Безопасность в свете философско-религиозных концепций

(Иванов И. С., Серегина А. А.)

(«История государства и права», 2013, N 20)

Текст документа

БЕЗОПАСНОСТЬ В СВЕТЕ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

И. С. ИВАНОВ, А. А. СЕРЕГИНА

Иванов Иван Сергеевич, начальник управления правового регулирования противодействия преступности Договорно-правового департамента МВД России, кандидат юридических наук.

Серегина Анна Александровна, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Российского государственного социального университета, кандидат психологических наук.

В статье рассматриваются вопросы безопасности с точки зрения философской науки и религии. Проводится анализ различных философских идей, начиная с античности по настоящее время. Показаны различные точки зрения известных философов на достижение человеком безопасности.

Авторами делается вывод о том, что реализация безопасности человека находит свое объяснение в появлении религиозного мировоззрения. С помощью веры в бога происходит устранение различных страхов. Кратко проанализированы основные мировые религии по вопросу обеспечения безопасности. Делается вывод о том, что вопросы обеспечения безопасности актуальны для человечества с момента его зарождения и имеют глубокие религиозно-философские корни.

Ключевые слова: безопасность, философия, религия.

Safety in the light of philosophical and religious concepts

I. S. Ivanov, A. A. Seregina

The various points of view of known philosophers on achievement by the person of safety are shown. The analysis of various philosophical ideas, since antiquity to the present is carried out. The various points of view of known philosophers on achievement by the person of safety are shown.

Authors also draw a conclusion that realization of safety of the person finds the explanation in emergence of religious outlook. Elimination of various fears and finding of safety happens to the help of belief in god. The main world religions are analyzed briefly concerning safety. The conclusion is that safety issues are relevant to humanity since its inception and have deep religious and philosophical roots.

Key words: security, philosophy, religion.

Понятие безопасности с глубокой древности и по настоящее время рассматривается в различных областях знаний, а проблема рассмотрения вопросов безопасности имеет межотраслевой характер [21]. Так, понятие «безопасность» является объектом пристального внимания и исследования не только в юриспруденции, но в философских, религиозных и других учениях.

С глубокой древности и по сей день перед человеком неизменно встает проблема обеспечения собственной и общественной безопасности. Этот вопрос очень волнует всех людей без исключения, т. к. инстинкт самосохранения ставит перед человечеством главную задачу жизни — выживание вида. На заре истории и в недалекую бытность это было отражено в различных философских суждениях. Рассмотрим некоторые философские идеи, раскрывающие понятие безопасности, начиная с античности.

Так, Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, идею безопасности рассматривает в свете идеалистического понимания мира. Анализируя дуализм души и тела, Платон утверждает, что тело смертно, а душа — бессмертна. Она не способна погибнуть и не поддается негативному влиянию, поэтому находится в безопасности. «Раз что-то не гибнет ни от одного из этих зол — ни от собственного, ни от постороннего, то ясно, что это непременно должно быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно существует, оно бессмертно» [16]. Однако опасность может подстерегать человека в том случае, если он не заботится о своей душе: «Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем своей жизнью, но на все времена, и, если кто не заботится о своей душе, впредь мы будем считать это грозной опасностью» [17]. Заботиться о душе можно, воспитывая такие черты характера, как идейность и мужественность.

Кроме безопасности души, Платон развил идею о государственной безопасности. По его мнению, люди могут чувствовать себя в соответствующем состоянии только при условии существования сильного государства. Как и отдельный человек, государство должно соответствовать критериям идейности и мужественности. «Мужественным государство бывает лишь благодаря какой-то одной своей части — благодаря тому, что в этой своей части оно обладает силой, постоянно сохраняющей то мнение об опасностях — а именно, что они заключаются в том-то и том-то, — которое внушил ей законодатель путем воспитания» [16. С. 219]. Силовой структурой государства Платона является сословие стражей, а «в качестве самых тщательных стражей следует ставить философов» [16. С. 309].

