Работник попросил отгул для выполнения обязанностей наблюдателя от политической партии на выборах депутатов Государственной Думы РФ, которые должны были состояться в воскресенье. Обязан ли работодатель предоставить в данном случае отгул и оплачивается ли указанный день, если по условиям трудового договора работник работает 2 дня через 2 и один из указанных дней приходится именно на исполнение данных обязанностей?

Ответ: Работодатель на основании соответствующего направления от партии обязан предоставить отгул работнику, по условиям трудового договора работающему по сменному графику «2 через 2», который попросил освободить его от выполнения трудовых обязанностей на день для выполнения обязанностей наблюдателя на выборах депутатов Государственной Думы РФ, которые должны были состояться в воскресенье. Такой день работодателем не оплачивается.

Обоснование: В силу ч. 1 ст. 165 Трудового кодекса РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей.

Частью 2 ст. 165 ТК РФ установлено, что при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Также ст. 170 ТК РФ устанавливается, что государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 данной статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В силу пп. 42 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон N 67-ФЗ) наблюдатель — гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

Согласно п. 3 ст. 30 Закона N 67-ФЗ с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в п. 1 ст. 30 Закона N 67-ФЗ, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 67-ФЗ при проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Закон N 51-ФЗ)).

Таким образом, по нашему мнению, обязанности наблюдателя на выборах относятся к одной из общественных обязанностей. При этом из п. 4 ст. 30 Закона N 67-ФЗ, ч. 1 ст. 30 Закона N 51-ФЗ следует, что наблюдатели являются назначенными лицами.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 70 Закона N 51-ФЗ за счет средств федерального бюджета финансируются расходы избирательных комиссий, в частности, на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, а также на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях.

Постановлением Центризбиркома России от 12.09.2007 N 29/206-5 «О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва» был утвержден Порядок выплаты компенсаций и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва.

Выплата компенсации членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы для подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, дополнительная оплата труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, выплаты гражданам, привлекаемым к работе в этих комиссиях, должны осуществляться в пределах средств, выделенных соответствующей избирательной комиссии на указанные цели. Следует обратить внимание, что наблюдатели в данном списке лиц, которым выплачивается компенсация в пределах средств, выделенных соответствующей избирательной комиссии на указанные цели, не перечислены.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

08.08.2011

——————————————————————