О некоторых актуальных правовых вопросах, связанных с ограничением трудовой деятельности гражданского персонала военных комиссариатов (военных организаций)

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 11) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ (ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Автором рассмотрено, в каких случаях работник военного комиссариата может быть уволен за утрату к нему доверия со стороны военного комиссара (работодателя).

Ключевые слова: военные комиссариаты, практика деятельности, анализ.

The author of the following when an employee of the military commissariat can be fired for any loss to him the confidence of the military commissioner (the employer).

Key words: military recruitment, practice activities, and analysis.

Трудовое законодательство не обязывает гражданина, поступающего на работу, сообщать, что он имеет инвалидность, а работодатель не вправе требовать предоставления подобных сведений. Однако Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) предусматривает для лиц с ограниченными возможностями дополнительные гарантии, часть из которых необходимо отразить в трудовом договоре, а часть — учитывать при дальнейшей работе таких работников. Работники военных комиссариатов, как и других военных организаций, относятся к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, и на них полностью распространяется действующее трудовое законодательство. Хотя следует особо отметить пробелы в законодательстве, регулирующем труд инвалидов, которые, на взгляд автора статьи, не учитывают специфику деятельности военных организаций, в том числе в процессе проведения мобилизационных учений и в военное время. Ведь если количество инвалидов, работающих в военной организации, превысит общее число здоровых работников, есть вероятность того, что военная организация (особенно если она на 100% укомплектована гражданским персоналом) не сможет выполнить задачи по предназначению. Руководителям военных организаций в целях соблюдения прав подчиненных работников-инвалидов следует знать нормы, закрепляющие специфику трудовых отношений с участием таких работников, и руководствоваться ими. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ), а также ст. 224 ТК РФ инвалидам, занятым в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ч. 1 ст. 1 Закона N 181-ФЗ). Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы в порядке, установленном гл. II Закона N 181-ФЗ и Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 (далее — Правила). Факт установления инвалидности с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности удостоверяется справкой <1>, выданной по результатам проведения медико-социальной экспертизы (п. 62 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. N 295н). Также инвалиду выдается индивидуальная программа реабилитации (п. 36 Правил), которой устанавливаются рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда для инвалида. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее — ИПР) обязательна для работодателя (ч. 2 ст. 11 Закона N 181-ФЗ). Группа инвалидности присваивается в соответствии с Классификациями и критериями, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1013н. ——————————— <1> Форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 г. N 1031н.

