Правовая природа договора перевозки грузов по российскому и немецкому праву: сравнительная характеристика

(Соловьева М. А.) («Бизнес, Менеджмент и Право», 2013, N 2)

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ПО РОССИЙСКОМУ И НЕМЕЦКОМУ ПРАВУ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

М. А. СОЛОВЬЕВА

Соловьева М. А., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры предпринимательского права УрГЮА.

В данной статье рассматривается вопрос о правовой природе договора перевозки грузов. Автор приводит различные точки зрения в отношении правовой природы этого договора как в России, так и в Германии.

Ключевые слова: договор перевозки грузов, договор подряда, договор оказания услуг, правовая природа, немецкое законодательство.

Legal nature of sipping contract in russian and german law: comparative description M. A. Solovyeva

This article deals with the question about legal nature of the contract of goods transportation. The author gives different points of view on the legal nature of this contract in Russia and in Germany.

Key words: the contract of transportation of goods, the contract of work, the contract of services, legal nature, german legislation.

Роль перевозки в современном мире является колоссальной. Обосновывается это теми функциями, которые на нее возлагаются. Прежде всего благодаря хорошей транспортной инфраструктуре открываются возможности для развития удаленных регионов, повышается индивидуальная мобильность. Очевидно, что каждое государство заинтересовано в увеличении количества и повышении качества перевозок, что обусловлено военно-стратегическими, координационными, экономическими и международными причинами. Для выполнения вышеуказанных задач требуется соответствующее правовое регулирование перевозочного процесса, которое основывается в первую очередь на определении правовой природы самого договора перевозки грузов, определяющей правила правового регулирования тех или иных отношений. Представляется целесообразным рассмотреть подходы разных государств (России и Германии) по вопросу определения правовой природы договора перевозки грузов с тем, чтобы сравнить и выделить наиболее положительные аспекты, подлежащие внедрению в отечественное правовое регулирование. В действующем российском законодательстве договор перевозки грузов относится к договору услуг (ст. 779 ГК РФ, ст. 6 УЖТ РФ), имеющему самостоятельное правовое регулирование в соответствии с гл. 40 ГК РФ (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Однако такое легальное закрепление не разрешает конфликта двух абсолютно противоположных точек зрения по вопросу правовой природы договора перевозки грузов. Сторонники «проправовой позиции» основываются на законодательных положениях, в соответствии с которыми под оказанием услуг понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Они рассматривают перевозку грузов как услугу, так как грузоотправитель «заинтересован непосредственно в совершении действия» <1> (то есть перевозки груза), что составляет неотъемлемую черту договора оказания услуг. Продукция транспорта «производится и потребляется одновременно, ее нельзя накапливать, заготавливать впрок» <2>, хранить, она не может работать «на запас» <3>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг» (книга 3) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (издание исправленное и дополненное). —————————————————————— <1> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья. М., 2005. С. 221. <2> Иващенко Н. П. Экономика транспорта и связи // Издательство Московского университета, 1988. С. 10. <3> Горелкин А. В., Юсупов С. М. Эффективность и качество транспортного производства. Ташкент: Узбекистан, 1983. С. 12.

В защиту указанной теории выдвигается аргумент, в соответствии с которым процессы производства и потребления транспортной продукции в технологическом смысле неотделимы, так как продукцией транспорта является само перемещение грузов. Доставляемый ею полезный эффект неразрывно связан с процессом перевозки <4>, неразделим ни в пространстве, ни во времени. «Полезный эффект можно потреблять лишь во время процесса производства» <5>. При этом транспорт не потребляет сырье в процессе своего функционирования. Следовательно, само перемещение можно рассматривать как продукцию транспорта. ——————————— <4> Лившиц В. Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. Москва: Транспорт, 1986. С. 31. <5> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24. С. 64.

Представители данного лагеря подкрепляют правильность своих выводов, ссылаясь на советские труды по праву, в рамках которых получила развитие концепция о том, что договор перевозки грузов относится к обязательствам об оказании услуг <6>. ——————————— <6> Такая точка зрения представлена в трудах: Красавчиков О. А. Система отдельных видов обязательств // Советская юстиция. N 5. 1960. С. 43; Танчук И. А., Ефимочкин В. П., Абова Т. Е. Хозяйственные обязательства. М., 1970. С. 73; Быков А. Г. Система хозяйственных договоров // Вестник МГУ. Право. N 1. 1974. С. 9.

