Полномочия судьи прекращены — прощай, помощник?

(Абдрахманова Н. В.) («Юрист», 2012, N 1)

ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ ПРЕКРАЩЕНЫ — ПРОЩАЙ, ПОМОЩНИК? <*>

Н. В. АБДРАХМАНОВА

——————————— <*> Abdrakhmanova N. V. Powers of a judge are terminated — good bye assistant?

Абдрахманова Н. В., аспирантка кафедры государственного и административного права БАГСУ, помощник мирового судьи судебного участка N 2 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан.

Статья посвящена анализу правовых проблем, возникающих при заключении срочных служебных контрактов с помощниками судей. Актуальность статьи обусловлена в том числе тем, что в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отсутствуют специальные нормы, обеспечивающие социальные гарантии для помощников судей. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: судебная система, государственная гражданская служба, помощник судьи.

The article is devoted to analysis of legal problems arising in conclusion of term official contracts with judge’s assistants. Topicality of the article is conditioned inter alias by the fact that Federal Law «On State Civil Service of the Russian Federation» lacks special norms ensuring social guarantees for judge’s assistants. The conclusions made by the author can be used in law-application practice.

Key words: judicial system, state civil service, judge’s assistant.

В настоящее время все больше возрастают роль и значение суда, куда обращаются граждане за урегулированием спорных ситуаций. В свою очередь, качество работы судебной системы во многом связано не только с уровнем профессиональной подготовки и материального обеспечения судей, но и с тем, насколько эффективно функционирует аппарат суда. В соответствии со статьями 30 и 32 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» <1> аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда, работники аппарата суда являются государственными служащими. ——————————— <1> См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 1.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <2> предусматривает, что реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации (часть 1 статьи 10). ——————————— <2> См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Реестр состоит из разделов, содержащих перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, которые классифицированы по государственным органам, категориям, группам и не содержит указания о том, какой вид служебного контракта (служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт) должен заключаться с федеральным государственным служащим при замещении им той или иной должности. При классификации должностей гражданской службы по категориям они подразделяются на должности руководителей, помощников (советников), специалистов, обеспечивающих специалистов (статья 9 Федерального закона). Должности категории «помощники (советники)» согласно данной статье учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Пунктом 1 части 4 статьи 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)». При более подробном рассмотрении ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были выявлены существенные пробелы и противоречия по вопросам, связанным с заключением срочного служебного контракта с работниками, замещающими должности категории «руководители» и «помощники (советники)». Так, с одной стороны, пунктом 1 части 4 статьи 25 Закона установлена необходимость заключения срочного служебного контракта для замещения лишь отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)». К сожалению, Закон не только не определяет точный перечень руководителей и помощников (советников), с которыми должен быть заключен срочный служебный контракт, но даже не называет каких-либо правовых условий, характеристик и т. п. для их дифференциации. С другой стороны, пункты 1 и 2 части 2 статьи 9 Закона не только не снимают данную проблему, но и порождают еще больше вопросов: 1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц и руководителей. Вместе с тем с позиции языкового толкования правовых норм разделительный союз «или» в пункте 1 части 2 статьи 9 Закона дает основание предполагать (в противоречии с пунктом 1 части 4 статьи 25 Закона), что не с отдельными, а со всеми руководителями может быть заключен как срочный служебный контракт, так и служебный контракт на неопределенный срок. Следовательно, остается неразрешенным вопрос и с помощниками (советниками). Согласно пункту 2 части 2 статьи 9 Закона с ними заключается служебный контракт на определенный срок, «ограниченный сроком полномочий» руководителей. Однако в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 Закона с руководителями может быть заключен не только срочный служебный контракт, но и служебный контракт «без ограничения полномочий». Предлагаю непосредственно в федеральном законе, а не в подзаконных актах установить исчерпывающий перечень должностей руководителей (соответственно и помощников (советников)), с которыми можно заключать срочный служебный контракт. Такое правовое решение будет соответствовать части 3 статьи 55 Конституции РФ: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом». В качестве возможного аналога можно назвать статью 59 ТК РФ: «…срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника… с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности» <3>. ——————————— <3> См.: Ершова Е. Ограничить использование договоров о найме на определенный срок случаями, когда, учитывая характер предстоящей работы, условия ее выполнения или интересы трудящегося, эти трудовые отношения не могут устанавливаться на неопределенный срок // Управление персоналом. 2006. N 5.