Таким образом, обеспечение безопасности сограждан рассматривается Платоном в качестве важнейшей задачи философской деятельности: «В жизни, где все течет, нет никакой уверенности, никакой безопасности. Я, говорит Платон, готов помочь им» [18].

Идеи безопасности отражаются и в философии Эпикура — древнегреческого философа, основателя эпикуреизма в Афинах. Его девиз: «Живи уединенно!». Общество, по Эпикуру, возникает из договора между живущими уединенно и руководствующимися естественным правом людьми. Заключен он с целью непричинения друг другу вреда [19].

Важный принцип безопасности, по мнению философа, это жизнь на собственной территории, не претендуя на границы другого, и умение выстраивать взаимовыгодные отношения с соседями: «Кто смог достичь полной безопасности от соседей, те, полагаясь на нее с уверенностью, живут друг с другом в наибольшем удовольствии и насладившись самой полной близостью…» [9]. Только в таких условиях, по мнению Эпикура, человек может чувствовать себя в безопасности и, соответственно, получать удовольствие от жизни.

Таким образом, человек может чувствовать себя соответственно только вдали от других людей, живя в покое и безмятежности, не стремясь к известности и подвигам: «Безопасность от людей до некоторой степени достигается с помощью богатства и силы, на которую можно опереться, вполне же — только с помощью покоя и удаления от толпы» [9]. Публичность и героические поступки, по мнению Эпикура, бессмысленны. Базовое правило безопасности в его учении — это жить незаметно. Он призывает человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями. Также призывает не бояться смерти: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти еще нет, когда она приходит, то нас уже нет» [9].

Философские взгляды на проблему безопасности отражены у римского философа-стоика Сенеки. Сенека, несмотря на то что ему и его жене пришлось покончить жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни, все же возлагает на философию большие надежды с точки зрения безопасности. Он считает, что философия — это дорога к ней: «Укройся, насколько сможешь, в философии: она тебя спрячет в объятиях, в ее святилище ты будешь или в полной, или в большей безопасности» [13. С. 4]. Только занятия философией помогут сформировать у человека определенный взгляд на жизнь, с помощью которого «…каждый знает, куда он идет и откуда взялся, что для него хорошо, что плохо, чего он ищет и чего избегает, что есть разум, отличающий то, к чему должно стремиться, от того, чего следует бежать…» [13. С. 6 — 7]. Сенека считает, что сомневающийся в необходимости философии человек рано или поздно придет к ней: «Но, когда живших безопасно испытает какое-нибудь бедствие, тогда и будет вырвано у них позднее признанье» [13. С. 6 — 7].

Кроме античных мыслителей, идеи безопасности были проанализированы и в эпоху Нового времени. Так, выдающийся английский философ Т. Гоббс полагает, что естественное состояние человечества — это война всех против всех, результатом которой является уничтожение друг друга. Стремление к войне — это естественное состояние человека. Обезопасить общество можно лишь при заключении так называемого общественного договора, который предусматривает ограничение прав и свобод граждан в пользу государства.

В своей теории Т. Гоббс делает акцент на том, что именно страх объединяет людей в общество, индивидуальные члены которого ради собственной безопасности передают всю ответственность за собственную защиту власти, отказываясь, в свою очередь, от индивидуальных мер защиты и самостоятельного отстаивания своих прав. Без такого договора общество превратилось бы в дикую, агрессивную среду, в которой никто не мог бы чувствовать себя в безопасности.

Таким образом, по мнению Т. Гоббса, государственная власть необходима для общего блага. «Государство есть единое лицо, ответственным за действие которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты» [8].

Г. Гегель, известный немецкий философ, в своем труде «Философия права» [6] также освещает вопросы безопасности. Автор утверждает, что данную функцию должно выполнять государство, которое является, по мнению Г. Гегеля, наивысшей субстанцией: «…защита и обеспечение жизни и собственности индивидов в качестве единичных не есть необходимо его субстанциальная сущность; государство есть то наивысшее, которое притязает на саму эту жизнь и собственность и требует, чтобы они были принесены в жертву» [6. С. 148]. Философ считает, что безопасность государства превыше всего и «безопасность отдельного человека гарантирует целое» [9].

