Экономическая безопасность субъектов малого предпринимательства в условиях теневых экономических отношений

(Буров В. Ю.) («Безопасность бизнеса», 2012, N 4)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ <*>

В. Ю. БУРОВ

——————————— <*> Burov V. Yu. Economic safety of subjects of small business in conditions of underground economic relations.

Буров Виталий Юрьевич, директор высшей школы экономики, управления и предпринимательства, зав. кафедрой антикризисного управления, финансов и кредита Забайкальского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент.

Теневые экономические отношения существовали в СССР в условиях плановой экономики. Существуют они также и в современной России. В статье исследуется экономическая безопасность субъектов малого предпринимательства в условиях наличия теневой сферы экономики.

Ключевые слова: теневая экономика, безопасность бизнеса, субъекты малого предпринимательства.

Underground economic relations existed in the USSR in conditions of the planned economy. And also they exist in modern Russia. The article examines economic safety of subjects of small business in conditions of presence underground sphere of economy.

Key words: underground economy, safety of business, subjects of small business.

В современных условиях перехода экономики на путь устойчивого развития, в т. ч. перевода российской экономики на инновационный путь, развитие малого предпринимательства (МП) становится важнейшей задачей, без выполнения которой невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие России. В России использование экономического потенциала малого предпринимательства и его ориентация на обеспечение устойчивого развития страны и ее регионов пока не являются реальным приоритетом государственной политики, что в значительной степени обусловлено несовершенством системы государственной поддержки МП, в т. ч. на региональном уровне. Игнорирование со стороны государства важности роли МП в экономике России подтверждается недостаточным уровнем его развития. Так, вклад сектора МП в ВВП страны составляет около 20% против 50 — 70% в развитых странах. Число малых предприятий на 1000 жителей в России — 6 — 7, за рубежом — 25 — 30 (США, Япония, Великобритания и т. д.). В развитых экономиках малый бизнес создает около 80% рабочих мест, в России — около 20% <1>. ——————————— <1> Буров В. Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства. Изд. 2-е, перераб. Germany: LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG DudweilerLandstrabe 99 D-66123 Saarbrucken, 2011. С. 326.

Неадекватные экономические и правовые условия деятельности субъектов МП, неэффективная государственная поддержка МП заставили представителей малого бизнеса переориентировать свою деятельность в теневой сектор экономики, что привело к большим масштабам теневых экономических отношений (ТЭО) в секторе МП, достигающих, по разным оценкам, 40 — 50% от объема деятельности и до 90% скрытой заработной платы. По мнению Г. Агаркова, «теневая экономическая деятельность субъектов МП влияет на все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, нарушает хозяйственную целостность региона, сокращает доходы бюджетов всех уровней и сопровождается не только масштабным выводом ресурсов из официального оборота, но и искажением статистической, финансовой, налоговой отчетности, снижением транспарентности экономики. В теневом секторе экономики сконцентрированы огромные ресурсы, которые в случае их легализации могут стать резервом для экономического роста» <2>. ——————————— <2> Агарков Г. А. Минимизация негативного воздействия теневой экономики на социально-экономическое развитие региона: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2008.

Актуальность исследования подчеркивается недостаточной проработкой методологических основ возникновения и развития теневых экономических отношений. При этом теневая экономика субъектов МП представляет собой очень трудный для исследования предмет, т. к. практически вся информация, которую удается получить, является конфиденциальной и разглашению не подлежит, а имеющаяся статистическая и налоговая отчетность является неполной или узкой. Сама теневая деятельность субъектов МП признается как исключение. Теоретически-методологическое исследование теневых экономических отношений как негативной тенденции деятельности (функционирования) малых предприятий и ее закономерностей, выработка государственной концепции противодействия теневой деятельности с целью ее минимизации и повышения уровня безопасности ведения бизнеса представляются задачей актуальной и значимой. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. И одним из важнейших факторов в этом аспекте является создание безопасных условий для развития сектора малого предпринимательства. Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро — и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий. К внутренним факторам, влияющим на безопасность предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса и представляющим угрозу экономической безопасности, относятся: — низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью; — недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры; — неучитываемость региональных особенностей состояния экономики и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений; — низкая инвестиционная активность и низкий инновационный потенциал; — несовершенство правового законодательства, регламентирующего деятельность малого предпринимательства; — монопольное положение и недобросовестность действий ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке; — теневизация и криминализация экономики, коррупция в области управления экономикой и предпринимательской деятельности. Неэффективное государственно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства является основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства как сектора экономики. Общие для определенного сектора предпринимательства условия и факторы, возникающие по объективным причинам и представляющие опасность для бизнеса как вида экономической деятельности, представляют собой угрозы безопасности предпринимательства. В то же время должный уровень развития малого бизнеса является важнейшим условием экономической и социальной безопасности государства <3>. ——————————— <3> URL: http://www. nisse. ru/business/article/article_1077.html? effort=1

