Русское поле для иностранных инвестиций

(Лазарева Н.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 43)

Текст документа

РУССКОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Н. ЛАЗАРЕВА

Надежда Лазарева, газета «ЭЖ-Юрист».

В Москве 17 — 18 октября на международном форуме по иностранным инвестициям ключевым объектом внимания стали условия привлечения иностранных инвестиций в Россию. Обсуждение данного вопроса обнажило правовые проблемы ведения бизнеса вообще. Что же в российской правовой среде вызывает недоверие отечественных и иностранных предпринимателей?

Верить иль не верить?

Бытует мнение, что в России не очень благоприятный инвестиционный климат, но если кто из иностранцев к нему адаптировался, то его наши трудности только раззадоривают. Те инвесторы, которые пришли в Россию (которых засосало болото русского бизнеса), не советуют этого делать другим, но сами уходить не намерены.

Так что же мешает привлечению нового капитала из-за рубежа? В числе правовых препон можно выделить:

— коррупцию;

— недостатки правового регулирования, влекущие за собой нарушение или невозможность восстановления прав иностранных участников рынка.

Напротив, среди факторов, увеличивающих привлекательность вложения в российскую экономику, можно отметить:

— создание особых экономических зон;

— вступление в ВТО;

— введение государственного частного партнерства (повышает гарантированность, сохранение и справедливое распределение рисков) и развитие механизмов концессии;

— стремительно растущий рынок, бум венчурных инвестиций.

Отмечая привлекательность российской экономики, Рубен Варданян, председатель совета директоров «Тройка-Диалог», сказал, что покупать, вкладывать деньги надо в дисконте, и в России сейчас именно такая ситуация. Верить или не верить представителю бизнес-сообщества — решать каждому из инвесторов. Мы же абстрагируемся от экономических факторов, для нас интерес представляют юридические.

Бич общества

Если еще лет 10 назад все потенциальные иностранные инвесторы говорили о политической нестабильности, о непредсказуемости государственной политики и прочих сдерживающих их от реального участия в российской экономике факторах, то сегодня они сходятся во мнении, что именно правовая среда вызывает их недоверие.

Первая проблема — коррупция. В рамках статьи, освещающей правовой инвестиционный климат и международный инвестиционный форум, было бы несерьезно рассуждать об уголовно-правовой или о социальной составляющей данного явления. Все мы знаем масштабы этой проблемы, усилия, предпринимаемые на законодательном и административном уровне, последствия этого бича нашего общества для государства и бизнеса.

По словам Бориса Титова, уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей, положительно повлиять на борьбу с коррупцией должно создание института уполномоченных по правам предпринимателей. Хотя на государственном уровне еще не прекращаются дискуссии о том, как будет развиваться этот институт, уполномоченный заверил общественность, что точно будет принят закон, регламентирующий деятельность уполномоченного, что разработан пакет законодательных инициатив, введение в жизнь которых позволит изменить ситуацию к лучшему.

Вообще по поводу влияния коррупции на развитие бизнеса в России (с иностранными инвестициями или без них) в той или иной форме высказывались все участники дискуссий на форуме.

Многие представители власти видят восстановление нарушенных прав предпринимателей в прямом обращении к губернатору или мэру. То есть в качестве демократических инструментов всерьез рассматривается возможность предпринимателя позвонить на мобильный телефон представителю власти!

Следует отметить, что такой ход мышления и такое поведение нас только отдаляют от цивилизованного применения правовых механизмов. Как сказал полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский: «Если для инвестиционного климата необходим мобильный телефон губернатора, тогда о правовых инструментах речи быть не может».

Противостояние

Среди правовых проблем отметим несогласованность регионального и федерального законодательств. Иностранным инвесторам и без того трудно понять и принять элементы правового регулирования, которые разнят Россию и иностранные государства, а тут еще и противоречия между центром и регионами.

Данная проблема сколько-нибудь глубоко на форуме не обсуждалась, но хочется заметить, что это одна из граней коррупции и тесно с ней связана. Ведь если вдуматься, различное правовое регулирование само по себе не так страшно (в США, мы знаем, в разных штатах различные законодательные позиции по многим правоотношениям), главное, что концептуально в этих двух уровнях регулирования не должно быть противоречий, регулирование должно быть направлено на достижение одной цели. А у нас противоречия, как правило, либо от невежества и незнания федеральных законов, либо умышленно, дабы обеспечить преференции определенным ВИП-группам, интересы которых обеспечиваются и прикрываются местными властями.

Есть еще один момент, вызывающий недоверие инвесторов, — неустойчивость и нестабильность законов. Например, в УК РФ за последний год внесено около 150 поправок.

Независимость суда

Среди правовых проблем отдельно нужно выделить недостатки судебной системы. Главное, чем грешит наша судебная система, — отсутствие независимости суда. А это также тесно связано с коррупцией. Михаил Барщевский в своем выступлении отметил, что без независимого суда все попытки борьбы с коррупцией сводятся к нулю.

Он высказал конкретные предложения по изменению ситуации.

