Основные начала семейного законодательства

(Гонгало Б.) («Семейное и жилищное право», 2006, N 2)

ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Б. ГОНГАЛО

1. Семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего, системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ или Семейный кодекс). Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права, представляют собой определенные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений <*>. ——————————— <*> Данное определение принципов семейного права опирается на определение правовых принципов, сформулированное О. А. Красавчиковым. См.: Советское гражданское право. Учебник: в 2 томах. Т. 1. М., 1985. С. 89 — 90.

Изложение основных начал (принципов) правового регулирования всегда производится в достаточно абстрактной форме, а иным оно и быть не может. Вероятно, по той причине, что юристы привыкли «иметь дело» с нормами, предписывающими определенный вариант поведения, либо запрещающими те или иные действия, либо характеризующимися дозволительной направленностью, т. е. правилами более или менее конкретизированными, к сожалению, нормы, отмеченные высокой степенью абстракции, обычно не воспринимаются (иногда игнорируются) теми, кто применяет закон. Но нормы, указывающие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в указанной статье. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в Семейном кодексе, при толковании семейно-правовых норм, применении к семейным отношениям гражданского законодательства, применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т. д. и т. п. 2. К выявлению системы принципов семейного права и анализу их содержания обращались многие ученые. Так, А. И. Пергамент в 1951 г. называла такие принципы (советского) семейного права, как полное равноправие мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака и родства; охраны материнства и детства; осуществление родительских прав исключительно в интересах детей; единобрачие <*>. ——————————— <*> См.: Советское гражданское право. Т. II / Под ред. С. Н. Братуся. М., 1951. С. 366 — 367.

Примерно также очерчивал принципы семейного права Г. М. Свердлов в 1958 г. При этом, кроме названных, выделялись и такие принципы, как равноправие граждан независимо от национальности и расы; свобода семейного права от влияния каких-либо религиозных правил; всесторонняя охрана родительских прав <*>. ——————————— <*> См.: Свердлов Г. М. Советское семейное право. М., 1958. С. 38 — 45.

В 1982 г. В. Ф. Яковлев называет следующие принципы семейного права: равноправие граждан в семейных отношениях; равноправие мужчины и женщины; единобрачие (моногамия); свобода и добровольность в заключении брака; свобода расторжения брака под контролем государства; государственная забота о матери, ребенке, всемерная охрана их интересов, поощрение материнства; взаимная свобода членов семьи, моральная и материальная поддержка ими друг друга <*>. Г. К. Матвеев в 1985 г. главными началами (принципами) правового регулирования брачно-семейных отношений признает: свободу брака, свободу расторжения брака, признание только гражданского светского брака, моногамию, равноправие супругов и всемерную защиту интересов детей <**>. ——————————— <*> См.: Советское семейное право. Учебник / Под ред. В. А. Рясенцева. М., 1982. С. 16 — 20. <**> См.: Матвеев Г. К. Советское семейное право. Учебник. М., 1985. С. 20 — 22.

Обращение к указанным (и подобным) высказываниям, сделанным в разные периоды истории государства Российского, отличающимся социально-политической обстановкой, представляется оправданным. Более того, необходимым. Не дело рассматривать основные начала (принципы) семейного законодательства и семейное законодательство в целом в отрыве от того, что было ранее. Наше законодательство освободилось от необходимых в те времена идеологических наслоений. Но, как представляется, сегодняшнее семейное законодательство есть результат развития русского, советского, российского семейного права. 3. В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т. д.). 4. Среди основных начал семейного законодательства названы: 1) необходимость укрепления семьи; 2) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; 3) обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав; 4) обеспечение возможности судебной защиты семейных прав; 5) добровольность брачного союза мужчины и женщины; 6) признание только гражданского светского брака; 7) равенство прав супругов в семье; 8) приоритет семейного воспитания детей; 9) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; 10) недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности <*>. ——————————— <*> К сожалению, форма подачи основных начал семейного законодательства лишена должной четкости. Вероятно, по этой причине в юридической литературе нет единства при решении вопроса о том, какие положения ст. 1 СК являются основными началами и соответственно о количестве таких начал. См., например: Пчелинцева Л. М. Семейное право России. Учебник для вузов. М., 1999. С. 20 — 25; Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций. М., 2000. С. 26 — 35; Гражданское право. Учебник в 3 т. Т. 3. 4-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2004. С. 310 — 315.

5. На первый взгляд к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал указано разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Думается, прав Г. Ф. Шершеневич, указывая: «К семейным правам не должны быть причислены устанавливаемые законом права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, — право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным» <*>. Поэтому вряд ли следует соглашаться с утверждением, будто правовое регулирование семейных отношений «можно построить таким образом, чтобы оно способствовало становлению и сохранению между членами семьи взаимной любви и уважения, ответственности перед семьей и стремлению членов семьи осуществлять взаимопомощь и поддержку друг друга» <**>. ——————————— <*> Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) М., 1995. С. 407. <**> Гражданское право. Учебник. С. 311.

Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно. Быть может, следует приветствовать. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что «перевести на юридический язык» такие категории, как любовь и уважение (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся. «Естественные и нравственные отношения лишь лежат в основе юридических отношений членов семьи. Поэтому при толковании норм семейного права необходимо стремиться придать нормам юридическое значение, а не ограничиваться констатированием их нравственного характера» <*>. ——————————— <*> Синайский В. И. Русское гражданское право. М., 2002. С. 485.

