Прокурорский надзор за исполнением законов о защите интересов государства и общества

(Шамшина О. Г.)

("Прокурор", 2012, N 4)

Текст документа

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ЗАЩИТЕ

ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

О. Г. ШАМШИНА

Шамшина О. Г., начальник управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки 11 марта 2012 г. создано управление по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества.

Создание управления обусловлено новыми задачами, поставленными перед органами прокуратуры в рамках проводимого руководством страны курса на укрепление государственности, развитие институтов гражданского общества, расширение сфер хозяйственной и финансовой деятельности, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан.

В состав управления вошли отделы: по надзору за исполнением законов в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов государства и общества; по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности и по надзору за исполнением законов в экологической сфере.

С учетом широты и разноплановости выполняемых входящими в состав управления отделами задач остановимся вкратце на основных направлениях работы каждого из них.

В современных условиях важнейшими задачами органов прокуратуры являются восстановление и защита социальных прав граждан. В связи с этим отделом по надзору за исполнением законов в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации особое внимание уделяется надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения, лекарственного, пенсионного обеспечения, образования, социального страхования.

В связи с нарушениями прав граждан учреждениями здравоохранения, страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами обязательного медицинского страхования при реализации вступившего в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" поднята проблема обязательного медицинского страхования. Отделом совместно со специалистами Росфиннадзора и ФАС России проведены проверки в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) исполнения законодательства об обязательном медицинском страховании граждан, бюджетного законодательства при расходовании средств Фонда, о размещении заказов для государственных и собственных нужд Фонда.

Как показала проверка, в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации ФОМС заключались и оплачивались государственные контракты на исполнение работ, относящихся к должностным обязанностям его работников. Кроме того, сотрудники Фонда, входившие в состав конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения госконтрактов на оказание услуг по повышению квалификации кадров, принимали участие в исполнении таких контрактов в интересах образовательных учреждений, победивших в конкурсах.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не обеспечил должный контроль за соблюдением подведомственными фондами, а также страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования и целевым использованием ими бюджетных средств, не организовал информирование застрахованных граждан об изготовленных полисах через единый портал госуслуг в сети Интернет.

Субъектами Российской Федерации и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в 2011 г. не выполнены в полном объеме условия о софинансировании программ. Бюджетами 17 субъектов Российской Федерации на их софинансирование было предусмотрено лишь 40 - 50% от утвержденной программами суммы, а законами о бюджетах Республик Ингушетия и Калмыкия такие средства не предусматривались.

Размер средств, направленных на указанные цели территориальными фондами обязательного медицинского страхования 18 субъектов Российской Федерации, составлял всего 30 - 50% от суммы, утвержденной программами. При этом бюджетом территориального фонда медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики такие средства совсем не предусмотрены.

Ни одним субъектом Российской Федерации не выполнены все запланированные на 2011 г. мероприятия по реализации программ, а в 44 субъектах Российской Федерации полностью не освоены средства, выделенные на внедрение современных информационных технологий в здравоохранение. Так, в Иркутской области сорван определенный Программой модернизации здравоохранения Иркутской области на 2011 - 2012 гг. срок завершения строительства Восточно-Сибирского регионального онкологического центра в г. Иркутске, начатого еще в 2002 г. Государственным заказчиком - ОГКУ "Управление капитального строительства Иркутской области" принимались и оплачивались фактически не выполненные работы. Несмотря на то что подрядчиком не выполнены работы на сумму свыше 70 млн. руб., госзаказчиком меры к взысканию неустойки и пени в размере 17 млн. руб. не приняты. Прокуратурой Иркутской области материалы проверки по данному факту направлены в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Допускаются нарушения при поставках медицинского оборудования. По причине неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиками обязательств по заключенным департаментом здравоохранения Магаданской области в 2011 г. госконтрактам не поставлено и не введено в эксплуатацию 213 единиц медицинского оборудования на сумму свыше 200 млн. руб. В связи с этим прокуратурой области внесены представления губернатору области и руководителю департамента здравоохранения администрации Магаданской области в связи с допущенными нарушениями бюджетного и гражданского законодательства при проведении капитального ремонта зданий учреждений здравоохранения и организации поставок специализированного медицинского оборудования.

