Правовая природа отношений, возникающих при трудоустройстве граждан

(Орлова Е. Е.) («Российская юстиция», 2012, N 4)

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ГРАЖДАН

Е. Е. ОРЛОВА

Орлова Е. Е., кандидат юридических наук, доцент.

В статье анализируется правовая природа отношений, возникающих при трудоустройстве граждан, рассматриваются точки зрения различных авторов по этому вопросу, проводится анализ трудоустройства законодательства, законодательства о занятости населения с целью выяснения их отраслевой принадлежности.

Ключевые слова: трудоустройство, занятость, работодатель, служба занятости, ищущий работу, общественные работы, безработные, работник, трудовой договор.

Legal nature of the relations arising from the employment of citizens are examined in this paper, the terms of various authors at this subject are considered, the author carries out an analysis of employment law, employment legislation in order to determine their industry sector.

В науке трудового права отсутствует единый подход к вопросу о включении отношений по трудоустройству в предмет трудового права. Б. К. Бегичев исключал эти отношения из предмета отрасли, констатируя их государственно-правовой характер <1>. Эта позиция также имеет своих сторонников. Авторы концепции обособления отношений по трудоустройству (В. С. Андреев и К. П. Уржинский) признавали их преимущественно административно-правовой характер и исключали из производных отношений отношения между органами трудоустройства и работодателями <2>. Е. Б. Хохлов также отмечает, что отношения по трудоустройству «являются если не исключительно, то по преимуществу публично-правовыми» <3>. ——————————— <1> См.: Бегичев Б. К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972. С. 28. Впоследствии он скорректировал свою позицию и включил в предмет трудового права отношения между гражданами и предприятиями по поводу поступления/приема на работу. <2> См.: Трудовое право / Под ред. В. С. Андреева. М., 1976. С. 7 — 8; Уржинский К. П. Трудоустройство граждан в СССР. М., 1967. <3> Трудовое право России / Под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М., 2007. С. 167. (Автор главы — Е. Б. Хохлов.)

Другие авторы относят их к предмету трудового права, называя их отношениями по содействию обеспечения занятости и трудоустройству <4> или отношениями по трудоустройству <5>. ——————————— <4> См.: Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России. М., 2003. С. 111 — 114; Трудовое право России / Под ред. А. М. Куренного. М., 2004. С. 160 — 171. <5> Трудовое право / Под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой. М.: Проспект, 2009. С. 146 — 150.

Так как законодательство о занятости населения является комплексным и формировалось (если обратиться к истории) на стыке (пересечении) государственного (общественного) призрения и (в более поздний период законодательства об обязательном социальном страховании от безработицы как самостоятельный вид законодательства (как вид трудовой помощи бедным)), то признавалась отраслевая квалификация отношений по трудоустройству в качестве производных от трудовых (связанных с трудовыми), что соответствовало публичной природе отрасли советского трудового права, ее социальному назначению. Работодателями (единственными в условиях социалистической собственности на средства производства) признавались главным образом государственные предприятия, организации, учреждения, они же занимались и трудоустройством граждан, ищущих работу (бывших, будущих работников). Поэтому отношения по обеспечению занятости и трудоустройству входили в предмет трудового права, и в КЗоТ РСФСР содержалась целая глава, посвященная этому институту. В настоящее время положение изменилось. Работодателем, в соответствии со ст. 20 ТК РФ, может быть и государственный орган, и частный предприниматель, и иной работодатель. Но и сегодня в литературе по трудовому праву нередко высказывается критика по поводу отсутствия в ТК РФ раздела, главы, посвященной занятости населения. На это, в частности, указывают К. Н. Гусов и В. Н. Толкунова <6>. И. Я. Киселев отнес отсутствие специального раздела об обеспечении занятости к особенностям ТК РФ. ——————————— <6> Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник. М.: Юристъ, 2007. С. 134.

ТК РФ как нормативный правовой акт уделяет большое внимание не только трудовому отношению, но и иным непосредственно связанным с ним отношениям. В том числе и возникающим в сфере занятости отношениям по трудоустройству, но только у данного работодателя (ст. 1 ТК РФ), включая их в предмет трудового права, что представляется сложным, но правильным, поскольку более точно позволяет очертить предмет отрасли. В ст. 2 ТК РФ среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений называет принцип защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве. Названный принцип является универсальным и распространяется не только на отношения работника, уже состоящего в трудовых отношениях, но также на отношения по трудоустройству между лицом, ищущим работу, и будущим работодателем; на отношения по трудоустройству с участием государственной службы занятости; отношения по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке по направлению службы занятости; отношения по выплате пособия по безработице и иным видам социальной поддержки безработных. Именно такой широкий подход к определению правового института содействия занятости нашел отражение в современных учебниках по трудовому праву <7>. В особенную часть отрасли трудового права включается институт «правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства», который содержит нормы, регулирующие права граждан в сфере занятости, правовой статус безработного, трудоустройство граждан, полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в сфере занятости и др. Более того, некоторые авторы рассматривают безработного как особого субъекта трудового права. Они называют его вспомогательным субъектом трудового права с производной правоспособностью от способности основного субъекта трудового права — работника <8>. ——————————— <7> См., например: Трудовое право России / Под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М., 2007. С. 249 — 293; Трудовое право России / Под ред. А. М. Куренного. М.: Юристъ, 2004. С. 148 — 172; Трудовое право / Под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой. Изд. 4-е. М.: Проспект, 2009. С. 199 — 224; Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Указ. соч. С. 104 — 120. <8> См.: Курс российского трудового права / Под ред. С. П. Маврина, А. С. Пашкова, Е. Б. Хохлова. М., 2001. Т. 2. С. 376.

Следует согласиться с мнением, что ст. 1 ТК РФ в этой части нуждается в изменении <9>. На наш взгляд, в ней надо указать все отношения по трудоустройству с последующим заключением трудового договора (в том числе на выполнение общественных работ с безработными гражданами; временных работ с гражданами, испытывающими трудности в поиске работы по направлению органов службы занятости), а также отношения по внутреннему трудоустройству работающих по трудовому договору. ——————————— <9> Кулакова С. В. некоторые правовые вопросы трудоустройства в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 19 — 20.

В настоящее время правоотношения по трудоустройству у данного работодателя являются по своей природе организационными (процедурными). Их содержание предопределяется основаниями возникновения трудового правоотношения (ст. 16 ТК РФ). Это могут быть переговоры лица, ищущего работу, и работодателя, в ходе которых работодатель выясняет, соответствует ли претендент по деловым качествам предлагаемой работе, а работник — подходит ли ему эта работа. ТК РФ (ст. 64) запрещает необоснованный отказ в приеме на работу. ТК РФ (ст. 65) устанавливает и перечень документов, которые работодатель вправе потребовать от будущего работника при трудоустройстве. До возникновения трудового правоотношения участники отношения по трудоустройству также в рамках правового поля определяют условия будущего трудового договора. При этом в трудовой договор не могут включаться условия, ухудшающие положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 5 ТК РФ). Иные дополнительные организационные правила предшествуют возникновению трудового правоотношения в результате избрания на должность (ст. 17 ТК РФ), избрания по конкурсу (ст. 18 ТК РФ) и т. д. Таким образом, отношения по трудоустройству у будущего (данного) работодателя регулируются трудовым законодательством и составляют предмет трудового права.

——————————————————————