Правовые вопросы, связанные с курением на работе

(Хныкин Г. В.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2013, N 1) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С КУРЕНИЕМ НА РАБОТЕ <*>

Г. В. ХНЫКИН

-------------------------------- <*> Khnykin G. V. Legal issues related to smoking at work.

Хныкин Геннадий Валентинович, профессор кафедры трудового права Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, доктор юридических наук.

В статье анализируется законодательство, связанное с запретом курения на работе. Предложены варианты изменения и дополнения ТК РФ, локальной практики, посвященные антитабачным проблемам.

Ключевые слова: охрана труда, рабочее место.

The article analyses legislation connected with the prohibition of smoking at the workplace. The variants of the alteration and supplementation of the Labor Code of Russia and local practice devoted to the antismoking problems suggested.

Key words: labor safety, work place.

Для России характерно массовое распространение курения. Курильщиками, по разным оценкам, считаются почти 60% мужчин и до 40% женщин. Из-за этой вредной привычки работники в силу неудовлетворительного состояния физических сил и здоровья не могут приносить полноценную пользу производству. Проведенные во многих странах исследования позволили оценить издержки курения для самих курильщиков, их работодателей и всего общества в целом. По последним данным ВОЗ, прямые и косвенные издержки табакокурения в Европейском регионе составляют от 97,7 до 130,3 млрд. евро в год. Экономические потери, рассчитанные разными способами, даже для "малокурящих" стран составляли, по разным оценкам, порядка 1,5 - 2% ВВП <1>. -------------------------------- <1> URL: http://www. naim. ru/nodes.

Издержки курения для бизнеса выражаются, во-первых, в низкой работоспособности курящих, связанной с потерей рабочего времени из-за перекуров и временной нетрудоспособностью курильщиков, во-вторых, в виде повышенных расходов, вызванных оборудованием мест для курения и высокими затратами на уборку. Борьба с курением отдельными работодателями нередко начинается с отказа курящему в приеме на работу. При этом обычно ссылаются на правила внутреннего трудового распорядка, запрещающие курение на территории организации. Но наличие такой нормы в локальном нормативном акте работодателя незаконно, поскольку пределы самостоятельности работодателя ограничены ч. 4 ст. 8 ТК РФ, которая не допускает установления работодателем условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Иными словами, на основании локальных норм нельзя отказать курильщику в приеме на работу. Подобный запрет нельзя устанавливать также трудовым договором, социально-партнерским соглашением или коллективным договором, поскольку такое условие ограничивает уровень гарантий, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 9 ТК РФ). Запрет курения на работе установлен ст. 6 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (в ред. от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ) <2>: в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака. Данный запрет продублирован отдельными правовыми актами, предусматривающими невозможность курения в помещениях отдельных организаций, например в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Московской городской Думе, в административных зданиях Министерства обороны РФ, в помещениях и на территории государственных образовательных учреждений системы Департамента образования г. Москвы. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2942; 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6223.

Запрет курения как элемент правового института охраны труда предусмотрен в основном ведомственными нормативными актами. Так, СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. N 91 <3>, устанавливает, что работники пищеблока не должны во время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками, принимать пищу и курить на рабочем месте (п. 20.5). Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 <4>, содержат запрет на курение операторам и обслуживающему персоналу, занятым на ручной погрузке-разгрузке опасных грузов в местах проведения таких работ (п. п. 5.2.11 и 5.2.12). Запрещено курить вблизи передвижных электростанций и компрессорных установок (Правила по охране труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи, утв. Приказом Минсвязи РФ от 10 апреля 2003 г. N 39 <5>). Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Постановлением Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28, запрещают курение на заправочных пунктах <6>. Аналогичный запрет содержится в Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 <7>. -------------------------------- <3> Российская газета. 08.09.2010. <4> Российские вести. 25.01.1996; 01.02.1996. <5> БНА ФОИВ. 2003. N 34. <6> БНА ФОИВ. 2003. N 7. <7> Российские вести. 1996. 25.01.1996; 01.02.1996.

