Надзор за исполнением законов о защите трудовых прав несовершеннолетних

(Волницкая О. И.) («Законность», 2013, N 3) Текст документа

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

О. И. ВОЛНИЦКАЯ

Волницкая Ольга Игоревна, помощник Гатчинского городского прокурора Ленинградской области, аспирант Санкт-Петербургского юридического института, филиала Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В статье рассматриваются некоторые аспекты прокурорского надзора за исполнением законов о защите трудовых прав несовершеннолетних.

Ключевые слова: трудовые права несовершеннолетних, прокурорский надзор.

Supervision over execution of laws on protection of the minor’s labour rights O. I. Volnitskaya

The article considers certain aspects of prosecutorial supervision over execution of laws on protection of the minors’ labour rights.

Key words: labour rights, minor, prosecutorial supervision.

В последнее время в обществе часто поднимается вопрос о защите прав несовершеннолетних. К сожалению, можно констатировать, что сегодня права несовершеннолетних нарушают все чаще — и государство, и родители, и сверстники. Длительное время законодателями, научным сообществом и СМИ обсуждается вопрос о внедрении в России системы ювенальной юстиции. В Российской Федерации защита прав детей в административном порядке осуществляется прокуратурой, органами внутренних дел и органами опеки и попечительства. В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи был издан Приказ Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». Однако о защите трудовых прав несовершеннолетних в нем упоминается крайне мало. Фактически в сфере защиты трудовых прав несовершеннолетних и противодействия их экономической эксплуатации надзор прокурора сводится к указанию: «Решительно пресекать все формы экономической эксплуатации несовершеннолетних». На современном этапе развития общества вопрос трудоустройства возникает у человека все в более раннем возрасте. Подростки с ранних лет начинают трудовую деятельность, и осуществление надзора за ее законностью должно быть одной из приоритетных задач прокуратуры. К сожалению, можно констатировать, что в России несовершеннолетние представляют собой дешевую, а зачастую и бесплатную рабочую силу. Дети подвергаются эксплуатации в строительстве, сфере бытового обслуживания и общественного питания. И это только «законная» сторона их труда. Не стоит забывать также и об эксплуатации детей в преступных целях — дети используются в занятии попрошайничеством, в индустрии сексуальных услуг и производстве порнографической продукции. Следует отметить, что государство еще не выработало единый механизм защиты детей от экономической эксплуатации. Вместе с тем защита трудовых прав несовершеннолетних и защита их именно от экономической эксплуатации — задача и прокуратуры. Говоря об экономической эксплуатации, П. Разумовская указывает, что коммерческая эксплуатация детей мало изучена из-за того, что нет достоверной и полной информации о степени распространенности этого явления из-за его высокой латентности <1>. ——————————— <1> См.: Разумовская П. Е. Основные направления противодействия экономической эксплуатации детей в зарубежном и российском законодательстве // Правовые и криминологические проблемы защиты прав несовершеннолетних: Сб. науч. тр. / Отв. ред. О. В. Пристанская; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2009. Ч. 2.

В связи с этим полагаем, что прокуратура должна занимать активную позицию в процессе выявления нарушений трудовых прав несовершеннолетних. По нашему мнению, выявление таких фактов должно осуществляться не только посредством специальных проверок, ведь, как правило, такие факты вскрываются не только в связи с поступлением заявления гражданина, но и в ходе работы по другим направлениям. Трудовой кодекс РФ (ст. 265) содержит запрет на применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. В перечень таких работ включены: игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами. В связи с этим, например, можно рекомендовать обращать внимание на соблюдение трудовых прав несовершеннолетних, а также защиту их от трудовой эксплуатации в ходе проведения выездных проверок на предприятиях и в учреждениях, особенно в сфере деятельности, где труд несовершеннолетних наиболее часто применяется (система обслуживания, общественного питания, строительство и др.). Кроме того, в рамках надзора за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних и защиты их от экономической эксплуатации целесообразно наладить взаимодействие с другими правоохранительными органами в целях выявления таких фактов и их пресечения. Следует отметить, что в сфере защиты трудовых прав несовершеннолетних также актуальным является вопрос о трудоустройстве. В рамках проведения заседания «круглого стола» на тему «Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних», состоявшегося 23 июня 2008 г. в Академии Генеральной прокуратуры, было указано: в процессе осуществления прокурорского надзора прокуроры устанавливают, что большие трудности возникают у несовершеннолетних при трудоустройстве из-за отсутствия рабочих мест. Особое беспокойство вызывает категория социально незащищенных детей, а также несовершеннолетних, освободившихся из воспитательной колонии, выпущенных из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Таких несовершеннолетних необходимо трудоустраивать в обязательном порядке, создавать рабочие места, осуществлять квотирование рабочих мест <2>. ——————————— <2> См.: Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: Материалы «круглого стола» / Отв. ред. О. В. Пристанская; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010.

