Конституционно-правовые основы борьбы с дискриминацией в России

(Воробьев С. М.) ("Lex russica", 2013, N 1) Текст документа

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В РОССИИ

С. М. ВОРОБЬЕВ

Воробьев Сергей Михайлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии Федеральной службы исполнения наказаний РФ.

Предметом настоящей статьи являются общественные отношения в сфере борьбы с дискриминацией в России. Целью работы является характеристика положений Конституции Российской Федерации и других законодательных актов в сфере защиты прав человека от дискриминации. Методологической основой научной статьи являются такие научные принципы познания, как историзм, объективность, системность, комплексность. Результаты научной статьи связаны с правовой характеристикой конституционных норм, являющихся основой государственной защиты прав человека в России от дискриминации. В работе проводится взаимосвязь дискриминации с причинением морального вреда. Приведенные в работе выводы могут быть использованы в учебной и научной деятельности при изучении проблем защиты прав человека. Таким образом, приведенный в работе анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации свидетельствует, что всякое нарушение названных конституционных прав и свобод граждан сопровождается, по нашему убеждению, неблагополучными для них последствиями в виде причинения морального дискриминационного вреда.

Ключевые слова: юриспруденция, права, нарушения, вред, человек, дискриминация, акты, ответственность, государство, гарантии.

Constitutional legal bases for fighting discrimination in Russia S. M. Vorobiev

Vorobiev Sergey Mikhailovich, candidate of Law, Associate professor of Civil law and procedure of the Federal penitentiary service academy.

The object of this article is formed with the social relations in the sphere of fighting discrimination in Russia. The goal of the article is to characterize the provisions of the Constitution of the Russian Federation and other legislative acts in the sphere of protection of people from discrimination. The methodological basis for this article includes such scientific cognitive principles, as historicism, objectivity, systematicity, complex approach. The results of this article are related to the legal characteristics of the constitutional norms, which serve as a basis for the protection of human rights from discrimination by the state in Russia. The article includes analysis of correlation of discrimination and moral harm. The conclusions of this article may be used in scientific and educational work in the sphere of protection of human rights. Therefore, the analysis of normative legal acts of the Russian Federation shows that any violation of the constitutional rights and freedoms of people is usually correlated with moral discriminatory harm.

Key words: jurisprudence, rights, violations, harm, person, discrimination, acts, responsibility, state, guarantees.

Достойное соблюдение и защита прав человека в Российской Федерации - одна из актуальных проблем нашего государства. В условиях современного российского общества человек является не просто членом-ячейкой, а полноправным носителем субъективных прав и обязанностей. Их реализация зависит от целей и идей государственной политики, в центре внимания которой находится человек. В связи с этим государством приняты обязательства по установлению гарантий обеспечения и защиты прав человека, в частности от дискриминации по различным основаниям. В предвыборных программных статьях В. В. Путина, избранного 4 марта 2012 г. Президентом РФ, указываются не только имеющиеся в жизнедеятельности государства и общества недостатки, которые способствуют развитию дискриминационных явлений, тормозят осуществление демократических преобразований, но и каким образом их следует преодолевать. Так, в статье "Россия сосредоточивается - вызовы, на которые мы должны ответить" обозначена важная задача на предстоящие годы - завершить создание в России такой политической системы, структуры социальных гарантий и защиты граждан, модели экономики, которые вместе составят единый, постоянно развивающийся и одновременно - устойчивый и стабильный государственный организм, который будет способствовать, безусловно гарантировать суверенитет страны и процветание жизни граждан на десятилетия вперед, "отстаивать справедливость и достоинство каждого человека, правду и доверие в отношениях государства и общества" <1>. -------------------------------- <1> URL: http://www. putin2012.ru.

В статье "Россия: национальный вопрос" отмечается, что: реальностью сегодняшнего дня является "рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для различных радикальных группировок и течений, разрушают, подтачивают государство и разделяют общество" <2>. -------------------------------- <2> URL: http://www. putin2012.ru.

При этом развитие государственных гарантий защиты прав человека связывается с демократическими основами построения государства и общества. В статье "Демократия и качество государства" подчеркивается, что "устойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. А подлинная демократия - это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества" <3>. -------------------------------- <3> Там же.

Выполнение обозначенных задач основывается, в частности, на самоуважении гражданами своего государства и его способности защитить права людей, которое определяется, как сказано в статье "Россия и меняющийся мир", и степенью защиты прав своих граждан и соотечественников за границей. "Важно никогда не забывать об интересах миллионов соотечественников, проживающих в зарубежных странах, и наших граждан, выезжающих за границу на отдых и в командировки. Сферу прав человека нельзя никому отдавать на откуп" <4>. -------------------------------- <4> Там же.