Невозможно принудить к исполнению в натуре «обязательства» любить и уважать других членов семьи. Невозможно обеспечить данное обязательство санкциями. Невозможно создать (придумать) обязанности (и соответствующие права), исполнение которых (реализация которых) приведет к цели — взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем дело с призывом, лишенным правового содержания. Что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи «вмонтированным» в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанностей по содержанию одними членами семьи других. Наконец, словосочетание об «ответственности перед семьей всех ее членов» использовано не в юридическом смысле. По-видимому, в данном случае об ответственности говорится с точки зрения социальной. Во-первых, оставаясь на юридических позициях, следует считать, что ответственность наступает при наличии неких противоправных действий. Во-вторых, привлечение к ответственности предполагает применение санкций. В-третьих, сколько бы ни говорилось в науке о том, что семья является субъектом права или о необходимости признания семьи субъектом права <*> закон не считает семью участником правовых отношений. Регулируются отношения, складывающиеся между членами семьи. ——————————— <*> См., например: Красавчиков О. А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа. В ст.: Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 18 — 19; Королев Ю. А. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2000. N 10. С. 61 — 66.

Среди принципов семейного права в п. 3 ст. 1 СК РФ упоминается указание о разрешении внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Как представляется, это тоже только пожелание. По-видимому, следует констатировать, что речь идет об идеале, к которому надо стремиться, понимая его недостижимость. А с точки зрения правовой обеспечить торжество «взаимного согласия» попросту невозможно. Конечно, можно вменить в обязанность всех членов семьи решение определенного рода вопросов (и дать их перечень) только «единогласием». Но, во-первых, не будет ли это произвольным вмешательством в «семейные дела»? Не противоречит ли это сути семейных отношений? Не приведет ли это к тому, что ряд решений попросту невозможно будет принять из-за разногласий между членами семьи или нежелания кого-либо из членов семьи участвовать в принятии решения? Во-вторых, право не обладает и не может обладать средствами, которые могли бы обеспечить реализацию такого рода норм. 6. На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего, имеет цель способствовать укреплению будущей семьи (ст. ст. 11 — 15 СК РФ). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК РФ). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК РФ). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК РФ). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. ст. 69, 70 СК РФ) и т. д. и т. п. Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства). 7. Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе «диктовать» членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни). Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК РФ). Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы «слабого» участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т. п. 8. Право в целом (том числе семейное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав. В соответствующей части ст. 1 СК РФ, по сути, воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав. В том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям права, и т. д. 9. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства (ст. 8 СК РФ). Действия государственных органов и органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в суд. 10. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины (п. 1 ст. 12 СК РФ). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. И неважно, от кого исходит давление и исходя из каких соображений, оказывается ли оно на одного или обоих субъектов, в какую форму облечено понуждение (угроза, насилие и пр.) и т. д. В любом случае, согласие на вступление в брак должно быть добровольным. При нарушении этого требования брак признается недействительным (ст. 27 СК РФ). 11. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК РФ). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации — нет брака. Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно. Церковный брак законом не признается. При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов. В быту гражданским браком часто называют союз мужчины и женщины, проживающих совместно без регистрации брака (юристы обычно именуют таких граждан сожителями). Такая терминология представляется неприемлемой. Дело в том, что само понятие «гражданский брак» появилось, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке. Сегодня закон связывает правовые последствия только с браком, зарегистрированным в органах записи актов гражданского состояния. С этой точки зрения других браков, кроме гражданских (т. е. зарегистрированных), вообще не существует. Иногда лиц, совместно проживающих без регистрации брака, именуют «фактическими супругами». Следуя этой логике, можно говорить и о «юридических супругах» (состоящих в зарегистрированном браке). Но не бывает брака незарегистрированного. Нельзя стать супругом («фактическим», «юридическим»), если брак не зарегистрирован. 12. Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т. е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему). Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения; один субъект не может повелевать другим. Как представляется, в семейном законодательстве о равенстве супругов говорится в обоих значениях этого слова. Давно ушли в прошлое права личной власти мужа над женой (а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми) <*>. ——————————— <*> См., например: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 407.

Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу; один супруг не может повелевать другим. Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов (п. 2 ст. 31 СК РФ) — супруги равны в правах (и обязанностях), равноправны. Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей Семейного кодекса (ст. ст. 31, 32, 33 — 39 и др.) 13. По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип конкретизируется в ряде статей Семейного кодекса (см., в частности, ст. ст. 54, 55, 63, 121 — 123). 14. Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений. Этим лицам обычно сложнее, чем другим членам семьи, «постоять за себя». Они наиболее уязвимы. К числу «источников» рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены как объект особой защиты и заботы), Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 г. (ООН), Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН), Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы). В целях реализации данного принципа в Семейном кодексе установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (ст. 65). Родители могут быть лишены родительских прав (ст. ст. 69 — 70). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71) и т. д. и т. п. Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (ст. 85). Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ст. 87). Нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами (ст. 89), и т. д. и т. п. 15. В п. 4 ст. 1 СК РФ с привязкой к предмету правового регулирования — семейным отношениям — воспроизводится конституционная норма. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Кроме того, в п. 4 названной статьи частично с привязкой к семейным отношениям воспроизведено правило, содержащееся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

——————————————————————