Особенности подготовки к освобождению осужденных-иностранцев

(Шиловская А. Л.)

(«Российский следователь», 2007, N 14)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

ОСУЖДЕННЫХ-ИНОСТРАНЦЕВ

А. Л. ШИЛОВСКАЯ

Шиловская А. Л., соискатель Вологодского института права и экономики ФСИН России.

Статья 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в качестве одной из задач уголовно-исполнительного законодательства ставит оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Под осужденными в данном случае законодатель подразумевает не только граждан Российской Федерации, но и лиц без гражданства, и иностранных граждан.

В воспитательных колониях РФ содержатся, помимо несовершеннолетних (а также лиц в возрасте от 18 до 21 года) граждан Российской Федерации, и граждане иностранных государств. В основном это граждане стран СНГ, таких как Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Украина, Молдова. Примерный «портрет» такого осужденного-иностранца: как правило, подросток со слабым знанием русского языка (особенно это характерно для граждан государств Средней Азии), отстающий в обучении на несколько классов, а порой имеющий образование только в рамках начальной школы. До задержания органами внутренних дел во многих случаях у такого подростка не было официальной регистрации по месту пребывания на территории РФ. Многие до совершения преступления были заняты на не требующих квалификации работах: чернорабочими, торговали на рынках и т. д. Хотя некоторые подростки находились до осуждения на территории РФ вполне легально.

В нормативном порядке долгое время не были урегулированы вопросы относительно особенностей подготовки к освобождению иностранцев — осужденных воспитательных колоний, в частности вопросы о приобретении билета до места жительства осужденного. Практика воспитательных колоний разнилась: приобретать ли билет до границы РФ либо до непосредственного места жительства; порядок контактирования с посольствами и консульствами, порядок получения документов, удостоверяющих личность, для иностранных осужденных, если они их не имели. Не изменилась ситуация и с изданием Приказа Минюста РФ от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».

В соответствии с разделом VII — Особенности освобождения осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 36) — при освобождении осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших за границей Российской Федерации, им приобретаются билеты до железнодорожной станции на территории Российской Федерации, ближайшей к границе государства, гражданами которого они являются (в котором постоянно проживали), либо по желанию освобождаемого лица до железнодорожной станции, ближайшей к аэропорту, имеющему прямое воздушное сообщение с государством гражданства или постоянного проживания. Данное правило соответственно распространяется и на осужденных, освобождаемых из воспитательных колоний, как несовершеннолетних, так и тех, кто достиг возраста 18 лет. Сложно представить, каким образом несовершеннолетний должен добираться до места жительства дальше, уже после «железнодорожной станции на территории Российской Федерации, ближайшей к границе государства…». Нетрудно представить, что на границе такой подросток сойдет с поезда и дальше уже будет предоставлен самому себе (зачастую при отсутствии средств к существованию, документов и т. д.). Возможность приобретения билета иностранному гражданину (по его желанию) до железнодорожной станции, ближайшей к аэропорту, имеющему прямое воздушное сообщение с государствами гражданства или постоянного проживания, вероятно, является полезным нововведением для взрослых осужденных, освобождающихся с определенной существенной суммой денежных средств, заработанной в период отбывания наказания, и имеющих возможность приобрести авиабилет до места жительства, нежели для подростков-осужденных. Но для подростка реализация данной нормы означает лишь то, что он «осядет» в этом городе. А аэропорты, осуществляющие межгосударственное сообщение, как правило, имеются в больших городах (Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Новосибирске и т. д.). Таким образом, за счет подростков, не имеющих возможности приобрести авиабилет на родину, будет пополняться армия «нелегалов».

Еще более странной выглядит норма, указанная в п. 37 «Инструкции об оказании содействия…». При отсутствии у указанных лиц паспорта, заменяющего его документа либо иного документа, удостоверяющего личность, а также при необходимости получения выездной визы билеты приобретаются с транзитом через населенный пункт, где находится консульский отдел посольства государства, представляющего его интересы на территории Российской Федерации. В ситуации, когда документы на «выезд» посольства выдают в течение месяца и более, сложно представить, где все это время будет находиться такой освободившийся из мест лишения свободы иностранный гражданин и насколько правопослушный образ жизни он будет вести. Стоит отметить, что городами, в которых находятся консульские отделы посольств различных государств, также является столица РФ и иные крупные города, где данному лицу, с одной стороны, будет весьма сложно находиться во время ожидания подготовки документов, с другой стороны, велика вероятность вовлечения в криминальные группировки (например, этнического профиля). Не стоит опять же забывать, что речь идет о несовершеннолетних и молодежи, которым весьма сложно будет самостоятельно оформить документы в посольстве, оплатить пошлины и сборы для получения таких документов и к тому же найти жилье и питание на время ожидания документов «на выезд».

Еще более неуместными выглядят данные нормы, если обратиться к содержанию раздела IV «Особенности подготовки к освобождению из воспитательных колоний несовершеннолетних осужденных». Здесь перечислены такие права несовершеннолетних осужденных, как направляться домой в сопровождении родственников или иных лиц, направляться домой в обязательном порядке в сопровождении вышеуказанных лиц или работника ИУ при недостижении возраста 16 лет. Чем же отличаются несовершеннолетние иностранцы от несовершеннолетних — граждан РФ? Думается, что порядок подготовки к освобождению данной категории лиц ничуть не легче и даже гораздо сложнее, чем порядок подготовки к освобождению граждан РФ. Подготовку к освобождению осужденных-иностранцев в воспитательной колонии необходимо начинать ранее чем за 6 месяцев до окончания срока, при условии, что у них нет необходимых для жизнеустройства после освобождения документов. Имеет смысл установить срок 1 год либо при сроке лишения свободы менее года — с момента поступления в колонию. Ведь социальному работнику колонии и иным сотрудникам, участвующим в процессе подготовки к освобождению, придется за это время установить связь с посольством, посольству связаться с органами внутренних дел своего государства для установления личности данного подростка и оформить документы.