Итак, для обеспечения независимости судей необходимо:

1) отказаться от назначения председателей суда указом Президента;

2) ввести автоматическую фиксацию звонков в суд, чтобы судье нельзя было позвонить. Неплохо было бы создать орган судебной охраны (для охраны судьи и пресечения коррупции внутри судебной системы);

3) решить кадровую проблему. Нужно, чтобы судьей становились не работники аппарата суда, проработавшие там секретарями, помощниками, а чтобы правосудие отправляли юристы, имеющие опыт работы адвокатом и прокурором;

4) ввести механизм, который бы позволял сразу увольнять чиновника, попытавшегося обратиться к судье, к примеру, с просьбой рассмотреть дело повнимательнее;

5) увеличить заработную плату судьям.

Председатель ВАС РФ Антон Иванов заверил, что иностранные участники судебных процессов могут рассчитывать на основанное на законе и справедливое разрешение споров. Арбитражные суды, по его словам, никоим образом не ущемляют права иностранных субъектов. Что вопрос «каково же судиться иностранцам в России?» вообще не имеет смысла, потому что подход ко всем одинаков. Арбитры делают ставку на применение правовых позиций, и по статистике в 60% случаев иностранные предприниматели выигрывают судебные процессы.

Иностранцам доступ ограничен

Для иностранцев в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» существуют ограничения при доступе на стратегические рынки. Сложность заключается в том, что иностранные бизнесмены не всегда могут понять, что они уже зашли на территорию жесткого публичного регулирования, потому что на законодательном уровне сферы стратегических отраслей не очерчены.

В соответствии со ст. 1 Закона N 57-ФЗ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее — группа лиц), при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами.

При исследовании судебной практики по применению таких ограничений для иностранцев выявились дела, в которых совершенные иностранными инвесторами сделки впоследствии признавались недействительными. По одному из дел участники процесса даже подавали жалобу в Конституционный Суд РФ, пытаясь оспорить конституционность ст. 1, ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 8 Закона N 57-ФЗ (см. извлечение из Определения КС РФ).

Определение КС РФ от 29.09.2011 N 1108-О-О (извлечение)

«…Особенностью предусмотренного названным Федеральным законом ограничительного правового режима является введение полного контроля над иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение. Это выражается в установлении соответствующих изъятий для случаев участия в таких хозяйственных обществах иностранных инвесторов как напрямую, так и опосредованно — через группу лиц, в которую они входят (статья 1, часть 1 статьи 2), а также в широком понимании контроля, который охватывает корпоративное влияние, оказываемое иностранными инвесторами на хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, не только непосредственно, но и через третьих лиц (пункт 3 части 1 статьи 3).

При этом федеральный законодатель предусмотрел в части 3 статьи 3 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» норму, согласно которой понятие «группа лиц» используется в нем в том значении, которое указано в Федеральном законе «О защите конкуренции». Из этого следует, что применяемое в Федеральном законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» понятие «группа лиц» не имеет какого-либо собственного, специального значения, отличного от того, которое закреплено в статье 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», а определение принадлежности того или иного хозяйствующего субъекта к группе лиц, в которую входит иностранный инвестор, должно осуществляться по правилам антимонопольного законодательства».

В заключение хотелось бы отметить, что российский законодатель, пытаясь создать условия для привлечения иностранных инвестиций, не должен забывать о том, что неплохо было бы создать условия и для того, чтобы из иностранных юрисдикций вернуть своих предпринимателей, которые тоже готовы вкладывать средства в растущую отечественную экономику, если правовых рисков станет меньше.

По нашему мнению, законодатель, решая вопрос о предоставлении каких-либо льгот и преференций иностранным инвесторам, должен изменить подход к классификации инвестиций. Сейчас инвестиции рассматриваются как источник от определенного субъекта (кто вкладывает деньги, иностранец или нет), а гораздо разумнее было бы осуществлять правовое регулирование исходя из того, куда эти деньги вкладываются и являются ли эти инвестиции капитальными вложениями.

Развитие законодательства

об иностранных инвестициях в России

Все началось с регулирования порядка создания и деятельности на территории бывшего СССР так называемых совместных предприятий. Деятельность таких предприятий и особенности участия в них иностранного капитала регулировались Постановлениями Совета министров СССР от 13.01.1987 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» и «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм из капиталистических и развивающихся стран». Под совместными предприятиями понимались «правосубъектные организации, учрежденные на основании договора, заключенного между советскими государственными предприятиями и иностранными партнерами, и действующие в соответствии с уставом». Доля участия иностранного партнера вначале была ограничена 49% от общего капитала (в дальнейшем это ограничение было снято).

Затем был издан Указ Президента СССР от 26.10.1990 «Об иностранных инвестициях в СССР». Этот акт не содержал детального регулирования, но давал определенные направления для развития такого регулирования. В основном Указ предусматривал: создание как совместных предприятий, так и предприятий со 100-процентным участием иностранного капитала; возможность портфельных инвестиций; долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами; предоставление иностранным инвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советских юридических и физических лиц.

Потом приняли Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР, которые были направлены на правовое регулирование, заданное вышеназванным Указом. В Основах говорилось, что правовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также инвестиционной деятельности советских предприятий и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательными актами Союза ССР и республик об иностранных инвестициях.

Российский закон об иностранных инвестициях, принятый 04.07.1991, разрабатывался параллельно с Основами и содержал значительное число заимствований из союзного законодательства. После распада СССР концепция правового регулирования иностранных инвестиций в России оставалась практически неизменной. Основной формой инвестирования капитала в российскую экономику было учреждение предприятий с иностранными инвестициями, наделенных статусом юридического лица.

Ныне правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется множеством нормативных актов, основное место среди которых занимает Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *