Общественный фонд инвалидов просит разъяснить, возможно ли освобождение от НДС предприятий, реализующих свою продукцию (одежду, продукты питания, лекарства) инвалидам. Возможно ли освобождение фонда от таможенных платежей при ввозе товаров (изделий швейных фабрик) с территории Латвии, а также легкового автомобиля, подаренного фонду гражданином Латвии?

Какими льготами по налогообложению может пользоваться общественный фонд инвалидов? Возможно ли освобождение фонда от уплаты всех налогов, хотя бы временно? Возможно ли освободить от уплаты подоходного налога персонал фонда, обслуживающий инвалидов?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 октября 1998 г. N 04-03-11

В связи с Вашим письмом с просьбами о предоставлении Вашему фонду дополнительных льгот по уплате налогов и таможенных платежей Минфин России сообщает следующее.

Согласно Закону Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» товары (работы, услуги), производимые и реализуемые на территории Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость. При этом при реализации товаров (работ, услуг) инвалидам исключений действующим законодательством не предусмотрено. Просьба об освобождении от налога на добавленную стоимость предприятий (организаций), реализующих товары (работы, услуги) инвалидам, не поддерживается, поскольку данные предприятия будут лишены источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам материальных ресурсов, приобретенных для своей производственной деятельности. Возмещать же из бюджета эти суммы налога в условиях дефицита бюджета нецелесообразно.

Что касается лекарственных средств, то в соответствии с пп.»у» п.1 ст.5 указанного Закона данные товары от налога на добавленную стоимость освобождены.

Кроме того, согласно пп.»х» п.1 ст.5 вышеназванного Закона товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.97 N 1611 «Об утверждении перечня товаров, не подлежащих освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость»), работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников, от налога на добавленную стоимость также освобождены. Данная льгота по налогу на добавленную стоимость распространяется на предприятия, осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, а также на хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов.

В соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 г. N 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» льготы по уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов предоставляются только в соответствии с Законами Российской Федерации «О таможенном тарифе», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом Российской Федерации.

Содержащиеся в вышеназванных законодательных актах Российской Федерации положения о порядке предоставления льгот по указанным налогам и сборам при ввозе на территорию Российской Федерации товаров не предусматривают льгот для организаций, предприятий, отраслей, регионов, а касаются тарифных льгот, применяемых к отдельным категориям товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Кроме того, Законом Российской Федерации от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предоставление налоговых льгот в индивидуальном порядке благотворительным организациям запрещено.

В связи с изложенным просьба об освобождении Вашего фонда от таможенных платежей при ввозе товаров с территории Латвии, в том числе легкового автомобиля, не поддерживается.

Согласно пп.»и» ст.4 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» этим налогом не облагается имущество общественных организаций инвалидов, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.

В соответствии со ст. ст.13 и 14 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы в виде частичного освобождения от уплаты налога на определенный срок отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Кроме того, согласно Закону Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» освобождаются:

— от уплаты налога с владельцев транспортных средств — инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили, а также общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

— от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств — общественные объединения (организации) инвалидов, использующие приобретенные автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.

В то же время в соответствии с вышеуказанным Законом общественным фондам инвалидов льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог не установлено.

Однако ст.5 указанного Закона Российской Федерации законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право с учетом местных условий повышать (понижать) ставку налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.

Что касается местных налогов, то в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» органы местного самоуправления устанавливают на подведомственной им территории конкретный порядок взимания поступающих в их бюджет местных налогов и сборов и, соответственно, право устанавливать льготы по ним также находится в компетенции указанных органов.

По вопросу освобождения от уплаты подоходного налога обслуживающего персонала Вашего фонда сообщаем, что в соответствии с п.7 ст.3 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» освобождение от уплаты подоходного налога и предоставление различных льгот производится только в соответствии с положениями данного Закона и законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом данным Законом для граждан Российской Федерации не предусмотрено предоставление каких-либо льгот в зависимости от места их работы. Поэтому обслуживающий персонал общественного фонда инвалидов должен уплачивать подоходный налог на общих основаниях.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что согласно Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предоставление индивидуальных налоговых льгот запрещено, просьба о предоставлении фонду инвалидов льгот по вышеуказанным налогам не поддерживается.

Одновременно сообщается, что проектом второй части Налогового кодекса, принятым в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, предусмотрено, что российские благотворительные организации вправе уменьшить налоговую базу на сумму полученной прибыли от осуществления предпринимательской деятельности. При этом благотворительной организацией признается организация (независимо от ее организационно-правового статуса или наименования), не преследующая политических целей, не осуществляющая политической деятельности и удовлетворяющая всем следующим условиям:

— эта организация имеет доходы исключительно за счет добровольных имущественных взносов физических лиц (или) организаций, не влекущих возникновение у этих физических лиц и (или) организаций обязательственных прав в отношении этой организации или имущественных прав в отношении ее имущества, а также доходов от ее предпринимательской деятельности в виде размещения денежных средств в кредитных организациях (включая Центральный банк Российской Федерации), передачи имущества в аренду;

— эта организация осуществляет затраты, непосредственно связанные с ее благотворительной деятельностью.

30.10.98 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ

——————————————————————