Имели место случаи незаконного взимания с пациентов платы за оказанные медицинские услуги. Прокурорами городов Ангарска, Шелехова, Куйбышевского района г. Иркутска пресечены факты взимания платы за оказание медицинской помощи, которая должна оказываться бесплатно. Незаконно полученные учреждениями здравоохранения денежные средства возвращены пациентам.

По результатам проверки Федерального фонда обязательного медицинского страхования Генеральной прокуратурой Российской Федерации внесено представление Председателю Фонда, а также направлена информация Министру здравоохранения Российской Федерации и информационное письмо прокурорам субъектов Российской Федерации.

Поводом для проведения проверок нередко становятся жалобы граждан на ущемление их конституционных прав. К примеру, в текущем году отделом проведена проверка по обращениям жителей Волгоградской области, больных рассеянным склерозом, не получивших своевременно жизненно необходимый лекарственный препарат "Глатирамера ацетат", отпускаемый по рецептам врачей бесплатно.

Установлено, что причиной сложившейся ситуации явилась допущенная Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации волокита при организации и проведении аукциона на поставку указанного препарата на 2012 г. В результате в Волгоградской области не был сформирован необходимый запас лекарственного препарата "Глатирамера ацетат", что не позволило обеспечить лечение 152 жителей области в соответствии с установленным стандартом медицинской помощи.

По итогам проверки Генеральная прокуратура Российской Федерации внесла представление Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое рассмотрено. Министерством приняты меры по созданию в Волгоградской области необходимого запаса указанного препарата на текущий год и завершению в ноябре 2012 г. процедуры его централизованной закупки на 2013 г.

Многочисленные обращения граждан в органы прокуратуры, Пенсионный фонд Российской Федерации, публикации в средствах массовой информации о нарушениях Закона в деятельности негосударственных пенсионных фондов, а также прошедшие в ряде субъектов Российской Федерации акции протеста против действий отдельных фондов по возмещению убытков от инвестирования средств пенсионных накоплений за счет застрахованных в фондах граждан стали основанием для организации отделом с участием прокуроров субъектов Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам проверки исполнения законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении и обязательном пенсионном страховании в негосударственных пенсионных фондах.

Установлены случаи неправомерного перевода средств пенсионных накоплений граждан из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или из одного фонда в другой в отсутствие их волеизъявления. Значительное количество подобных фактов связано с незаконным использованием работниками НПФ и агентами фондов персональных данных граждан, фальсификацией их подписей на документах, являющихся основанием перевода пенсионных накоплений. В ходе настоящей проверки по материалам прокуроров возбуждено 19 уголовных дел в Ставропольском крае, Вологодской, Волгоградской и Ростовской областях.

Имели место факты незаконного занятия фондами предпринимательской и благотворительной деятельностью, не связанной с негосударственным пенсионным обеспечением, обязательным и профессиональным пенсионным страхованием граждан, являющимися исключительными видами деятельности НПФ.

Выявлены случаи использования имущества фондов в интересах их учредителей для целей, не связанных с пенсионным обеспечением граждан, создания НПФ различными коммерческими структурами для финансирования своей деятельности за счет средств фондов.

Нередко активы и средства пенсионных резервов самостоятельно размещаются фондами в ценные бумаги аффилированных с их учредителями хозяйствующих субъектов.

Фондами допускались нарушения при размещении пенсионных резервов и инвестировании пенсионных накоплений, формируемых для обеспечения их платежеспособности перед участниками и застрахованными лицами по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования соответственно, а также распределения доходов от указанной деятельности.

Повсеместно установлены нарушения при назначении и выплате фондами средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Многими фондами нарушались требования закона при распространении, представлении и обязательном раскрытии НПФ информации и требований к ее содержанию.

