГК РФ, а также в некоторые главы части второй Кодекса (так называемые финансовые сделки). Содержание и объем предусмотренных проектом изменений и дополнений Кодекса позволяет рассматривать его как проект существенной модернизации Гражданского кодекса РФ, прежде всего его первой части, содержащей наиболее общие и принципиальные положения российского гражданского права. Для того чтобы введение в действие законопроекта не создало для участников гражданского оборота в их деятельности неоправданных препятствий и трудностей, предусмотрены подробные переходные положения (ст. 8 проекта). Вступление в силу законопроекта предполагается по истечении некоторого переходного периода. Перерегистрации ранее созданных юридических лиц и переоформления прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, не потребуется. При регистрации изменений, вносимых в связи с принятием законопроекта в учредительные документы юридических лиц, не будет взиматься государственная пошлина. В современном Китае уже имеется солидная основа для выработки окончательного кодифицированного текста Гражданского кодекса, и опыт России, безусловно, будет максимально использован страной «с лицом китайского социализма». Уже сегодня в кодифицированный Гражданский кодекс Китая могут войти: Основные положения гражданского права (1986 г.), Закон о договорах (1999 г.), Закон о вещных правах (2005 г.), Закон о гарантиях (1996 г.), Закон о браке (1980 г.), Закон о наследовании (1985 г.), Закон о патентах (2000 г.), Закон о товарных знаках (2011 г.), Закон об авторских правах (2010 г.) и многие другие законодательные акты. Общая и Особенная части Гражданского кодекса Китая вполне могут системно отражать современные новации Гражданского кодекса России. В кодифицированный Гражданский кодекс Китая должны войти и законодательные акты коммерческого (торгового) права: Закон о компаниях (1993 г.), Закон о банкротстве предприятий (1986 г.), Закон о векселях (1995 г.), Закон о страховании (1995 г.), Закон о морском судоходстве (1992 г.) и иные законоположения <10>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья В. Е. Варавенко «Традиции и новации в коллизионно-правовом регулировании договорных обязательств в международном частном праве Китая» включена в информационный банк согласно публикации — «Международное публичное и частное право», 2010, N 1. —————————————————————— <10> См.: Варавенко В. Е. Традиции и новации в коллизионно-правовом регулировании договорных обязательств в международном частном праве Китая // URL: http:// www. law. nus. edu. sg/ asli/ pdf/ WPS002.pdf.
Концептуально основные институты будущего Гражданского кодекса КНР представлены блоками законодательных актов, как это принято и в ГК РФ, например юридические лица, право собственности, обязательства, наследование, положения о браке и семье. Как отмечают ученые-цивилисты КНР <11>, наибольшее внимание в проекте кодифицированного ГК уделено институтам: обязательственного права, земельного права, о юридических лицах и смежных с ними положениях, концептуальные представления китайских правоведов о котором претерпели изменения под заметным влиянием ученых-цивилистов России (проф. В. В. Витрянского <12>, С. А. Боголюбова <13>, проф. Е. А. Суханова <14>, проф. Ю. К. Толстого <15> и иных). ——————————— <11> См.: Лю Цзинь Пин. Построение гармоничного общества в КНР и кодификация китайского гражданского права // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2008. N 2. С. 72 — 75; Он же. Охрана произведений иностранных авторов в Китае // Сравнительное право и проблемы частноправового регулирования: Материалы научн. конф. (Москва, 25 января 2006 г.). М., 2006. Вып. 6. С. 126 — 128; Он же. Кодификация гражданского законодательства в Китайской Народной Республике // Вопросы гуманитарных наук. 2010. N 6. С. 98 — 100 и др. <12> См.: Витрянский В. В. Некоторые основные положения Концепции развития гражданского законодательства об обязательствах // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 13 — 25. <13> См.: Боголюбов С. А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 38 — 46. <14> См.: Суханов Е. А. О Концепции развития законодательства о юридических лицах // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 5 — 12. <15> См.: Толстой Ю. К. О Концепции развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 31 — 37.
Так, в Китае при разработке проекта ГК об обязательственном праве ученые-разработчики все более склоняются к опыту Германии <16> и Нидерландов <17>, что более соответствует позиции проф. В. В. Витрянского о том, что предлагаемые в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации изменения и дополнения раздела III ГК РФ «Общая часть обязательственного права» не носят радикального характера. ——————————— <16> См.: Гражданское уложение Германии. М., 2004. <17> См.: Гражданский кодекс Нидерландов. Кн. 2, 3, 5, 6 и 7. Лейден, 1996.
При подготовке соответствующей части названной Концепции имелось в виду, во-первых, устранить пробелы в правовом регулировании обязательств и договоров, во-вторых, по возможности учесть достижения зарубежных законодательств (прежде всего, результаты реформы германского обязательственного права 2002 г.) и международного частного права последних 15 лет после принятия части первой ГК РФ. В современных условиях развития общественных отношений в России, как и в Китае, невозможно не использовать положительный опыт зарубежного законодательства об обязательствах, но при этом нельзя не учитывать и сложившиеся традиции, обычаи народов. Так, показательно отмечает проф. В. В. Витрянский <18>, что в дореволюционном российском гражданском праве принцип полного возмещения убытков, причиненных нарушением обязательства, определялся довольно простой и емкой формулой, которую и следует применять в настоящее время. ——————————— <18> См.: Витрянский В. В. Указ. соч. С. 14.
Действительно, в материалах редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения России имеется комментарий к ст. 1654 книги V проекта Гражданского уложения, предусматривающей, что «вознаграждение за убытки состоит в возмещении как понесенного верителем ущерба в имуществе, так и той прибыли, какую веритель мог бы получить в обыкновенном порядке вещей, если бы обязательство было надлежащим образом исполнено». А в комментарии суть принципа полного возмещения убытков выражена следующими словами: «Определение вознаграждения, причитающегося верителю с должника за убытки, понесенные вследствие неисполнения обязательства, имеет целью поставить верителя в то имущественное положение, в каком он находился бы, если бы обязательство было исполнено» <19>. ——————————— <19> Гражданское уложение: Проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения. Т. 2 / Под ред. И. М. Тютрюмова. СПб., 1910. С. 250.
Впоследствии данные рассуждения послужили основанием для включения в книгу V проекта Гражданского уложения соответствующей нормы. При выработке окончательного текста проекта ГК РФ в какой-то мере указанные положения об обязательствах учтены, но реалии современной рыночной экономики и множественность обязательственных внутригосударственных и международных обязательств не дают ясного, четкого толкования этого института гражданского права в силу его видоизменяемости во времени и пространстве. Китайские ученые-цивилисты все указанное прекрасно понимают и терпеливо работают в данной области гражданского права, все более вникая в практическую плоскость правоприменения норм китайскими судами, оперируя зарубежным опытом. В спорах рождается истина, и это прекрасно понимают китайские ученые-цивилисты, когда внимательно следят за продвижением законопроектной деятельности отдельных институтов гражданского права в России. Особенно когда это касается нормативного обеспечения деятельности юридических лиц или обязательственного права. Так, ученый Лю Дзюнь Пин <20> не согласен со своими коллегами в том, как представлено содержание раздела о деликтном праве в проекте Гражданского кодекса Китая. ——————————— <20> См.: Лю Цзюнь Пин. Кодификация гражданского законодательства в Китайской Народной Республике. С. 17.
«Право деликтной ответственности, — утверждает он, — отличается от ответственности, так как порождает обязательство, в котором заключается санкция, действию которой подвергается причинитель вреда. Что касается института гражданской ответственности, — полагает Лю Дзюнь Пин, — то он касается и деликта, и нарушения договора». Бинарность в трактовке деликта, — и как источника обязательств, и как фактора возникновения ответственности — стала, по мнению ученого, результатом занятия Комиссией по законодательству КНР ПК ВСНП компромиссной позиции между этими двумя концепциями. Ученый Лю Дзюнь Пин, так же как и ученые в России, дискутирует по вопросу соединения в Гражданском кодексе норм гражданско-правового и торгово-правового содержания. Вопрос о том, будет ли в Китае отдельный кодифицированный торговый кодекс, отличный от Гражданского кодекса, до настоящего времени спорный и не отвечающий китайской законотворческой традиции, ведущей свое начало от эпохи династии Дин. Для китайского ученого несомненно, что традиции прошлого имеют большое значение, и в ходе текущей работы по кодификации гражданского законодательства в Китае, по его мнению, Комиссия по законодательству КНР ПК ВСНП не намерена принимать отдельный торговый кодекс в КНР. В 2011 г. в Китае официально было провозглашено, что социалистическая правовая система, обладающая китайской спецификой, уже создана. Тем не менее роль судебных разъяснений Верховного народного суда в Китае наряду с целостной системой законодательных актов в Китае — основа принятия в будущем Гражданского кодекса. Неудивительно, что научные исследования в области совершенствования отечественного гражданского законодательства китайские ученые-цивилисты и судьи очень активно проводят на российской земле, в научных центрах и вузах России. Так, Лю Дзюнь Пин <21>, рассматривая исторические этапы разработки проекта Гражданского кодекса КНР, полагает, что политическое руководство страны в 2007 г. <22>, руководствуясь Конституцией <23> и здравым смыслом, а в России — в соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» <24>, приняло правильное решение об активизации законодательного процесса по разработке и принятию новы х кодифицированных гражданских актов. ——————————— <21> См.: Там же. <22> См.: Выступление Председателя КНР Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК // Жэньминь жибао. 2007. 16 окт. <23> См.: ст. 18 Конституции КНР 1982 г. (в ред. 2004 г.). <24> См.: Собрание законодательства РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3482.
Председатель КНР Ху Цзиньтао накануне 2012 г. в своем обращении к народу «Мир, развитие и сотрудничество» выразил пожелание о неизменности «социализму с китайской спецификой», а также твердо претворять в жизнь концепцию научного развития общества и тем самым стремиться к балансу путей развития между стабильным экономическим ростом и инфляционными процессами, прилагать усилия для улучшения жизни населения <25>. ——————————— <25> См.: Обращение Председателя КНР Ху Цзиньтао к народу накануне 2012 г. // Российская газета. Специальное приложение. Дыхание Китая. N 12(5685). 2012. 23 янв.
Таким образом, в современном Китае политическое руководство страны намерено и далее использовать науку и практику в жизни страны, что должно помочь сформировать целостную гражданско-правовую систему с унификацией и кодификацией гражданского законодательства в ближайшее время.
——————————————————————