Две организации — МУП по решению собственника (администрации поселения) должны пройти процедуру реорганизации путем присоединения одного МУП к другому. Должен ли собственник имущества (администрация поселения) участвовать в инвентаризации?

Ответ: Обязательное участие собственника имущества МУП (администрации поселения) при проведении инвентаризации законодательно не закреплено, то есть не требуется.

Обоснование: Общий порядок реорганизации в форме присоединения установлен ст. ст. 57 — 60 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ), последний определяет правовое положение государственного (муниципального) унитарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации такого предприятия.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ решение о реорганизации унитарного предприятия принимает собственник имущества унитарного предприятия. Собственником имущества унитарного предприятия являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Пунктом 1 ст. 29 Закона N 161-ФЗ установлено, что унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом N 161-ФЗ и иными федеральными законами.

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия (п. 6 ст. 29 Закона N 161-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 31 Закона N 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия (администрация поселения) принимает решения об утверждении передаточного акта, о внесении изменений и дополнений в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение, и при необходимости — о назначении руководителя этого унитарного предприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ определено, что при реорганизации проведение инвентаризации является обязательным.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания по инвентаризации).

Согласно п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждается руководителем организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). Отметим, что если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то ее результаты будут признаны недействительными.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Обязательное участие собственника имущества (администрации поселения) при проведении инвентаризации законодательно не закреплено, то есть не требуется.

Кроме того, согласно п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Таким образом, унитарное предприятие реорганизуется по решению собственника его имущества, который утверждает передаточный акт и вносит изменения и дополнения в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение. Обязательное участие собственника имущества (администрации поселения) при проведении инвентаризации не требуется.

И. В.Морозова

ООО «Инвест-Аудит»

Материал предоставлен при содействии

ЗАО «ТелекомПлюс»

Регионального информационного центра

Сети КонсультантПлюс

19.09.2012

——————————————————————