Но на повсеместный запрет курения на работе российский законодатель пока не решился. Вместе с тем полный запрет курения на работе, в закрытых общественных помещениях действует в Англии, Италии, Швеции, Ирландии, Франции, Словении, Финляндии <8>. Мы в решении данного вопроса "запрягаем" медленно. Через семь лет после Закона об ограничении курения был принят Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака" <9>, и Россия взяла на себя обязательства привести поэтапно до 2013 г. нормы внутреннего законодательства в соответствие с положениями Конвенции. Так, в соответствии с данным международным документом в Закон необходимо включить следующие понятия: "борьба против табака", "потребление табачных изделий", "спонсорство табачных компаний", "реклама и стимулирование продажи табачных изделий", "закрытые помещения", "дистанционный способ продажи", "рабочие помещения", а также дать новую редакцию понятия "табачные изделия". -------------------------------- <8> Комментарий к Федеральному закону от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" // СПС Гарант. 2009. <9> СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1758.

Эти меры, по мнению разработчиков, могут привести к сокращению потребления табака курильщиками и отказу значительной их части от курения, защите прав на здоровье некурящих на работе. Кроме того, 2012 г. был объявлен в СНГ Годом спорта и здорового образа жизни. В Государственную Думу РФ еще 10 декабря 2010 г. был внесен законопроект "Об ограничении потребления табака", который расширяет перечень мест, где курение табака запрещается полностью (ч. 1 ст. 7) и ограничивается (ч. 2 ст. 7). В конце 2011 г. Минздравсоцразвития начало открытое общественное обсуждение другого законопроекта "О защите здоровья населения от последствий потребления табака", в соответствии с которым обеспечение такой защиты будет осуществляться, в частности, посредством осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака. Планируется запретить курение на территориях и в закрытых помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, культуры, физической культуры и спорта, медицинских и санаторно-оздоровительных услуг, в поездах дальнего следования, на воздушных судах и судах дальнего плавания, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, на рабочих местах, на открытых территориях на расстоянии 10 м от входов в закрытые помещения вокзалов, аэропортов, портов, станций метрополитена. В ТК РФ нормы, связанные с курением на работе, отсутствуют. Значит, работодатель самостоятельно с учетом вышеприведенного Закона должен выстраивать свои отношения с курильщиками. Несомненно, запрет курения на работе должен быть зафиксирован в локальных нормативных актах работодателя. Прежде всего в правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и инструкциях по охране. Соответствующий запрет (или ссылка на названные акты) может быть и в трудовом договоре. С данными документами работник должен быть ознакомлен под роспись (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Вопросы курения на работе могут быть регламентированы также в таком локальном нормативном акте, как Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в административных зданиях и на территории организации. Ряд вопросов может быть детально прописан в специальном локальном документе, посвященном охране здоровья работников. Закон возлагает на работодателя обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения <10>. Однако это не означает, что работодатель не может запретить курение в течение рабочего времени вне специально отведенных для этого мест. Характерный пример из судебной практики. Работник обратился в суд с иском к ЗАО "Димитровградский завод вкладышей" о признании незаконными приказа о запрете курения, приказов о наложении дисциплинарных взысканий, понуждении к принесению официальных извинений, понуждении к оборудованию места для курения. Он пояснил, что дважды был подвергнут дисциплинарным взысканиям за факт курения в рабочее время в неустановленном месте. По его мнению, нарушения не было, поскольку работодатель обязан был оборудовать место для курения, чего он не сделал. Суд установил, что Приказом "О режиме курения" введен запрет на курение на работе в рабочее время. Курение вне рабочего времени, т. е. до начала работы, после ее окончания, во время установленных перерывов в течение рабочего дня (смены) разрешается в специально отведенных местах, указанных в Приказе. Таким образом, суд не нашел в действиях работодателя нарушения требований п. 2 ст. 6 Закона об ограничении курения, которым предписывается организовать специальные места для курения. Факт неоднократного курения истца в рабочее время вне специальных мест был подтвержден в ходе рассмотрения дела. Нарушений в процедуре привлечения работника к дисциплинарной ответственности установлено не было. Истец был ознакомлен с названным Приказом, о чем имеется личная подпись. В связи с этим в исковых требованиях истцу отказано (решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 02.11.2011; Кассационное определение Ульяновского областного суда от 13.12.2011 по делу N 33-4340/2011) <11>. В другом случае в соответствии с решением Ленинского районного суда г. Курска от 25.10.2011 было установлено, что истцу объявлено приказом замечание за курение в насосной. Представленной в дело Общеобъектовой инструкцией о мерах пожарной безопасности (с которой истец был ознакомлен под личную подпись) введен запрет на курение и применение открытого огня на территории, в зданиях и помещениях предприятия. Курение разрешалось только в специально отведенных местах, где должны иметься урны с водой. Помещение насосной таким местом не являлось. Таким образом, работник был обоснованно привлечен за нарушение требований акта работодателя <12>. -------------------------------- <10> Положения о местах для курения содержатся, в частности, в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.2.1.1312-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 апреля 2003 г. N 88 // Российская газета. 20.06.2003 (специальный выпуск). <11> URL: СПС "Гарант". <12> URL: СПС "Гарант".

