Аттестация рабочих мест

(Федонина Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 13)

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

Ю. ФЕДОНИНА

Юлия Федонина, юрист, г. Москва.

Действующее законодательство обязывает всех работодателей периодически проводить аттестацию рабочих мест. При этом зачастую работодатели не имеют четкого представления, как правильно это делать и к каким последствиям могут привести ее результаты.

По всем правилам

Пункт 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ возлагает на работодателей в рамках исполнения обязанности по обеспечению безопасных условий труда проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Под аттестацией рабочих мест понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 ТК РФ). Установление порядка проведения аттестации ТК РФ относит к компетенции Минздравсоцразвития. Приказ данного ведомства от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» является обязательным для работодателей — юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Периодичность проведения аттестации для всех работодателей установлена общая — не реже 1 раза в 5 лет. Однако с 26 февраля 2013 года с учетом внесенных в Порядок проведения аттестации изменений не подлежат повторной аттестации рабочие места, на которых по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), за исключением рабочих мест с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры, поименованы, например, в Приказе Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н и Постановлении Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020.

Срок проведения повторной аттестации следует отсчитывать от даты завершения проведения предыдущей аттестации, принимая за момент начала проведения очередной аттестации дату издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика ее проведения (п. 8 Порядка проведения аттестации). Аттестация вновь созданных рабочих мест должна быть проведена работодателем не позднее 1 года с момента их создания (п. 4 Порядка проведения аттестации).

Не является обязательной сплошная аттестация аналогичных рабочих мест, то есть мест рабочих одной профессии, должности, характеризующихся:

— выполнением одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

— использованием однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

— работой в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

— использованием однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

— одинаковым расположением объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;

— одинаковым набором вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени и одинаковой обеспеченностью средствами индивидуальной защиты.

Аттестация таких рабочих мест производится на основании данных, полученных при аттестации 20% аналогичных рабочих мест от их общего числа, но не менее двух (п. 40 Порядка проведения аттестации).

Непроведение аттестации рабочих мест влечет ответственность в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., для юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).

Для проведения аттестации работодателю необходимо заключить соответствующий договор с независимой от него аккредитованной аттестующей организацией, после чего приказом создать аттестационную комиссию (в составе представителей работодателя, аттестующей организации, выборного органа работников или первичной профсоюзной организации и специалиста по охране труда) и утвердить график проведения аттестационных мероприятий.

Подведение итогов

По итогам оценки соответствия условий труда на каждом аттестуемом рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда аттестационная комиссия заполняет и подписывает карту аттестации этого рабочего места по форме, установленной в приложении N 2 к Порядку проведения аттестации.

Наибольшие затруднения возникают при заполнении строки 040 карты аттестации рабочего места. В данной строке подлежит отображению факт наличия либо отсутствия (при наличии — размер) предоставляемых работнику на момент проведения аттестации компенсаций за труд на тяжелых работах, а также работах с вредными и (или) опасными условиями труда и обязанность работодателя по их предоставлению по итогам проведенной аттестации или ее отсутствие.

Основанием для предоставления компенсаций могут являться действующие нормативные правовые акты, что, впрочем, не препятствует указанию компенсаций, ими не обусловленных (подп. 9 п. 3 Рекомендаций по заполнению карт аттестации). Сведения о компенсациях, подлежащих предоставлению работникам по итогам аттестации, из карт аттестации подлежат полному переносу в Сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в связи с этим устанавливать работникам (приложение N 7 к Порядку проведения аттестации).

Отдельно отметим, что согласно ст. 164 ТК РФ дополнительные отпуска, сокращенная продолжительность рабочего времени и иные установленные действующим законодательством компенсации за вредные и (или) опасные условия труда являются гарантиями, то есть средствами, способами и условиями, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Некоторые работодатели признают рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда, режима труда и отдыха, по подбору работников (они отражены в строке 060 карты аттестации) обязательными для выполнения исключительно в рамках требований законодательства, за исключением случаев, когда такие рекомендации включаются в План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, утв. работодателем по итогам аттестации (приложение N 8 к Порядку проведения аттестации).

В судебной практике встречается и иная позиция по этому вопросу. Так, Свердловский областной суд в Определении от 07.02.2012 N 33-1641/2012 рассматривает указанную в строке 060 карты аттестации рекомендацию по предоставлению работникам, на чьих рабочих местах установлен факт обеспечения безопасных условий труда, дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска как обязанность работодателя.