Вопросы борьбы с дискриминацией в нашем государстве находят отражение в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о своей работе, направляемых Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору РФ и Председателю Следственного комитета РФ. В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукина за 2010 г. отмечается дискриминация как общественное явление, "чрезвычайно многолика, а порой и трудноуловима. Готовых рецептов, позволяющих с уверенностью установить ее факт, видимо, не существует". Здесь же приводятся данные о количестве, составе поступивших от граждан жалоб на нарушения прав человека. Так, не менее 29 тыс. единиц входящей корреспонденции составили собственно жалобы на различные нарушения прав и свобод человека. 98,3% жалоб получено с территории РФ. На 100 тысяч человек населения страны приходилось в среднем 20,1 жалобы. Немногим более 50% жалоб подано в связи с нарушениями личных (гражданских) прав <5>. -------------------------------- <5> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2010 г. // URL: http://www. ombudsmsnrf. org.

В 2011 г. в связи с различными нарушениями прав и свобод человека на имя Уполномоченного по правам человека в РФ поступило свыше 26 тыс. жалоб, из них более 98% направлено с территории РФ ее и иностранными гражданами, а также лицами без гражданства. 1,7% жалоб поступило от российских граждан из-за рубежа. На 100 тысяч человек населения страны пришлось в среднем 18 жалоб, 57,7% от общего количества жалоб обусловливалось нарушениями личных (гражданских) прав и свобод <6>. -------------------------------- <6> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2011 г. // URL: http://www. ombudsmsnrf. org.

Приведенная статистическая информация свидетельствует об увеличении количества проявлений нарушений прав человека, связанных с дискриминацией. По мнению В. П. Лукина, дискриминации, имеющей место в России, свойственно ее присутствие в качестве составной части практически в любом нарушении прав и свобод человека. Именно эта отличительная особенность дискриминации является ключевым критерием, через призму которого можно и нужно решать проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина в нашей стране <7>. -------------------------------- <7> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2010 г. // URL: http://www. ombudsmsnrf. org.

В России существует законодательный механизм противодействия развитию дискриминации в обществе, эффективность которого зависит от исполнительской дисциплины всех субъектов общественных правоотношений. Законодательную основу защиты граждан в Российской Федерации от фактов дискриминации составляет система нормативно-правовых актов, регулирующих права и свободы человека и гражданина в различных сферах. Специфика совершения дискриминационных действий и наступление вызванных ими различных неблагоприятных для человека последствий обусловливают рассмотрение характеристики российского законодательства, предусматривающего правовую защиту от дискриминации, взаимосвязи ее фактов с институтом компенсации морального вреда. Регулирование отношений в области защиты прав человека от дискриминации основывается на положениях Конституции РФ. Содержащиеся в ней нормы являются главенствующими и определяющими при создании законодательных актов, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина от дискриминации. Первый раздел Конституции РФ включает гл. 1 "Основы конституционного строя", в ст. 2 установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Из этого следует, что государство предопределяет действие государственного механизма, связывая со своим обязательством защиты прав и свобод человека и гражданина. В то же время ч. 2 ст. 6 Конституции предусмотрено, что каждый гражданин РФ не только обладает на ее территории всеми правами и свободами, но и несет равные обязанности, обозначенные в Основном Законе страны. Отсюда можно полагать, что Конституция РФ возлагает на граждан равные обязанности по обеспечению защиты населения от актов дискриминации. Наряду с этим гл. 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина" предусматривает юридические гарантии, имеющие свойство статутных в области защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе государственную защиту граждан от дискриминационных посягательств. В ч. 1 ст. 17 закреплена юридическая гарантия о признании и обеспечении прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Из этого следует, что нормы, предусматривающие защиту прав человека в сфере дискриминации на международном уровне, действуют и на территории России, при условии соблюдения и ратификации ею международных стандартов. Часть 2 ст. 19 устанавливает гарантию, согласно которой государство обеспечивает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Тем самым законодатель официально признает государственную защиту прав человека и гражданина от различных форм дискриминации. В то же время положения ч. 3 ст. 19 Конституции содержат дополнительную гарантию в сфере равенства прав и свобод для мужчин и женщин, что подразумевает защиту государством от дискриминации по признакам пола. Положения ст. 45 Конституции предусматривают государственную гарантию обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, законодатель закрепил гарантийно-обеспечительную норму, направленную на создание государственных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Статья 55 Конституции устанавливает охранительные нормы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Так, в ч. 3 данной статьи говорится о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. При этом положения всех статей 2-й главы Конституции РФ, по нашему мнению, полностью направлены на предупреждение возникновения дискриминационных нарушений, поскольку нормы, содержащиеся в ней, связаны с закреплением конституционных гарантий по установлению и реализации прав и свобод человека и гражданина в различных сферах общественных отношений. Некоторые нормы данной главы конкретизируют вопросы предотвращения дискриминации. Например, в положении ч. 3 ст. 37 установлено, что каждый человек, обладающий полной дееспособностью, имеет право на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Вместе с тем в положениях 2-й главы Конституции РФ имеются нормы, которые прямо не касаются вопросов защиты от дискриминации, однако их нарушение может быть связано с наступлением ее последствий в отношении человека. Например, ст. 22 предусматривает право на свободу и личную неприкосновенность. Если это право будет нарушено, то наступившие негативные последствия могут влечь незаконное ограничение, в частности, свободы передвижения. Исходя из этого, неправомерное ограничение человека по каким-либо признакам может рассматриваться в качестве акта дискриминации. В ст. 26 установлено право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В случае нарушения этого права появляется возможность возникновения ситуации, при которой дискриминация будет причиняться в отношении не только одного человека, но и группы людей. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не следовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В то же время при нарушении этой нормы, например, когда в отношении человека применяется незаконное ограничение реализации им своих религиозных прав, такое действие будет считаться дискриминационным. Следует отметить, что в теории российского конституционного права различаются три основные группы прав и свобод человека и гражданина: 1) личные права и свободы (право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др.); 2) политические права и свободы (свобода слова, совести, право на объединения, свобода митингов, собраний, демонстраций, шествий и пикетирования, право на участие в управлении делами государства, избирательные права и др.); 3) социально-экономические и культурные права и свободы (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, в том числе на землю, право свободного распоряжения своими способностями к труду, выбор рода деятельности или профессии, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь <8>. -------------------------------- <8> Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учеб. для вузов. М., 2003. С. 140.