Согласно ст. 272 ТК особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает установление квоты для приема на работу только в отношении инвалидов (ст. 13). О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних в Законе не упоминается, однако в некоторых регионах на уровне субъекта РФ приняты законы о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет <3>. С учетом изложенного с целью защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо предусмотреть в ст. ст. 13 и 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» обязательное квотирование мест для трудоустройства несовершеннолетних, резервирование отдельных видов работ для несовершеннолетних как категории граждан, особо нуждающейся в социальной защите. ——————————— <3> Например, Закон Республики Бурятия от 10 июня 2003 г. N 327-III «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан»; Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 «О квотировании рабочих мест»; Закон Ленинградской области от 26 декабря 2007 г. N 193-оз «О квотировании в Ленинградской области рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области».

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Полагаем, что в отсутствие федерального законодательства, регулирующего квотирование рабочих мест для несовершеннолетних, прокуроры субъектов Федерации могут обратиться с правотворческой инициативой в законодательные органы с предложением о принятии подобных нормативных актов в тех регионах, где они еще не приняты. Не стоит забывать и о праве прокурора на предъявление искового заявления в суд в интересах несовершеннолетних. Некоторые авторы полагают, что эта форма защиты прав граждан органами прокуратуры является наиболее эффективной. Например, А. Гришин считает, что обращение прокурора в суд с иском в интересах несовершеннолетнего или участие прокурора в процессе по такому делу для дачи заключения и принятие по делу законного решения окончательно не решают задачу по защите подростка, в том числе и его трудовых прав. Говорить о восстановлении нарушенных прав и интересов несовершеннолетнего в полном объеме можно, безусловно, только тогда, когда состоявшееся по делу судебное решение реально и своевременно, в полном объеме и надлежащим образом исполнено. В связи с этим он предлагает предоставить прокурору, участвовавшему в рассмотрении и разрешении дела о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, право на получение в суде исполнительного листа и на обращение с заявлением о возбуждении исполнительного производства независимо от наличия или отсутствия у несовершеннолетних их законных представителей <4>. ——————————— <4> См.: Гришин А. В. Прокурор в исполнительном производстве по делам о защите прав и интересов несовершеннолетних // Практика исполнительного производства. 2008. N 4. С. 15 — 19.

Такое мнение представляется правильным, поскольку зачастую на практике можно столкнуться с фактами неисполнения решения суда в связи с нежеланием законных представителей несовершеннолетнего обращаться за его принудительным исполнением. Вместе с тем в рамках осуществления надзора за судебными приставами прокурор также должен обращать пристальное внимание на реализацию исполнительных производств, связанных с защитой трудовых прав несовершеннолетних.

Пристатейный библиографический список

1. Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: Материалы «круглого стола» / Отв. ред. О. В. Пристанская; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010. 2. Гришин А. В. Прокурор в исполнительном производстве по делам о защите прав и интересов несовершеннолетних // Практика исполнительного производства. 2008. N 4. 3. Разумовская П. Е. Основные направления противодействия экономической эксплуатации детей в зарубежном и российском законодательстве // Правовые и криминологические проблемы защиты прав несовершеннолетних: Сб. науч. тр. / Отв. ред. О. В. Пристанская; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2009. Ч. 2.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *