В чем отличие государственного земельного контроля от муниципального земельного контроля? Вправе ли должностные лица органов муниципального земельного контроля привлекать нарушителей земельного законодательства к административной ответственности (составить протокол, вынести постановление, наложить штраф)? Не получится ли, что одно и то же лицо может быть привлечено к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение в сфере земельного законодательства, что противоречит КоАП РФ?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Положением о государственном земельном контроле, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 (далее — Положение).

Согласно п. 1 Положения государственный земельный контроль осуществляют: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости — в отношении всех категории земель (п. 3 Положения); Федеральная служба по надзору в сфере природопользования — в отношении земель лесного фонда, водного фонда, земель особо охраняемых природных территорий, за исключением контроля за целевым использованием земельных участков указанных категорий, а также недопущением самовольного занятия земельных участков и использования их без правоустанавливающих документов (п. 4 Положения); Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору — в отношении земель сельскохозяйственного назначения, мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия и агроландшафтов земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, проводит мероприятия, направленные на предотвращение порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве (п. 5 Положения)).

Вышеназванные федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственный земельный контроль и рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 23.15, 23.21, 23.23, 23.24, 23.25).

На основании п. п. 1, 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления, предусмотренные п. п. 1 и 2 настоящей статьи, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется на землях поселений, межселенных территорий, а также на землях городского округа.

Согласно Методическим рекомендациям по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации, направленным Письмом Роснедвижимости от 20.07.2005 N ММ/0644, муниципальный земельный контроль осуществляется на территории соответствующего муниципального образования в форме проверок и фиксирования выявленных нарушений в соответствующем акте (акт выявления земельного правонарушения) с последующей передачей материалов в органы государственного земельного контроля для возбуждения дела об административном правонарушении (составление протокола — ст. 28.2 КоАП РФ, рассмотрение дела — ст. ст. 29.1 — 29.13 КоАП РФ, наложение штрафа — ст. 3.2 КоАП РФ и т. д.).

Таким образом, органы муниципального земельного контроля не вправе осуществлять административное производство по выявленным правонарушениям в сфере земельного законодательства, в связи с чем нарушитель земельного законодательства не может быть привлечен к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение (п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

Указанная функция четко определена за федеральными органами исполнительной власти в области государственного земельного контроля, поименованными выше.

А. Р.Мкртумян

Федеральное агентство

кадастра объектов недвижимости

28.09.2007

——————————————————————