Заключение аттестационной комиссии по комплексной оценке условий труда, подлежащее указанию в строке 070 карты аттестации, представляет собой выраженное по итогам проведенных аттестационных мероприятий итоговое мнение аттестационной комиссии об уровне воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на соответствующем рабочем месте. При этом юридический факт выявления наличия или отсутствия воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов на соответствующем рабочем месте считается установленным с момента ознакомления работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места, содержащимися в приказе работодателя. Данный приказ завершает аттестацию и утверждает отчет о ее проведении (п. 44 Порядка проведения аттестации).

Основание для изменения трудового договора

Если по результатам аттестации рабочих мест работников установлен факт обеспечения на этих местах безопасных условий труда, то в соответствии с ч. 4 ст. 219 ТК РФ с работодателя снимается обязанность по предоставлению таким работникам компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда (гарантий в понимании ст. 164 ТК РФ).

Эта норма фактически является основанием для изменения условий трудового договора. С одной стороны, работодатель, понесший затраты для обеспечения работнику безопасных условий труда, получает законную возможность снизить свои расходы на оплату труда этого работника. С другой стороны, работник, осуществляющий трудовую деятельность в безопасных условиях, лишается льгот, установленных законодателем для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Поскольку такое основание для изменения трудового договора действующим ТК РФ не предусмотрено, мы предлагаем работодателям обратить внимание на положения ст. 74 ТК РФ. Если условия трудового договора (кроме трудовой функции работника) по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (например, с изменением в технике и технологии производства, со структурной реорганизацией производства и др.), не могут быть сохранены, то они подлежат изменению по инициативе работодателя при условии уведомления о них работника не позднее чем за 2 месяца до их введения.

Таким образом, представляется целесообразным одновременно ознакомить работника с результатами аттестации его рабочего места и с приказом об изменении условий его трудового договора в части непредоставления ему в дальнейшем (по истечении 2 месяцев со дня ознакомления работника с приказом) компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда по причине установления факта их отсутствия. При этом не имеет значения, проводилась ли ранее аттестация, подтвердившая наличие вредных и (или) опасных условий труда, или изначально при заключении трудового договора труд во вредных и (или) опасных условиях предполагался сторонами без проведения аттестации рабочего места.

Если трудовой договор был заключен в период действия ТК РФ, условие о вредных и (или) опасных условиях труда подлежит указанию в нем в обязательном порядке (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). В случае если трудовой договор был заключен с работником до введения в действие ТК РФ или вообще не был заключен в письменной форме, то факт установления в нем работнику вредных и (или) опасных условий труда можно подтвердить фактом предоставления работнику соответствующих компенсаций.

Некоторые работодатели предпринимают меры к снятию с работников компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда задним числом, то есть пытаются доказать, что безопасные условия труда на соответствующем рабочем месте были им обеспечены задолго до проведения аттестации. Но такая позиция работодателя не получила поддержки в судебной практике (Определение Верховного суда Республики Коми от 14.05.2012 N 33-1867АП/2012).

Несколько иначе обстоит дело в случаях, если изначально стороны трудового договора исходили из обеспечения работнику безопасных условий труда, но результат аттестации выявил наличие вредных и (или) опасных производственных факторов на соответствующем рабочем месте. Работодателю необходимо понимать, что в данном случае факт занятости работника на работах с вредными и (или) опасными условиями труда следует считать установленным с момента ознакомления работника с результатами аттестации. С этого момента работнику и подлежат предоставлению соответствующие компенсации (ст. ст. 92, 117, 147 ТК РФ). Также в этом случае на работодателя возлагаются дополнительные обязанности, например проведение медицинских осмотров работников (ст. 213 ТК РФ), обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ) и т. д.

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда предоставление работнику компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях обусловлено тем, что его должность содержится в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее — Список). Как указал ВС РФ в решении от 14.01.2013 N АКПИ12-1570, Список применяется в части, не противоречащей ТК РФ.

Если по результатам аттестации рабочих мест таких работников установлен факт обеспечения им безопасных условий труда, то компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда этим работникам не предоставляются, пусть даже их должности и профессии указаны в Списке. Вместе с тем в случае если аттестация выявила воздействие на таких работников вредных и (или) опасных производственных факторов, то положения Списка подлежат применению в части предоставления работникам установленных им компенсаций, превышающих размеры компенсаций, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

——————————————————————