Приоритетное трудоустройство граждан РФ: как обеспечить?

(Гефтер Ю. А.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2013, N 1)

ПРИОРИТЕТНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО ГРАЖДАН РФ: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ? <*>

Ю. А. ГЕФТЕР

——————————— <*> Gefter Yu. A. Priority employment of citizens of the RF: how to ensure?

Гефтер Юлия Александровна, старший преподаватель Академии труда и социальных отношений, кандидат юридических наук.

Статья посвящена рассмотрению вопроса: действительно ли граждане РФ имеют преимущество при трудоустройстве перед иностранными гражданами? По мнению автора, в соответствии с российским законодательством это действительно так, но на практике ситуация иная. Как правило, иностранные граждане используются как неквалифицированная и дешевая рабочая сила. Более того, во многих случаях работодатели предлагают работу исключительно иностранным гражданам. Представляется, что для разрешения данной проблемы необходимо, чтобы предложение о приеме на работу было сделано публично, прежде чем на данную работу мог быть принят иностранный гражданин.

Ключевые слова: иностранные работники, трудоустройство, разрешение на работу, система квотирования.

The article is devoted to consideration of the issue if the citizens of the RF have priority in employment compared with foreign citizens? The author believes that in accordance with the Russian legislation it is true but in practice the situation is different. As a rule the foreign citizens are used as an unqualified and cheap labor force. Indeed in many cases the employers offer jobs exclusively to foreign citizens. It appears that for resolution of this problem it is necessary to make offer on employment publicly before employment of a foreign citizen.

Key words: foreign workers, employment, work permit, system of quotation.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» <1> привлечение на территорию РФ иностранной рабочей силы является приоритетным правом РФ. ——————————— <1> Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. N 18. Ст. 566.

Данная норма означает, что основной задачей РФ является обеспечение приоритетного трудоустройства граждан РФ, т. е. иностранные граждане должны привлекаться к выполнению той или иной работы только в случае отсутствия подходящих граждан РФ, желающих выполнять данную работу. С целью регулирования количества иностранных работников в РФ действует разрешительный порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности. Так, согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. В соответствии с пп. 1 п. 4.5 ст. 13 данного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы. Иностранных работников, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, большинство, так как в результате заключения Соглашения «О создании Содружества Независимых Государств» <2>, а также принятия ряда иных международных договоров <3>, граждане практически всех государств — участников СНГ получили возможность беспрепятственно въезжать на территорию РФ. ——————————— <2> Соглашение от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств» // Содружество. Информационный вестник Советов глав государств и правительств СНГ. 1992. Вып. 1. С. 6 — 8, 11. <3> См., например: Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 «О взаимных безвизовых поездках граждан» // Бюллетень международных договоров. 2003. N 11. С. 3 — 8; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 30.11.2000 «О взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Молдова». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo. gov. ru, 13.07.2012; и др.

Однако иностранным гражданам, которым для въезда в РФ не требуется получение визы, для осуществления в РФ трудовой деятельности все же требуется разрешение на работу. Разрешения на работу иностранным гражданам выдаются в пределах установленных Правительством РФ квот (п. 6 ст. 13.1). Приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам, которым для въезда в РФ требуется получение визы, также выдаются лишь в пределах установленной Правительством РФ квоты. При этом учитывается демографическая ситуация в соответствующем субъекте РФ и возможности данного субъекта по обустройству иностранных граждан (п. 1 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). На 2012 г. квоты на выдачу разрешений на работу и на выдачу приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 892 <4>. ——————————— <4> Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 892 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год» // Собрание законодательства РФ. 14.11.2011. N 46. Ст. 6515.

Однако представляется, что действующий механизм квотирования далеко не совершенен, поскольку не обеспечивает приоритетного трудоустройства граждан РФ. Ни для кого не секрет, что иностранные граждане, даже получившие разрешение на работу, как правило, используются как дешевая и зачастую бесправная рабочая сила. Исключение из этого общего правила составляют лишь иностранные граждане — квалифицированные и высококвалифицированные специалисты, процент которых в общем количестве иностранных граждан, работающих в РФ, невелик. Квалифицированным иностранным специалистом считается иностранный гражданин, имеющий востребованную для РФ профессию (специальность, квалификацию); Перечень таких профессий (специальностей, квалификаций, должностей) ежегодно утверждается Приказом Минздравсоцразвития России <5>. Особенности правового положения высококвалифицированных специалистов закреплены в ст. 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». ——————————— <5> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1653н «Об утверждении Перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2012 год» // Российская газета. 08.02.2012. N 26.

Очевидно, что работодатели предпочитают нанимать иностранного гражданина, если этот иностранный гражданин согласится работать за меньшую зарплату, а это практически всегда именно так. Таким образом, в сложившейся ситуации государству не удается обеспечить приоритетное трудоустройство граждан РФ, и положение ст. 17 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» остается декларативным. Для решения указанной проблемы возможно обратиться к зарубежному опыту. Например, в Великобритании действуют Иммиграционные правила (с последними изменениями на июль 2012 г.) <6>, их применение возложено на Пограничное агентство Министерства внутренних дел Великобритании. В части 6A данных Иммиграционных правил закреплена система оценки иммигрантов, основанная на количестве полученных баллов (The points-based system). Принцип функционирования данной системы заключается в том, что каждый иностранный гражданин, желающий работать в Великобритании и не являющийся гражданином государства — члена Европейского Экономического Сообщества, оценивается по определенным критериям, и чем больше баллов по каждому из критериев он наберет, тем выше его шансы на трудоустройство. С 2009 г. в часть 6A Иммиграционных правил были внесены изменения, предусматривающие, что имеющиеся вакансии должны быть предложены гражданам Великобритании прежде, чем их смогут занять иностранные граждане. В частности, вакантные должности, прежде чем их смогут занять иностранные граждане, должны находиться в банке данных центра занятости населения в течение как минимум четырех недель. Если в течение четырех недель не найдется граждан Великобритании, желающих занять эти вакансии, то эти вакансии могут быть заняты иностранными гражданами. ——————————— <6> The Immigration Rules last updated in July 2012. URL: http://www. ukba. homeoffice. gov. uk.

Представляется, что создание подобной системы было бы эффективно и для РФ, так как в настоящее время граждане РФ зачастую даже не осведомлены об имеющихся вакансиях, которые работодатели стремятся заполнить дешевой иностранной рабочей силой. Если бы работодатели были обязаны направлять свои объявления о приеме на работу в органы службы занятости и могли заключить трудовой договор с иностранным гражданином только при отсутствии граждан РФ, желающих выполнять данную работу, эта мера способствовала бы реальному обеспечению права граждан РФ на приоритетное трудоустройство.

——————————————————————