Трудовые отношения в спорте. Особенности оплаты труда спортсменов, тренеров и других работников отрасли

(Алексеев С. В.) («Спорт: экономика, право, управление», 2012, N 3)

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СПОРТЕ. ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА СПОРТСМЕНОВ, ТРЕНЕРОВ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОТРАСЛИ <*>

С. В. АЛЕКСЕЕВ

——————————— <*> Alekseev S. V. Labor relations in sport. Peculiarities of payment for labor of sportsmen, coachers and other workers of the branch.

Алексеев Сергей Викторович, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Президент Национального объединения спортивных юристов, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов «Спорт: экономика, право, управление» и «Право и государство: теория и практика», доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Изложены актуальные вопросы оплаты труда работников физкультурно-спортивной сферы. Большое внимание уделяется анализу специфики регулирования размеров заработной платы, в том числе параметров премирования, и других условий оплаты труда профессиональных спортсменов регламентными актами спортивных федераций (союзов, ассоциаций, лиг). Уделяется внимание вопросам установления заработной платы в спорте путем заключения соглашений и коллективных договоров. Рассматриваются особенности системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций сферы физической культуры и спорта, являющихся бюджетными учреждениями; некоторые аспекты порядка и условий оплаты труда спортсменов, тренеров и специалистов — членов спортивных сборных команд Российской Федерации, являющихся работниками федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минспорту России. Уделяется внимание законодательному обеспечению реализации системы мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру.

Ключевые слова: заработная плата, оклад, стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты, спортсмен, тренер, система мер по социальной защите спортсменов.

The author describes topical issues of payment for labor of workers of physical-culture and sport sphere. The special attention is drawn to analysis of specifics of regulation of amounts of salaries including parameters of bonus payments and other conditions of payment for labor of professional sportsmen by regulating acts of sport federations (unions, associations, leagues). The attention is also drawn to the issues of establishment of salaries in sport by means of conclusion of agreements and collective contracts. The author considers peculiarities of the system of payment for work of workers of state and municipal organizations in the sphere of physical culture and sport which are budget institutions; certain aspects of procedure and conditions of payment for labor of sportsmen, coachers and specialists — members of sport national teams of the Russian Federation being the workers of federal budget institutions attached to the Ministry of Sport of Russia. The attention is drawn to legislative support of realization of system of measures with regard to social protection of sportsmen, coachers and other specialists in the sphere of physical culture and sport including by strengthening of targeted social support of outstanding Russian sportsmen whose sport carrier is already over.

Key words: salary, position salary, stimulating payments, compensational payments, sportsman, coacher, system of measures with regard to social protection of sportsmen.

Заработная плата (оплата труда работника) в соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Основными составляющими заработной платы профессионального спортсмена обычно являются должностной оклад и стимулирующие выплаты, главным образом за высокие результаты (например, за каждый забитый гол или голевой пас и т. п.). При этом, как показывает практика, размер должностного оклада профессионального спортсмена нередко устанавливается несоразмерно ниже бонусной части, зависящей от уровня выступления спортсмена и стимулирующей к его максимизации. Немаловажной составной частью заработной платы профессионального спортсмена являются различные выплаты компенсационного характера (например, компенсации в связи с переездом на работу в другую местность). Закрепляются условия о заработной плате часто не непосредственно в трудовом договоре со спортсменом, а в отдельных к нему приложениях, которые с учетом регламентных норм некоторых спортивных федераций (союзов, ассоциаций, лиг) могут не регистрироваться в этих спортивных федерациях (союзах, ассоциациях, лигах). При заключении трудового договора следует в его условиях о заработной плате спортсмена четко установить, как выплачивается сумма зарплаты, обозначенная сторонами, в чистом виде или без вычета налогов и социальных платежей. Представляет интерес специфика регулирования размеров заработной платы, в том числе параметров премирования, и других условий оплаты труда профессиональных спортсменов регламентными актами спортивных федераций (союзов, ассоциаций, лиг). Так, Правовой регламент КХЛ на сезоны 2011/12, 2012/13, 2013/14 гг. <1> (далее также — Регламент) в ст. 18 устанавливает минимальные размеры оплаты труда за сезон для хоккеистов: ——————————— <1> URL: http:// www. khl. ru/ documents/ KHL_ legal_ regulations_ 2011-2014.pdf.

— в возрасте от 17 до 21 года: не менее 750 000 рублей — основная команда; не менее 150 000 рублей — молодежная команда; — в возрасте от 22 лет и старше: не менее 3 000 000 рублей — основная команда; не менее 450 000 рублей — команда Клуба Высшей хоккейной лиги (ВХЛ)/иная команда Клуба, не входящего в систему КХЛ/ВХЛ, Молодежной хоккейной лиги (МХЛ). Примечательно, что согласно Правовому регламенту КХЛ в тексте контракта (срочного трудового договора) должны быть определены все условия, касающиеся оклада, доплат, надбавок, премий и других поощрительных выплат, а также иных видов материального вознаграждения труда хоккеиста, осуществляемых за счет средств клуба. Если хоккеист и клуб заключат между собой какое-либо соглашение или сделку, не предусмотренную Регламентом, в соответствии с которой хоккеист получил или должен будет получить материальное вознаграждение, клуб и хоккеист обязаны каждый уплатить в Лигу штраф в размере 200% от всей сокрытой от Лиги суммы вознаграждения. При этом КХЛ вправе принять решение о дополнительном наказании в виде дисквалификации руководителя клуба и (или) хоккеиста на срок до двух лет. В случае повторного нарушения руководитель клуба и (или) хоккеист подлежат дисквалификации бессрочно. Согласно Регламенту начисление и выплата заработной платы хоккеистам должны осуществляться один раз в полмесяца начиная с 1 июля (для молодежной команды) и с 20 июля (для основной команды) текущего года по 30 апреля следующего года. Заработная плата выплачивается как оклад (должностной оклад), являющийся фиксированным размером оплаты труда хоккеиста, за исполнение им трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Размер ежемесячного оклада определяется клубами по своему усмотрению, исходя из общей суммы заработной платы хоккеиста за сезон, и прописывается в контракте. В случае, если клуб не указал в контракте размер ежемесячного оклада, он распределяется равными долями от общей суммы заработной платы хоккеиста за сезон. Заработная плата в российских клубах КХЛ должна фиксироваться, начисляться и выплачиваться только в национальной валюте Российской Федерации, т. е. в рублях, для всех игроков вне зависимости от их гражданства. Иностранные клубы КХЛ при заключении контрактов в долларах США или евро в обязательном порядке должны зафиксировать курс по отношению к своей национальной валюте и российскому рублю, о чем должна быть сделана отметка в разделе 4 «Условия оплаты труда. Заработная плата» стандартного контракта (приложения 1 — 5 Регламента) <2>. ——————————— <2> Все начисления и выплаты должны производиться только по указанному курсу в течение всего срока действия контракта.

В соответствии со ст. 22 Правового регламента КХЛ на сезоны 2011/12, 2012/13, 2013/14 гг. Лигой используются следующие виды стандартных контрактов хоккеиста КХЛ (срочных трудовых договоров), регулирующих взаимоотношения клубов и хоккеистов: 1) стандартный контракт хоккеиста КХЛ (срочный трудовой договор) «Основная команда» (односторонний контракт); 2) стандартный контракт хоккеиста КХЛ (срочный трудовой договор) «Основная команда плюс вторая команда» (двусторонний контракт); 3) стандартный контракт хоккеиста КХЛ (срочный трудовой договор) «Молодежная команда» (односторонний контракт); 4) стандартный контракт хоккеиста КХЛ (срочный трудовой договор) «Пробный контракт»; 5) контракт юниора (договор на обучение в спортивной школе). Все вышеназванные контракты, кроме контракта юниора, заключаются на основе трудового законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов КХЛ в соответствии с утвержденными КХЛ типовыми формами (приложения N 1 — 5 Регламента) и определяют принадлежность спортсмена (хоккеиста) к физкультурно-спортивной организации (клубу). При заключении контракта клуб имеет право включить в контракт условие о выплате хоккеисту подписного бонуса с обязательным указанием его размера и определением как подписного бонуса. Если хоккеист непосредственно и надлежащим образом приступил к исполнению трудовых обязанностей, данный бонус должен быть выплачен в сроки, указанные в контракте. Сумма подписного бонуса является составной частью заработной платы хоккеиста за сезон. Условие о подписном бонусе вносится в раздел контракта «Условия оплаты труда. Заработная плата». В случае дисквалификации хоккеиста время, в течение которого хоккеист не принимает участия в официальных спортивных соревнованиях КХЛ, за исключением официальных перерывов в регулярном чемпионате, оплачивается в размере, соответствующем объему выполненной работы в учебно-тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям, но не более 20% от его месячной заработной платы и не менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральным законом от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» <3> федеральный минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей в месяц. Вместе с тем, исходя из положений ст. 133.1 ТК РФ, в ряде регионов МРОТ выше, к примеру, в г. Москве он составляет с 1 июля 2012 г. 11 700 рублей <4>. ——————————— <3> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 23. Ст. 3246. <4> См.: Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 30 ноября 2011 г. // Тверская, 13. 2011. N 149. 13 декабря.