Всего по результатам проверки прокурорами выявлено 770 нарушений закона, внесено 115 представлений об их устранении, опротестовано 2 незаконных правовых акта, направлено 1 заявление в суд, объявлено 3 предостережения должностным лицам, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, в органы следствия и дознания направлено 27 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по материалам прокурорских проверок возбуждено 19 уголовных дел.

Во многом выявленные нарушения обусловлены несовершенством действующего законодательства, наличием многочисленных пробелов и коллизий правового регулирования деятельности фондов в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. В связи с этим Генеральная прокуратура Российской Федерации проинформировала Правительство Российской Федерации об итогах проверки и внесла предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования в указанной сфере. Предложения касаются определения обязательств фондов перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами; установления эффективной системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений от результатов инвестирования; совершенствования механизмов контроля за деятельностью НПФ, в том числе за правомерностью перевода средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ или из одного фонда в другой. Кроме того, было предложено поручить ФСФР России активизировать контроль за деятельностью фондов в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования; Роскомнадзору - принять действенные меры, направленные на профилактику и пресечение неправомерных действий НПФ и их агентов при получении и использовании персональных данных застрахованных лиц.

Все более актуальной становится проблема защиты "слабой" стороны в кредитных правоотношениях. Повсеместно прокурорами в организациях, осуществляющих деятельность по взысканию платы с заемщиков, заключивших договоры потребительского кредитования, просроченной задолженности (так называемых коллекторских агентствах), выявляются факты угрозы жизни и здоровью граждан, их запугивания, избиения, вторжения в жилище, распространения порочащих их сведений. В апреле 2010 г. Свердловским районным судом г. Костромы вынесен приговор по ч. 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы) в отношении работников коллекторского агентства, насильно удерживавших гражданина, имевшего задолженность по кредиту.

Незаконно используются коллекторскими агентствами персональные данные граждан. По постановлению прокурора Смоленской области такое агентство привлечено к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ за размещение персональных данных граждан в сети Интернет. Руководителям трех коллекторских агентств прокурором Челябинской области объявлены предостережения в связи с направлением ими гражданам писем с угрозами распространения информации об имеющейся у них задолженности.

Зачастую подобные агентства в своих названиях используют наименования органов государственной власти, названия "частный судебный пристав", "альтернативный судебный пристав", что вводит граждан в заблуждение относительно их статуса. Лишь после вмешательства прокуратуры г. Москвы одно из таких агентств было вынуждено сменить свое название.

В отдельных случаях нарушения прав граждан носят уголовно наказуемый характер. В Кировской области сотрудники коллекторского агентства предлагали гражданам, находящимся в сложном материальном положении, оформить на себя безвозмездные кредиты, обеспечивая их при этом поддельными документами. Всего сотрудниками агентства мошенническим способом были оформлены на граждан кредитные договоры на сумму свыше 30 млн. руб.

В большинстве случаев деятельность коллекторских агентств напрямую связана с неправомерными действиями должностных лиц кредитных организаций, направленными на ущемление прав получателей потребительских кредитов.

Вопреки требованиям Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" лишь после оформления кредита граждане получали информацию о необходимости уплаты большей суммы, чем оговаривалось изначально. Банками в одностороннем порядке изменялись условия, тарифы, процентные ставки по кредиту. Кроме того, указанные организации взимали ряд комиссий, значительно увеличивающих конечную сумму выплат, не информируя об этом заемщиков.

В итоге заемщик оказывается не в состоянии выплатить сумму долга, а банк, действуя исключительно в своих коммерческих интересах, продает кредитные портфели коллекторским агентствам, незаконно передавая при этом сведения о гражданах третьим лицам. Так, в связи с незаконной передачей персональных данных граждан коллекторским агентствам кредитная организация по постановлению прокуратуры г. Москвы привлечена к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ. Аналогичные факты выявлены прокурорами Республик Башкортостан, Коми, Белгородской, Волгоградской, Иркутской, Кировской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской областей, Алтайского, Краснодарского, Пермского краев.

Всего по результатам проверок деятельности коллекторских агентств и кредитных организаций прокурорами вскрыто более 3,5 тыс. нарушений закона, внесено 967 представлений, объявлено 33 предостережения, предъявлено 654 иска, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 645 должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 55 уголовных дел.

О состоянии законности в рассматриваемой сфере проинформирован Председатель Правительства Российской Федерации. Министру экономического развития Российской Федерации направлена информация с конкретными правовыми предложениями по доработке проекта Федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц", соответствующие поручения направлены руководителям Роспотребнадзора и Роскомнадзора. Прокурорам субъектов Российской Федерации указано на необходимость усиления надзора за соблюдением прав граждан в сфере потребительского кредитования.

По поручению Генерального прокурора Российской Федерации отделом проведена проверка сведений, изложенных в статье депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А. Е. Хинштейна "Дырявая кубышка МВД. Новый коррупционный скандал в "обновленной" полиции", в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства при реализации социальных программ в МВД России.

Вопреки требованиям Федерального закона "О полиции" с целью привлечения финансовых средств для реализации благотворительной социальной программы "Социальная работа с детьми из семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие военной травмы, на 2011 - 2013 годы" МВД России обращалось за помощью к коммерческим организациям. За 2011 г. на счета ФГУ "Центр социальных программ Министерства внутренних дел Российской Федерации" и НП "Управление в реализации социально-экономических программ ЦСП МВД России" от этих организаций поступило около 28 млн. руб.

В центре социальных программ комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд не создавалась, социальные программы в течение длительного времени реализовывались на основании договоров, заключенных без проведения торгов в установленном законом порядке; контроль за поступлением и расходованием денежных средств со стороны Министерства отсутствовал.

По итогам проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации Министру внутренних дел Российской Федерации внесено представление. По результатам его рассмотрения нарушения устранены.

Формирование глобальной сети Интернет диктует столь же глобальную задачу создания безопасного интернет-пространства. Проведенное отделом обобщение практики прокурорского надзора показало, что все более широко информационно-телекоммуникационная сеть Интернет используется для размещения запрещенной или ограниченной к распространению информации, это потребовало от органов прокуратуры адекватного противодействия.

Повсеместно в ходе прокурорских проверок выявлены факты размещения в сети Интернет информации, содержащей пропаганду нацизма, насилия, жестокости, детской проституции и порнографии.

В 23 субъектах Российской Федерации прокурорами пресечено распространение в сети Интернет сведений о наркотических веществах, в том числе запрещенных курительных смесей, возможности их приобретения, рекомендациях по изготовлению и использованию.

Пристальное внимание уделяется прокурорами вопросам защиты детей от информации в сети Интернет, наносящей вред их здоровью, репутации и нравственному развитию. Практически во всех регионах России установлено, что в компьютерных клубах, библиотеках, образовательных учреждениях отсутствуют системы контентной фильтрации либо они не обеспечивают полной защиты от доступа к информации, не связанной с образовательной деятельностью, что приводит к бесконтрольному использованию детьми сайтов со сценами насилия и жестокости, порнографией и рекламой наркотиков.

Всего в 2010 - 2011 гг. прокурорами выявлено более 19 тыс. нарушений закона, связанных с противоправным распространением информации в сети Интернет, принесено более 300 протестов, внесено свыше 4 тыс. представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено более 500 лиц, в суды направлено свыше 7 тыс. заявлений, объявлено более 400 предостережений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено около 80 лиц.

Проводимые управлением по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества надзорные мероприятия помогут успешному решению стоящих перед органами государственной власти задач по укреплению демократии, повышению качества и уровня жизни граждан и поддержанию общественного согласия.

------------------------------------------------------------------

Название документа

Интервью: "Борьба с преступностью и правонарушениями в войсках - это предмет каждодневной деятельности военных прокуроров" (интервью с военным прокурором Центрального военного округа Е. В. Ивановым)

("Прокурор", 2012, N 4)

Текст документа

"БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В ВОЙСКАХ - ЭТО

ПРЕДМЕТ КАЖДОДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ ПРОКУРОРОВ"

ИНТЕРВЬЮ С ВОЕННЫМ ПРОКУРОРОМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО

ОКРУГА Е. В. ИВАНОВЫМ

В. Е. СЕЛИВАНОВ

- Евгений Вячеславович, что представляет собой военная прокуратура Центрального военного округа, каковы решаемые ею задачи и какие направления деятельности для Вас особенно важны?

- Военная прокуратура Центрального военного округа самая большая из всех военных прокуратур окружного звена. Военные прокуроры гарнизонов осуществляют надзор за исполнением законодательства в административных границах 29 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского, Уральского и части Сибирского федеральных округов, а также в местах дислокации российских гарнизонов в ближнем зарубежье - на территории Республики Таджикистан и Киргизской Республики. Это 4,5 тысячи километров от Пензы - на западе до Иркутска - на востоке, 10 тысяч километров Государственной границы Российской Федерации, что составляет почти половину всей общей сухопутной границы России с другими государствами, пять часовых поясов.

Размах территории требует от руководителей и всех прокурорских работников четкой организации работы, "быстроты реакции" - оперативного реагирования на поступающую информацию о нарушениях закона.

Генеральным прокурором Российской Федерации Юрием Яковлевичем Чайкой отмечено: "Нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества". Это в полной мере относится и к военной прокуратуре.

Приоритетными направлениями деятельности для нас, как и для всех органов прокуратуры, являются борьба с преступностью, надзор за соблюдением прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей, защита экономических интересов государства, борьба с правонарушениями коррупционной направленности, обеспечение сохранности и поддержание в боеготовом состоянии вооружения и военной техники, противодействие экстремизму и терроризму, вопросы экологической безопасности и исполнения природоохранного законодательства.

Если говорить языком цифр, за 6 месяцев текущего года по требованию военных прокуроров Центрального военного округа было отменено более 900 незаконных правовых актов командования. В интересах государства и граждан заявлено 1200 исков. В результате предпринятых мер удалось вернуть в казну государства 62 млн. рублей. По материалам надзорных проверок возбуждено более 400 уголовных дел, привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 2,3 тысячи должностных лиц.

Для того чтобы добиться в своем деле максимального результата, мы активно взаимодействуем с командованием военного округа, органами безопасности в войсках, военными следственными органами и военными судами и, хочется отметить, находим полное понимание и поддержку.

- Как часто обращаются за помощью в военную прокуратуру и насколько эффективна ее деятельность?

- Как я уже отмечал, вопросы защиты прав граждан были и остаются одной из важнейших задач военной прокуратуры. Упрощенная форма обращения в органы прокуратуры, сроки их разрешения, принятие действенных мер к нарушителям закона чаще всего учитываются гражданами во время выбора правозащитного или иного государственного органа при наступлении самых разных жизненных ситуаций. Только в 2011 г. нами рассмотрено почти 15 тысяч обращений. Большая часть их касается сферы так называемых социальных благ: нарушения при обеспечении положенными видами довольствия, увольнении с военной службы и выделении жилья.

Основная задача, которая стоит перед прокурорами, - добиваться реального восстановления прав граждан.

В частности, в середине года мы рассмотрели обращение Нины Кожемякиной - матери Героя Российской Федерации, удостоенного за свой подвиг столь высокой награды посмертно. С 2000 г. женщина не могла получить в полном размере пенсию по случаю потери кормильца. По данному факту военный прокурор Ульяновского гарнизона подготовил соответствующее исковое заявление и отстоял в суде заявленное требование о выплате матери Героя всех положенных сумм. Более того, суд обязал военного комиссара впредь осуществлять все необходимые начисления с учетом текущих перерасчетов.

Другой пример. В военную прокуратуру Тоцкого гарнизона обратилась Галина Алабужева. Ее сын Владимир в 1999 г. пропал без вести в ходе боевых действий в Чечне. Одиннадцать лет женщина собирала сведения о его судьбе. При содействии офицеров военной прокуратуры Тоцкого гарнизона были исполнены тысячи запросов, довелось опросить не одну сотню людей. И однажды пришло подтверждение - вроде нашли имя парня в списках погибших... Затем выяснилось, что в искомой и выявленной фамилиях одна буква не совпадает. Но и фамилия без вести пропавшего - не ординарная: вдруг допущена опечатка? Поэтому была проведена экспертиза ДНК. По ее итогам вынесено экспертное заключение: военнослужащий, захороненный на воинском кладбище в Подмосковье, - это сын Галины Алабужевой.

