Вычеты из заработной платы

(Стюфеева И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ВЫЧЕТЫ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 9 января 2014 года

И. В. СТЮФЕЕВА

Стюфеева Ирина Викторовна, юрист.

Порой у работодателя возникает необходимость удержать различные суммы из заработка сотрудника. В соответствии с действующим трудовым законодательством вычеты могут производиться как на основании закона, так и по желанию самого работника.

Заработная плата - это вознаграждение за труд, размер которого зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Дополнением к ней служат компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Удержания из заработной платы работников могут производиться только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ) и иными федеральными законами.

Так, ст. 137 ТК РФ устанавливает перечень случаев, когда удержание из зарплаты работника имеет под собой законное основание, а именно:

- в целях возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

- для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях. По мнению Роструда, которое изложено в письме от 09.08.2007 N 3044-6-0, удержание суммы излишне выданного аванса на командировку возможно только с письменного согласия работника;

- для возврата сумм, излишне выплаченных работнику по причине счетной ошибки. В соответствии с письмом Роструда от 01.10.2012 N 1286-6-1 организация вправе удержать переплату только в том случае, если допущенная ошибка является арифметической, то есть неточностью в вычислениях. Если же бухгалтер неверно истолковал нормы законодательства, то возмещение переплаты не должно осуществляться. В судебной практике имеются примеры, когда счетными признавались ошибки, связанные со сбоем в работе компьютерных программ (см. Кассационное определение Пермского краевого суда от 12.10.2011 по делу N 33-10124);

- для возмещения сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;

- для возврата сумм, выплаченных за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск (исключения: п. 8 ч. 1 ст. 77, п. п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 81, п. п. 1, 2, 5, 6, 7 ст. 83 ТК РФ);

- если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом;

- в целях возмещения суммы ущерба, нанесенного работником (ст. 241 ТК РФ). Общая сумма подобного удержания ограничена среднемесячным заработком работника (за исключением полной материальной ответственности, когда возместить необходимо всю сумму ущерба);

- по требованию исполнительного листа.

Работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания по данным основаниям. Исходя из буквального толкования данной нормы можно заключить, что она не требует получения от работника письменного согласия на удержание данных сумм и лишь указывает на то, что удержание невозможно, если работник оспаривает его размер или основание. Таким образом, в том случае, если работник был заранее извещен о размерах и причинах удержания и о своих правах оспорить такое удержание и не выразил своего несогласия, в получении письменного согласия от работника нет необходимости.

Однако в случае последующего возможного возникновения трудового спора доказать в суде факт, что работник был не против удержания суммы из его заработной платы, с помощью косвенных доказательств, будет затруднительно (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 04.06.2012 по делу N 33-781). В связи с этим работодателю все же стоит получить от работника письменное согласие на удержание, как советует Роструд в своем письме от 09.08.2007 N 3044-6-0.

Решение об удержании работодатель принимает и оформляет, как правило, в форме приказа или распоряжения, хотя унифицированной формы такого приказа нормативными правовыми актами не установлено.

В силу ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработка, причитающегося работнику.

Данные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70%.

Удержания производятся после вычета из заработной платы сумм налогов.

При этом необходимо помнить о том, в соответствии со ст. 101 ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) существует перечень видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено.

Удержания по просьбе работника

Вправе ли бухгалтерия организации производить вычеты из заработной платы работника по письменному волеизъявлению работника, например, на выплату банковского кредита или на благотворительные взносы?

С одной стороны, в соответствии с ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Например, в соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.

Если в действующем законодательстве отсутствует норма, которая дает работодателю право по желанию работника удерживать из его заработной платы определенные суммы в свою пользу или в пользу третьих лиц, то такое удержание является незаконным (см. решение Советского районного суда г. Томска от 12.07.2011 по делу N 2-1758/2011).

Такой же позиции придерживается Роструд в своем письме от 18.07.2012 N ПГ/5089-6-1.

В тоже время в своем письме от 26.09.2012 N ПГ/7156-6-1 Роструд указывает, что погашение кредита без получения денежных средств на счет либо на руки правомерна, поскольку речь идет не об удержании, а о волеизъявлении работника распорядиться начисленной заработной платой, и что положения ТК РФ в данном случае не применяются. Причем размер таких удержаний не ограничивается, т. к. в данной ситуации работник сам распоряжается своим заработком.

Таким образом, дать однозначный ответ на вопрос, можно ли поручить бухгалтерии осуществлять из заработной платы удержания, например, на оплату банковского кредита, не представляется возможным.

Удержания по исполнительному листу

Удержания в пользу юридических и физических лиц по исполнительным документам регламентируются в первую очередь Законом N 229-ФЗ.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 68 Закона N 229-ФЗ в качестве меры принудительного исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем может применяться обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Согласно ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ работодатель со дня получения исполнительного документа обязан удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, и в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и иных доходов выплачивать (переводить) удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

В соответствии со ст. 101 Закона N 229-ФЗ взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;

в) в связи со смертью члена семьи;

г) в виде гуманитарной помощи;

д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение.

Все обязательные удержания денежных сумм из доходов работников на основании исполнительного документа осуществляются без издания специального приказа руководителя об удержании и без согласия работника. Основанием для исчисления соответствующих сумм, причитающихся к удержанию, служат сами исполнительные документы.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником в любом случае должно быть сохранено 50% заработной платы.

Таким образом, независимо от того, на каком основании производится удержание из заработной платы работника, обе стороны трудовых отношений должны следовать букве закона и вычеты должны производиться только в случаях и размерах, предусмотренных законом. В противном случае такие удержания могут быть признаны незаконными.

------------------------------------------------------------------

Название документа