КХЛ частично регулирует своими регламентными нормами и вопросы премирования хоккеистов. В типовых контрактах хоккеистов Континентальной хоккейной лиги (приложения N 1 — 5 Регламента), кроме контракта юниора, содержится ст. 5 «Условия оплаты труда. Доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты», в которой предусматриваются конкретные выплаты, полагающиеся работнику-хоккеисту при исполнении служебных обязанностей по договору. Согласно Регламенту премии и другие поощрительные выплаты должны быть выплачены клубом в течение срока, указанного в контракте. Если данный срок не указан в контракте, то указанные премии и поощрительные выплаты должны быть выплачены хоккеисту не позднее 1 июня текущего года. В соответствии с Регламентом все дополнительные выплаты игрокам основной команды клуба учитываются в составе «потолка зарплат» хоккеистов и ограничиваются только его предельным размером. Следует отметить, что, устанавливая предельные размеры заработной платы, в КХЛ исходят из того, что в данном случае противоречие со ст. 132 ТК РФ отсутствует, т. к. данная статья содержит «табу» на установление ограничения максимального размера заработной платы лишь на законодательном уровне. В контракте хоккеиста должны содержаться только индивидуальные бонусы. Под индивидуальными бонусами понимаются бонусы, выплачиваемые за достижение спортивных статистических показателей конкретным хоккеистом. Командное премирование хоккеистов клуба осуществляется на основании положения о премировании. Положение о премировании не должно содержать персонифицированных бонусов, указание фамилий конкретных хоккеистов клуба в командном положении о премировании не допускается. Внесение командных премиальных выплат (бонусов) в контракт хоккеиста запрещается. Для положения о премировании клуба должен быть определен максимальный размер, который учитывается при расчете «потолка заработной платы». Согласно Регламенту положение о премировании клуба должно быть направлено в Лигу для согласования. За неисполнение данного требования клуб несет ответственность согласно Дисциплинарному регламенту КХЛ <5>. В случае, если максимальный размер, определенный положением о премировании, приводит к превышению «потолка заработной платы» клуба, положение не может быть утверждено Лигой. ——————————— <5> URL: http:// www. khl. ru/ documents/ KHL_ disciplinary_ regulations_ 2011-2014.pdf.