Может быть, в рамках государства эта работа и остается незамеченной, но если вот так, по крупицам, мы и в дальнейшем будем помогать людям, то уже работаем не зря.

Всего же в 2011 г. офицерами прокуратуры ЦВО были восстановлены права более 75 тысяч военнослужащих и членов их семей.

Конечно, большая часть обращений поступает в военную прокуратуру ЦВО от военнослужащих, проходящих в настоящее время военную службу, и членов их семей, и их из года в год не становится меньше. За 6 месяцев 2012 г. в военной прокуратуре Центрального военного округа рассмотрено уже более 6 тысяч обращений, что свидетельствует о доверии к военным прокурорам, в то же время накладывает дополнительную ответственность на них. Ни одно заявление мы не оставляем без должного внимания. При наличии оснований реагируем, т. е. добиваемся реального восстановления нарушенных прав заявителей, в том числе через суд. В текущем году военными прокурорами уже восстановлены права 45 тысяч военнослужащих и членов их семей.

- Однако для сотрудников военной прокуратуры в сфере приоритета все же остаются вопросы из "обоймы" войсковой жизнедеятельности. Какие из них беспокоят сегодня представителей командования Центрального военного округа, военной прокуратуры больше всего?

- Борьба с преступностью и правонарушениями в войсках - это предмет каждодневной деятельности военных прокуроров. Не могу не сказать, что в результате работы, проведенной в тесном взаимодействии с командованием, органами безопасности, в войсках уровень преступности в поднадзорных войсках за 6 месяцев 2012 г. снизился на 18 процентов. Безусловно, это отрадный факт, но в то же время оснований для самоуспокоенности нет. В первую очередь меня беспокоит совершение преступлений офицерами.

Раньше любое допущенное офицером противоправное действо воспринималось как что-то из ряда вон выходящее. Теперь, к сожалению, приходится констатировать, что в тяжелые "девяностые годы" многие традиции русского и советского офицерского корпуса были утрачены. Для их возрождения потребуется много усилий как в воспитательном, так и в прокурорском плане.

В первую очередь это преступления коррупционной направленности. С пагубной идеологией "золотого тельца" вести борьбу достаточно сложно. К сожалению, таким корыстным деяниям, как служебные злоупотребления, мошенничество и взяточничество, подвержены не только рядовые представители офицерского корпуса, но и высшего командного состава. Так, в 2011 г. за махинации с квартирами был осужден заместитель начальника управления МЧС России по Республике Татарстан генерал-майор Владимир Насонов. Государственный обвинитель добился возвращения в фонд государства незаконно полученной Насоновым трехкомнатной квартиры... Возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела капитального строительства Уральского командования внутренних войск МВД РФ полковника Олега Гетманского, который за взятку в один миллион рублей подписал документы, содержавшие ложные сведения об объемах и сметной стоимости якобы выполненных коммерческой организацией работ по строительству жилых домов для военнослужащих. Ущерб от такой "деятельности" превысил 80 млн. рублей.

И конечно же, нельзя не вспомнить целую череду уголовных дел в отношении должностных лиц, обложивших своих подчиненных ежемесячной данью. География преступлений и круг должностных лиц, их совершивших, довольно широки. От Сызрани и Самары на западе до Абакана и Алейска на востоке. От командира бригады и учебного центра до начальника госпиталя и помощника командира по финансово-экономической работе.

Не далее как в марте 2012 г. за незаконный сбор с военнослужащих части денежных средств в сумме около 3 млн. рублей, выплаченных в соответствии с Приказом Минобороны РФ N 1010, осужден командир воинской части полковник Киндеев.

В целом в текущем году прокуратурой округа было учтено 140 преступлений коррупционной направленности. По итогам расследований осуждено более 40 должностных лиц.

Некоторые из них поражают своим цинизмом. Четверка сибирских "предпринимателей" превратила в бизнес людскую память. Работники военкомата и ЗАО "Военно-мемориальная компания" собирали сведения о смерти ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов военной службы, фальсифицировали документы о якобы оказанных ритуальных услугах и за три года похитили более 5 млн. рублей.

В свое время Александр Пушкин отметил, что "неуваже ние к предкам есть первый признак безнравственности". В отношении установленных деяний подследственных я бы высказался жестче. Это - кощунство, глумление над людской памятью. И подобное деяние тем более должно быть соответственно наказано.

- Насколько разнообразны схемы хищений в войсках? Какие нарушения чаще всего здесь фиксируются?

- Еще Остап Бендер в знаменитом "Золотом теленке" говорил, что ему известно 400 относительно честных способов отъема денег. Примерно настолько же разнообразна фантазия нечистых на руку должностных лиц и схем хищений в войсках. В основном это неправомерное использование бюджетных средств, нарушения при проведении аукционов, оплата реально не выполненных работ, значительное завышение цен на продукцию военного назначения и т. д.

В частности, по "недосмотру" должностных лиц военного представительства, отвечающих за прием изготовленной продукции на одном из производственных объединений на Урале, от государственного контракта стоимостью свыше 1,5 млрд. рублей предприимчивым бизнесменам удалось "отщипнуть" ни много ни мало около 100 млн. рублей, чем был нанесен ущерб казне Российской Федерации.

Не считаясь со служебным долгом, отдельные "дельцы" крадут государственное имущество, за сохранность которого отвечают.

Надзорными мероприятиями, проведенными военной прокуратурой Самарского гарнизона, было выявлено, что в 2011 г. прапорщик одной из воинских авиационных частей похитил три авиадвигателя общей стоимостью свыше 3,5 млн. рублей. Уголовное дело по названному факту направлено для рассмотрения в суд.

О хищении было известно непосредственному его начальнику, однако за "небольшое вознаграждение" он закрыл на преступление глаза. Такая сиюминутная выгода оборачивается суровым наказанием для военнослужащих и позором для родных и близких.

- В прошлом году Президент Российской Федерации поручил Генеральной прокуратуре Российской Федерации проверить достоверность представленных чиновниками деклараций о доходах и имуществе. Проводится ли такая же работа в военной прокуратуре Центрального военного округа? Какое количество нарушений выявлено?

- Безусловно, такая работа проводится и военными прокурорами Центрального военного округа. Только за 6 месяцев 2012 г. надзорными средствами в войсках округа выявлено 75 нарушений против государственной службы, в то время как их число за 2011 г. превысило цифру 250. Нарушения закона допустили в том числе и старшие офицеры.

- Можно привести примеры?

- Пожалуйста. В 2011 г. один из командиров воинских частей Центрального военного округа решил не обнародовать сведения о доходах своей супруги, которая имела валютный счет в одном из коммерческих банков России на сумму свыше 100 тысяч американских долларов. В настоящее время офицер уволен с военной службы.

Военнослужащий одного из областных управлений МЧС России "забыл" указать сведения об объектах недвижимости, находящихся у членов его семьи в собственности.

И таких примеров, поверьте, немало.

- В минувшем и в нынешнем году в общественном обсуждении довольно часто муссировался вопрос о проходящем в войсках процессе утилизации устаревших боеприпасов. Особый импульс данной теме перманентно придавали чрезвычайные ситуации, случавшиеся на армейских складах.

- От данной темы, к сожалению, нам уйти бы не удалось. В конце 90-х на территорию Сибири и Урала были вывезены тысячи тонн боеприпасов из воинских частей, выводимых из Восточной Европы. На сегодняшний день истек как срок их хранения, так и морально устарели арсеналы, где они хранились. С арсеналами надо было что-то делать. И однозначное решение было принято Верховным Главнокомандующим: просроченное - утилизировать. Другое дело, как это решение воплощалось в жизнь.