Философские концепции безопасности широко освещены и в настоящее время. Особая роль принадлежит исследованиям таких видов безопасности, как экономическая, продовольственная, криминогенная и т. д. В последние годы появилось множество философских исследований, посвященных таким новым видам безопасности, как экологическая и информационная. В результате глобализации мировых процессов стала развиваться философия глобальной безопасности.

Вопросы реализации безопасности человека находят свое объяснение в появлении религиозного мировоззрения. Существуют разные гипотезы, объясняющие зарождение религии как формы индивидуального и общественного сознания. Одна из них была высказана римским философом Лукрецием, который утверждал в своем единственном сочинении «О природе вещей» [12], что идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы, что «страх создал первых богов», этому же способствовало и незнание законов природы. Из всех печалей самым ужасным, по Лукрецию, является страх смерти. Желание обрести бессмертие сыграло ключевую роль в появлении религии.

Идея устранения страха через веру и обретение безопасности получила свое дальнейшее развитие в эпоху Нового времени. Так, Б. Спиноза писал: «…так как люди часто попадают в столь затруднительное положение, что не могут составить себе никакого плана, и так как они из-за сомнительных благ фортуны, безмерно желаемых ими, большею частью находятся в жалком колебании между надеждою и страхом, то поэтому в большинстве случаев они чрезвычайно склонны верить чему угодно. Итак, страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается» [15].

Значительный вклад в развитие представлений о причинах зарождения религии внес немецкий философ Л. Фейербах. В своих «Лекциях о сущности религии» он отстаивал позицию о том, что основой религии является чувство зависимости [20]. При этом, не отрицая роли страха в возникновении религии, Л. Фейербах трактовал его как самое распространенное и самое бросающееся в глаза проявление чувства зависимости [20].

Расширяя нашу гипотезу, можно привести высказывание А. Ф. Анисимова: «…Религиозная форма отражения реальной жизни обусловлена, в свою очередь, социально — чувством бессилия человека в борьбе с природой, в классовых обществах — чувством бессилия перед социальным гнетом» [2. С. 34].

О социальных корнях религии говорили и классики научного атеизма в эпоху развитого социализма. Они считали, что «…из-за низкого развития производительных сил люди не располагали источниками регулярного получения необходимых средств существования… Это порождало у человека сознание своей полной зависимости от сил природы и представление о последних как о стоящих над ним и имеющих сверхъестественный характер. Именно в неразвитости общественного производства заключены социальные корни религии…» [14. С. 37].

Таким образом, анализируя точки зрения философов и современных ученых по поводу религиозного сознания, а также учитывая собственное мнение по данному вопросу, мы приходим к выводу о том, что обращение человека к религии обусловлено наличием определенных мотивов, одним из которых является обеспечение безопасности личности, ее защита.

В связи с тем, что «уход в религию», по нашему мнению, является способом обеспечения собственной безопасности, считаем необходимым кратко проанализировать основные мировые религии по актуальным для нас вопросам.

Итак, известны три основные мировые религии — христианство, мусульманство, буддизм, каждая по-своему стремится «обезопасить» человека как в духовном, индивидуальном, так и в общественном, социальном плане. Вера в Бога является механизмом обеспечения безопасности человека и общества в целом. Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов. Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности.

В христианстве опасность и безопасность понимаются с позиции добра и зла. Так, данная конфессия предлагает своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира внутрь собственной личности. Грубым плотским удовольствиям противопоставляется аскетизм, а высокомерию и тщеславию — сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Сам Иисус Христос считается Спасителем, а спасение неразрывно связано с процессом духовного обновления. «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» [3].

Христианство призывает думать не только о собственном спасении, спасении своей души, но и молиться об общем спасении. Подчеркивается очистительная роль страдания, т. е. любого ограничения человеком своих желаний и страстей. «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят» [4].

Христианство исходит из того, что человек греховен от рождения и путь к спасению и безопасности лежит через преодоление греха обновлением личности, примирение ее с богом. Среди условий достижения спасения — это обязательное соблюдение библейских заповедей, покаяние, исполнение предписываемых церковью обрядов и др.

В исламе же, как и в христианстве, главная задача — это достижение счастья в вечной жизни. Спасение также играет основополагающую роль, и принятие ислама является его основой. В этой конфессии человек, стремящийся к спасению, обязан неуклонно выполнять целый ряд различных предписаний, включающих обязательные молитвы, соблюдение поста, паломничество к святыням и т. д. В Суре 57 Корана сказано: «Знайте, что Аллах оживляет землю после ее смерти. Мы разъяснили вам знамения, — может быть, вы уразумеете!» [10]. За праведную жизнь верующим обещается вечная безмятежная жизнь в раю.

Безопасность находится во власти Аллаха, которому необходимо молиться как в трудных жизненных ситуациях, так и в благополучии: «А если вы боитесь, то молитесь пешими или конными, когда же вы в безопасности, то вспоминайте Аллаха, как он вас научил тому, чего вы раньше не знали» [10]. Коран учит быть благодарными Богу. Очевидно, что Аллах обладает знаниями, которыми делится с людьми в ситуации опасности, и именно через такие ситуации происходит овладение божественными знаниями.

В буддизме же центральной фигурой является страдание, которое считается постоянным атрибутом человеческой жизни и формой существования индивида. Поэтому необходимость избавления от данной формы существования, т. е. от страдания, с одной стороны, является основополагающим моментом, но с другой стороны — явление абсолютно недостижимое. В рамках этого противоречия и развивается буддизм.

Буддисты утверждают, что причины страдания кроются в самом индивиде, в его воззрениях, в его жажде жизни. Поэтому «спасение» фактически сводится к самосовершенствованию индивида с целью избавления от собственного «Я». В этом заключается основа буддизма. Если нет «Я», следовательно, нет никакой угрозы для «Я». Это и есть путь к безопасности. По мнению буддистов, привязанность к жизни — результат неведения человека. Они считают, что «Я» ложно. Нет такого начала, как «Я».

Каковы же методы достижения безопасности и самоустранения всего личностного в буддизме? Необходима долгая и упорная работа над собой с целью подавления в себе или же удаления из себя различного рода эмоций, чувств, воли, мысли и т. д. Одним из путей к «спасению» и безопасности был «Благородный восьмеричный путь» [1]. Считалось, что если человек придерживается этого Пути, то это поможет ему достичь «спасения» и находиться в вечной безопасности.

«Благородный восьмеричный путь» включает в себя различные факторы, такие как «правильное понимание», «правильное намерение», «правильная речь», «правильные действия», «правильные средства к существованию», «правильное усилие» и «правильная внимательность», «правильное сосредоточение».

«Правильное понимание» — это понимание закона кармы, т. е. закона причины и следствия совершенных поступков. «Правильное намерение» — это мышление, свободное от невежества, недоброжелательности, алчности и жестокости, а также стремление развить чистые и благородные качества ума. «Правильная речь» — это такая речь, которая помогает разрешать конфликтные ситуации и укрепляет решимость человека жить правильной жизнью. Традиционно к проявлениям неправильной речи относят ложь, сплетни и клевету, грубость, ругательства, пустословие. «Правильные действия» — это действия, позволяющие накапливать хорошую карму. Для любого буддиста основными методами накопления хорошей кармы является развитие щедрости по отношению к другим, развитие нравственности и тренировка ума посредством медитации. «Правильные средства к существованию» — обозначают профессии, которые позволяют избегать накопления негативной кармы и создать условия, при которых у человека будет меньшее количество проблем. К неправедным средствам к существованию, помимо различных уголовных способов получения денег, таких как разбой, грабеж, мошенничество, воровство, относят также профессии, связанные с причинением страданий живым существам, в частности профессии мясника или торговца оружием, ядами, алкоголем и наркотиками. «Правильное усилие» — это такое усилие, которое направлено на преодоление помех для практики и на взращивание положительных добродетельных качеств, которые помогают в следовании по Пути. «Правильная внимательность» — это состояние ума, которое позволяет быть максимально осознанным для того, чтобы разрешать возникшие препятствия для практики и следить за тем, чтобы в повседневной жизни и в медитации не развивались негативные состояния сознания. «Правильное сосредоточение» — это буддийская медитация, которая включает в себя методы концентрации и внимательности. Необходимым условием для развития этого фактора является практика всех без исключения предыдущих составляющих Пути.