Однако существует и иная точка зрения, в соответствии с которой договор перевозки грузов признается в качестве договора подряда. Названный подход имеет исторические корни, а именно: он имеет закрепление как в дореволюционном законодательстве, так и в юридической литературе. По проекту гражданского уложения этот договор является самостоятельным. Он определяется правилами специальных узаконений (Общий устав Российских железных дорог, Устав торговый) и правилами общего гражданского закона. В проекте разработаны отношения, вытекающие из договоров с так называемыми «возчиками» <7>. В соответствии со ст. 1638 ч. 1 т. X Свода законов (свод издан манифестом от 31 января 1833 г., а в силу вступил с 1 января 1835 г.) <8> «предметом подряда могут быть всякого рода предприятия не противные законам, как-то… перевозка тяжестей сухим путем и водою» <9>. А. М. Гуляева указывает на то, что по действующему законодательству перевозка является особым видом договора подряда. Д. И. Мейер включал в определение договора подряда «перевозку тяжести» <10>. К. П. Победоносцев также к группе обязательств подряда и поставки относил договор перевозки грузов и кладей <11>. ——————————— <7> Гуляева А. М. Русское гражданское право. Обзор действующего законодательства и проекта гражданского уложения. С.-Петербург, 1911. С. 347. <8> Гуляева А. М. Указ. соч. С. 5. <9> Гуляева А. М. Указ. соч. С. 345. <10> Мейер Д. И. Русское гражданское право. М., 1997. Ч. 2. С. 295. <11> Победоносцев К. П. Курс гражданского права / Под ред. В. А. Томсинова. М., 2003. Т. 3. С. 394.

В советский период времени Г. А. Гусаков выдвигал идею о том, что договор перевозки грузов относится к договорам подряда <12>. ——————————— <12> Гусаков Г. А. Основы транспортного права (железнодорожный транспорт): Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1997. С. 43.

Однако в этот же период развивалась точка зрения, согласно которой обязательства по перевозке груза рассматривались как самостоятельный обязательственный вид <13>. Так, О. С. Иоффе выделял перевозку грузов в самостоятельную группу в силу особой природы договора перевозки <14>. К. К. Яичков указывал на обособленность рассматриваемого договора, обосновывая свою позицию следующим: «Выясняя правовую природу договора перевозки, надо идти не путем подведения этого договора под другие виды договоров, известных советскому гражданскому праву, не путем отыскивания в нем элементов других договоров, а следует в нем самом найти характеризующие его особенности…», которые вытекают из «…характера экономических отношений по перевозке…» <15>. ——————————— <13> Санникова Л. В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве // М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 73. <14> Иоффе О. С. Обязательственное право. М., 1975. С. 561. <15> Яичков К. К. Договор перевозки и его значение в осуществлении планов народнохозяйственной деятельности // Советское государство и право. 1995. N 5. С. 68.

В настоящее время ряд авторов, следуя опыту своих предшественников, относят договор перевозки грузов к договору подряда. Например, Л. В. Санникова в своей работе отмечает, что предметом деятельности в названном договоре есть овеществленные блага, что является очевидным признаком работ и основанием для признания его договором подряда <16>. ——————————— <16> Санникова Л. В. Указ. соч. С. 74.

Исходя из вышеизложенного, несмотря на законодательное определение, вопрос о правовой природе договора перевозки грузов признается дискуссионным в настоящее время. Связано это с трудностями в разделении признаков договора подряда и договора услуг. Так, в соответствии с Толковым словарем русского языка, под услугой понимается «действие, приносящее помощь, пользу другому», а под работой — «занятие каким-либо делом, применение своего труда». На основании этих определений А. Ю. Кабалкин выводит следующее соотношение услуги и работы: «Каждая услуга становится объектом гражданско-правового обязательства тогда, когда выражается в какой-то работе, а работа — когда она принимает форму оказания услуги» <17>. Данная взаимная связь услуги и работы свидетельствует о том, что в правоотношениях по перевозке грузов наряду с элементами договора об оказании услуг присутствуют и элементы договора подряда. Так, Р. В. Николишин в диссертационном исследовании «Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере перевозки грузов» указывает на то, что объектом договора перевозки грузов является комплекс работ и услуг <18>. ——————————— <17> Кабалкин А. Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сборник статей / Под ред. Е. А. Суханова, Л. В. Санниковой. М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 7. <18> Николишин Р. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 6.

