Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта

(Петров А. Я.) («Законодательство и экономика», 2013, N 3)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

А. Я. ПЕТРОВ

В статье профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктора юридических наук А. Я. Петрова рассматриваются актуальные теоретические и практические вопросы правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта и метрополитена, а также его совершенствование.

В соответствии с частью 2 ст. 100 Трудового кодекса РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других лиц, имеющих особый характер работы, определяется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Согласно статье 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей в этой сфере утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, чей труд непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленными ТК РФ. Данная статья Кодекса несколько нелогична и нуждается в совершенствовании. Во-первых, положение, что работа по совместительству не разрешается, указано в начале части 1 ст. 329. Во-вторых, положение о перечне работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами, не совсем к месту (ч. 1 ст. 329). На наш взгляд, было бы обоснованным и целесообразным предусмотреть его в начале главы 51 «Особенности регулирования труда работников транспорта», так как оно важно для указанной главы Кодекса в целом и прежде всего для решения вопроса о приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (ст. 328). В то же время часть 2 ст. 329 предлагается закрепить в качестве части 1 этой же статьи. А положение о запрете совместительства соответственно перенести в часть 2 ст. 329. Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта регулируются различными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ) предусмотрено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, чья работа непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза (п. 2 ст. 25). Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. N 7 (в ред. от 28 марта 2007 г. N 35, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 19 января 2006 г. N ГКПИ05-1506). Положение предусматривает особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, локомотивных и кондукторских бригад, сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на части, работников пассажирских поездов рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав, локомотивы и пассажирские вагоны, и т. д. В частности, продолжительность рабочего времени для указанных работников при сменной работе определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Предусмотрены ограничения для привлечения к работе в ночное время, т. е. не допускается работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 до 6 часов). При этом продолжительность ночной непрерывной работы (смены) не сокращается. Кроме того, установлены специальные нормы о продолжительности рабочего времени машинистов локомотивов — продолжительность непрерывной работы (смены) не более 12 часов; машинистов пригородных поездов — не более 10 часов. Закреплены нормы о возможности увеличения продолжительности непрерывной работы (смены) до 12 часов по распоряжению работодателя с согласия работников. Положение также предусматривает применение для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта особого способа исчисления рабочего времени и повышенную норму сверхурочных работ — до 24 часов в месяц, но не более 120 часов в год; включение в рабочее время следования к месту непосредственного выполнения работы, время дежурства в специальных комнатах, в купе вагонов по соответствующим нормам. Представляется обоснованной следующая точка зрения: для сохранения удлиненной продолжительности непрерывной работы на железнодорожном транспорте (10, 12 часов) в настоящее время нет достаточных оснований, поскольку удлиненная продолжительность непрерывной работы в течение суток ведет к повышению утомляемости, не обеспечивает полного восстановления работоспособности к началу следующего рабочего дня (смены) и негативно сказывается на качестве работы, связанной с обслуживаем источника повышенной опасности, а значит, и на безопасности движения поездов в целом. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов <1>. ——————————— <1> Потапова Н. Д. Дифференциация в правовом регулировании труда работников железнодорожного транспорта: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 25, 26.