Не лучшим образом решалась судьба осужденных иностранцев в утратившем силу Положении о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (утвержденном Приказом от 22 марта 2004 г. N 75). Тем не менее в данном документе (п. 6.3) существовала обязанность администрации исправительного учреждения, где отбывают наказание осужденные иностранные граждане, в том числе граждане бывшего СССР, а также лица без гражданства, за два месяца до окончания срока отбывания наказания осужденного, подлежащего выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации, информировать миграционную службу органов государственной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления и орган внутренних дел по месту расположения ИУ о его предстоящем освобождении из мест лишения свободы. Необходимо отметить, что в инструкции было дано понятие лица, подлежащего выдворению (депортации) за пределы РФ, — это лица, у которых на день освобождения отсутствует документальное подтверждение законности нахождения на территории Российской Федерации: вид на жительство, регистрация. В этой связи целесообразным являлось бы использование Приказа Министерства юстиции от 7 июля 2003 г. N 159 «Об утверждении Порядка представления и рассмотрения материалов, касающихся принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, освобожденных из мест лишения свободы. В соответствии с этим Приказом администрация исправительного учреждения в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденного за совершение преступления небольшой и средней тяжести на территории РФ или за ее пределами, за 4 месяца до его предстоящего освобождения готовит представление для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ и передает на утверждение руководителю территориального органа УИС. Руководитель территориального органа УИС утверждает представление администрации исправительного учреждения, заверяет гербовой печатью и не позднее чем за 3 месяца до окончания срока наказания осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства направляет в ГУИН Минюста РФ. Впоследствии одобренные материалы направляются обратно в территориальный орган УИС, затем в исправительное учреждение, а копия — в орган внутренних дел с сообщением о дате освобождения осужденного. Примером последствия недостаточного урегулирования в нормативных актах порядка подготовки к освобождению осужденных-иностранцев, освобождаемых из воспитательных колоний, является ситуация осужденного М., освобожденного из Можайской ВК.

Так, осужденный М. (гражданин Узбекистана), 16 лет, просил «сделать ему регистрацию в Москве», так как хотел остаться здесь работать «на стройке». При детальном рассмотрении его ситуации выяснилось, что он прибыл в Москву в возрасте 14 лет со знакомыми, проживал здесь нелегально, помогая на рынке. Совершил преступление, был осужден Солнцевским судом г. Москвы к лишению свободы. На момент начала работы по подготовке к освобождению с данным осужденным до даты освобождения оставалось 3 месяца. Осужденному М. было разъяснено, что нет возможности легализовать его пребывание на территории РФ, что, оказавшись в нелегальном положении опять, он, скорее всего, окажется в тяжелых жизненных условиях и совершит преступление. Спустя некоторое время осужденный М. принял решение возвращаться в Узбекистан. Однако воспитательная колония могла приобрести билет для осужденного М. только до границы РФ (т. е. до границы с Казахстаном). Требовалась существенная сумма денег для приобретения билета от границы РФ до Узбекистана. Осужденный М. в период отбывания наказания работал на производстве в ВК, однако на личном счету осужденного было всего 650 рублей.

У осужденного М. на родине имелась семья — отец, мать, четверо братьев и сестер. По итогам переписки и телефонных переговоров с семьей осужденного семья согласилась выслать денежные средства на личный счет осужденного.

Также выяснилось, что в личном деле М. отсутствовали какие-либо документы, удостоверяющие личность, гражданство и т. д. Был сделан запрос в Солнцевский суд г. Москвы на предмет наличия у них каких-либо документов осужденного М., было получено его свидетельство о рождении. Однако для легального выезда из РФ осужденному М. требовались также либо паспорт, либо свидетельство о возвращении на родину. При попытке получить данные документы в посольстве Узбекистана выяснилось, что срок изготовления подобных документов от двух месяцев при наличии следующего: свидетельства о рождении, фотографий, оплаты сбора порядка 30 условных единиц, приравненных к доллару США. В связи с тем что достаточной суммы у осужденного не имелось, было принято решение приобрести билет по имеющемуся свидетельству о рождении и справке об освобождении. Осужденный М. в день освобождения был посажен на поезд, но ссажен с поезда на границе с Казахстаном пограничной службой РФ в связи с тем, что «справка об освобождении и свидетельство о рождении не являлись достаточными документами для пересечения границы РФ», со слов дежурного смены пограничного поста в г. Ельске Оренбургской области. Через месяц после того дня, когда М. должен был прибыть в Ташкент, поступил телефонный звонок от него с указанием, что он добрался «на перекладных, если бы была зима, то замерз бы». Следует отметить, что реализация программы по подготовке к освобождению этого подростка была затруднена некоторым формализмом и бюрократизмом в работе различных служб. Тем не менее пробел в нормативно-правовых актах, регулирующих порядок подготовки к освобождению, очевиден.

30 июня 2006 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». В данном нормативно-правовом акте вводится понятие «место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Также введено понятие «учет иностранного гражданина по месту пребывания — фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания». В соответствии с п. 4 ст. 7 данного Закона «иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном Правительством РФ». Пункт 9 ст. 22 говорит о том, что «фиксация сведений об иностранных гражданах… находящихся в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, осуществляется администрацией соответствующих организации или учреждения по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и убытии данных иностранных граждан». Именно исправительное учреждение (как принимающая сторона в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона) обязано в течение одних суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, об этом говорит п. 3 ст. 20 Федерального закона.

Правильное применение данного нормативно-правового акта, возможно, ляжет в основу легализации статуса иностранных граждан — осужденных.

——————————————————————