Также положение о премировании клуба должно быть направлено в профсоюз игроков КХЛ в течение трех дней после его утверждения. Все изменения и дополнения положения о премировании должны направляться в Лигу. Отмена положения о премировании осуществляется только после письменного ознакомления игроков с соответствующим приказом и информирования профсоюза игроков КХЛ и Лиги. В случае если игроки не были ознакомлены с приказом об отмене (изменении) положения, Клуб обязан выплатить бонусы вплоть до даты надлежащего уведомления игроков, профсоюза и Лиги. В отношении каждого установленного контрактом или положением о премировании бонуса клубом должна быть закреплена предельно возможная сумма выплат, которая учитывается в «потолке заработных плат» хоккеистов. Распорядительным документом руководителя клуба хоккеисту могут быть компенсированы расходы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, расходы по найму и аренде жилья, расходы на санаторно-курортное лечение, на приобретение лекарств, получение платных услуг медицинских учреждений, о чем клуб в соответствии с Регламентом должен незамедлительно информировать Лигу с направлением копии распорядительного документа. За неисполнение данного требования клуб несет ответственность согласно Дисциплинарному регламенту КХЛ. Согласно Регламенту в случае обмена или выбора хоккеиста из списка отказов новым клубом индивидуальная статистика хоккеиста, учитываемая при проведении расчетов для выплаты индивидуальных бонусов, установленных в контракте, сохраняется за хоккеистом в новом клубе. Обязательство выплачивать премию при достижении необходимого результата возлагается на новый клуб. В соответствии с Правовым регламентом КХЛ по итогам сезона клубы имеют право выплатить игрокам команды премиальное вознаграждение за выигрыш Кубка Гагарина, а также за второе, третье и четвертое места, занятые командами в розыгрыше Кубка Гагарина, за первое место в Чемпионате России по хоккею. Также могут быть выплачены премиальные вознаграждения за следующие спортивные достижения в рамках Лиги: попадание в тройку лучших снайперов (наибольшее количество голов), лучших бомбардиров (по системе «гол + пас»), самых полезных игроков (лучшие показатели по системе «плюс-минус»), лучших вратарей. Указанные премиальные выплаты не имеют ограничений по размеру, не включаются в состав «потолка заработных плат». По решению Совета директоров КХЛ наиболее талантливым хоккеистам в возрасте от 17 до 20 лет включительно (возраст определяется по году рождения) могут устанавливаться годовые персональные стипендии КХЛ. Размер таких стипендий в каждом конкретном случае устанавливает Лига по ходатайству Клуба КХЛ. Персональная стипендия КХЛ не учитывается в «потолке заработных плат» хоккеистов клуба, за который выступает стипендиат. Нельзя далее не отметить, что представленная выше практика установления ограничений максимального размера оплаты труда и регулирования, в частности лимитирования премирования профессиональных хоккеистов регламентными актами КХЛ, основана на передовом зарубежном опыте <6> и имеет существенное значение для нормального функционирования и эффективного развития профессионального спорта. Установление таких специфических ограничительных правил на уровне Лиги детерминировано, в частности, необходимостью сохранить финансовую стабильность всех входящих в нее клубов, поставить в приблизительно равные условия участников соревнования, имеющих заведомо неодинаковые финансовые возможности, сохранить справедливую конкуренцию клубов на рынке труда в соответствующем виде спорта, обеспечить стабильность состава команд и их конкурентоспособность, тем самым обеспечить соревновательное равновесие и зрелищность соревнований, обеспечить разумный баланс между интересами игроков, клубов, а также зрителей, медийных организаций, осуществляющих трансляцию соревнований, рекламодателей и спонсоров, наконец, предупредить банкротство спортивных клубов в связи с трансферами («утечкой») игроков. Необходимо отметить, что установление такой своеобразной нормативной надстройки над системами оплаты труда отдельных работодателей — спортивных клубов в форме регламентных актов Лиги правомерно с учетом положений п. 3 ст. 3, п. 1 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона о спорте и ч. 3 ст. 348.1 ТК РФ, а также того, что эти работодатели, входя в Лигу, дают добровольное согласие на подчинение ее регламентным актам, включая меры ответственности за их несоблюдение. ——————————— <6> См.: Алексеев С. В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008.

Одним из способов установления заработной платы в спорте является заключение соглашений и коллективных договоров. Например, в Федеральном отраслевом соглашении по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации на 2012 — 2014 годы, утвержденном Минспорттуризмом России и профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма РФ 21 декабря 2011 г. <7> (далее также — Соглашение), предусмотрены, в частности, гарантии спортсменам по оплате труда в соответствии со ст. 348.10 ТК РФ. Так, согласно п. 6.6 Соглашения невключение работодателем спортсмена в заявку на участие в спортивном соревновании, в том числе в связи с тем, что спортсмен не отвечает требованиям, установленным организатором спортивного соревнования, не является основанием для снижения заработной платы спортсмена. ——————————— <7> Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

Кроме того, в соответствии с п. 4.3 Соглашения стороны содействуют обеспечению средней заработной платы по отрасли в соотношении к прожиточному минимуму трудоспособного населения в Российской Федерации <8> не менее чем в 4 раза. В силу п. 4.2 Соглашения индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги производится в соответствии с действующим законодательством. ——————————— <8> Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1068 величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за III квартал 2011 г. на душу трудоспособного населения была установлена в размере 6792 руб. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 1. Ст. 113.

