Организации на праве собственности принадлежит речное судно. Для стоянки принадлежащего ей плавсредства и эксплуатации причальных сооружений водным управлением Федерального агентства водных ресурсов ей выдана лицензия на водопользование участка акватории реки. Ранее между организацией и департаментом земельных ресурсов муниципального образования был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка общего пользования для эксплуатации причальной стенки для швартовки и стоянки плавсредства сроком на 1 год. По истечении срока действия договора организация продолжает пользоваться земельным участком и на данный земельный участок желает установить сервитут, так как доступ к ее судну, возможность его использования, содержания и охраны, а также эксплуатации линий электропередачи, связи, проведенных к этому объекту, обеспечения водоснабжения и канализации возможны только через данный земельный участок, в связи с чем у организации нет возможности реализации своих законных прав собственника судна без установления сервитута. Можно ли установить сервитут на данный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности?

Ответ: По правилам ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 2 ст. 274 ГК РФ).

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ).

Согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ к отношениям по использованию и охране водных объектов применяются соответственно водное законодательство, специальные федеральные законы. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 5 Водного кодекса РФ реки относятся к поверхностным водным объектам.

В силу ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Согласно п. п. 6, 8 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается (п. 1 ст. 607 ГК РФ).

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).

Таким образом, заключение договора аренды земельного участка общего пользования было неправомерным, так как это противоречит правовой природе данного понятия.

ФАС Московского округа в Постановлении от 25.03.2009 N КГ-А40/1808-09, рассматривая сходное дело, пришел к выводу, что доступ к судам организации может осуществляться через земли общего пользования и каких-либо материально-правовых оснований для обременения сервитутом находящейся в государственной собственности береговой полосы общего пользования не имеется, следовательно, реализация организацией законных прав собственника объектов недвижимости возможна без установления частного сервитута.

Таким образом, приходим к выводу, что установить сервитут на данный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, в данном случае невозможно.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

05.09.2009

——————————————————————