Вестфальские мирные договоры как конституционные акты Священной Римской империи

(Беляев М. П.) («История государства и права», 2011, N 12)

ВЕСТФАЛЬСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ КАК КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ <*>

М. П. БЕЛЯЕВ

——————————— <*> Belyaev M. P. Treaties of westphalia as constitutional acts of the holy roman empire.

Беляев Михаил Петрович, преподаватель кафедры истории Древнего мира и Средних веков факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета, кандидат исторических наук.

В статье анализируются нормы конституционного права, содержащиеся в Вестфальских мирных договорах. Вестфальский мир положительно сказался на последующем развитии германской государственности.

Ключевые слова: Вестфальский мир, Мюнстер, Оснабрюк, имперские чины.

In article the norms of a constitutional law containing in Westphalia peace treaties are analyzed. The Peace of Westphalia has positively affected the subsequent development of the German statehood.

Key words: Peace of Westphalia, Munster, Osnabruck, imperial estates.

В отечественной историко-правовой науке существует негативная оценка Вестфальского мира в части развития германской государственности. Считается, что Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии <1>. ——————————— <1> История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов вузов / Под ред. К. И. Батыра. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 165.

За последние полвека немецкие историки, включая и историков права, да и многие отечественные историки подвергли переоценке прежние подходы к истории германской государственности в Раннее Новое время. К моменту подписания Вестфальских мирных договоров 24 октября 1648 г. имперская Конституция (Конституция Священной Римской империи германской нации) формировалась на протяжении столетий и основывалась как на писаных фундаментальных законах, так и на неписаных обычаях. Основополагающими конституционными актами являлись Золотая булла 1356 г., избирательные капитуляции императоров и Аугсбургский религиозный договор 1555 г. Вестфальские соглашения были подписаны в двух вестфальских городах — Мюнстере и Оснабрюке. Мирный договор в Мюнстере был заключен между императором и его союзниками, с одной стороны, и французским королем и его союзниками, с другой стороны. В Оснабрюке мирный договор был заключен между императором и его союзниками, с одной стороны, и королевой Швеции и ее союзниками, с другой стороны. В соответствии с условиями этих договоров, они подлежали ратификации на рейхстаге. Но только 17 мая 1654 г. они были включены в заключительный акт рейхстага с незначительными изменениями. Тексты Вестфальских соглашений были объявлены «постоянной путеводной нитью и вечной законодательной нормой», т. е. стали частями писаной Конституции, в результате чего нормы публичного права Империи вплоть до начала XIX в. в значительной степени оставались производными Вестфальского мира <2>. ——————————— <2> Комлева Ю. Е. Государственное устройство Германии в Новое время: Учебное пособие. Екатеринбург, 2007. С. 29.

Конституционный характер Вестфальских мирных договоров следует не только из анализа различных норм в договоре, но также из текста § 2 ст. XVII Оснабрюкского договора: «…для подтверждения и обеспечения надежности всех положений этот договор, как постоянный конституционный закон Империи, как и все другие законы и основные законы Империи, должен быть непосредственно одобрен очередным решением рейхстага и скреплен очередной избирательной капитуляцией императора и для всех нынешних духовных и мирских лиц, являются ли они имперскими чинами или нет, в равной степени обязателен. Кроме того, этот договор должен быть предоставлен имперским советникам, советникам и служащим городов, судьям и заседателям всех судов как инструкция, которой всегда следует придерживаться» <3>. ——————————— <3> Instrumenta Pacis Westphalicae: Die Westfalische Friedensvertrage 1648 / Hrsg. K. Muller. Bern, 1949. S. 149.

Конституционные нормы в договоре касались напрямую только императора и имперских чинов. Но поскольку эти нормы были интегрированы в международные договоры, то они являлись частью как внутригосударственного, так и международного права. Франция и Швеция в качестве договаривающихся сторон и в качестве государств — гарантов договоров должны были следить за их применением. Конституционные нормы, как и все части договоров, могли быть изменены только с согласия Франции и Швеции. Нарушения норм договоров давали им право действовать в качестве поручительниц в пользу мира. К имперским чинам (сословиям Империи) относились курфюрсты — князья, избиравшие императора, имперские князья и имперское рыцарство, имперские и вольные города. В качестве «постоянного Закона и Прагматической санкции Империи» мир действовал везде, где император и его права были признаны, где функционировали имперские суды и где имперские чины свидетельствовали о своей верности и о своей принадлежности по отношению к Империи, принимая активное участие в рейхстагах и крайстагах (собраниях имперских округов), а также платили имперские налоги и пошлины. Территория Империи по сравнению с XVI в. значительно сократилась и в своих контурах походила почти на настоящую Германию. Северная Италия, швейцарские кантоны, Республика Соединенных Провинций Нидерландов и большая часть Бургундского имперского округа не входили больше в Империю. Согласно Вестфальскому миру власть императора подверглась значительным ограничениям в пользу имперских чинов. Еще до начала мирных переговоров было принято одно из фундаментальных решений, которое затрагивало положение главы Империи — императора. Это решение касалось власти императора, который представляет Империю в международном плане. С точки зрения императора, право заключать мир и договоры от имени Империи являлось правом императора. Однако начиная приблизительно с 1640 г. растущее число имперских чинов принялось оспаривать эту концепцию. В конечном счете в сентябре 1645 г. благодаря поддержке Франции и Швеции дело было урегулировано в пользу имперских чинов. Все сословия, у которых был до сих пор голос и право участия в заседаниях рейхстага, получили это право голоса (jus suffragii) на мирном конгрессе в Мюнстере и Оснабрюке. Право заключать мир или подписывать договоры с иностранными государствами и, следовательно, представлять Империю на международной арене отныне являлось частью права (jura comitialia), совместно осуществляемого императором и имперскими чинами <4>. ——————————— <4> Malettke K. Les traites de paix de Westphalie et l’organisation politique du Saint Empire romain germanique // XVIIe siecle. 2001/1. N 210. P. 126 — 127.