Всякое нарушение названных конституционных прав и свобод граждан сопровождается, по нашему убеждению, неблагополучными для них последствиями в виде причинения морального дискриминационного вреда. При этом дискомфортное состояние потерпевшего, вызываемое совокупностью неблагоприятных психофизических факторов, возникновение которых вполне возможно вследствие незаконного воспрепятствования реализации его конституционных прав, будет различным в зависимости от степени общественной опасности данного правонарушения. Таким образом, государство, закрепляя достигнутый уровень личной свободы граждан посредством конституционных предписаний, принимает ответственность за обеспечение равных условий реализации личных конституционных прав и свобод всеми лицами, проживающими на его территории, независимо от их гражданства, возраста, состояния здоровья, пола <9>. -------------------------------- <9> Толкачев К. Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 49.

Предусмотренные в положениях Конституции РФ права и свободы граждан обеспечиваются исполнением соответствующих законодательных актов, которые содержат нормы, связанные с установлением юридической гарантии и защиты прав человека от дискриминации. Соответственно, по отношению к положениям Конституции РФ они рассматриваются нами как общие и специальные, образующие систему нормативных актов в сфере защиты российских граждан от дискриминации. В этой связи дадим их нормативно-правовую характеристику. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, в преамбуле которой сказано, что права и свободы человека, его честь и достоинство являются высшей ценностью общества и государства <10>. В ч. 2 ст. 2 Декларации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Статья 3 устанавливает декларативные гарантии в сфере защиты граждан от дискриминации: -------------------------------- <10> Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.

1. Все равны перед законом и судом. 2. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы. 4. Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона. Кроме того, ст. 18 Декларации вводит дополнительную гарантию для граждан по их защите от дискриминации при поступлении на государственную службу: "Граждане РСФСР имеют равное право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей". Глава IV "Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения" Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ содержит ч. 2 ст. 28 "Пределы применения мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения", предусматривающую запрет дискриминации в отношении отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам при осуществлении мер, применяемых в данных условиях <11>. -------------------------------- <11> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" в ч. 2 ст. 55 "Информирование участников референдума" предусматривает, что информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными и достоверными, не нарушать равенство прав участников референдума. При этом в ч. 4 данной статьи говорится о недопустимости дискриминационных проявлений при ведении информационных теле - и радиопрограмм, в периодических печатных изданиях. Сообщения о деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп могут даваться только отдельным информационным блоком, без комментариев. В них нельзя выражать предпочтение какой бы то ни было инициативной группе по проведению референдума, инициативной агитационной группе при освещении их деятельности. Кроме того, запрещается дискриминация (умаление прав) какой-либо инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, в частности, посредством сокращения времени освещения проводимых ими мероприятий, объема печатной площади, отводимой для подобных материалов <12>. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.

Аналогичные положения имеются в ст. 46 "Информирование избирателей" Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", в ч. 5 которой сказано, что информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации, о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, их доверенными лицами, политическими партиями, группами избирателей не должны отражать предпочтение какому-либо кандидату; не допускается дискриминация (умаление прав) любого кандидата, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности, объему печатной площади, выделяемой для таких сообщений <13>. -------------------------------- <13> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.

Запрет на осуществление дискриминации содержится и в ст. 51 "Информирование избирателей" Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В ч. 4 этой статьи значится, что сообщения о проведении предвыборных мероприятий политическими партиями, выдвинувшими федеральные списки кандидатов, в информационных теле - и радиопрограммах, периодических печатных изданиях могут даваться только отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информблоки не оплачиваются политическими партиями и кандидатами. В них нельзя отдавать предпочтение какой-либо политической партии, дискриминировать (умалять в правах) какую бы то ни было политическую партию, в частности, по времени освещения проводимых ею предвыборных мероприятий, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений <14>. -------------------------------- <14> СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.

Осуществление дискриминации запрещено ч. 10 ст. 23 "Членство в политической партии" Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", которая гласит, что членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий российских граждан конституционными и другими федеральными законами <15>. -------------------------------- <15> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ст. 5.62 "Дискриминация", где предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для виновных физических лиц при совершении в отношении потерпевшей стороны дискриминации. Примечательность этой статьи состоит в том, что в ней, помимо установления административной санкции за такое правонарушение, законодателем сделана попытка легализованного определения термина "дискриминация" - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Как видно из приведенного текста определения дискриминации, законодатель обозначил возможные формы ее проявления, указал на то, что дискриминация есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Однако при этом им не говорится, каким образом виновные будут совершать данное нарушение, приводящее к дискриминации, что является, на наш взгляд, неверным, так как узкое по своей сути определение ее термина может отрицательно влиять на проведение правильной квалификации административного правонарушения <16>. -------------------------------- <16> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Уголовный кодекс РФ относит к отягчающим вину обстоятельством совершение преступления по мотиву расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды (п. "е" ч. 1 ст. 63). В гл. 19 установлена уголовная ответственность за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Нарушение равенства этих прав и свобод влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 136 УК РФ. Причем положения данной статьи содержат определение дискриминации, которое схоже с приводимым в ст. 5.62 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вместе с тем наступление в отношении виновного лица уголовной ответственности связано с таким признаком, обозначенным в ст. 136 УК РФ, как совершение виновным лицом преступления с использованием своего служебного положения. Именно наличие этого важного квалифицирующего признака позволяет отличать степень общественной опасности преступления от административного правонарушения. Специальной нормой (ст. 145 УК РФ) установлена ответственность за виновную дискриминацию женщин в трудовой сфере, а именно: за необоснованные - отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно отказ в приеме на работу или увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Статья 282 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за факт возбуждения ненависти или вражды, а также унижения достоинства человека или группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, пола, отношения к религии, принадлежности к социальной группе. В ст. 357 Кодекса определена уголовная ответственность за геноцид - действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства ее членов, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов группы <17>. -------------------------------- <17> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Положения ст. 3 "Запрещение дискриминации в сфере труда" Трудового кодекса РФ устанавливают запрет дискриминации в сфере труда <18>. Согласно данной норме каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. При этом положительным является, что законодатель в тексте статьи обозначает и квалифицирующие признаки дискриминации: никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Как видно из этого перечня квалифицирующих признаков дискриминации в трудовых правоотношениях, она может быть связана с ограничением в трудовых правах и свободах или получением каких-либо преимуществ. -------------------------------- <18> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3.

В то же время законодатель указывает на действия, не подпадающие под дискриминацию, - установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, что согласуется с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Наряду с этим в ч. 4 ст. 3 Трудового кодекса РФ содержится охранительная норма, согласно которой лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Таким образом, законодатель официально признал, что дискриминационные действия, связанные с нарушением трудовых прав граждан, влекут причинение морального вреда личности. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" в ч. 2 ст. 51 "Недопустимость злоупотребления правами журналиста" запрещает использование права журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями <19>. -------------------------------- <19> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 28.02.2012 N 10-ФЗ) в ч. 1 ст. 5 "Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования" гарантирует российским гражданам получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом <20>. -------------------------------- <20> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Статья 8 "Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность" Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. содержит гарантию на осуществление культурной деятельности, являющейся неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств <21>. -------------------------------- <21> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в ч. 3 ст. 6 закрепил положение о недопустимости дискриминации подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам <22>. -------------------------------- <22> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.