Исследование теневых экономических отношений субъектов МП выявило, что их основными причинами, объясняющими их зарождение и развитие, являются: — неэффективная государственная политика по поддержке развития МП; — неадекватные экономические условия: недоступность финансовых ресурсов; несовершенная налоговая система и высокий уровень налоговых ставок; недостаточная имущественная и ресурсная поддержка; высокий уровень трансакционных издержек; — несовершенная нормативно-правовая база, определяющая поддержку и развитие сектора МП; — высокий уровень административных барьеров; — высокий уровень коррупции, имеющий постоянную тенденцию к повышению; — несовершенная институциональная среда. Обоснованность утверждения, что ТЭО являются основной негативной тенденцией развития МП, подтверждается исследованиями, которые показали (подтвердили) многообразие видов и форм ТЭО и их масштабов. Закономерность теневых экономических отношений обосновывается самой сущностью предпринимательской деятельности, являющейся рисковой и имеющей своей основной целью получение прибыли, что в неадекватных условиях, особенно присущих трансформируемой экономике, и при несовершенной институциональной среде стимулирует предпринимателей к переориентации своей деятельности в теневой сектор экономики.

Таблица 1

Характеристика теневых экономических отношений развития современного российского МП и их закономерность согласно выявленным этапам

Этап Институциальные Характеристика теневых Закономерность факторы экономических теневых отношений (ТЭО) экономических отношений (признаки)

Подготови — 1. Первоначальное 1. Бессистемные и 1. Зацентрализованная тельный. накопление проявляются в экономика СССР, 1985 — капитала. производстве или характеризующаяся (середина) 2. Агрессивно — перераспределении большой ролью 1990 гг. негативное дефицитных товаров и государства в отношение общества к ресурсов, имеют в хозяйственной жизни. предпринимательству основном спекулятивный 2. Слабая и самим характер отношений. компетентность первых предпринимателям. 2. Начало вовлечения в предпринимателей в 3. Отсутствие рыночные отношения всех вопросах ведения институциональной основных социальных бизнеса. среды. Слабый групп советского 3. Нарушения институт общества. сложившихся в СССР предпринимательства 3. Теневые экономические производственно — отношения играли хозяйственных преимущественно связей конструктивную роль, став важной частью механизма рыночных реформ. 4. Проявляются в подпольной экономической деятельности (цеховики), преувеличение результатов хозяйственной деятельности — фиктивная деятельность (приписки)

Этап I. 1. Признание 1. Недетерминированные 1. Формирование и 1990 частной (случайные), развитие МП в России (вторая собственности, стохастические. осуществлялось в половина) либерализация цен и Характеризуются большим условиях сильнейшего — 1994 гг. внешнеэкономической риском и переливом спада экономики. деятельности, капитала в частный 2. Теневой сектор МП масштабная сектор экономики с стал инструментом приватизация использованием выживания наиболее государственного коррупционного механизма бедных слоев имущества и неопределенностью населения. (перераспределение целей развития. 3. Разрыв сложившихся собственности). 2. Развиваются и в СССР 2. Начало преобладают в сфере производственно — становления посредничества, хозяйственных связей. института торговли, 4. Инфляция и коррупции. внешнеэкономической обесценивание 3. Несовершенная отрасли. оборотных средств, институциональная 3. Происходит амортизационного среда. первоначальное фонда, вкладов 4. Начало накопление капитала. населения в банках и становления Получение прибыли их сбережений неформальных происходит через институтов механизм российского общества перераспределения активов государственных предприятий с использованием коррупционных схем и через преувеличение результатов хозяйственной деятельности с использованием механизма фиктивных приписок. 4. Перемещение акцентов с фиктивных операций на сокрытие деятельности. 5. Появление теневого рынка труда в секторе МП. 6. Положительное влияние на создание среднего класса