Особенности правового регулирования времени отдыха указанных категорий работников железнодорожного транспорта касаются предоставления междусменного отдыха, перерывов в течение рабочего дня (смены), включая специальные, т. е. отдых в пункте оборота (подмены), в поездке, а также виды и порядок предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных отраслевыми нормативными правовыми актами и актами социального партнерства в сфере железнодорожного транспорта. Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, непосредственно связанных с движением транспортных средств, установлены в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 8 июня 2005 г. N 63 (в ред. от 26 февраля 2007 г. N 25). Согласно пункту 4 Положения в течение рабочего времени работник должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности). В случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников в соответствии с ТК РФ ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение его суммированного учета за периоды от одного до трех месяцев, чтобы его продолжительность за учетный период не превышала нормальное число рабочих часов. Для работников личного состава восстановительных поездов (аварийно-восстановительное формирование) должен устанавливаться суммированный учет рабочего времени. При таком учете максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников, за исключением машинистов и помощников машинистов электропоездов (далее — работники локомотивных бригад), работающих на линии, не может превышать 12 часов. При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников локомотивных бригад, работающих на линии, не может превышать 8 часов 30 минут, а в случае разделения рабочего дня на части — 12 часов. При разделении рабочего дня на части продолжительность рабочего времени после перерыва не может превышать четырех часов. При сменной работе и суммированном учете рабочего времени работники должны производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиками сменности. В случае производственной необходимости допускается изменение графиков сменности, при этом они доводятся до сведения работников не позднее чем за три дня до введения их в действие. Для работников локомотивных бригад, работающих на линии (за исключением возвращающихся из пункта оборота поездов (локомотивов) или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров), не может устанавливаться графиками сменности более двух смен подряд с работой в период с 0 до 5 часов местного времени. Рабочее время работников локомотивных бригад состоит из следующих периодов: а) время управления электропоездом, поездом хозяйственного назначения, маневровым составом; б) подготовительно-заключительное время (предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр, инструктаж, оформление предрейсовой и послерейсовой документации, приемка и сдача подвижного состава, проход от места расстановки подвижного состава до места заступления на смену или сдачи смены); в) время технологических перерывов; г) время осмотра подвижного состава при нахождении состава в отстое в электродепо или в пункте технического обслуживания на линии; д) время нахождения в депо или на линейном пункте для обеспечения непрерывности транспортного процесса (далее — работа в резерве); е) время практических занятий; ж) время внутрисменных переездов к месту выполняемой работы; з) время нахождения локомотивных бригад на заводах и других пунктах по сдаче и приемке подвижного состава; и) время специальных перерывов для отдыха (п. 10 Положения). Время нахождения локомотивных бригад на заводах и других пунктах по сдаче и приемке подвижного состава (подп. «з» п. 10) засчитывается в рабочее в соответствии с местными условиями организации работы на этих предприятиях. Работникам локомотивных бригад, работающих на линии, предоставляются специальные перерывы для отдыха (подп. «и»). При продолжительности работы (смены) более семи часов суммарная продолжительность специальных перерывов для отдыха должна быть не менее 25 минут. Количество специальных перерывов для отдыха, их продолжительность и место предоставления устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Время, оставшееся после осмотра подвижного состава в пунктах его технического обслуживания на линии или в электродепо, учитывается как специальный перерыв, а при продолжительности его более 30 минут может вводиться как перерыв для отдыха и питания в порядке, установленном пунктами 26 и 27 Положения. Рабочее время работников, обслуживающих специальные технические средства, предназначенные для обслуживания и ремонта рельсового пути и его строений, контактных и кабельных сетей, устройств электроподстанций, тоннельных сооружений и их обустройств, станционного и эскалаторного хозяйства, систем автоматики, телемеханики движения поездов (далее — устройства), состоит из следующих периодов: а) время непосредственной работы с устройствами; б) время на подготовку устройств к работе (погрузка на средства доставки и разгрузка); в) время приведения устройств в транспортное положение и их техническое обслуживание; г) время ожидания прицепки и отцепки от локомотива; д) время ожидания отправления, следования к месту работ и возвращение обратно; е) время, затраченное на маневровые передвижения и постановку на отстойное место (тупик и другие места отстоя). При необходимости перемещения устройств в нерабочем состоянии отдельным локомотивом или самостоятельно (для самоходных) с места заправки или погрузки к месту выгрузки и обратно составляется график дежурств обслуживающего персонала. При выезде восстановительного поезда на ликвидацию последствий аварий, крушений, стихийных бедствий в рабочее время работников поезда включается время от момента выезда к месту работ до момента возвращения к месту дислокации этого поезда. Проводникам по сопровождению вагонов метрополитена и другого подвижного состава в недействующем состоянии из одного пункта в другой (независимо от его расположения), а также на заводы и обратно рабочее время, затраченное на их сопровождение и сдачу, учитывается — не менее 12 часов за календарные сутки, а время следования в поездах в качестве пассажира — не менее семи часов за календарные сутки. Для данной категории работников вводится суммированный учет рабочего времени. При нахождении указанного подвижного состава в пути следования свыше 12 часов на каждую единицу (состав не более восьми метровагонов) назначаются по два проводника. Работникам, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. При этом устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. В указанные периоды включается время перерыва для отдыха и питания. Общая продолжительность рабочего времени за рабочий день (смену) не должна превышать продолжительность ежедневной работы (смены), установленной для конкретной категории работников правилами внутреннего трудового распорядка организации. Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается. Порядок и место предоставления указанных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, их время предоставления и конкретная продолжительность определяются графиками сменности. Для работников локомотивных бригад при разделении рабочего дня (смены) на две части в ночное время продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) должна быть не менее половины времени предшествующей работы. Допускается сокращение продолжительности такого перерыва при постановке подвижного состава в ночной отстой независимо от продолжительности времени предшествующей работы, при этом минимальная продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов 30 минут. В нерабочие праздничные дни, когда продолжительность работы метрополитена увеличивается, допускается устанавливать перерыв продолжительностью менее 2 часов 30 минут, который включается в рабочее время. Общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. Работники локомотивных бригад во время указанного перерыва должны находиться в комнатах отдыха электродепо или в других специально оборудованных помещениях. В отдельных случаях начало и окончание работы могут устанавливаться вне места постоянной работы (постоянного места сбора), о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены). Началом работы работников локомотивных бригад и бригад по обслуживанию специального подвижного состава и технических средств считается время явки к месту постоянной работы (электродепо, линейный пункт, пункт подмены локомотивных бригад и другие места, определяемые работодателем) по графику, наряду или вызову, а окончанием — момент завершения оформления соответствующей технической документации после сдачи или постановки на места отстоя и хранения локомотива и специального подвижного состава. Работники маневровых и других бригад, занятых на хозяйственных работах, направляются на другие станции не позднее чем за 15 минут до окончания установленного времени смены (работ), за исключением случаев нарушения нормальной работы метрополитена. На работах, не допускающих перерыва, работники (за исключением локомотивных бригад) должны продолжать работу до явки сменяющего работника. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником. Порядок вызова другого работника на работу устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации. Продолжительность использованного ежедневного (междусменного) отдыха этого работника не может быть менее 12 часов, а предшествующий вызову рабочий день (смена) не должен включать работу в ночное время. В случаях стихийных бедствий, пожаров, крушений и аварий допускается вызов работника независимо от продолжительности использованного ежедневного (междусменного) отдыха. Работники локомотивных бригад в случае неявки сменяющего работника и при отсутствии резерва по достижении продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктом 7 Положения, должны довести электропоезд до ближайшего пункта технического обслуживания подвижного состава на линии или в электродепо. При суммированном учете рабочего времени сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 24 часов в месяц и 120 часов в год. На наш взгляд, правило пункта 24 Положения не совсем соответствует статье 99 ТК РФ: продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Согласно статье 104 ТК РФ допускается введение суммированного учета рабочего времени, чтобы его продолжительность за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормальное число рабочих часов. Работникам локомотивных бригад перерыв для отдыха и питания предоставляется через три — четыре с половиной часа после начала работы (смены) продолжительностью не менее 30 минут. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются графиками работы (сменности). Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий рабочий день (смену). Минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна составлять не менее 12 часов. Если продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников локомотивных бригад составляет более двойной продолжительности времени работы в предшествующий рабочий день (смену), допускается соответствующее уменьшение продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха после следующих смен в данном учетном периоде. После работы в течение двух смен подряд, включающих работу в ночное время, сокращение ежедневного (междусменного) отдыха не допускается. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа еженедельного непрерывного отдыха (общая продолжительность времени отдыха не может быть менее 42 часов). Для работников локомотивных бригад допускается с их письменного согласия предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном виде за период продолжительностью не более двух рабочих недель. При этом продолжительность отдыха определяется суммированием 24 часов с продолжительностью еженедельного непрерывного отдыха, определяемой в порядке, установленном пунктом 30 Положения. Представляется целесообразным внести следующие коррективы в правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта и метрополитена: из статьи 25 Закона N 17-ФЗ, названия Положения N 7, а также названия Положения N 63 исключить слово «режима». Трудовой кодекс РФ обоснованно не предусматривает режим времени отдыха, ибо это нелогично и даже абсурдно.

Библиография

—————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья А. М Лушникова «Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда (доклад на Пятой Международной научно-практической конференции 27 — 30 мая 2009 г.)» включена в информационный банк согласно публикации — «Юридическое образование и наука», 2009, N 3. —————————————————————— Лушников А. М. Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: Материалы Пятой международной научно-практической конференции / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2009. Лютов Н. Л. Международно-правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха: отдельные категории работников и виды организации рабочего времени // Вопросы трудового права. 2011. N 2. Потапова Н. Д. Дифференциация в правовом регулировании труда работников железнодорожного транспорта: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.

——————————————————————