Статья 9 "Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам" Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не допускает применение дискриминации к гражданам по признаку их принадлежности или непринадлежности к профсоюзам. В частности, в статье говорится, что принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. В ч. 2 данной статьи установлен запрет на отказ в приеме на работу, продвижении по работе, а также на увольнение, обусловленные принадлежностью или непринадлежностью гражданина к профсоюзу <23>. -------------------------------- <23> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

Налоговый кодекс РФ в ст. 3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах" содержит положения ч. 2, запрещающее осуществление дискриминации при реализации субъектами права налоговых правоотношений: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала <24>. Обозначая эту правовую гарантию, законодатель тем самым включил в текст Налогового кодекса охранительную норму, направленную на обеспечение равных прав и свобод граждан в налоговых правоотношениях. -------------------------------- <24> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" в ст. 4 "Права национально-культурной автономии" предоставляет право национально-культурной автономии устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав российских граждан, равно как и национальная принадлежность не может быть основанием ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии. Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей <25>. -------------------------------- <25> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.

В рамках ч. 3 ст. 3 "Право на свободу совести и свободу вероисповедания" Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" содержится запрет на установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии <26>. -------------------------------- <26> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

Положения ч. 1 ст. 4 "Цели государственной политики в интересах людей" Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" указывают на приоритетную цель государственной политики в интересах людей, связанную в том числе и с недопустимостью дискриминации прав несовершеннолетних <27>. -------------------------------- <27> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

В контексте данного Закона 24 июня 1999 г. был принят Федеральный закон N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в котором ст. 9 "Гарантии исполнения настоящего Федерального закона" предусматривает две важные гарантии по защите прав несовершеннолетних, в частности, от последствий нематериального вреда и защите от всех форм дискриминации <28>. -------------------------------- <28> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Положения ч. 4 ст. 14 "Основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников" Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" закрепляют политическую гарантию касательно соотечественников, проживающих за границей, в виде пересмотра своих политических связей с иностранным государством, в котором имеет место дискриминация таких граждан РФ <29>. -------------------------------- <29> СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2670.

В п. 1 ст. 4 "Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации" Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ указывается, что принципы гражданства РФ и правила, регулирующие его вопросы, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности <30>. -------------------------------- <30> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

Пунктом 3 ст. 4 "Принципы гражданской службы" Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрен законодательный принцип о равном доступе граждан, владеющих государственным языком РФ, к государственной гражданской службе и равных условиях ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами граждан <31>. -------------------------------- <31> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Статья 3 "Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте" Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" формулирует принцип запрета дискриминации и насилия в области физической культуры и спорта <32>. -------------------------------- <32> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

В ч. 2 ст. 5 "Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий" Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлена государственная гарантия охраны здоровья граждан независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств <33>. -------------------------------- <33> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

Положения ст. 5 "Основные принципы оказания бесплатной юридической помощи" Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" содержат принцип оказания бесплатной юридической помощи, выражающийся в равенстве доступа граждан к получению такой помощи и недопущении дискриминации граждан при ее оказании <34>. -------------------------------- <34> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6725.

Перечисленные законодательные акты образуют, по нашему мнению, систему норм, направленных на противодействие дискриминации и, как следствие этого, установление возможной государственной защиты от причинения морального вреда потерпевшей стороне, в силу того, что любой акт дискриминации обусловливает его возникновение. При этом законодатель в зависимости от направленности правового источника по-разному в нормах права рассматривает проблему борьбы с дискриминацией.

Библиография:

1. Толкачев К. Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 30. 2. Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учеб. для вузов. М., 2003. С. 447. 3. URL: http://www. putin2012.ru. 4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2010 году // URL: http://www. ombudsmsnrf. org. 5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2011 году // URL: http://www. ombudsmsnrf. org.

References (transliteration):

1. Tolkachev K. B. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya realizatsii lichnykh konstitutsionnykh prav i svobod: Avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. SPb., 1998. S. 30. 2. Chirkin V. E. Konstitutsionnoe pravo Rossii: Ucheb. dlya vuzov. M., 2003. S. 447. 3. URL: http://www. putin2012.ru. 4. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiyskoy Federatsii v 2010 godu // URL: http://www. ombudsmsnrf. org. 5. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiyskoy Federatsii v 2011 godu // URL: http://www. ombudsmsnrf. org.

------------------------------------------------------------------

Название документа