При этом немецкие юристы делали различие между jura reservata (сохраненные права), которыми владел только император, и jura comitialia, которые он мог осуществлять только вместе с сословиями. Объем и границы этих прав не были ясны. При этом большую роль играл случай, права постоянно переносились, и в любое время jura reservata могла стать jura comitialia и обратно. Вестфальский мир был попыткой навести определенный порядок в этом вопросе, что является правом императора, а что он может осуществлять только с сословиями. Было решено в договорах установить перечень jura comitialia. Остальное должно было принадлежать императору <5>. ——————————— <5> Dickmann F. Der Westfalische Friede und die Reichsverfassung // Forschungen und Studien zur Geschichte des Westfalischen Friedens. Munster, 1965. S. 11 — 12.

Согласно § 2 ст. VIII Оснабрюкского мирного договора имперские чины «должны иметь право голоса на всех совещаниях о делах империи, а именно тогда, когда принимаются или трактуются законы, принимаются решения о войне, определяются налоги и сборы, организуется набор и расквартирование солдат, заключаются мир и союзы или должны быть решены другие подобные вопросы» <6>. ——————————— <6> Instrumenta Pacis Westphalicae… S. 134.

Теперь имперские чины располагали не только правом участия в обсуждении всех дел Империи, но и правом принятия совместных с императором решений. Имперские чины в соответствии с § 1 ст. VIII Оснабрюкского мирного договора получили территориальную власть (jus territoriale) или, как интерпретировали это право в более позднее время, — территориальный суверенитет. Тем самым «территориальная власть имперских чинов» окончательно предупреждала все возможные тенденции к превращению Империи в универсальную католическую монархию. Имперские чины получили право заключать союзы между собой или с иностранными государствами. Это право было ограничено положением, что эти договоры могли быть заключены имперскими чинами только для обеспечения их безопасности и не должны быть направлены против императора и Империи и подвергать опасности гражданский мир или мирный договор. Эта норма аннулировала запрет, сформулированный Пражским миром 1635 г., о недопустимости договоров с иностранными государствами. Признание права союзов вносило в объем властных полномочий имперских чинов новый элемент. До 1648 г. территориальное право сословий заключалось только в их внутренней власти над подданными. Тем не менее имперские чины не стали суверенными государствами. Во время мирных переговоров император отказался от признания суверенитета имперских чинов, так как суверенитет был несовместим с нахождением императора во главе Империи. Следовательно, Империя после 1648 г. не была ни союзным государством с федералистской конституцией, ни союзом государств, поскольку даже крупные имперские чины не достигли полного суверенитета <7>. ——————————— <7> Ивонин Ю. Е. Универсализм и территориализм. Старая империя и территориальные государства Германии в Раннее Новое время 1495 — 1806. М., 2009. Т. 2. Ч. 2. С. 144, 241.

Между тем признание союзнического права открыло перед имперскими чинами возможность принимать участие в международных отношениях и участвовать в европейских делах. Важными элементами восстановления конституционного порядка были амнистия и реституция. Амнистия распространялась одинаково на всех имперских чинов — участников войны против императора. Принцип реституции предусматривал восстановление территориальных владений имперских чинов по состоянию на 1618 г. Однако допускались и исключения: в руках Баварии продолжал оставаться Верхний Пфальц и титул курфюрста. Для пфальцского курфюрста, лишенного своего титула в пользу баварского герцога, учреждалось восьмое курфюршество <8>. ——————————— <8> Zeeden E. W. Das Zeitalter der Glaubenskampfe. 1555 — 1648. Munchen, 1973. S. 118 — 119.