Согласно п. 4.15 Соглашения в целях поощрения работников за выполненную работу в организациях отрасли могут устанавливаться: — премиальные выплаты по итогам работы (за квартал, полугодие, 9 месяцев, финансовый и (или) учебный год); — выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; — выплаты за качество выполняемых работ; — выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет и др. В соответствии с п. 4.19 Соглашения работникам организаций отрасли, в частности спортсменам, могут производиться выплаты, не связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, при наличии экономии финансовых средств, в следующих случаях: — при награждении ведомственными наградами Минспорттуризма России; — к юбилейным датам за многолетний и добросовестный труд в связи с 50-летием, 60-летием, 70-летием, 75-летием и 80-летием и т. д. — в размере одного должностного оклада; — в связи с выходом на пенсию — в размере одного месячного денежного содержания; — в связи с уходом работника в ежегодный отпуск; — при рождении ребенка — в размере 10 тысяч рублей; — в случае свадьбы работника — в размере 10 тысяч рублей; — в связи с потерей близких родственников — в размере 10 тысяч рублей; — в связи со смертью работника (выплачивается близким родственникам умершего работника) — в размере 20 тысяч рублей. Конкретный размер выплат определяется коллективным договором. Как уже отмечалось, в соответствии с ч. 5 ст. 348.1 ТК РФ особенности оплаты труда спортсменов и тренеров в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут определяться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» <9> доплата за работу в ночное время производится работникам за каждый час работы в ночное время. Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. ——————————— <9> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3640.

Согласно общему правилу ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, который трудился в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Распространенной в сфере спорта выплатой являются так называемые подъемные. Согласно письму Минфина России от 14 марта 2006 г. N 03-03-04/2/72 <10> в контексте главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под подъемными признается компенсация работодателем расходов по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (кроме случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения) в связи с его переездом на работу в другую местность, а также расходов по обустройству на новом месте жительства. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 187 <11> утверждены размеры возмещения расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность, которое осуществляется организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета. В других организациях физкультурно-спортивной сферы, до тех пор пока нормы учета подъемных для целей налогообложения прибыли не будут установлены в НК РФ или специальном постановлении Правительства РФ, можно ориентироваться на собственные соглашения с работниками. При этом оплата подъемных должна производиться из чистой прибыли организации. ——————————— <10> СПС «КонсультантПлюс». <11> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 14. Ст. 1285.

Работодатели — региональные и федеральные центры спортивной подготовки, большая часть детско-юношеских спортивных школ, училищ олимпийского резерва, некоторые спортивные клубы в ряде видов спорта, научные и образовательные учреждения в области физической культуры и спорта и некоторые другие организации спортивной отрасли являются государственными или муниципальными бюджетными учреждениями. С 1 декабря 2008 г. осуществлен переход на новые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений и отменена Единая тарифная сетка оплаты труда. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций сферы физической культуры и спорта, являющихся бюджетными учреждениями, устанавливаются с учетом, в частности, следующих правовых актов: — Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с «Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений») <12>; ——————————— <12> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 33. Ст. 3852.

— Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях» <13>; ——————————— <13> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 30. 13 февр.

— Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» <14>; ——————————— <14> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 28. 9 февр.

— Приказ Минспорттуризма России от 6 июля 2009 г. N 470 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по виду экономической деятельности «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (вместе с «Примерным положением об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг») <15>; ——————————— <15> Российская газета. N 188. 2009. 7 окт.

— Приказ Минспорттуризма России от 8 июня 2009 г. N 370 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, являющихся научными организациями, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по виду экономической деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (вместе с «Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, являющихся научными организациями, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг») <16>; ——————————— <16> Российская газета. N 128. 2009. 15 июля.

— Приказ Минспорттуризма России от 8 июня 2009 г. N 371 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по виду экономической деятельности «Образование» (вместе с «Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование») <17>; ——————————— <17> Российская газета. N 143. 2009. 5 августа.

— Приказ Минспорттуризма России от 27 апреля 2009 г. N 249 «Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений по видам экономической деятельности» <18>; ——————————— <18> Российская газета. N 113. 2009. 24 июня.

