Самый страшный враг

(Облачинский А.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 27)

САМЫЙ СТРАШНЫЙ ВРАГ

А. ОБЛАЧИНСКИЙ

Анатолий Облачинский, юрист, г. Москва.

Борьба с пьянством является не просто одним из приоритетных направлений социальной политики современной России. Безудержная алкоголизация населения РФ приводит к росту насилия и преступности, асоциальному поведению, безработице коренного населения и замещению его мигрантами, среди которых встречаются непьющие, но зачастую преступные элементы. Без преувеличения можно говорить о том, что противодействие «зеленому змию» является вопросом сохранения нации как таковой, сохранения самого государства.

Немного истории

Прежде чем начать борьбу с разгулом пьянства, необходимо ознакомиться с историей «водочного вопроса» в нашей стране, а также понять методологическую основу современной антиалкогольной кампании, проводимой на государственном уровне и на уровне региональных властей. Изучение истории государственного регулирования алкогольного рынка в России необходимо начинать с рынка водки. С XV и вплоть до XIX века этот напиток являлся наиболее востребованным среди населения. Кроме того, для пополнения казны государство ориентировало население именно на крепкие напитки. На протяжении долгих лет правители относили алкоголь к одному из основных источников пополнения казны. Производство и продажа алкоголя были делом привилегированного населения — дворянства. О здоровье простого населения никто не беспокоился. Отмена крепостного права и выбранный курс на развитие капитализма стали отправной точкой для изменения сложившихся веками традиций. Западный вариант развития экономики требовал введения 2 основных элементов: — полноценной акцизной системы; — равноправия участников алкогольного рынка. Но эти методы на Руси не прижились. Результаты 10-летней работы показали: от нововведений страдает обычный народ. Отсутствие полноценного контроля за производством алкоголя, переход данной отрасли в частные руки и, как следствие, падение качества продукции, уход производителей в теневой сектор оказали негативное влияние не только на здоровье нации, но и на поступление доходов в казну. Переломить сложную ситуацию помогла знаменитая питейная монополия прогрессивного министра финансов С. Витте. Введение сухого закона, как в США, было бы бесполезным шагом. Государство решило бороться с пьянством путем проведения активной социальной политики, направленной на пропаганду здорового образа жизни. Главной задачей всей реформы стало определение новых методов регулирования отрасли и формирование культуры потребления алкогольных напитков. В рамках программы С. Витте были реализованы механизмы, многие из которых используются и в наши дни. Так, розничная продажа алкоголя в розлив была строго запрещена, при этом отпускался алкоголь только в запечатанных сургучом бутылках. Кроме того, торговля водкой велась с 7 часов утра до 22 часов вечера, а в сельской местности она прекращалась в 18 часов. Во время общественных мероприятий торговля водкой была строго запрещена. Употреблять напитки можно было только в заведениях трактирного типа. Особая роль была отведена общественному контролю. Для лиц, обнаруживших подпольные заводы и нарушения по производству и обороту крепких напитков, полагалось крупное вознаграждение <1>. ——————————— <1> Шишов А. В. Витте: финансовый гений последних Романовых. М.: Вече, 2004.

За культуру питья боролись масштабно. В ход шли все методы — законы, мораль, деньги, просвещение и даже доносительство. В период работы выдающегося министра были приняты ключевые законы о морали употребления алкогольных напитков, такие как: — «О попечительствах народной трезвости»; — «О взысканиях за нарушения положения о казенной продаже питей»; — «О карательных постановлениях о пьянстве» <2>. ——————————— <2> Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1895. Собр. 3.

Не все постулаты его реформы удалось претворить в жизнь, но это были первые предпринятые на государственном уровне меры в интересах народа, когда во главу угла поставлены не доходы казны, а здоровье нации. Хотя нужно отметить, что эти меры оказали положительное влияние и на первое, и на второе. Вероятно, если бы реформа была завершена, то она в конечном итоге оздоровила бы всю отечественную экономику. Однако история не терпит сослагательного наклонения.

Пиво теснит водку

Согласно исследованиям американских ученых население страны, где потребление абсолютного алкоголя превышает 15 литров, является абсолютно аполитичным. Волей-неволей напрашиваются красноречивые выводы. По данным Росстата, потребление алкоголя в нашей стране устойчиво снижается. Всемирная организация здравоохранения приводит следующие цифры: сегодня в России потребление абсолютного алкоголя на душу населения составляет порядка 15 литров. В списке стран по такому потреблению наша страна находится на 4-м месте после Молдавии, Чехии и Венгрии. Кстати говоря, Украина занимает 5-е место, а Белоруссия — 10-е. За последние 10 лет в России произошло изменение структуры потребления. Раньше 1-е место занимала ликероводочная продукция. Сегодня к ней вплотную приблизилось пиво. Медикам известны факты, когда дети потребляют пиво с 5 — 6 лет. И здесь встает вопрос доступности этого напитка. Особую тревогу медиков вызывает возросшее потребление так называемых энергетиков. При употреблении этого продукта степень интоксикации организма растет в разы. Кроме того, они оказывают существенное влияние на нервную систему, вызывая психические расстройства. Таким образом, сегодняшняя Россия вышла за границы здорового потребления. По официальным данным, 2% всего населения вовлечены в беспробудное пьянство, по неофициальным — около 5%.