Часть вторая ст. 23 Закона N 181-ФЗ устанавливает общее требование, в соответствии с которым в коллективных или трудовых договорах не допускается устанавливать такие условия труда инвалидов, которые ухудшают их положение по сравнению с другими работниками. Это касается условий об оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, продолжительности ежегодного и дополнительного оплачиваемого отпусков и других условий труда. В случае если в справке или индивидуальной программе инвалида содержится запрет на выполнение определенной работы, работодатель обязан отстранить работника от работы, противопоказанной ему по состоянию здоровья (ч. 1 ст. 76 ТК РФ, ч. 2 ст. 212 ТК РФ), и принять меры для перевода работника на другую работу. Например, для инвалида I или II группы следует установить сокращенную продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (ч. 1 ст. 92 ТК РФ, ч. 3 ст. 23 Закона N 181-ФЗ). Исходя из положений ст. ст. 11, 23 Закона N 181-ФЗ и ст. ст. 93, 94, 224 ТК РФ, если продолжительность рабочего времени инвалида оговорена в ИПР либо медицинском заключении и она меньше определенной ТК РФ, работодатель должен установить такому работнику неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю в пределах, указанных в ИПР, медицинском заключении. В этом случае труд работника оплачивается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ (ч. 2 ст. 93 ТК РФ). Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работника каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав (ч. 3 ст. 93 ТК РФ). На основании ст. ст. 96, 99, 113 ТК РФ инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время, сверхурочной работе, а также работе в выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Работники должны быть ознакомлены в письменной форме с правом отказаться от такой работы. Также инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (ст. 23 Закона N 181-ФЗ). В соответствии со ст. 128 ТК РФ работодатель обязан предоставлять работающим инвалидам на основании письменного заявления работника отпуск без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам до 60 календарных дней в году. Если работник имеет статус инвалида Великой Отечественной войны или инвалида боевых действий по защите Отечества, то он будет иметь преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников (ч. 2 ст. 179 ТК РФ). Согласно ч. 1 ст. 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалида не может быть больше, чем это установлено медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответственно, если медицинским заключением установлена продолжительность ежедневной работы, которая отличается от продолжительности ежедневной работы, установленной общими правилами, действующими у данного работодателя, то условие о режиме рабочего времени необходимо включить в трудовой договор (ст. ст. 57 и 100 ТК РФ). Кроме вышеперечисленных гарантий, предоставляемых инвалидам, для работодателя по отношению ко всем своим работникам, даже не имеющим какого бы то ни было ограничения к трудовой деятельности, существует обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ, которая предусматривает (в определенных случаях) организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. Также работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований). В соответствии со ст. 213 ТК РФ основаниями для прохождения работниками обязательных медицинских осмотров являются тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работы, связанные с движением транспорта. Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения таких осмотров утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н. Согласно п. 5 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н, далее — Порядок проведения осмотров), для проведения медицинского осмотра медицинской организацией формируется состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог, членами комиссии — врачи-специалисты, прошедшие повышение квалификации по специальности «профессиональная патология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология». Порядок оформления результатов медицинского осмотра регламентирован п. п. 12 — 14 Порядка проведения осмотров. По окончании прохождения лицом медицинского осмотра медицинской организацией оформляется заключение, составляемое в двух экземплярах, один из которых выдается лицу, прошедшему осмотр, на руки, а второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного. В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также оформляет и направляет в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в территориальный орган федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В случаях затруднения определения профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием и в целях экспертизы профессиональной пригодности медицинская организация направляет работника в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией и профессиональной пригодности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и представителями работодателя составляет заключительный акт. В заключительном акте указывается: — наименование медицинской организации, проводившей предварительный осмотр, адрес ее местонахождения и код по ОГРН; — дата составления акта; — наименование работодателя; — общая численность работников, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности; — численность работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; — численность работников, занятых на работах, при выполнении которых обязательно проведение периодических медицинских осмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности; — численность работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности; — численность работников, прошедших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности; — процент охвата работников периодическим медицинским осмотром; список лиц, прошедших периодический медицинский осмотр, с указанием пола, даты рождения, структурного подразделения (при наличии), заключения медицинской комиссии; — численность работников, не завершивших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности; — список работников, не завершивших периодический медицинский осмотр; — численность работников, не прошедших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности; — список работников, не прошедших периодический медицинский осмотр; — численность работников, не имеющих медицинских противопоказаний к работе; — численность работников, имеющих временные медицинские противопоказания к работе; — численность работников, имеющих постоянные медицинские противопоказания к работе; — численность работников, нуждающихся в проведении дополнительного обследования (заключение не дано); — численность работников, нуждающихся в обследовании в центре профпатологии; — численность работников, нуждающихся в амбулаторном обследовании и лечении; — численность работников, нуждающихся в стационарном обследовании и лечении; — численность работников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении; — численность работников, нуждающихся в диспансерном наблюдении; — список лиц с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания с указанием пола, даты рождения; структурного подразделения (при наличии), профессии (должности), вредных и (или) опасных производственных факторов и работ; — перечень впервые установленных хронических соматических заболеваний с указанием класса заболеваний по Международной классификации болезней-10 (далее — МКБ-10); — перечень впервые установленных профессиональных заболеваний с указанием класса заболеваний по МКБ-10; — результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта; — рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия. Заключительный акт утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медицинской организации. Заключительный акт составляется в четырех экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение пяти рабочих дней с даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Один экземпляр заключительного акта хранится в медицинской организации, проводившей периодические осмотры, в течение 50 лет. В соответствии с п. 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) при проведении МСЭ. Гражданин направляется на МСЭ организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. В компетенцию федеральных государственных учреждений МСЭ, в частности, входит: а) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в видах социальной защиты; б) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ст. 8 Закона N 181-ФЗ). Оценка показателей способности лица к трудовой деятельности производится на основании критериев, установленных п. 6 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1013н. По результатам МСЭ составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п. 29 Правил). Непосредственно инвалиду выдается справка по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 г. N 1031н, а также индивидуальная программа реабилитации. Степень ограничения способности к трудовой деятельности, перечень соответствующих ограничений, мероприятия профессиональной реабилитации, рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда отражаются в ИПР, выдаваемой инвалидам учреждениями МСЭ. Форма ИПР утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. N 379н. Как указывалось ранее, в силу ст. 224 ТК РФ и ст. 11 Закона N 181-ФЗ ИПР обязательна для исполнения организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Если, исходя из данных, указанных в ИПР, работодатель не может самостоятельно определить, по каким специальностям и какую именно работу может выполнять работник, которому установлена инвалидность с ограничением трудоспособности, то работодатель вправе обратиться в соответствующую врачебную комиссию медицинской организации. Согласно п. 4 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. N 502н, врачебная комиссия принимает решение по вопросам диагностики граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения, определяет трудоспособность граждан, проводит экспертизу профессиональной пригодности некоторых категорий работников. Таким образом, по результатам периодического медицинского осмотра основанием для перевода работника на работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ч. 1 ст. 73 ТК РФ), будут следующие документы: — заключение по результатам периодического медицинского осмотра; — выписка из протокола врачебной комиссии; в случае признания работника инвалидом в установленном порядке: — справка, подтверждающая факт установления инвалидности, подписанная руководителем учреждения МСЭ; — ИПР, подписанная руководителем учреждения МСЭ. В случае отказа работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствия у работодателя соответствующей работы трудовой договор может быть прекращен на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (см., например, Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15 июня 2011 г. N 33-8995). Основанием для прекращения трудового договора в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) будет справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и ИПР, если в соответствии с этими документами работник признан полностью неспособным к трудовой деятельности. Главное, о чем необходимо помнить работодателю: если медицинским заключением не рекомендуется полное ограничение трудовой деятельности, а работник был уволен, суд восстановит его на работе. Трудовой договор может быть расторгнут по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ только при полной утрате трудоспособности, которая должна подтверждаться медицинским заключением специализированных медицинских учреждений, наделенных соответствующей компетенцией (учреждений МСЭ). Как следует из п. п. 8, 9 Правил, при установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения этой способности. Таким образом, наличие у работника инвалидности и ограничений трудоспособности само по себе не может быть основанием увольнения. МСЭ решает вопрос о стойкости утраты трудоспособности, установлении группы инвалидности, дает заключение о возможности дальнейшей работы и ее условиях. Работодатель же получает законное основание прекратить с работником трудовой договор по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если тот признан полностью неспособным к трудовой деятельности, что подтверждено медицинским заключением.

——————————————————————

Название документа