Этап II. 1. Усиление 1. Массовое уклонение 1. МП в реальном 1995 — противоречия между малыми предприятиями от секторе экономики 1998 гг. предпринимательским учета результатов своей подверглось резкому и структурами и деятельности и от спаду источников государством, что контроля над своими финансирования как на характеризуется доходами, включая «входе» в кругооборот большими заработную плату, капитала, так и на институциальными использование рабочей «выходе» из него. ограничениями силы без надлежащего 2. Сектор МП стал предпринимательства, документального инструментом усилением оформления с целью выживания наиболее бюрократии и получения теневого бедных слоев коррупции, предпринимательского населения. увеличением дохода. Происходит величины 2. Появление формирование трансакционных системообразующего устойчивых издержек. сегмента теневой взаимосвязей между 2. Начало деятельности на рынке различными сегментами формирования потребительских товаров теневой экономики института — контрафактной государственной продукции (ее доля по поддержки МП. отдельным товарам Причем в регионах достигает 50 — 70%). становление системы 3. Ярко проявляются в поддержки зачетных и бартерных происходило схемах. В финансовой быстрее, чем на отрасли характеризуются федеральном уровне. схемами с использованием 3. Несовершенная фальшивых авизо. институциональная 4. Непомерный рост среда. спекулятивно — 4. Высокие налоги и посреднической сферы жесткое привел к спаду реального административное сектора экономики. регулирование Данная сфера характеризовалась доминирующей теневой экономической деятельностью. 5. Развитие теневой экономики на международном уровне. 6. Вывоз теневого капитала за рубеж. 7. Резкое расширение теневого рынка труда в секторе МП. 8. Проникновение теневых экономических отношений во все неэкономические сферы общества (политика, право, наука, образование, армия, спорт и др.). Данный этап характеризуется двумя основными моментами (признаками): а) преобладающим позитивным — стабилизирующее воздействие; б) негативным — дестабилизирующее воздействие

Этап III. 1. ТЭО принимают 1. Проявляется системный Происходит сращивание 1999 — системный характер подход в оптимизации интересов и 2008 гг. и охватывают все результатов деятельности формирование государственные с целью снижения оплаты устойчивых институты. налогов и неналоговых взаимосвязей 2. Слабая платежей с государства и инфраструктура использованием представителей поддержки сектора неправовых способов. теневого сектора МП. 2. Широкое экономики, что 3. Неэффективная распространение проявляется в институциональная приобрела схема системности связей и среда деятельности через их расширении и фирмы-«однодневки» с углублении целью получения теневой прибыли и ухода от налогов. 3. Экономическая деятельность окончательно сформировалось как многоуровневая система межхозяйственных связей, объединяющая официальный и теневой секторы экономики. 4. Стремление к легализации теневого капитала в официальном секторе экономики. 5. Преобладание дестабилизирующего воздействия ТЭО на экономику региона

Этап IV. 1. Углубление 1. Проявляются в Произошел системный 2009 — … процесса сращивания стремлении к мировой экономический гг. субъектов МП с расширенному кризис, сильно представителями воспроизводству на повлиявший на государственных основе интеграции и российскую экономику структур с взаимодействия и непосредственно на использованием бюрократии, коррупции и сектор МП, что коррупционного теневой экономики и проявилось в механизма. приобретают новый недоступности 2. Неэффективная импульс, что связано с финансовых ресурсов, институциональная экономическим кризисом и снижении среда повышением величины покупательской единых страховых способности, взносов. недостаточной 2. Отмечается государственной переориентация поддержке, в т. ч. на деятельности малых региональном уровне предприятий в теневой сектор экономики. 3. Происходит увеличение объема привлеченных заемных средств с нелегальных кредитных рынков, связанное с резким уменьшением кредитных услуг легального рынка кредитования

Исследования показали, что теневые экономические отношения сыграли важную прогрессивную роль на начальных этапах рыночной модернизации российской экономики, создав конструктивные институты, способствующие: — вовлечению в рыночные отношения всех основных социальных групп советского общества; — образованию современного российского предпринимательства; — выживанию наиболее бедных социальных слоев населения России. Главной особенностью функционирования теневых экономических отношений в современной России является ее стремительное и практически бесконтрольное развитие вширь и вглубь. Первое подтверждается распространением теневых экономических отношений на все большее количество видов экономической деятельности. Второе — тем, что масштабы теневых экономических отношений в каждом виде экономической деятельности различны и в условиях переходного периода они, как правило, имеют тенденцию к росту. В процессе исследования установлено, что трансформация теневых экономических отношений подчинена определенным закономерностям <4>: ——————————— <4> Морозова Н. В. Теневые экономические отношения в реальной экономике (теория и практика): Коллективная монография. М.: Старая Басманная, 2010.

— прежние теневые экономические отношения трансформируются в новые в результате разрешения основных социально-экономических противоречий, лежащих в основе их формирования и развития; — трансформация содержания теневых экономических отношений определяется преобладающими в обществе формами собственности и способами их сочетания (общественной, коллективной, частной); — в результате рыночных реформ изменяется характер экономических интересов представителей МП, меняется их ответственность в процессе разрешения противоречий теневых экономических отношений; — теневые экономические отношения развиваются и усложняются в направлении от преобладания в сфере производства и финансовой сфере, проникая далее в неэкономические сферы общества; — формы организации функционирования теневых экономических отношений усложняются и приобретают тенденцию трансформации от единичных сделок к постоянно действующим сетевым формам; — развитие теневых экономических отношений заключает в себе две диаметрально противоположные тенденции прогресса (позитивные эффекты, стабилизирующее воздействие) и регресса (негативные эффекты и дестабилизирующее воздействие) и реализуется, соответственно, либо в конструктивных, либо в деструктивных результатах; — в процессе трансформации теневых экономических отношений их субъекты, предпринимательство, с одной стороны, и государство, с другой, меняют собственную систему ценностей и взаимоотношений. Они модифицируют свои социально-экономические интересы и потребности, а также механизмы их реализации. Теневые экономические отношения являются повышенной зоной риска для безопасности предпринимательской деятельности. И в этом случае принципы формирования системы безопасности предпринимательства приобретают особенный аспект: — деятельность государственных и правоохранительных органов и общественных институтов, используемые ими методы и средства должны быть направлены на создание адекватных условий для развития малого предпринимательства и включать в себя элементы противодействия теневой и криминальной деятельности, коррупции; — консолидация государственных и правоохранительных органов и общественных институтов, принимающих участие в защите предпринимательства; — деятельность государственных и правоохранительных органов и общественных институтов, направленная на противодействие коррупции, теневой и криминальной деятельности, должна осуществляться под парламентским, правительственным и общественным контролем. Одной из важнейших задач государственных структур является информационная работа, направленная на информирование об особенностях криминогенной обстановки заинтересованных официальных инстанций, предпринимателей, ассоциаций и служб экономической безопасности и т. д. При этом речь идет прежде всего о доведении до них сведений об угрозах, которые ожидают российское предпринимательство. К ним относятся: — стремление преступных элементов за границей и недобросовестных иностранных бизнесменов использовать внешнеэкономические связи в ущерб интересам отечественных предпринимателей, а также попытки сознательного обмана их недобросовестными зарубежными конкурентами и партнерами в ходе совместного предпринимательства; — незащищенность цивилизованной предпринимательской деятельности от негативного воздействия коррупции и организованной преступности в России; — усиление тандема недобросовестных предпринимателей и коррумпированных чиновников. Система безопасности отечественного предпринимательства должна обеспечивать решение задач, функционально реализуемых спецслужбами, общественными институтами и частными охранными предприятиями: — информационного освещения политических, экономических, научно-технических и других проблем, затрагивающих интересы российского бизнеса; — выявления и пресечения деятельности иностранных фирм и компаний, направленных против отечественного предпринимательства; — борьбы с коррупцией и организованной преступностью, наносящими отечественному бизнесу моральный и материальный ущерб; — защиты коммерческой тайны; — защиты от дискредитации деятельности фирм и предприятий, ориентированных на цивилизованный путь своего развития в рамках закона и с учетом взятых на себя обязательств по экономическому возрождению России; — защиты от подкупа сотрудников российских предпринимательских структур, имеющего своей целью сбор информации, саботаж и осуществление экономических диверсий; — защиты от использования преступных структур для нейтрализации конкурирующих фирм. Система регулирования экономических отношений должна соответствовать интересам субъектов предпринимательства, в т. ч. малого, и создавать необходимые условия и предпосылки для его становления и развития и содействовать сокращению его теневой деятельности и повышению уровню безопасности бизнеса. В том случае, когда система регулирующего воздействия государства принимает неадекватные для эффективного развития сектора МП решения, повышает административные барьеры, она становится тормозом для его прогресса. В результате между государством и субъектами МП обостряется экономическое противоречие между характером регулирующего воздействия государства по формированию эффективных условий для осуществления субъектами МП своей экономической деятельности и все возрастающими и изменяющимися интересами предпринимателей в развитии своего бизнеса с целью получения прибыли (предпринимательского дохода) и удовлетворения общественных социально-экономических потребностей, лежащих в основе формирования, развития и трансформации теневых экономических отношений, что и является объективными предпосылками.

——————————————————————