По условиям договора подряда строительная организация — исполнитель производит работы из предоставленных заказчиком материалов, стоимость которых стороны засчитывают в счет погашения задолженности за выполненные работы (то есть материалы получены от заказчика не на давальческой основе, а по договору купли-продажи). На практике получилось так, что документы на израсходованные материалы подрядчик получил после окончания работ. Таким образом, накладные и счета-фактуры заказчика датированы позднее, чем акт сдачи-приемки результатов работ и выписанный подрядчиком счет-фактура. В результате оприходование и списание материалов подрядчик отразил не в периоде выполнения работ, а спустя два месяца после сдачи их результатов заказчику. Вправе ли налоговый орган при выявлении таких фактов исключить стоимость материалов из состава расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Опасения подрядчика не напрасны. Более того, проблемы с налоговым органом могут возникнуть не только по налогу на прибыль, но и по НДС (если инспекторы решат, что данные материалы списаны необоснованно, то есть не использованы в производственной деятельности подрядчика). Заметим, что несвоевременное оприходование и списание стоимости материалов ведут к искажению бухгалтерской отчетности подрядчика.

Однако выход из описанной в вопросе ситуации имеется. По правилам бухгалтерского учета поступившие на основании договора подрядчику материалы необходимо квалифицировать как неотфактурованную поставку (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания)).

Согласно п. 37 Методических указаний неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов (форма М-7 «Акт о приемке материалов», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а) не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.

Если расчетные документы не получены в месяце поставки товара либо в следующем месяце до составления соответствующих регистров по приходу материалов, то они приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. В случае если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материальных запасов, они приходуются по рыночной стоимости. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам производятся корректировки в порядке, описанном в п. п. 40 — 41 Методических указаний.

Принять к вычету НДС правомерно только при наличии счета-фактуры (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Поэтому в данном случае в периоде оприходования материалов воспользоваться вычетом подрядчик будет не вправе. Такая возможность появится только после получения от заказчика расчетных документов, а также счета-фактуры.

В периоде использования материалов подрядчик не сможет также учесть их стоимость в целях налогообложения прибыли, поскольку данные затраты в нарушение требований п. 1 ст. 252 НК РФ не подтверждены документально. После получения документов от заказчика подрядчик может учесть стоимость материалов при определении налоговой базы по налогу на прибыль за текущий отчетный (налоговый) период (ст. ст. 54, 81 НК РФ).

Считаем, что использование механизма отражения в учете неотфактурованных поставок не только обеспечивает достоверное отражение операций в бухгалтерском учете, но и позволяет снизить налоговые риски, так как при таком оформлении операций подрядчик сможет доказать, что материалы действительно использовались в его производственной деятельности.

Т. Ю.Кошкина

Консалтинговая группа «Аюдар»

25.05.2010

——————————————————————