Должен ли перевозчик возместить ущерб за порчу груза, перевозимого согласно договору на перевозку автомобильным транспортом, если при погрузке грузоотправитель нарушил порядок погрузки, а перевозчик, установивший данное нарушение, не потребовал его устранения при погрузке?

Ответ: По нашему мнению, перевозчик обязан возместить ущерб за порчу груза, перевозимого согласно договору на перевозку автомобильным транспортом, если при погрузке грузоотправитель нарушил порядок погрузки, а перевозчик, установивший данное нарушение, не потребовал его устранения при погрузке. Однако существует судебная практика, согласно которой на перевозчика не возлагается обязанность по проверке упаковки груза для обеспечения его сохранности при перевозке, в связи с чем возмещать ущерб он не обязан.

Обоснование: Перевозка груза автомобильным транспортом регулируется нормами гл. 40 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ) и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила N 272).

Согласно п. 2 ст. 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с ч. 8 ст. 11 Закона N 259-ФЗ, п. 50 Правил N 272 погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждения транспортного средства, контейнера (ч. 9 ст. 11 Закона N 259-ФЗ, п. 51 Правил N 272). Если погрузку груза в транспортное средство осуществляет грузоотправитель, он должен соблюдать это требование. Кроме того, он обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждения транспортного средства, контейнера (ч. 2 ст. 10 Закона N 259-ФЗ).

Перевозчик имеет право требовать от грузоотправителя, который осуществляет погрузку груза в транспортное средство или контейнер, устранения нарушений установленного порядка погрузки груза. Грузоотправитель обязан устранить все недостатки в погрузке груза. В противном случае перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки (ч. 11 ст. 11 Закона N 259-ФЗ).

Таким образом, перевозчику, который обнаружил, что грузоотправитель нарушил порядок погрузки груза, следовало не только установить данное нарушение, но также потребовать от грузоотправителя его устранения. При отказе грузоотправителя от устранения недостатков погрузки перевозчик имел право отказаться от перевозки груза.

Ответственность перевозчика регламентируется гл. 6 Закона N 259-ФЗ. В силу ч. 7 ст. 34 Закона N 259-ФЗ перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в размере:

— стоимости утраченного или недостающего груза в случае утраты или недостачи груза;

— суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае повреждения (порчи) груза или стоимости груза в случае невозможности восстановления поврежденного (испорченного) груза;

— доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, сданного для перевозки с объявленной ценностью;

— объявленной стоимости в случае утраты груза, а также невозможности восстановления груза, сданного для перевозки с объявленной ценностью и испорченного или поврежденного.

При этом стоимость груза определяется исходя из цены груза, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (ч. 8 ст. 34 Закона N 259-ФЗ).

В ст. 36 Закона N 259-ФЗ указаны основания для освобождения перевозчика от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза. Перевозчик освобождается от ответственности, если неисполнение им своих обязательств произошло вследствие: непреодолимой силы; временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством, по не зависящим от перевозчика причинам; иных причин, не зависящих от перевозчика.

В рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для освобождения перевозчика от ответственности за порчу груза, перечисленные в ст. 36 Закона N 259-ФЗ. То, что перевозчик установил нарушение порядка погрузки груза, но не потребовал от грузоотправителя его устранения, нельзя квалифицировать как обстоятельство непреодолимой силы или обстоятельство, не зависящее от перевозчика. В данной ситуации перевозчик по собственному усмотрению не реализовал законное право требовать от грузоотправителя устранения недостатков в погрузке груза и отказаться от перевозки груза, если грузоотправитель не выполнит его требования. Следовательно, перевозчик обязан возместить ущерб за порчу груза по правилам ст. 34 Закона N 259-ФЗ (см., например, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 N 07АП-1979/12).

Вместе с тем нужно отметить следующее. Суды при рассмотрении дел о возмещении ущерба, причиненного перевозчиком, могут руководствоваться, кроме перечисленных документов, Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (далее — Общие правила).

В параграфе 14 разд. 5 Общих правил установлено, что шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза. Исходя из требований безопасности движения, шофер обязан проверить соответствие габаритов груза Правилам дорожного движения Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), а также состояние крепления и увязки груза, которые должны предотвращать смещение груза за пределы кузова или его выпадение из кузова.

На основании данной нормы суды делают вывод о том, что Общие правила возлагают на шофера обязанность проверки качества укладки и крепления груза только на предмет обеспечения безопасности дорожного движения. Указанные нормы не возлагают на перевозчика обязанности проверки упаковки груза для обеспечения его сохранности при перевозке, а также обязанности проверки каждого перевозимого товара (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 07.03.2012 по делу N А40-164162/09-39-1064, ФАС Уральского округа от 10.02.2010 N Ф09-403/10-С5 по делу N А76-8303/2009-9-463).

С. В.Соболева

Группа компаний

«Аналитический Центр»

07.10.2013

——————————————————————