— Приказ Минспорттуризма России от 28 декабря 2009 г. N 1273 «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению системы оплаты труда и материального стимулирования тренеров-преподавателей и специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва при переходе на новую систему оплаты труда» <19>; ——————————— <19> Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

— письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 марта 2009 г. N 06-296 «О рекомендациях по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования» (вместе с «Рекомендациями по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования, направленной на повышение качества работы управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей») <20>, касающееся спортивных учреждений, входящих в систему дополнительного образования детей и по ведомственной принадлежности относящихся к Минобрнауки России. ——————————— <20> Вестник образования. 2009. N 14. Июль.

В настоящее время в соответствии с новыми системами оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений заработная плата в них состоит из базовой (оклад), компенсационной и стимулирующей частей. Как указано выше, Приказом Минспорттуризма России от 6 июля 2009 г. N 470 утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (далее также — Положение). К этому виду экономической деятельности относятся такие должности, как главный тренер сборной команды, государственный тренер, начальник сборной команды, старший тренер сборной команды, специалист по подготовке сборных команд, тренер-врач, тренер-инженер, тренер сборной команды, старший тренер — преподаватель по спорту, тренер-ветеринар, тренер — преподаватель по спорту, тренер-массажист, тренер-механик, тренер — оператор видеозаписи, спортсмен, спортсмен-инструктор и др. Положение введено в целях установления системы оплаты труда работников учреждений, усиления материальной заинтересованности, достижения лучших конечных результатов деятельности, улучшения качества работы, создания условий для проявления активности каждого работника. Положение разработано в соответствии с упомянутым выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 и включает в себя: — рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам (ПКГ); — наименования, условия осуществления выплат компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным упомянутым выше Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 822; — наименования, условия осуществления выплат стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным упомянутым выше Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 818; — условия оплаты труда руководителя учреждения, заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера учреждения, условия осуществления им выплат компенсационного и стимулирующего характера; — иные выплаты. Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 749 <21> введены особенности порядка и условий оплаты труда спортсменов, тренеров и специалистов — членов спортивных сборных команд Российской Федерации, являющихся работниками федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минспорту России (далее — члены спортивных сборных команд России). ——————————— <21> Российская газета. N 186. 2010. 20 авг.

