С неволей по жизни

(Борсученко С.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 46) Текст документа

С НЕВОЛЕЙ ПО ЖИЗНИ

С. БОРСУЧЕНКО

Светлана Борсученко, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии РПА МЮ РФ, г. Москва.

Ответы на вопросы, как формируется политика России в отношении такого вида наказания, как пожизненное лишение свободы, и чем она объясняется, неразрывно связаны с проблемой отмены смертной казни: мораторий на высшую меру наказания сыграл значительную роль в увеличении применения пожизненного заключения. Проследим, как развивалась уголовная политика в данной сфере.

Мера, применяемая при помиловании

Ссылка на каторжные работы (как аналог пожизненного лишения свободы) просуществовала в российском законодательстве до 1917 года. Советское уголовное законодательство такого вида наказания, как пожизненное лишение свободы, не знало. Однако применявшиеся сверхдлительные сроки лишения свободы (25 лет) для многих осужденных фактически делали его бессрочным. В то же время имеются данные, согласно которым в особых лагерях МВД СССР содержались осужденные к пожизненному лишению свободы <1>. ——————————— <1> Детков М. Г. Особые лагеря МВД // Преступление и наказание. 2002. N 11.

Уголовную политику России в сфере применения пожизненного лишения свободы можно условно разделить на три этапа. I этап (1993 — 1996) — развитие института помилования осужденных к смертной казни — характеризуется восстановлением практики применения пожизненного лишения свободы. Впервые Закон РФ от 17.12.1992 N 4123-1 «О внесении изменения в статью 24 Уголовного кодекса РСФСР» разрешил при помиловании заменять смертную казнь пожизненным лишением свободы. В этот период в России был восстановлен институт пожизненного лишения свободы, и начался современный период его развития. Это соответствовало духу времени и новой Конституции РФ. Правда, в систему наказаний пожизненное лишение свободы не включалось, так как не соответствовало целям наказания, сформулированным в УК РСФСР 1960 года, а было лишь мерой, применяемой Президентом РФ при помиловании. Следует также отметить, что вплоть до принятия УК РФ (1996) и вступления в силу УИК РФ (1997) механизм исполнения пожизненного лишения свободы не был разработан. При решении этого вопроса учитывалась зарубежная практика, в которой использовались два варианта решения проблемы: 1) создание специальных учреждений для содержания лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, 2) определение этим лицам особого правового статуса либо содержание указанной категории осужденных в обычных учреждениях с усилением их изоляции. В связи со сложившейся криминогенной обстановкой в России, а также исключительной опасностью этой категории осужденных было принято решение о создании специализированных исправительных учреждений особого режима для содержания лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы. Одновременно с формированием правовой основы функционирования учреждений, исполняющих данный вид наказания, решались неотложные проблемы по организации режима и надзора, укреплению материально-технической базы и созданию необходимых бытовых условий содержания осужденных, определению социальной инфраструктуры подразделений. В 1994 году была создана первая в стране исправительная колония особого режима для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы (ИК-5 УИН МЮ РФ по Вологодской области) <2>. ——————————— <2> Филимонов О. В. Пожизненное лишение свободы в Российской Федерации: законодательство и практика // Пожизненное лишение свободы: Международные стандарты и практика: Материалы международной научно-практической конференции. Алматы: Фирма Киiк, 2003.

С учетом накопленного двухлетнего опыта работы учреждения в 1996 году на его базе ГУИНом Минюста России совместно с НИИ МВД России была проведена Всероссийская научно-практическая конференция с участием ведущих ученых и практических работников уголовно-исполнительной системы. В ходе конференции были выработаны научно-методические рекомендации по организации исполнения пожизненного лишения свободы в части совершенствования правового регулирования данного вида наказания, медико-санитарного обслуживания осужденных, организации психолого-педагогического воздействия, работы с персоналом.

Альтернатива смертной казни

Сокращение применения смертной казни и установление фактического моратория на ее исполнение — II этап (1996 — 1999), который обусловил введение пожизненного лишения свободы в систему уголовных наказаний. Предпринятые меры были связаны с интеграцией России в Европейское сообщество, а также принятием нового УК РФ. Следует отметить, что Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод был не единственным международным документом, согласно которому в УК РФ было введено пожизненное лишение свободы. Такие рекомендации содержались в материалах VI Конгресса ООН (Каракас, 1980) и VIII Конгресса ООН (Гавана, 1990), на которых обсуждались вопросы, связанные с правовым регулированием практики исполнения пожизненного лишения свободы в отдельных государствах <3>. Соответствующие рекомендации содержат и другие международно-правовые акты, оказавшие влияние на российское законодательство. ——————————— <3> Life Imprisonment. United Nations Office at Vienna Criminal Justice Branch. Vienna, 1994.

Согласно ч. 1 ст. 57 УК РФ (в первоначальной редакции) пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь. Таким образом, законодатель рассматривает пожизненное лишение свободы только в качестве альтернативы смертной казни. Этот вид наказания не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста (ч. 2 ст. 57 УК РФ). Аналогичные ограничения предусмотрены и ч. 2 ст. 59 УК РФ при назначении смертной казни. В соответствии с ч. 4 ст. 66 УК РФ пожизненное лишение свободы (как и смертная казнь) назначается только за оконченное преступление. Порядок и условия исполнения данного вида наказания были регламентированы новым УИК РФ. Указанные обстоятельства послужили стимулом для расширения судебной практики применения наказания в виде пожизненного лишения свободы.

Создание специализированных учреждений

Установление фактического моратория на назначение смертной казни, процессуальный запрет на вынесение смертных приговоров — III этап (с 1999 года). Он стал предпосылкой дальнейшего развития института пожизненного лишения свободы. Решение КС РФ, а также изменения в процессуальном законодательстве расширили судебную практику применения пожизненного лишения свободы <4>. ——————————— <4> Российская газета. 10.02.1999.

Согласно статистике количество пожизненно осужденных в период с 1997 по 2002 год значительно возросло — в 6,5 раз (со 173 до 1115 осужденных) <5>. ——————————— <5> Филимонов О. В. Пожизненное лишение свободы в Российской Федерации: законодательство и практика // Пожизненное лишение свободы: Международные стандарты и практика: Материалы международной научно-практической конференции. Алматы: Фирма Киiк, 2003.

Рост количества осужденных к пожизненному лишению свободы предопределил необходимость создания новых учреждений для их размещения. В связи с этим Федеральной целевой программой «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 — 2006 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.08.2001 N 636, была предусмотрена реконструкция 10 исправительных учреждений в целях создания 1863 мест для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы, а также выделение финансовых средств на реализацию данной Программы. В настоящее время пожизненное лишение свободы исполняют 5 учреждений (2 колонии в Вологодской области, по 1 — в Оренбургской, Пермской областях и в Республике Мордовия), в которых содержатся 1720 осужденных. Правительство РФ утвердило новую Федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 — 2016 годы)», направленную на улучшение условий содержания осужденных, в том числе и лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Курс на гуманизацию

ФСИН России вносит предложения, направленные на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства, которые должны привести к сокращению числа осужденных к лишению свободы. Так, введение в действие предложенных поправок в УК РФ привело в течение 2004 года к уменьшению количества осужденных, содержащихся в местах лишения свободы на 140 тыс. человек. Очевидно, что значительное сокращение спецконтингента дает возможность улучшения условий содержания других осужденных. Вопросам совершенствования правового регулирования пожизненного лишения свободы, а также повышения эффективности его исполнения были посвящены две научно-практические конференции: 1) «Лишение свободы на длительный срок и пожизненно: нормотворчество, правоприменение, правосознание» (г. Вологда, 17 — 18 апреля 2002 года); 2) «Уголовно-правовые аспекты назначения наказания. Защита прав осужденных» (г. Москва, 7 — 8 апреля 2005 года). В соответствии с поправками уголовного законодательства существенно была изменена редакция ст. 57 УК РФ. Теперь пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности (в ред. Федерального закона от 21.07.2004 N 74-ФЗ «О внесении изменений в статьи 57 и 205 Уголовного кодекса Российской Федерации»). Таким образом, законодатель рассматривает пожизненное лишение свободы в качестве самостоятельного вида наказания, не ставя его в зависимость от назначения смертной казни. Также были расширены основания его применения. Следует отметить, что за прошедшие 16 лет были созданы необходимые организационно-правовые, материально-технические и научно-методические условия для исполнения нового для российской уголовно-исполнительной системы вида наказания — пожизненного лишения свободы. Современный период восстановления и развития этого института в уголовном законодательстве и пенитенциарной практике России связан с демократическими преобразованиями в государстве, принятием Конституции РФ, проведением судебной реформы, интеграцией России в Европейское сообщество. Нормативная основа уголовной политики в сфере применения пожизненного лишения свободы не исчерпывается уголовным законодательством, важное значение имеют нормы конституционного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и международного права. Кроме того, большое влияние на формирование уголовной политики оказывает политика в сфере исполнения наказания.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *