Российская организация заключила договор оказания рекламных услуг иностранной компании, имеющей представительство на территории РФ. Договор заключен непосредственно с головным офисом компании. Какой порядок налогообложения НДС установлен законодательством РФ в данной ситуации?

Ответ: Операция по реализации российской организацией рекламных услуг непосредственно иностранной компании, местонахождением которой является территория иностранного государства, не подлежит налогообложению НДС, поскольку местом реализации данных услуг не признается территория РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). При этом особое внимание следует обратить на оформление документов, подтверждающих место оказания услуг.

Обоснование: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статьей 148 НК РФ в целях налогообложения НДС установлен порядок определения места реализации работ (услуг). Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории РФ на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство (абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Как видно, условием признания территории РФ местом реализации работ (услуг) является оказание услуг (выполнение работ) через постоянное представительство иностранной компании, находящееся на территории РФ.

Среди услуг, на которые распространяется данное положение, поименованы в том числе рекламные услуги (абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Таким образом, местом реализации рекламных услуг, оказываемых российской организацией непосредственно головной иностранной организации, территория РФ не признается, следовательно, в данной ситуации отсутствует объект налогообложения по НДС.

Заметим, что Минфин России придерживается аналогичной точки зрения (Письмо Минфина России от 29.01.2010 N 03-07-08/21).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п. 4 ст. 148 НК РФ):

1) контракт, заключенный с иностранным лицом;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Рекомендуем организации внимательно отнестись к документальному оформлению операций, связанных с исполнением данного договора, чтобы подтвердить, что рекламные услуги оказываются непосредственно головной организации и не имеют отношения к представительству, расположенному в РФ. Для этого необходимо, чтобы вышеуказанные документы были подписаны представителем головной организации иностранного контрагента, а также оплата услуг была осуществлена головным офисом иностранной компании.

На данное обстоятельство обратил внимание ФАС Московского округа в Постановлении от 06.10.2008 N КА-А40/8608-08 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 11.01.2009 N 16190/08), указав, что оказание услуг через постоянное представительство будет иметь место в том случае, когда постоянное представительство принимает услуги и оплачивает их. Соответственно, если российский филиал иностранной организации не принимает и не оплачивает услуги, то РФ не признается местом реализации данных услуг.

Также в вышеназванном Постановлении ФАС Московского округа отмечено, что услуга считается оказанной не на территории РФ в том случае, если договор с иностранной организацией заключен на территории иностранного государства, услуги оплачивает головной офис иностранной организации, документы, подтверждающие факт оказания услуг, принимаются головным офисом иностранной организации.

И. А.Елизарова

ООО «Элкод»

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

28.02.2011

——————————————————————