Так, при определении основных условий оплаты труда членам спортивных сборных команд России, непосредственно осуществляющим подготовку спортсменов, к рекомендуемым минимальным окладам (должностным окладам) по соответствующим ПКГ с учетом обеспеченности финансовыми средствами могут применяться персональные повышающие коэффициенты. Персональный повышающий коэффициент к должностному окладу устанавливается членам спортивных сборных команд России с учетом достигнутых спортивных результатов на официальных международных спортивных соревнованиях, а также сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к должностному окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного члена спортивной сборной команды России. Рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента для члена спортивной сборной команды России — не более 25. Персональный повышающий коэффициент к должностному окладу устанавливается на определенный период в течение соответствующего календарного года. Применение персонального повышающего коэффициента к должностному окладу члена спортивной сборной команды России не образует нового должностного оклада и не учитывается при начислении стимулирующих и компенсационных выплат. Спортсменам — членам спортивной сборной команды России рекомендуется устанавливать персональный повышающий коэффициент по результатам официальных международных спортивных соревнований дифференцированно. Тренерам и специалистам — членам спортивной сборной команды России рекомендуется устанавливать персональный повышающий коэффициент по результатам завоевания командой призовых мест в неофициальных командных зачетах на Олимпийских играх, чемпионатах (первенствах) мира и чемпионатах (первенствах) Европы. Необходимо далее отметить, что из фонда оплаты труда работникам учреждений физкультурно-спортивной сферы также может быть оказана материальная помощь. Условия выплаты материальной помощи и ее конкретные размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждений. Решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретный размер принимают руководители учреждений с учетом мнения выборного профсоюзного органа, на основании письменного заявления работника. В целях оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов об оплате труда указанных работников с учетом специфики деятельности подведомственных учреждений, а также во исполнение подп. «а» п. 2 поручения Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N ПР-2997 и п. 11 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N ВП-П12-6952, Приказом Минспорттуризма России от 28 декабря 2009 г. N 1273 утверждены Методические рекомендации по установлению системы оплаты труда и материального стимулирования тренеров-преподавателей и специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, при переходе на новую систему оплаты труда, исходя из целей и этапов спортивной подготовки, а также спортивных достижений занимающихся. По окончании профессиональной спортивной карьеры (которая в среднем может составлять 10 лет), соответствующих трудовых отношений и заработка спортсменам требуется особая социальная поддержка. Система мер по социальной защите спортсменов охватывает, в частности, следующие направления. Дополнительное материальное обеспечение. Льготы при поступлении в государственные и муниципальные высшие учебные заведения. Льготы и преференции в пенсионном законодательстве и дополнительное пенсионное обеспечение. Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ была одобрена и в настоящее время осуществляется совместная с другими органами исполнительной власти работа над системой мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру. В рамках данной системы мер предстоит разработать и принять комплекс федеральных законов, направленных, в частности, на создание дополнительных возможностей и преференций в области образования, профессиональной переподготовки и трудоустройства, медицинского обслуживания и страхования, санаторно-курортного и социально-бытового обеспечения, расширение перечня категорий спортсменов, имеющих право на дополнительное материальное и пенсионное обеспечение, снижение пенсионного возраста спортсменов высокого класса и др. <22>. ——————————— <22> См. также: Брусникина О. А., Алексеев С. В. Проблемы социальной защиты спортсменов в Российской Федерации: законодательные пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 3. С. 3 — 8; Брусникина О. А. Социальная адаптация спортсменов после окончания спортивной деятельности // Бариев М. М., Степанов И. А., Алексеев С. В. и др. Социальная адаптация спортсменов на современном этапе: Сборник материалов Круглого стола «Проблемы социальной адаптации спортсменов» в рамках III Международного спортивного форума «Россия — спортивная держава». М.: Олимпийский комитет России, 2011. С. 14 — 17; Сихарулидзе А. Т., Алексеев С. В. Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 2. С. 3 — 10; Брусникина О. А., Гостев Р. Г., Алексеев С. В. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров как одно из приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта: современные проблемы и пути их решения // Культура физическая и здоровье. 2012. N 2(38). С. 3 — 13; Брусникина О. А., Гостев Р. Г., Алексеев С. В. Социальные гарантии и социальная защита спортсменов, тренеров и других участников физической культуры и спорта // Спортивная отрасль России. Ежегодник-2012. М.: Минспорттуризм России; Ассоциация спортивного инжиниринга, 2012. С. 197 — 226.

Этот комплекс мер требует дополнительных средств. Одной из составляющих системы мер является разработка и принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» <23> в части введения целевых отчислений от всех подпадающих под данный Закон игр, в том числе в отношении букмекерских контор и тотализаторов, для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений, а также в части урегулирования интеллектуально-коммерческих игр, в том числе предусматривающих целевые отчисления от интеллектуально-коммерческих игр для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений. ——————————— <23> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 7.

Усилия, определяющие комплекс мер социальной поддержки, прежде всего спортсменов, направленные на создание дополнительного комплекса стимулов, создание дополнительной мотивации для спортсменов к достижению максимальных результатов на российской и международной спортивной арене, будут в значительной мере способствовать более качественным выступлениям, увеличению побед и рекордов российских спортсменов, прежде всего на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, и в целом будут способствовать тому, чтобы Россия удерживала и улучшала завоеванные позиции в мировом спорте, сохраняла статус великой спортивной державы. Следует отметить, что в последнее время государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на повышение статуса профессионального работника, в частности повышены оклады группе ведущих спортсменов и тренеров, проводится работа по поддержке ветеранов спорта и т. д. Вместе с тем является объективной необходимость дальнейшего более детального изучения характера и условий труда работников сферы спорта, определения степени влияния факторов трудовой деятельности при занятиях различными видами спорта на состояние здоровья спортсменов в целях уменьшения риска возникновения какой-либо патологии, длительного сохранения здоровья и высокой работоспособности, иных аспектов рассматриваемой проблемы и разработки адекватных правовых норм по социальной защите спортсменов, тренеров и других участников физкультурно-спортивного движения.

——————————————————————