Исследуя роль религии в обеспечении безопасности для верующей молодежи, О. В. Сучкова на основе специально разработанной методики изучила, каким образом религия выполняет для верующей молодежи обеспечение безопасности. По результатам исследования ею сделаны следующие выводы:

1) молодежь, которая верит в существование Бога, в сотворение им мира, в существование рая, чувствует себя психологически более защищенной, переживает больший эмоциональный комфорт;

2) чем больше у личности молодого человека выражены конфессиональные верования, тем больше он чувствует себя защищенным, выше оценивает свои возможности, у него не выражены страхи. Особенно сильны позитивные чувства к семье, к друзьям, учебной группе: симпатия, доверие, в то же время от вышеназванных групп верующая молодежь в большей степени ожидает помощи, защиты и уважения [5].

Итак, несмотря на различные концептуальные основы основных религий, мы видим много общего в них по предмету обеспечения безопасности личности и общества. Так, в христианстве, исламе и буддизме основная задача — это достижение спасения. В христианстве и исламе спасение означает обретение райского блаженства, в буддизме — достижение нирваны.

Разница в том, что в христианстве и в исламе верующий обращается к Богу за спасением и рассчитывает на помощь Всевышнего в защите от повседневных угроз, а в буддизме верующий погружается в себя и отказывается от всего личностного, от чувств, желаний и потребностей, идентифицируя себя с Буддой.

Таким образом, для верующих религия выполняет важнейшую функцию обеспечения безопасности, как в индивидуальном, так и в социальном плане, и является мощным ресурсом, обеспечивающим защищенность личности. Вопросы обеспечения безопасности актуальны для человечества с момента его зарождения и имеют глубокие религиозно-философские корни.

Литература

1. Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. М.: Республика, 1992. 288 с.

2. Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии. М.; Л., 1967. С. 34.

3. Библия. Псалтирь. Глава 4.

4. Библия. Псалтирь. Глава 11.

5. Баптизм и баптисты: социологический очерк. Минск, 1969.

6. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

7. Гегель Г. Политические произведения. М.: Наука, 1978. С. 241.

8. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1964. Т. 2. С. 197.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. с древнегреческого М. Л. Гаспарова. М.: Мысль, 1986. С. 407.

10. Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. 15-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

11. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия: Учебное пособие. М.: ИФРАН, 2003. 246 с.

12. Лукреций К. О природе вещей / Пер. с лат, вступ. статья и комментарии Ф. А. Петровского. М., 1958.

13. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Пер., ст. и прим. С. А. Ошерова; отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1977. 384 с. (Серия «Литературные памятники»).

14. Основные вопросы научного атеизма / Под ред. проф. И. Д. Панцхава. М., 1966. С. 37.

15. Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 2. С. 7, 8.

16. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. Государство. X книга. 605 с.

17. Платон. Федон // Платон. Сочинения: В 3-х т. М., 1970. Т. 2. С. 81.

18. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. С. 245. Т. I. Чары Платона.

19. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991. 512 с. С. 74 — 92.

20. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 2. С. 519.

21. Иванов И. С., Серегина А. А. Психологические феномены опасности и безопасности в контексте понятия «человек» // Российский следователь. 2013. N 4. С. 44 — 47; Иванов И. С., Серегина А. А. Психологический подход к безопасности защищаемых лиц // Российский следователь. 2012. N 19. С. 41 — 44.

——————————————————————

Название документа