Организация оказывает услуги по управлению многоквартирными домами муниципального жилого фонда и является плательщиком НДС. Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений установлен органами местного самоуправления без НДС. Соответственно, плата от нанимателей жилых помещений по договорам социального найма за данные услуги поступает на счет организации также без НДС. Может ли управляющая организация быть привлечена к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в бюджет в такой ситуации? Правомерно ли отнесение на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, сумм НДС, не предъявленных нанимателям и уплаченных в бюджет за счет собственных средств управляющей организации?

Ответ: Согласно п. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

ЖК РФ разграничивает плату за пользование жилым помещением (плату за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (ст. 154 ЖК РФ).

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 05.10.2007 N 57 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов» указал, что при толковании нормы пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ судам необходимо иметь в виду: гражданское законодательство различает правоотношения по предоставлению (передаче) имущества во владение и (или) пользование и правоотношения, возникающие по поводу эксплуатации, содержания и ремонта полученного во владение (пользование) имущества.

На основании толкования во взаимосвязи пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ и положений ЖК РФ в указанном Постановлении сделан вывод о том, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением (плата за наем, плата за жилое помещение), поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в указанной норме.

Таким образом, на операции по реализации услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме льгота по НДС, установленная пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, не распространяется, соответственно, такие операции облагаются данным налогом в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 146 НК РФ).

В то же время из вопроса следует, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений установлен решением органов местного самоуправления без НДС, на основании которого управляющая организация производит взыскание платы за жилое помещение с нанимателей также без НДС. Как следствие, в нарушение требований ст. ст. 154, 174 НК РФ организация не определяет налоговую базу по НДС и не производит уплату данного налога в бюджет.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) согласно п. 1 ст. 122 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе и по ст. 122 НК РФ, установлены ст. 109 НК РФ.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В данном случае размер платы за содержание и ремонт жилых помещений установлен органами местного самоуправления без НДС, что и повлекло за собой неуплату налога в бюджет.

Указанное обстоятельство, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, что в силу ст. 109 НК РФ исключает привлечение организации к налоговой ответственности.

Отметим, что в аналогичных обстоятельствах суд удовлетворил заявленные требования налогоплательщика о признании недействительным решения налоговых органов, в том числе в части привлечения его к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.08.2008 N Ф04-5111/2008(10171-А46-25)).

Теперь что касается решения организации об уплате НДС в бюджет за счет собственных средств.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, учитываются в составе прочих расходов, за исключением случаев, перечисленных в ст. 270 НК РФ.

В данном случае, в нарушение требования п. 1 ст. 168 НК РФ, налогоплательщик при реализации работ (услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых работ (услуг) не предъявляет к оплате покупателю работ (услуг) соответствующую сумму налога, а уплачивает ее за счет собственных средств организации, то есть начисляет налог не в установленном порядке.

Кроме того, основания, по которым суммы НДС могут быть отнесены на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, определены в ст. 170 гл. 21 НК РФ. Расходы организаций на уплату в бюджет налога на добавленную стоимость по выполненным работам (оказанным услугам), не предъявленного организациями покупателям (заказчикам) и, соответственно, не уплаченного покупателями (заказчиками) организациям за выполненные ими работы (оказанные услуги), в ст. 170 НК РФ не предусмотрены. В связи с этим, по нашему мнению, указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются. Данное мнение также выражено в Письме Минфина России от 07.06.2008 N 03-07-11/222.

С. А.Скобелева

Консалтинговая группа «Аюдар»

11.12.2008

——————————————————————