Реструктуризация долгов: выгода есть!

(Тресков В.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 49)

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ: ВЫГОДА ЕСТЬ!

В. ТРЕСКОВ

Василий Тресков, член Союза журналистов, г. Москва.

В первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника», направленный на совершенствование действующего гражданского законодательства, регулирующего правовое положение граждан-должников. Чем чревата для кредиторов возможность банкротства физических лиц?

Спасение для прокредитовавшихся

Согласно новому законопроекту любой гражданин сможет обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве, если окажется не в состоянии в течение 3 месяцев погасить долг более 50 тыс. руб. Но банкротство не означает, что кредит будет полностью списан. Это проект закона о реструктуризации долга, и он касается только тех людей, которые действительно не могут выполнить своих обязательств по кредитному договору.

В суде заемщику придется доказывать, что он потерял работу или его материальное положение ухудшилось по другим причинам. В проекте есть важная оговорка: банк не сможет отнять у клиента в качестве финансовой компенсации единственное жилье, бытовую технику или деньги на сумму менее 25 тыс. руб.

По результатам проверки обоснованности заявления о банкротстве суд вводит в отношении должника-гражданина реструктуризацию долгов. Введение данной процедуры означает приостановление взыскания по исполнительным документам, что отвечает международным принципам урегулирования потребительской задолженности, заключающимся в предоставлении должнику времени для изыскания наиболее приемлемых вариантов дальнейших расчетов с кредиторами (мораторий на предъявление требований к должнику).

В ходе реструктуризации долгов не позднее 10 дней с даты истечения 2-месячного срока опубликования сообщения о введении реструктуризации долгов должник вправе направить финансовому управляющему (в случае его утверждения), конкурсным кредиторам и уполномоченным органам план реструктуризации. Он должен соответствовать следующим требованиям:

— гражданин имеет постоянный доход на дату представления плана;

— у гражданина нет судимости за умышленные преступления в сфере экономики, и он не привлекался в течение 3 лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство;

— гражданин должен доказать, что не признавался банкротом в течение 5 лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов, и в течение 8 лет не пытался реструктуризировать долги.

Банки тоже выигрывают

Строгое регламентирование процедуры банкротства физического лица выгодно и для банков. Это позволит избежать распространенных ситуаций, когда гражданин все свои средства отдает тому кредитору, который быстрее всех справился с процедурами исполнительного судопроизводства. При этом остальные кредиторы уже не могут рассчитывать даже на частичное погашение задолженности.

Законопроект предусматривает:

— возможность проведения реструктуризации долгов, возможность заключения мирового соглашения с кредиторами в целях прекращения производства по делу о банкротстве;

— обязательную публикацию сведений в деле о банкротстве гражданина-должника только в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, без опубликования в газете;

— проведение реструктуризации долгов самим должником либо арбитражным управляющим по инициативе должника или кредиторов.

Принятие законопроекта позволит должнику, оказавшемуся в сложном положении, с учетом имеющихся доходов либо доходов, которые будут получены в будущем, распланировать исполнение обязательств перед кредиторами и в результате восстановить платежеспособность; снизить риски и расходы кредиторов в связи со сложностью взыскания долгов, а также сократить расходы на администрирование банкротства.

В случае успешного выполнения плана реструктуризации гражданин освобождается от долгов, сохраняя при этом активную социальную позицию. Если гражданин все же не сумел расплатиться с кредиторами в ходе реструктуризации долга, арбитражный суд выносит определение об отмене плана такой реструктуризации и признает гражданина банкротом.

В целях минимизации расходов должника законопроект устанавливает, что оценка имущества гражданина, включенного в конкурсную массу, проводится самим должником или финансовым управляющим (в случае его утверждения). Собрание кредиторов вправе принять решение о проведении такой оценки с привлечением оценщика и оплатой расходов на ее проведение за счет лиц, голосовавших за принятие соответствующего решения. При этом имущество (часть имущества) гражданина подлежит реализации на торгах, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или решением арбитражного суда.

Ограничения для должника

Для защиты стабильности банковской системы и экономического оборота в целом законопроект предусматривает ряд ограничений как для должника, признанного банкротом, так и для должника, успешно осуществляющего (или осуществившего) план реструктуризации долгов. Данные ограничения касаются прежде всего возможности повторной подачи заявления о признании себя банкротом и реструктуризации новых долгов. Установлен 5-летний период ожидания между предыдущей и последующей процедурами банкротства.

Чтобы исключить возможность злоупотреблений со стороны должника, в документе указаны определенные негативные последствия для должника, привлеченного к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство, если такие правонарушения им совершены в данном деле о банкротстве, а также если гражданин не предоставлял необходимую информацию или предоставлял недостоверные сведения арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве. В данном случае гражданин не освобождается от обязательств.

ИП это тоже касается

Положения законопроекта в полной мере распространяются и на должников-граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Особенности рассмотрения дела о банкротстве заключаются в том, что основанием для возникновения обязанности должника — индивидуального предпринимателя обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд, помимо общих оснований, является также ситуация, когда обращение взыскания на его имущество существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.

После признания гражданина банкротом дело о банкротстве не может быть возбуждено по его заявлению в течение 5 лет, а в случае повторного признания гражданина банкротом удовлетворение требований кредиторов за счет его имущества будет осуществляться в упрощенном порядке. Индивидуальный предприниматель при этом теряет свой статус, аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности; в качестве индивидуального предпринимателя гражданин не может быть зарегистрирован в течение года с даты признания его банкротом.

Кроме этого, граждан предполагается включить в число субъектов административной и уголовной ответственности, установленной за фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство и за неправомерные действия при банкротстве.

——————————————————————