Отграничение услуги от подряда возможно осуществить по такому критерию, как овеществленность. Если предметом договора подряда является результат действия, то в процессе перевозки не создается никаких овеществленных результатов, «груз не потребляется и не меняет своей формы (при надлежащем исполнении обязательств по договору)» <19>, то есть действия, результаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности, именуются услугой <20>. Однако такой аргумент не в полной мере подтверждается сторонниками этой же точки зрения, которые отмечают, что в договоре услуг можно говорить о результате, имеющем значение как следствие совершенных действий и находящемся за пределами договора <21>. ——————————— <19> Дутов И. С., Дутова Н. В. Договор перевозки груза // Закон. 2003. N 7. С. 37; Комментарий к Уставу железных дорог СССР / Под ред. Г. Б. Астановского. М.: Юридическая литература, 1971. С. 7. <20> Нарозников Н. К. К вопросу о правовой квалификации перевозки // Законы России. 2009. N 8. С. 9. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг» (книга 3) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (издание исправленное и дополненное). —————————————————————— <21> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья. М., 2005. С. 221.

В договоре перевозки грузов можно выделить следующие элементы, свойственные для договора подряда. 1. Многократное использование в законодательстве по перевозке грузов терминологии, характерной для договора подряда. В УЖТ РФ термин «работы», свойственный для договора подряда, используется для определения некоторых действий, составляющих суть договора перевозки грузов (в том числе и совершаемых при самом заключении рассматриваемого договора). Например, в ст. 22 УЖТ РФ подача и уборка вагонов, контейнеров, погрузка и выгрузка грузов, грузобагажа, выдача санитарных паспортов, хранение грузов и контейнеров именуются работами. Применение подобных понятий в договоре перевозки грузов наделяет его чертами, характерными для договора подряда. 2. Действия, осуществляемые в рамках договора перевозки грузов, содержат элементы договора подряда. Из предложенного понятия «перевозка», используемого в юридической конструкции (в договоре перевозки грузов), а также самого понятия договора перевозки грузов следует, что определенные действия, осуществляемые участниками перевозочных правоотношений, имеют подрядный характер. Так, исполнение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке предполагает совершение сторонами определенных действий с соблюдением требований, установленных действующим законодательством <22>. Результат этих действий проявляется в определенном овеществленном результате, а именно: грузоотправитель получает от перевозчика в установленный срок исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, и в достаточном количестве (ст. 20 УЖТ РФ). ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003. —————————————————————— <22> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга 4. М., 2006. С. 381.

Погрузка груза в исправные, внутри и снаружи очищенные вагоны является овеществленным результатом <23> действий перевозчика. На этапе отправления грузов для грузоотправителя важно достижение конкретного результата — получение транспортного средства или средств, пригодных для перевозки грузов. Достижение конкретного результата является неотъемлемым элементом договора подряда (гл. 37 ГК РФ) <24>. ——————————— <23> Степанов Д. И. Услуги как объект гражданских прав. М.: Статут, 2005. С. 191. <24> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.02.1999 по делу N А56-15238/98; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2001 по делу N А56-28535/00.

