Обязан ли налоговый орган сообщать налогоплательщику о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибках в налоговой декларации? Если обязан, то в какой форме данная обязанность должна исполняться? Может ли решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, вынесенное по результатам камеральной проверки, быть отменено, в случае если налогоплательщику не было сообщено о выявленных ошибках в декларации и не были истребованы пояснения, а указанные ошибки стали причиной привлечения к налоговой ответственности?

Ответ: Налоговым кодексом РФ прямо предусмотрено сообщение налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговых декларациях и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо о выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Согласно позиции Минфина России сообщение о выявленных ошибках налоговый орган осуществляет при помощи уведомления о вызове налогоплательщика, в котором подробно указывается цель его вызова. Налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнения в правильности уплаты налогов. Если налогоплательщику не было сообщено о выявленных ошибках в декларации и не были истребованы пояснения, а указанные ошибки стали причиной привлечения к налоговой ответственности, решение налогового органа может быть отменено.

Обоснование: В силу п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Минфин России в Письме от 11.01.2009 N 03-02-07/1-1, отвечая на вопрос, каков порядок сообщения налоговым органом налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговой декларации и (или) противоречиях между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, отметил, что п. 3 ст. 88 НК РФ прямо предусмотрено сообщение налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговых декларациях и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо о выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в котором подробно указывается цель вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Следовательно, согласно позиции Минфина России сообщение о выявленных ошибках налоговый орган осуществляет при помощи уведомления о вызове налогоплательщика, в котором подробно указывается цель его вызова. В рассматриваемой ситуации целью вызова являются сообщение о выявленных ошибках в декларации и требование представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию.

На основании п. 4 ст. 88 НК РФ налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Из п. 5 ст. 88 НК РФ следует, что лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Таким образом, установление факта налогового правонарушения возможно только после сообщения о выявленных ошибках в декларации, а также истечения срока на представление налогоплательщиком необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений в декларацию.

Из п. 14 ст. 101 НК РФ следует, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

ФАС Московского округа в Постановлении от 08.09.2010 N КА-А41/10018-10 по делу N А41-39380/09 отметил, что по смыслу взаимосвязанных положений ч. 3 и 4 ст. 88 и п. 1 ст. 101 НК РФ в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнения в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 17.03.2009 по делу N А05-6405/2008 указал на неправомерность бездействия налогового органа, выявившего в ходе камеральной проверки представленной налогоплательщиком декларации по транспортному налогу несоответствие сведений, указанных в этой декларации, сведениям, содержащимся в иных документах, а также ошибки, и не сообщившего об этом налогоплательщику, не затребовавшего у него пояснения и дополнительные документы.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16.03.2010 по делу N А81-1856/2009 отметил, что налоговый орган при проведении налоговой проверки не воспользовался в установленном порядке предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимые сведения и документы, не предложил внести исправления в налоговую декларацию, что не соответствует положениям п. 3 ст. 88, п. п. 1, 6 ст. 101 НК РФ. В результате чего налоговый орган фактически лишил налогоплательщика возможности обосновать правомерность своих возражений относительно отсутствия обязанности по уплате налога.

Учитывая изложенное, решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, вынесенное по результатам камеральной проверки, может быть отменено, в случае если налогоплательщику не было сообщено о выявленных ошибках в декларации и не были истребованы пояснения, а указанные ошибки стали причиной привлечения к налоговой ответственности.

П. С.Долгополов

Юридическая компания «Юново»

10.06.2011

——————————————————————