Вопросы о частоте и продолжительности курения на работе не решены законодательно. Статья 109 ТК РФ, посвященная специальным перерывам для отдыха, не предусматривает перерывов для курения. Поэтому локальное регулирование табакокурения целесообразно устанавливать с помощью правил внутреннего трудового распорядка, в которых следует обозначить конкретное время и продолжительность перекуров, а также указать на возможность курения во время таких перерывов в специально отведенных помещениях или местах. Примером подобного рода является Приказ "О перекурах" машиностроительной компании "Кранэкс" (г. Иваново), предусматривающий единое время для кратковременного отдыха, включаемое в рабочее время: два 10-минутных перерыва в течение каждой рабочей смены. Видимо, целесообразно дополнить ст. 109 ТК РФ ч. 3 следующего содержания: "Работодатель в правилах внутреннего трудового распорядка устанавливает периодичность и продолжительность перерывов для курения". Кроме того, на наш взгляд, работодателю должна быть предоставлена возможность увеличения рабочего времени курильщиков на продолжительность их перекуров. Поскольку правила внутреннего трудового распорядка (ст. ст. 189 и 190 ТК РФ) работник обязан соблюдать, за курение, пусть даже в специально оборудованных местах, но в рабочее время, а не в перерывы, предусмотренные локальными нормами, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Вопрос об ответственности работника за нарушение антитабачного законодательства не решен. Но прежде всего, представляется необходимым изменение терминологии, связанной с запретом курения во время работы. Применительно к российскому законодательству использование термина "рабочее место" в случае с курением является, на наш взгляд, неверным. Дело в том, что трудовом праве понятие "рабочее место" менялось неоднократно. Определяется оно различными нормативными актами, относящимися то к охране труда, то к налогообложению работодателя. Сегодня трактовка "рабочего места" используется в ТК РФ как одно из базовых легальных понятий правового института охраны труда: "место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя" (ч. 6 ст. 209 ТК РФ). Данное определение имеет сугубо специальное значение для правоотношений в сфере охраны труда и не подходит для других видов трудовых правоотношений. Неконструктивность подхода законодателя к копированию в ТК РФ определения данного термина исходя из двух конвенций МОТ, регулирующих безопасность и гигиену труда на рабочих местах в указанных в них отраслях экономики <13>, справедливо отмечается В. В. Архиповым. Законодатель, по его мнению, должен был сделать в ст. 209 ТК РФ специальную оговорку, ограничив сферу действия специфичного смысла термина "рабочее место" разделом "Охрана труда" <14>. -------------------------------- <13> См.: действующая в России Конвенция N 155 Международной организации труда "О безопасности и гигиене труда и производственной среде". Принята в г. Женеве 22.06.1981 на 67-й сессии Генеральной конференции МОТ и не действующая в России Конвенция N 167 МОТ "О безопасности и гигиене труда в строительстве". Принята в г. Женеве 20.06.1988 на 75-й сессии Генеральной конференции МОТ. <14> Архипов В. В. Трудоустройство в никуда // СПС Гарант. 2011.

Более конкретное, но недостаточно полное определение можно найти в ГОСТ 12.1.005-88, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29 сентября 1988 г. N 3388 (в ред. Постановления Госстандарта РФ от 20 июня 2000 г. N 159-ст "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" <15>): "Постоянное рабочее место - это место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более двух часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона" (п. 4 приложения 1). При этом суды неоднократно указывали, что аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать <16>. -------------------------------- <15> Государственные стандарты. 2004. N 4. <16> В частности, см.: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 8-Впр09-9.

В качестве отличительных признаков "рабочего места" выделим следующие: 1) данное понятие связано с заключенным трудовым договором и трудовой функцией работника <17>; -------------------------------- <17> Почти 5 млн. человек, работающих сегодня на предприятиях России по гражданско-правовым договорам, выпадают из числа занятых на конкретных рабочих местах // Маслова И. С. Новые тенденции в занятости населения // ЭКО. 2002. N 12. С. 152 - 158.