На протяжении 2011 г. прокуратура округа вела контроль за процессом уничтожения боеприпасов. По выявлявшимся нарушениям принимались меры оперативного реагирования, вплоть до обращения в суд. В особых случаях на проблемных участках приостанавливались все работы как по транспортировке, так и по утилизации боеприпасов до момента полного устранения нарушений. Однако, как вы знаете, в ходе столь опасного вида деятельности трагедий избежать не удалось. По фактам ЧП был возбужден целый ряд уголовных дел. Некоторые из виновных в трагедиях лиц уже понесли заслуженное наказание. Но основное - не в этом. Главное, извлечь поучительные уроки из случившегося. Более того, настроить командиров, ответственных за процесс утилизации мин и снарядов, прокуроров, контролирующих на местах этапы уничтожения взрывчатых веществ, на дальнейшую работу в данном направлении. Ведь начатый процесс утилизации продолжается и в 2012 г. А это значит, что на местах следует организовать еще более тесное взаимодействие с региональными и территориальными органами власти. Надо вести эффективную разъяснительную работу среди гражданского населения. Следует активнее привлекать к процессам обеспечения этапов уничтожения боеприпасов представителей МВД и МЧС. И, повторюсь, в обязательном порядке добиваться от командования частей, задействованных в утилизации, безусловного исполнения всех определенных нормами и положениями мер безопасности. На эти направления в профессиональной деятельности сегодня уже сориентированы все военные прокуроры Центрального военного округа. В частности, данный вопрос рассмотрен в декабре 2011 г. в ходе координационного совещания, прошедшего в Екатеринбурге.

О важности проблемы свидетельствует тот факт, что по нашей инициативе обсуждение данного вопроса вынесено на рассмотрение совещания при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе в апреле текущего года. В работе совещания, проведенного в режиме видеоконференции, приняли участие губернаторы, главы администраций, руководители правоохранительных органов, МЧС, прокуроры гарнизонного звена Уральского региона, на территории которых расположены полигоны по утилизации боеприпасов.

- Евгений Вячеславович, в Центральном военном округе Вас знают как непримиримого поборника надзорной работы за соблюдением законности и правопорядка в период проведения призывных кампаний. Известны Ваши три "компонента" успешного осуществления процесса призыва граждан на военную службу... Что это за составляющие?

- В "призывном" вопросе я разделил бы деятельность военной прокуратуры на три части, отметив, что состояние боеготовности, воинской дисциплины и правопорядка в частях округа напрямую зависит от того, как в целом справятся с задачей призывные комиссии и насколько качественно ими будет произведен отбор молодых людей по призыву. В этой связи, во-первых, в каждой военной прокуратуре гарнизона в период призыва работают консультационные центры, куда граждане могут обратиться за разъяснениями, консультациями или с жалобами на действия должностных лиц военных комиссариатов. Кроме того, на местах силами военных прокуроров проводятся системные проверки деятельности военных комиссариатов по вопросам организации призыва. Так, в частности, в преддверии и в период весеннего призыва военными прокурорами на территории Уральского федерального округа было проведено свыше 150 проверок. Устранено 450 нарушений закона.

Во-вторых, под жесткий контроль взят вопрос обеспечения гарантированных прав молодых людей в период пребывания на сборных пунктах: речь идет о размещении призывников, организации их питания, соблюдении иных положенных норм довольствия, а также о своевременной отправке сформированных команд в войска.

В-третьих, насущной, к сожалению, остается тема борьбы с коррупционными проявлениями в военных комиссариатах. Увы, но такие факты еще есть. Если в течение 2011 г. в отношении должностных лиц военных комиссариатов было возбуждено 49 уголовных дел о корыстных злоупотреблениях, то только за 6 месяцев 2012 г. - уже 48. Однако хочется отметить, что в нашем деле главное - не наказать, а предостеречь наделенных определенными полномочиями лиц от совершения противозаконных действий. Что мы, собственно, и делаем изо дня в день.

Интервью подготовил начальник

организационно-аналитического отдела военной

прокуратуры Центрального военного округа

полковник юстиции В. Е.Селиванов

------------------------------------------------------------------

Название документа