Нужно сказать, что положения Закона о заключении с помощниками судей срочного служебного контракта прошли все судебные инстанции, включая Конституционный Суд Российской Федерации. Позиция Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу состоит в том, что согласно статье 32 (часть 4) Конституции России граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы России установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в статье 25 закрепил основания заключения срочного служебного контракта. Истечение срока действия срочного служебного контракта является одним из оснований его прекращения, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих; гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода <4>. ——————————— <4> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2010 г. N 1140-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Однако установленные законодателем нормы о заключении с помощниками судей срочного служебного контракта представляются нам не совсем справедливыми. Почему помощник ставится в зависимость от срока полномочий судьи? Например, помощник, занимая свою должность и нарабатывая необходимый юридический стаж для сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, вынужден уйти со своей должности, в связи с тем что полномочия судьи прекращены. Действительно, как было отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, при заключении срочного служебного контракта помощник судьи заранее знает о прекращении срока его действия по истечении оговоренного временного периода. В свою очередь, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит каких-либо социальных гарантий для данной категории государственных гражданских служащих, в случае если полномочия судьи прекращаются досрочно. Данный вопрос также обойден вниманием Конституционного Суда Российской Федерации. Как поступить в сложившийся ситуации, разъясняется лишь в письме Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 июня 2008 г. N СД-НК/1273, которое адресовано начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах России, где указано, что в случае долговременного отсутствия или досрочного прекращения полномочий судьи председателя суда его помощник по решению представителя нанимателя в установленном порядке может быть назначен к другому судье, при этом допускается наличие двух помощников у одного судьи. Заключение с помощниками судей срочных договоров не ограничивает закрепленные статьей 37 (часть 1) Конституции России свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, поскольку срочный трудовой договор с помощниками может быть заключен лишь по соглашению сторон, т. е. на добровольной основе, а сторонам трудового договора предоставлена свобода выбора вида договора: по взаимной договоренности договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок. Если следовать этой логике, то никакие иные изъятия из общих правил и норм также не могут ограничивать названные конституционные права — ведь в основе любого трудового договора лежит соглашение сторон относительно его условий и самого факта заключения. Но какова на самом деле степень свободы работника при определении условий приема на работу? В сложившейся практике между работником и работодателем заключаются срочные трудовые договоры де-юре «по соглашению сторон», а де-факто — под давлением последнего. Трудовые договоры практически превращаются в сделки «присоединения» (ст. 428 Гражданского кодекса РФ) или «кабальные сделки» (ст. 179 ГК РФ). «Собственное желание» работника на заключение срочного трудового договора, как правило, отсутствует. Работодатель заранее ставит определенные условия, на которые соискатель не может повлиять. Установление длительных трудовых отношений, возможность работать на постоянной основе имеют особую значимость для реализации гражданами права на труд и защиту от безработицы, осуществления ими иных прав и свобод, гарантированных Конституцией России. Ограничивая применение срочных трудовых договоров, Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве общего правила предусматривает, что такие договоры заключаются в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. На необходимость закрепления гарантий от использования при приеме на работу срочных трудовых договоров, ставящих работников в жесткую зависимость от работодателя, и ограничения применения таких договоров именно подобными случаями обращает внимание в своих документах и Международная организация труда (Рекомендация МОТ 1982 г. N 166 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя»). Поскольку срочный трудовой договор заключается по соглашению сторон, т. е. на основе добровольного согласия работника и работодателя, в случае когда согласие на заключение договора было дано работником вынужденно, он вправе оспорить правомерность заключения с ним срочного трудового договора в суд общей юрисдикции. Если судом на основе исследования и оценки всех фактических обстоятельств дела будет установлено, что согласие работника на заключение такого договора не является добровольным, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок. И хотя работник — помощник судьи вправе впоследствии оспорить в судебном порядке правомерность заключения с ним срочного трудового договора, ссылаясь на то, что он заключал его вынужденно, доказать в суде данный факт очень сложно, тем более что какие-либо критерии оценки применительно к таким случаям не выработаны в судебной практике. Так, в статье А. В. Потеевой, О. В. Прешпективых «О проблемах формирования корпуса помощников судей» <5>, оправдывая заключение с помощниками судей срочного служебного контракта, указывается, что в процессе работы может обнаружиться, например, психологическая несовместимость судьи и помощника. Или помощник не может приспособиться к интенсивному ритму работы судьи, и не потому, что он не хочет работать, а в силу своего более медлительного характера. Или интеллектуальный потенциал, на который возлагались надежды, оказывается ниже, чем требуется для помощника. В таких случаях возможность прекратить трудовой договор в одностороннем порядке, не прибегая к крайним мерам в виде наложения дисциплинарного наказания, отсутствует. ——————————— <5> См.: Потеева А. В., Прешпективых О. В. О проблемах формирования корпуса помощников судей // Закон. 2009. N 9. С. 155 — 162.

С данным высказыванием трудно согласиться, так как данная ситуация есть не что иное, как отсутствие конкурсного порядка отбора кандидатов на должности помощников судей. В настоящее время ситуация осложняется отсутствием сформированной и четкой кадровой политики, основанной на профессиональном подходе к назначению кадров. Данное обстоятельство в будущем негативно отражается на нормальном функционировании суда. Руководитель организации при приеме на работу в аппарат суда в первую очередь должен обеспечить, чтобы эти должности занимали люди, способные профессионально, грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно осуществлять свою деятельность. Достижению данной цели должна содействовать, в частности, система особых защитных средств, гарантирующих от проникновения в корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно «очищать» этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался неспособным достойно нести звание государственного служащего <6>. ——————————— <6> См.: Ершов В. В. Во многих субъектах Российской Федерации большинство претендентов на должности судей не могут сдать квалификационный экзамен // Трудовое право. 2008. N 10. С. 9 — 13.

Поэтому руководитель должен изучать не знания выпускника-юриста, а его умение анализировать судебную практику, международное и российское право, вырабатывать самостоятельные предложения в случае коллизий и пробелов в праве. В приказе председателя суда о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Так какой смысл устанавливать требования о заключении срочного служебного контракта, если уже на начальном этапе работы помощником судьи, за время испытания государственного служащего, можно определить потенциал работника, его квалификационные характеристики и способность выдерживать непрерывный ритм работы на должности помощника судьи? На основании статьи 35 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при расторжении срочного служебного контракта гражданский служащий должен быть предупрежден об этом в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Истечение установленного срока полномочий гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» или «помощники (советники)», т. е. истечение срока действия служебного контракта с этими категориями гражданских служащих, не всегда влечет за собой увольнение их с гражданской службы, в некоторых случаях гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом. Безусловно, из конституционных норм и принципов не вытекает право гражданина занимать избранную им определенную должность, выполнять конкретную работу, как и обязанность кого бы то ни было предоставить гражданину такую работу на удобных для него условиях. Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепление в Конституции России принципа свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду, и предопределяет обязанность государства обеспечивать баланс конституционных прав и свобод сторон трудового договора, справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в России как социальном правовом государстве (Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. N 19-П, от 15 марта 2005 г. N 3-П и др.). Учитывая изложенное, в сложившейся ситуации важно усиление социальных гарантий помощников судей с учетом процессуального статуса помощника судьи в системе правосудия и значимости возложенных на него функций, в связи с чем предлагается закрепить в законодательных актах требования, что с помощниками судей должны заключаться служебные контракты на неопределенный срок. В результате это не повлечет за собой возникновения трудового спора между работодателем и работником (помощником судьи), поскольку интересы последнего будут максимально учтены на этапе заключения договора.

——————————————————————