Следовательно, эти действия отличаются признаками, характеризующими договор подряда. В связи с существованием элементов подряда в договоре по перевозке груза, недопустимо исключительное отнесение изучаемого договора к договорам услуг. Это вносит определенные разногласия в существующую легальную модель договора перевозки грузов как договора услуг. 3. Действия, выполняемые в рамках договора перевозки грузов, объединены единым правовым смыслом. Их необходимо рассматривать в комплексе, как единое явление. Результат таких действий отделим от самого процесса их осуществления <25>. Интерес сторон направлен непосредственно на результат, который «венчает дело» <26>, то есть передачу груза грузополучателю. В связи с тем, что для грузоотправителя важен именно результат, то есть факт вручения грузополучателю в обусловленный срок груза, предусмотренного накладной, а не процесс доставки груза, то между перевозчиком и подрядчиком, так же как и между грузоотправителем и заказчиком, можно провести определенную аналогию. Сделанное сравнение имеет практическое значение. Распространение на отношения по перевозке грузов некоторых правил договора подряда позволит расширить правовое регулирование договора перевозки и добиться более эффективного развития исследуемых отношений. ——————————— <25> В рамках настоящей работы автор не углубляется в изучение проблемы соотношения договора услуг и договора подряда, что является самостоятельным предметом научной разработки. При этом думается согласиться с теми авторами, которые рассматривают в качестве отличительного признака договора подряда отделимость результата от действия. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг» (книга 3) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (издание исправленное и дополненное). —————————————————————— <26> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга 3. М., 2005. С. 221.

Исследовав соотношение договора перевозки грузов и договора подряда по действующему российскому законодательству, представляется целесообразным обратиться к немецкому правовому опыту. Разрешение вопроса о правовой природе изучаемого договора в Германии является отличным от российского подхода. Договор перевозки грузов рассматривается в качестве подвида (частного, особенного случая) <27> договора подряда (der Werkvertrag) <28> или «квалифицированного подряда» <29>. ——————————— <27> Alpmann-Pieper A., Alpmann J. A., Studierenlexikon Recht. 3. Auflage. Verlag C. H. Beck. . 2010. С. 465. <28> Tilch H., Arloth F. Deutsches Rechts-Lexikon. Band 1. 3. Auflage. Verlag C. H. Beck. . 2001. C. 585. <29> Дернбург Г. Пандекты, обязательственное право. 3-е изд. М., 1911. Т. II. С. 299.

ГГУ говорит о договоре перевозки как о договоре, направленном на выполнение работ нематериального характера. Его исполнение заключается в передаче груза грузополучателю, а принятие груза грузополучателем в смысле ст. 640 ГГУ не имеет значения. Исходя из этого в отношении договора перевозки грузов действуют положения о договоре подряда как цивилистического типа договора (ст. 631 ГГУ). Подобное определение означает, что рассматриваемый договор относится к таким обязательственным договорам, которые порождают у одной из сторон обязанность осуществить то или иное действие, при этом в качестве цели договора не понимается та или иная вещь <30>. Такое закрепление соответствует экономическому смыслу договора перевозки грузов, так как его суть заключается в транспортировке грузов, что сближает его с договором подряда. ——————————— <30> Шапп Я. Система германского гражданского права. М., 2006. С. 102.

Профессор, доктор права Мариан Пашке определяет договор перевозки груза в качестве договора подряда, так как обязанность перевозчика заключается в достижении определенного результата, а именно доставки груза в место назначения <31>. При этом такое утверждение не означает, что договор перевозки грузов тождественен договору подряда. Он рассматривается как разновидность в силу схожих черт, главной из которых является направленность на достижение результата в виде выполнения работ — осуществление перевозки, то есть достижение указанного места доставки груза. ——————————— <31> Там же. С. 182.

Исходя из немецкой правовой доктрины и легальных положений основными признаками, которые позволяют говорить о договоре перевозки грузов как о разновидности договора подряда, являются следующие: 1. Достижение результата (der Erfolgsbezug) — существенный критерий для договора подряда (ст. 631 ГГУ). В договоре перевозки грузов определяющее значение имеет результат: груз должен быть доставлен в иное место (то есть должна произойти перемена местоположения груза (die ) и при этом его надлежит выдать определенному лицу. При этом именно наличие результата является отличительной чертой договора подряда от договора оказания услуг <32>. ——————————— <32> Hobe Stephan, Nicolai von Ruckteschell. Wirtschaftliche Aspekte des Luftverkehrs. Carl heymanns Verlag. 2010. S. 21.