Вестфальский мир также установил выгодный и длительный компромисс в религиозных спорах. Правовое положение католиков и протестантов в Империи в начале XVII в. было определено Аугсбургским религиозным миром 1555 г. Этот договор не восстановил религиозного мира и скорее нейтрализовал религиозную проблему. Он гарантировал в будущем обеим конфессиям — католической и протестантской (лютеранской) — одинаковую защиту. Кальвинизм Аугсбургским религиозным миром вообще не признавался. Запутанные или слишком общие формулировки этого договора привели к многочисленным конфликтам, которые спровоцировали паралич имперских органов власти, и прежде всего рейхстага, и способствовали развязыванию Тридцатилетней войны. В период своих наибольших военных и политических успехов в 1629 г. император издал Реституционный эдикт, в соответствии с которым все католические церковные владения, конфискованные протестантскими чинами с 1552 г., должны были быть возвращены обратно католикам <9>. ——————————— <9> Malettke K. Op. cit. P. 129 — 130.

Вестфальский мир аннулировал Реституционный эдикт. Если ранее, по Аугсбургскому религиозному миру, религия в соответствующем субъекте Империи устанавливалась князем согласно принципу «чья власть, того и вера», то теперь религиозная карта Империи была «заморожена» на дату так называемого нормального года 1624 г. Теперь, даже в случае перехода князя к другому вероисповеданию, его подданные имели право исповедовать прежнюю религию. Кальвинизм отныне признавался в качестве третьей законной религии Империи. Лютеранские и кальвинистские имперские чины объединялись в так называемый Корпус Evangelicorum, соответственно, католические — в Корпус Catholicorum. При голосовании в рейхстаге по религиозным проблемам решение принималось на основе согласия Корпусов Evangelicorum и Catholicorum <10>. Теперь рейхстаг становился главным гарантом религиозного мира и органом для урегулирования всех противоречий между имперскими чинами. ——————————— <10> Noel J.-F. Le Saint-Empire. Paris, 1993. P. 100 — 101.

Только после Вестфальского мира католическая церковь прекратила свою агрессивную контрреформаторскую деятельность. Верность императору лютеранских сословий не могла теперь подвергаться сомнению только из-за их вероисповедания. У «имперского патриотизма» как в евангелической, так и в католической Германии после Вестфальского мира появилась правовая основа <11>. ——————————— <11> Schindling A. Der Westfalische Frieden und der Reichstag // Politische Ordnungen und soziale Krafte im Alten Reich. Wiesbaden, 1980. S. 155, 118, 126 — 127.

Между тем император Фердинанд III успешно отклонил распространение религиозных принципов Вестфальского мира на свои австрийские наследственные земли. Все усилия, приложенные Швецией и протестантскими имперскими чинами в пользу своих единоверцев, были напрасны. Вестфальский мир не изменил серьезно структуру имперской власти, унаследованную от времени имперских реформ XVI в. Но важным новшеством явилось получение равноправия курии имперских городов на рейхстаге <12>. ——————————— <12> Oestreich G. Verfassungsgeschichte vom Ende des Mittelalters bis zum Ende des alten Reiches. Munchen, 1973. S. 41.

Решающую роль в урегулировании конституционных (в том числе религиозных) вопросов сыграли Швеция и Франция. За эти услуги, а также за участие в войне на стороне немецких протестантов против императора они требовали присоединения себе новых территорий в Империи. Швеция возмещала свои потери в войне посредством присоединения епископств Ферден, Бремен, Висмар, а также Передней Померании с Рюгеном. Швеция, таким образом, становилась имперским чином. За участие своих солдат в войне Швеция хотела получить 5 млн. талеров. Территориальные потери князей Бранденбурга и Мекленбурга возмещались за счет нескольких евангелических княжеских епископств. Мекленбург получал Ратцебург и Шверин, курфюрст Бранденбурга получал Минден, Каммин и Хальберштадт, а также Заднюю (Восточную) Померанию и право на присоединение в дальнейшем Магдебурга. Лотарингские епископства Мец, Туль и Верден вышли из Империи и окончательно вошли в состав Франции. Все права австрийских Габсбургов на владения в Эльзасе, а также Брейзах и Филиппсбург переходили французскому королю <13>. ——————————— <13> Zeeden E. W. Op. cit. S. 120.

Итак, Вестфальский мир никак не мог способствовать политической раздробленности Германии. Ни страны, ни тем более государства под названием Германия не существовало. Священная Римская империя так никогда и не стала государством. Она не была готова к государственному строительству на национальном уровне. Старая империя была предгосударственной и многонациональной политической системой. Более реальным явлением были малые государства с ограниченным суверенитетом. Значительный интерес к национальному немецкому стал проявляться в Империи только со второй половины XVIII в. Тогда же чаще стало появляться понятие «Германская империя» без приставки «священная». Таким образом, основным итогом Вестфальского мира стало прекращение религиозных конфликтов, создание системы их мирного урегулирования <14>. Развитие Империи, а затем и Германского союза в конечном итоге привело к возвышению Бранденбурга — Пруссии и созданию германского национального государства. ——————————— <14> Ивонин Ю. Е. Указ. соч. С. 245 — 247.

——————————————————————