О порядке кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области и исчисления арендной платы за указанные земли

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 мая 2010 г. N Д06-1515

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и исчисления арендной платы за указанные земли и сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

1. По вопросу существенного различия кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения в зависимости от категории земель на территории Волгоградской области сообщаем следующее.

Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области утверждены Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 03.08.2005 N 779.

Следует отметить, что на момент проведения работ по определению кадастровой стоимости действовала Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (далее — Методика), в соответствии с которой проведение государственной кадастровой оценки земель поселений осуществлялось по двум технологическим линиям (в границах поселений с численностью жителей 10 000 человек и более и в малых городах и поселках, сельских поселениях с числом жителей до 10 000 человек) с применением различных подходов.

В настоящее время действуют Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее — Методические указания), содержащие иной подход к определению кадастровой стоимости, в том числе земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, в составе земель населенных пунктов.

Согласно пп. 2.4.3 Методических указаний кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной произведению среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями в составе земель сельскохозяйственного назначения, в пределах того же муниципального района на площадь земельных участков, без разделения населенных пунктов по численности жителей.

Таким образом, действующими Методическими указаниями установлен единый подход к определению кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, в составе земель населенных пунктов на основе кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения того же муниципального района.

Следует отметить, что согласно п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Однако в настоящее время на территории Волгоградской области действуют результаты государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденные в 2005 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. По вопросу установления арендной платы за пользование земельным участком в зависимости от его кадастровой стоимости сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Пунктом 5 ст. 65 Кодекса установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Таким образом, определение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и зависит в том числе от устанавливаемой указанными органами ставки арендной платы за использование земельных участков.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в целях снижения арендной платы за земельные участки необходимо обращаться в соответствующие органы власти и местного самоуправления.

Следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее — Постановление) утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов, утвержденных Постановлением:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д. В.СКРИПИЧНИКОВ

19.05.2010

——————————————————————