2. Именно выполнение работ является средством достижения указанного выше результата. 3. Выполнение работы надлежащим образом (без недостатков) следует рассматривать в качестве основного элемента в договоре подряда. Для реализации перевозки грузов он имеет важное значение, так как необходимо доставить неповрежденный товар надлежащему грузополучателю. Однако договор перевозки грузов нельзя полностью отождествлять с договором подряда. Отношения по перевозке грузов имеют свое правовое регулирование, а общие положения о договоре подряда, содержащиеся в ГГУ, применяются к договору перевозки грузов в той мере, в какой они не противоречат специальному правовому регулированию, закрепленному разделом 4 ГГУ «Перевозка грузов». Так например, «принятие» (die Abnahme) работ по договору подряда и договору перевозки грузов имеет разное правовое значение для признания обязательства подрядчика (перевозчика) исполненным. Согласно ст. 640 ГГУ, которая называется «Принятие работы», заказчик обязан принять работу, выполненную в соответствии с договором, если только ее принятие не окажется невозможным вследствие качества работы. Обязательство подрядчика считается исполненным с момента такого принятия. В отличие от договора подряда, в договоре перевозки грузов принятие не является обязательным для признания обязательства перевозчика исполненным. Это означает, что на грузополучателя не возлагается обязанности по принятию груза. Он лишь наделяется правом потребовать выдачи груза у перевозчика (ст. 421 ГГУ). Обязательство перевозчика по перевозке грузов считается исполненным с момента передачи груза грузополучателю <33>. ——————————— <33> OLG v 01.04.1982. VersR 1983. C. 632, 633.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что в немецкой правовой доктрине договор перевозки грузов является самостоятельным видом договора, обладающим рядом существенных признаков договора подряда, но не тождественный ему полностью. Например, исходя из подрядного характера договора перевозки грузов в немецком транспортном праве существует институт «субподрядного договора перевозки грузов» (der Unterfrachtvertrag). Такой договор заключается между «главным перевозчиком» (der ) и «субподрядным перевозчиком» (der ). Так же как и в рамках «основного договора перевозки грузов» (der Hauptfrachtvertrag), в «субподрядном договоре перевозки грузов» грузополучатель как третье лицо является выгодоприобретателем. Такая точка зрения подкрепляется судебной практикой и доктриной <34>. ——————————— <34> Handelsgesetzbuch. RdNr 3. 2. Aufl. Band 4. de Gruyter Recht. Berlin. 2005.

Исходя из вышеизложенного в России и Германии сложились различные подходы при определении правовой природы договора перевозки грузов. Проведенный анализ позволил выявить наиболее эффективные положения правового регулирования договора. На его основе в рамках данного параграфа целесообразно сделать определенные выводы. 1. В РФ на законодательном уровне, а именно в ГК РФ, закрепляется то, что договор перевозки грузов является договором услуг. При этом нельзя исключать и те обстоятельства, которые свидетельствуют о наличии в договоре перевозки грузов элементов договора подряда. К ним можно отнести следующее: — цель перевозки грузов направлена на то, чтобы груз был доставлен в иное место (то есть должна произойти перемена места груза), и при этом его надлежит выдать четко определенному лицу; — результатом перевозки грузов является изменение места груза и доставка его определенному лицу; — перевозка грузов есть выполнение работ, которое способствует достижению указанного выше результата; — выполнение работы без недостатков — основной элемент для реализации перевозки грузов: необходимо доставить надлежащему грузополучателю неповрежденный товар, то есть без недостатков. Кроме того, правовая природа договора перевозки грузов определена непоследовательно. В ГК РФ изучаемый договор отнесен к договорам об оказании услуг. В то время как УЖТ РФ, специализированный нормативный акт, при осуществлении правового регулирования договора перевозки грузов использует элементы договора подряда. 2. По немецкому праву договор перевозки грузов является разновидностью договора подряда. Те элементы договора подряда, которые применяются в рамках договора перевозки грузов, характерны и для договора перевозки грузов по немецкому праву. 3. Признание того, что договор перевозки грузов обладает элементами договора подряда, позволит применять в перевозочных правоотношениях определенные правила договора подряда, например институт субподряда. Это позволит расширить деятельность перевозчиков и приведет к более эффективному развитию перевозочного сектора экономики. Таким образом, признание того, что договор перевозки грузов по российскому законодательству наделен элементами договора подряда, позволит в большей степени защитить права грузоотправителя и, как следствие, грузополучателя путем применения к рассматриваемым правоотношениям норм о подряде.

——————————————————————