2) рабочее место должно быть конкретным, его конкретизация осуществляется трудовым договором или локальным нормативным актом работодателя; 3) для признания рабочего места таковым необходимо присутствие самого работника; 4) прямой или косвенный контроль работодателя над рабочим местом; 5) рабочее место должно быть оборудованным и стационарным (постоянным), т. е. созданным на срок более одного месяца; 6) все рабочие места работодателя подлежат аттестации (п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. N 342н <18>). -------------------------------- <18> Российская газета. 24.06.2011.

Таким образом, речь должна идти не о запрете курения на рабочих местах, а о запрете табакокурения на работе, т. е. о полном некурении на территории организации. Иными словами, запрет курения на работе должен повторить такую юридическую конструкцию, какая имеется в ТК РФ в случае появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). В противном случае запрет курения на рабочих местах будет порождать соблазн курения в других зонах территории работодателя помимо специально отведенных мест. При этом ответственность работника за подобное правонарушение должна быть предусмотрена в ТК. Сегодня она ограничена возможностью применения дисциплинарной ответственности только в виде замечания и выговора. Представляется необходимым дополнить п. 6 ч. 1 ст. 81 Кодекса, предусматривающий расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, следующим подпунктом: "...курения на работе вне установленных специальных мест и (или) вне специальных перерывов". Новый законопроект не затрагивает и другие проблемы. В частности, нет предложений о внесении изменений в КоАП относительно административного наказания работодателей за нарушения ФЗ "Об ограничении курения табака" <19>. И главный недостаток - игнорирование зарубежного опыта по рассматриваемой проблеме. -------------------------------- <19> Скурко Е. В. Подходы к контролю за распространением табака // Гражданин и право. 2010. N 6; Новиков С. Г. Курение на работе: права и обязанности работника и работодателя // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. N 2.

Многие западные компании не только запрещают курение на работе, но все чаще в объявлениях о найме в качестве требований выдвигают условие: "отсутствие пристрастия к курению" и отказывают в приеме на работу курильщикам. ВОЗ, подавая пример пропаганды здорового образа жизни, еще в 2005 г. заявила о том, что прекращает принимать на работу курильщиков и потребует от уже работающих сотрудников расстаться с пагубной привычкой. Эксперты ВОЗ предлагают ввести запрет на курение на рабочих местах и в общественных зданиях во всех странах - членах организации независимо от уровня их экономического развития. В США и странах Западной Европы политика запрета курения затронула не только сферы, напрямую связанные с индустрией здорового образа жизни, красоты, туризма, товаров и услуг для детства и материнства, но и многие предприятия, работающие в сфере обслуживания (например, железнодорожную компанию Union Pacific Railroad и авиакомпанию Alaska Airlines в США). Во многих странах курение в любых общественных местах, включая офисы, полностью запрещено, не допускается даже оборудование специальных комнат внутри помещений <20>. Кроме того, уже давно важнейшие спортивные и культурные мероприятия становятся свободными от курения (достаточно вспомнить Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу и т. д.). Такие жесткие меры вводят не только из-за желания гарантированно защитить работников от пассивного курения, но и по причине экономической рациональности. -------------------------------- <20> URL: http://www. naim. ru/nodes.

Процедуры отбора сотрудников на ту или иную должность могут включать тесты на содержание никотина, проверки на детекторе лжи, хотя чаще всего достаточно заявления самого кандидата. Подобный подход в отношении курильщиков получил и законодательную поддержку: с 2006 г. Еврокомиссия (исполнительный орган ЕС) официально признала допустимым отказ в приеме на работу или в увольнении по причине курения. По мнению ведущих юристов Европы, подобное поведение работодателя не является дискриминацией, а потому - вполне законно. Так, еврокомиссар по вопросам занятости Владимир Шпидла сообщил, что законы ЕС запрещают дискриминацию лишь по половому признаку, по возрасту, сексуальной ориентации или же по вероисповеданию. А отказ в трудоустройстве курильщику не нарушает ни один из действующих законов <21>. Тем самым Еврокомиссия ратует за свободную от курения рабочую среду. И это является актом защиты здоровья как самих курильщиков, так и некурящих <22>. -------------------------------- <21> URL: http://www. lawlinks. ru. <22> Малов Ю. Курильщикам - отказать! или Что должен знать кадровик об ограничении курения табака на рабочем месте // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2006. N 12; Литвинюк А. Дискриминация по запаху // Молодежь Эстонии. 09.08.2006.

Таким образом, действующее российское законодательство и законопроекты, посвященные антиникотиновым проблемам, недостаточно учитывают зарубежный опыт и не решают кардинальные вопросы, связанные с табакокурением на работе.

------------------------------------------------------------------

Название документа