Современная концепция борьбы с пьянством

Документом, обобщающим государственную политику, направленную на снижение уровня алкоголизации российского общества, является Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция). Она была одобрена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р. Основными целями Концепции являются: — значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции; — повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией; — повышение эффективности регулирования алкогольного рынка. Достижение указанных целей базируется на таких принципах, как: — обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка; — взаимодействие органов государственной власти, общественных организаций и религиозных объединений, представителей бизнеса и граждан, не связанных с алкогольной индустрией; — информационная открытость результатов проведения мер, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией. Приоритетными задачами при реализации поставленных целей являются: — создание системы мониторинга и анализа динамики показателей уровня злоупотребления алкогольной продукцией; — изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции; — переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни; — формирование нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления алкогольной продукцией.

Этапы Концепции

Реализацию Концепции планируется проводить в 2 этапа: 1) 2010 — 2012 годы — создание условий для уменьшения остроты сложившейся негативной ситуации, формирование правовой, организационной и финансовой базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций; 2) 2013 — 2020 годы — реализация программ по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры, осуществление специальных мер по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, обеспечение эффективной профилактики возникновения алкогольной зависимости в отношении лиц (их семей), которые употребляют алкогольную продукцию в объемах, опасных возникновением такой зависимости. Концепция предусматривает следующие индикаторы для каждого этапа. На первом должны быть решены задачи: — снижения уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15%; — снижения уровня потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольной продукции при общем существенном снижении уровня потребления алкогольной продукции; — повышения уровня вовлечения детей и молодежи в занятия спортом. Второй этап предусматривает: — ликвидацию нелегального алкогольного рынка; — снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55%, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции; — снижение первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, включая алкогольные психозы; — снижение уровня смертности, связанной с острым отравлением алкогольной продукцией. В результате осуществления комплекса мер по повышению эффективности регулирования алкогольного рынка и противодействию нелегальному производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции доля нелегально произведенной алкогольной продукции должна быть значительно снижена. К 2020 году предусматривается значительное сокращение потребления алкогольной продукции населением, особенно детьми и молодежью, а также снижение уровня смертности в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией. Реализация второго этапа позволит обеспечить устойчивую тенденцию к закреплению достигнутых результатов и дальнейшее развитие программ, направленных на снижение уровня потребления алкогольной продукции.

Региональный уровень

Согласно постулатам Концепции в субъектах РФ предусматривается создание региональных программ, направленных на снижение объемов потребления алкогольной продукции, профилактику злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций) и в соответствии с мероприятиями, реализуемыми в сфере образования и здравоохранения. Реализация региональных программ должна обеспечить сокращение уровня распространенности распития алкогольной продукции в общественных местах, особенно в местах проведения досуга и осуществления спортивных мероприятий, а также в семьях. Что касается Москвы или Московской области, то здесь реализуются все самые прогрессивные проекты. Можно смело утверждать, что в столице повального пьянства нет. А как обстоят дела в регионах? Что они предпринимают для борьбы с алкоголизацией населения? Тамбовская область. После 2008 года руководство региона разработало несколько социальных программ, направленных на борьбу за здоровый образ жизни. В качестве положительного опыта можно назвать введение запрета розничной продажи алкогольной продукции с 21 до 8 часов. Также был проведен мониторинг мелких злачных точек продажи алкогольной продукции. Кроме того, введен запрет на продажу алкоголя в праздничные дни. До введения этой меры после каждого праздника город был завален мусором, а количество преступлений в состоянии алкогольного опьянения увеличивалось. Теперь после праздников в городе полный порядок. Калужская область. Принято 9 программ, направленных на борьбу с алкоголизмом, наркоманией и курением табака. Эти программы можно разделить на 3 группы: 1) медицинские. К этой группе относятся мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и отказ от алкоголя. Они создают негативное отношение к алкоголю как социальному явлению. В частности, медики проводят беседы с подростками в образовательных учреждениях 2 раза в неделю; 2) правоохранительные. Благодаря этим мерам сократилось количество преступлений под воздействием алкоголя; 3) социальные: — развитие физкультуры и спорта; — ремонт спортивных сооружений; — развитие туризма, в том числе аграрного. Все эти меры способствуют ведению здорового образа жизни. Также введен запрет на продажу алкоголя с 22 до 10 часов, ограничены места розничной продажи алкогольной продукции. Кроме того, в регионе действует комиссия по борьбе с контрафактной алкогольной продукцией. Ярославская область. Две трети реализуемой в рознице алкогольной продукции производится на территории региона. Поэтому одной из главных задач является создание условий для добросовестных предпринимателей. Среди приоритетных направлений работы выделяются: — пропаганда трезвого и здорового образа жизни; — мониторинг алкогольного рынка; — вовлечение молодежи в занятие спортом; — снижение заболеваний, связанных с алкоголем; — сокращение смертности населения. Для достижения этих целей на территории субъекта действуют областная целевая программа и региональная программа «Концепция развития Ярославля до 2015 года». Продолжительное время действует программа контроля рынка, реализуемая совместно с некоммерческим партнерством, в котором состоят добросовестные участники алкогольного рынка Ярославской области. Их задача — проверка качества реализуемой ими продукции и соответствующей сертификации. Как видно из представленного выше анализа региональных программ, власти субъектов не оставляют без внимания алкогольный вопрос. Практически все субъекты РФ разрабатывают и внедряют подобные социальные программы. Несмотря на достигнутые результаты, говорить о позитивных тенденциях сложно. Во многом задачи, поставленные Концепцией на 2020 год, являются полным коммунизмом. Однако при реализации Концепции важно осознавать, что это не просто цифры и программы, это жизни россиян, в том числе совсем юных.

Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Материал подготовили Михаил Аносов, Олег Пшеницын, Леонид Минчин, Олег Мельников, Надежда Яшина, Надежда Лазарева, Виктория Еремченко, газета «ЭЖ-Юрист»

——————————————————————