Об особенностях правового регулирования труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве

(Вольдман Ю.) («Хозяйство и право», NN 3, 4, 1998)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

Ю. ВОЛЬДМАН

Ю. Вольдман, кандидат юридических наук, доцент.

Крестьянские (фермерские) хозяйства <*> появились в период перестройки и, по существу, заменили собой колхозные дворы. В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации, в отличие от Гражданского кодекса РСФСР, слова «колхозный двор» вообще не упоминаются <**>. ——————————— <*> Далее — крестьянское хозяйство. <**> В отличие от членов колхозного двора члены крестьянского хозяйства вправе работать на своей собственной земле, собственной сельскохозяйственной и иной техникой и оборудованием, собственными транспортными средствами и иным имуществом, необходимым для осуществления хозяйственной и иной деятельности; крестьянскому хозяйству могут принадлежать на праве собственности без каких-либо ограничений жилье и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, а также любые виды птицы. Следует отметить, что в настоящее время в ряде регионов России продолжают существовать колхозы. Следовательно, существуют и колхозные дворы. Думается, что на основании ст. 6 ГК к собственности колхозного двора следует применять по аналогии правила, относящиеся к собственности крестьянского хозяйства (ст. 257, 258 ГК).

Правовой основной деятельности крестьянского хозяйства является Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» <*>, принятый Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1990 года <**> и введенный в действие с 1 января 1991 года <***>. ——————————— <*> Далее — Закон. <**> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 324. <***> См.: Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года «Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 5.

Труд в крестьянском хозяйстве имеет свои особенности, которые состоят в том, что в нем трудятся не только члены этого хозяйства, но в отдельных случаях и наемные работники. В определенной степени специфичен и труд главы крестьянского хозяйства. Рассмотрим эти особенности, учитывая, что Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 — 2000 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 года N 1499 <*>, в числе других вопросов предусматривает упорядочение трудовых отношений в крестьянских хозяйствах. ——————————— <*> Российская газета, 1997, 4 января.

1. О правовом регулировании труда членов крестьянского хозяйства

Скажем сразу, что Закон недостаточно полно и весьма противоречиво регулирует трудовые отношения в крестьянском хозяйстве. Обязанность членов крестьянского хозяйства, которыми могут быть один — единственный человек, семья или группа лиц, даже если они не связаны родственными узами, работать в нем вытекает из ст. 1 Закона. Труд членов крестьянского хозяйства состоит в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции на основе имущества и находящихся в их пользовании земельных участков. Однако крестьянское хозяйство в соответствии со ст. 16 Закона может заниматься любым не запрещенным действующим законодательством видом деятельности при одном условии — в качестве ведущего должно быть сохранено производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. Основное требование, которое предъявляется к членам крестьянского хозяйства, — трудоспособность. Но Закон не конкретизирует, что следует понимать под «трудоспособностью», о какой трудоспособности идет речь: общей, профессиональной или специальной. О необходимости иметь профессиональную трудоспособность говорится лишь применительно к лицу, желающему создать крестьянское хозяйство (ст. 4 Закона) <*>. Думается, что в отношении других членов крестьянского хозяйства речь должна идти об их общей трудоспособности, то есть способности выполнить какую-то работу в обычных условиях. ——————————— <*> Он должен иметь опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию или иметь специальную подготовку. Следовательно, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве, но не имеющий сельскохозяйственной квалификации создать крестьянское хозяйство не может. В то же время он вправе создать крестьянское хозяйство, если прошел специальную подготовку, но не имеет ни опыта работы в сельском хозяйстве, ни сельскохозяйственной квалификации. Думается, что такие требования несколько абсурдны и должны быть изменены. Автор статьи «Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конструктивные признаки» М. Моисеев («Хозяйство и право», 1997, N 3) полагает, что отсутствие упоминания признака профессионализма в деятельности предпринимателя является наиболее существенной ошибкой законодателя в понятии, приведенном в Гражданском кодексе РФ. Применительно к главе крестьянского хозяйства как предпринимателю в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» такая ошибка не допущена.

В Законе не раскрыт и вопрос о том, должны ли члены крестьянского хозяйства обладать полной или неполной (ограниченной) трудоспособностью. Если исходить из КЗоТ РФ, то трудоспособными считаются лица, которым исполнилось 15 лет, однако для них установлены определенные ограничения до достижения совершеннолетия, то есть 18 лет (ст. 173, 175 КЗоТ РФ). К сожалению, возраст, с которого член семьи, являющейся крестьянским хозяйством, может стать членом этого хозяйства, в Законе не указан. Не определено и то, кого следует считать нетрудоспособным и кто, следовательно, не может быть членом крестьянского хозяйства. Нужно ли при этом руководствоваться пенсионным законодательством и считать нетрудоспособными лиц, не достигших 16 лет (учащихся 18 лет), мужчин, достигших 60 лет, и женщин, достигших 55 лет? Надо сказать, что многие вопросы, связанные с членством в крестьянском хозяйстве, невозможно однозначно решить в Законе, ибо это зависит от многих факторов (от той работы, которую нужно выполнять в крестьянском хозяйстве, от природных условий местности, профиля крестьянского хозяйства и т. д.). Поэтому следует предоставить право решения вопроса о возможности того или иного человека по своей трудоспособности быть членом крестьянского хозяйства остальным членам или члену этого хозяйства. Как отмечалось, члены крестьянского хозяйства обязаны трудиться в этом хозяйстве. Но если хозяйство создается одним из членов семьи, остальные члены семьи самостоятельно принимают решение об участии в деятельности хозяйства «в порядке полной или частичной занятости» (п. 4 ст. 4 Закона). Согласно п. 7 ст. 25 Закона в крестьянском хозяйстве ведется учет трудовой деятельности членов хозяйства <*>, а исходя из п. 1 той же статьи члены крестьянского хозяйства за свой труд получают заработок. ——————————— <*> Такой учет возлагается на главу крестьянского хозяйства или на одного из его членов в зависимости от распределения обязанностей. Обычно ведется списочный состав трудоспособных членов хозяйства и наемных работников. В списке указываются возраст, стаж работы и другие сведения, необходимые для внесения в трудовые книжки и оформления пенсии. По соглашению между членами хозяйства определяется и учитывается заработок (доход) каждого из них. С этой целью учитывается выполняемая работа и отработанное время. Допустимо использование в крестьянском хозяйстве форм учета трудовой деятельности, которые ведутся в сельскохозяйственных акционерных обществах.

Представляется, что для предотвращения споров между членами крестьянского хозяйства и учитывая, что это могут быть не только члены одной семьи, необходимо заключение соглашения между ними об их труде в хозяйстве. В нем следует указать, в частности, на каких условиях (полной или частичной занятости) член крестьянского хозяйства своим трудом принимает участие в его деятельности, и если частичной, то что под этим следует подразумевать. Кроме того, нужно указать, по какой профессии будет работать или какую работу выполнять каждый член хозяйства, условия его перевода с одной работы на другую, как будет вестись учет его трудовой деятельности: поденный, недельный или суммированный за определенный период (неделя, месяц и т. д.), кто и как будет оценивать труд члена хозяйства и как будет (если будет) поощряться выполнение им особых заданий. В соглашении могут быть предусмотрены и другие вопросы, например ответственность члена хозяйства за недобросовестный труд. Иначе говоря, содержание соглашения о труде членов крестьянского хозяйства полностью зависит от их усмотрения. Однако при этом не должны нарушаться конституционные права членов хозяйства. Такое соглашение (оно может быть названо и иначе) полностью соответствовало бы п. 4 ст. 22 Закона, согласно которому трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определяются и регулируются членами этого хозяйства и, следовательно, к ним не применяются нормы законодательства о труде. Но некоторые вопросы регулирования труда можно записать в соглашении так, как они зафиксированы в КЗоТ (см. Примерный договор между членами крестьянского (фермерского) хозяйства). Трудовые споры между членами крестьянского хозяйства решаются судом (п. 6 ст. 22 Закона).

2. Правовое регулирование труда наемных работников крестьянского хозяйства

Статья 252 КЗоТ предусматривает, что законодательством могут устанавливаться особенности регулирования труда для работников сельского хозяйства. В то же время эти особенности ни в коем случае не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15). Кроме того, не должно ухудшаться положение работников по сравнению с законодательством о труде (ст. 19 Конституции, ст. 5 КЗоТ). К сожалению, правовое регулирование труда наемных работников крестьянского хозяйства в настоящее время противоречит Конституции, Гражданскому кодексу и Кодексу законов о труде Российской Федерации. Первый вопрос, который возникает при исследовании трудовых отношений наемных работников в крестьянском хозяйстве, связан с тем, что с 8 декабря 1994 года, то есть со дня введения в действие главы 4 ГК, крестьянские хозяйства перестали быть юридическими лицами, а ст. 1 Закона, которая закрепила за крестьянскими хозяйствами права юридических лиц, утратила силу. «Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом», — говорится в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 года N 2/1. Это означает, что с 8 декабря 1994 года глава крестьянского хозяйства в соответствии со ст. 23 ГК признается индивидуальным предпринимателем. Причем таковым он в силу указанной статьи Кодекса считается с момента регистрации хозяйства при его создании согласно ст. 9 Закона. По этому поводу есть и другое мнение. Так, З. Беляева и В. Устюкова полагают, что крестьянское хозяйство продолжает оставаться юридическим лицом до приведения его статуса в соответствие с нормами ГК <*>. При этом они ссылаются на ст. 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». ——————————— <*> См.: Беляева З., Устюкова В. Новый правовой статус фермера. Точку зрения этих авторов поддерживает и В. Кузнецова. См. статью «Перерегистрация крестьянских хозяйств: проблемы и пути решения» // Хозяйство и право, 1996, N 2, с. 59 — 68.

Решение вопроса о том, продолжает ли крестьянское хозяйство оставаться юридическим лицом до момента регистрации изменения его правового статуса или оно перестает быть таковым с введением в действие главы 4 ГК, то есть с 8 декабря 1994 года, имеет большое значение для возникновения трудовых отношений с наемными работниками. Дело в том, что, если крестьянское хозяйство перестает быть юридическим лицом с 8 декабря 1994 года, у него возникают проблемы с наймом работников. Они связаны с тем, что в ст. 15 КЗоТ РФ предусматривается возможность найма работников (заключения с ними трудовых договоров) только для предприятий, учреждений, организаций, к коим глава крестьянского хозяйства, естественно, не относится. И ни один действующий закон не говорит прямо о возможности заключения трудового договора между индивидуальным предпринимателем и наемными работниками. Выше уже изложена позиция автора по поводу того, с какого времени крестьянское хозяйство перестает быть юридическим лицом, а глава крестьянского хозяйства признается индивидуальным предпринимателем. В качестве доводов в пользу такой позиции и против мнения упомянутых авторов следует отметить, что в ст. 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», на которую они ссылаются, не говорится о том, что крестьянские хозяйства продолжают оставаться юридическими лицами до регистрации изменения их правового статуса, а нормы ст. 23 Кодекса не устанавливают, что глава крестьянского хозяйства признается индивидуальным предпринимателем со дня регистрации изменения правового статуса крестьянского хозяйства. Подчеркиваю и повторяю, что в ст. 23 ГК речь идет о том, что глава крестьянского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается индивидуальным предпринимателем с момента регистрации крестьянского хозяйства. Об этом же говорится и в п. 9 упомянутого Постановления от 28 февраля 1995 года N 2/1. Таким образом, точка зрения названных авторов противоречит действующему законодательству. Помимо указанных правовых норм она противоречит ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которой законы, принятые до введения в действие части первой ГК, применяются постольку, поскольку они не противоречат этой части Кодекса. Так как ст. 1 Закона в части наделения крестьянского хозяйства правами юридического лица противоречит главе 4 ГК и разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления от 28 февраля 1995 года, она в этой части применяться не должна с 8 декабря 1994 года. В связи с изложенным представляется ошибочным разъяснение Пенсионного фонда РФ, содержащееся в письме от 27 сентября 1996 года N ЕВ-16-11/6974-ИН (опубликовано в газете «Экономика и жизнь», 1996, N 42), о том, что крестьянские хозяйства, прошедшие государственную регистрацию до 1 января 1995 года, то есть до введения в действие части первой Гражданского кодекса, могут сохранить свой прежний статус «юридическое лицо» до 1 июля 1999 года. Ошибочным это разъяснение является потому, что ни в одном нормативном акте, в первую очередь в Законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», не указано, что крестьянские хозяйства могут сохранить свой статус юридического лица до 1 июля 1999 года. Такой срок возможного сохранения своего прежнего правового статуса п. 5 ст. 6 указанного Федерального закона предусматривает для индивидуальных (семейных) частных предприятий, а также для предприятий, созданных хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и других не находящихся в государственной или муниципальной собственности предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения. Ни к одному из этих предприятий крестьянские хозяйства не относятся, поэтому совершенно непонятно, что послужило правовой основой для издания Пенсионным фондом указанного разъяснения. Представляется, что Генеральный прокурор Российской Федерации на основании ст. 21 — 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» <*> должен принести протест на предмет отмены указанного разъяснения как противоречащего Закону «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». ——————————— <*> Собрание законодательства РФ, 1995, N 47, ст. 4472.

В газете «Экономика и жизнь» (февраль 1997 года, N 5) была опубликована статья «О статусе фермера», в которой юристы — консультанты Федеральной группы по земельной реформе и реорганизации сельскохозяйственных предприятий при Международной финансовой корпорации Е. Матичина и Б. Ткаченко, отвечая на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы привести статус фермерского хозяйства, созданного до 1995 года, в соответствие с Гражданским кодексом РФ?», сообщают, что следует написать заявление в администрацию района с просьбой привести статус крестьянского хозяйства в соответствие со ст. 23 ГК. На основании этого заявления, пишут юристы, районная администрация признает главу крестьянского хозяйства предпринимателем и выдает новое свидетельство о перерегистрации хозяйства. Такого же мнения придерживается один из авторов Комментария части первой ГК профессор К. Ярошенко <*>. Между тем другой автор того же Комментария, как будет указано далее, имеет иное мнение на этот счет. ——————————— <*> Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. — М.: Фонд «Правовая культура», редакция журнала «Хозяйство и право», 1995, с. 65.

Полагаю, что писать заявление в администрацию района с просьбой признать его предпринимателем глава крестьянского хозяйства не должен. Однако регистрация его в качестве предпринимателя нужна, так как для подтверждения своего статуса ему необходимо иметь Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. С профессором Е. Сухановым, который утверждает, что глава крестьянского хозяйства исходя из п. 2 ст. 23 ГК «признается индивидуальным предпринимателем без дополнительной регистрации в этом качестве» <*>, можно было бы согласиться, если бы без этой «дополнительной регистрации» выдавалось указанное Свидетельство. ——————————— <*> Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. — М.: Фонд «Правовая культура», редакция журнала «Хозяйство и право», 1995, с. 17.

Вместе с тем порядок регистрации глав крестьянских хозяйств должен быть особым, ибо это единственные предприниматели, которые признаются таковыми непосредственно законом. Думается, что со стороны главы крестьянского хозяйства для получения свидетельства о государственной регистрации его в качестве предпринимателя вместо заявления достаточно простого письменного уведомления администрации соответствующего района, подтвержденного остальными членами крестьянского хозяйства. При этом регистрационный сбор взиматься не должен, так как глава крестьянского хозяйства признается предпринимателем не администрацией района, а законом — Гражданским кодексом Российской Федерации. То есть регистрационный сбор не должен взиматься не на основании ст. 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», где речь идет об освобождении от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменения правового статуса крестьянского хозяйства. Под регистрацией изменения правового статуса крестьянского хозяйства, по мнению автора, подразумевается регистрация его преобразования в хозяйственное товарищество или производственный кооператив на основании ст. 259 ГК. Если же крестьянское хозяйство не преобразуется в хозяйственное товарищество или производственный кооператив, ст. 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 года об освобождении от регистрационного сбора к нему отношения не имеет. Это подтверждается разъяснением, содержащимся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 года N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» <*>, согласно которому изменением правового статуса считается изменение организационно — правовой формы юридического лица. Если крестьянское хозяйство не преобразуется в хозяйственное товарищество или производственный кооператив, изменения его статуса не происходит, так как оно не преобразуется как юридическое лицо, а перестает существовать как таковое. В связи с этим после введения в действие главы 4 ГК крестьянское хозяйство не обязано регистрировать какие-то изменения своего правового статуса. Исходя из главы 4 ГК, крестьянское хозяйство перестает быть юридическим лицом, а его учредительные документы как юридического лица просто теряют силу. А глава крестьянского хозяйства, будучи признан законом предпринимателем, ни в каких учредительных документах крестьянского хозяйства не нуждается, так как их наличие не предусмотрено для деятельности индивидуального предпринимателя. ——————————— <*> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1997, N 6.

В упомянутой статье Е. Матичина и Б. Ткаченко указывают, что если правовой статус крестьянского хозяйства не изменен, то налоговые органы признают его юридическим лицом и производят налогообложение как юридического лица. Следует отметить, что налоговые органы исходя при этом из разъяснения Управления методологии ресурсных платежей Государственной налоговой службы Российской Федерации, направленного налоговым инспекциям субъектов РФ (государственной налоговой инспекции по Омской области, например, это разъяснение было направлено 15 декабря 1996 года за N 04-4-06). Данное разъяснение юридической силы ведомственного нормативного акта не имеет, так как не зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ. Поскольку в указанном разъяснении говорится, что крестьянское хозяйство следует считать юридическим лицом до момента приведения своей организационно — правовой формы в соответствие с Гражданским кодексом, налоговые органы как бы заставляют их преобразовываться в хозяйственные товарищества или производственные кооперативы <*>. ——————————— <*> Следует отметить, что точка зрения З. Беляевой и В. Устюковой в упомянутой выше статье о том, что крестьянское хозяйство может быть преобразовано в одну из организационно — правовых форм, предусмотренных главой 4 ГК, то есть в хозяйственное товарищество, общество или производственный кооператив, является, по моему мнению, ошибочной. Согласно ст. 259 ГК крестьянское хозяйство может быть преобразовано только в хозяйственное товарищество или кооператив. В хозяйственное общество оно преобразовано быть не может.

Закон не установил каких-либо сроков, в течение которых крестьянские хозяйства должны быть преобразованы в эти организации. Это дело самих крестьянских хозяйств. Они могут и не создавать кооперативы или товарищества и оставаться крестьянскими хозяйствами, возглавляемыми индивидуальным предпринимателем. Думается, что профессор Е. Суханов допускает ошибку, называя крестьянские хозяйства в этом случае простыми товариществами. Ведь согласно ст. 1041 ГК сторонами договора простого товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. В данном же случае в крестьянском хозяйстве имеется только один предприниматель. С кем же он заключит договор простого товарищества? Кроме того, выдел доли участника простого товарищества производится на основании ст. 252, 254 и 255 ГК, а выдел доли члену крестьянского хозяйства — по правилам, предусмотренным ст. 258 ГК. Таким образом, действующее законодательство не содержит нормы о правовом статусе крестьянского хозяйства, возглавляемого индивидуальным предпринимателем и не преобразованного в товарищество или кооператив. Этот статус, по всей вероятности, будет определен в будущем Законе о крестьянских (фермерских) хозяйствах. Так вправе ли глава крестьянского хозяйства как индивидуальный предприниматель заключать трудовые договоры с наемными работниками? Во-первых, необходимо отметить, что, хотя ст. 15 КЗоТ требует, чтобы одной из сторон трудового договора было непременно предприятие, учреждение или организация, ст. 253 КЗоТ допускает из этого правила одно исключение — возможность заключения гражданином трудового договора с домашними работниками. В. И. Никитинский, один из авторов комментария к КЗоТ, не ссылаясь, правда, на какой-нибудь нормативный акт, считал, что заключать трудовой договор в качестве работодателя вправе как предприятие, учреждение, организация, так и отдельный гражданин <*>. ——————————— <*> Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. — М.: Вердикт, 1993, с. 25.

Во-вторых, косвенным доказательством того, что глава крестьянского хозяйства, будучи индивидуальным предпринимателем, вправе заключать трудовые договоры с наемными работниками, служит п. 3 ст. 25 ГК о несостоятельности индивидуального предпринимателя, где указано, что в случае его банкротства правом удовлетворения требований кредиторов за счет имущества банкрота пользуются во вторую очередь лица, работающие у индивидуального предпринимателя — банкрота по трудовому договору, в части выплаты им выходных пособий и оплаты труда. Следовательно, подтверждается, хоть и косвенно, право индивидуального предпринимателя заключать трудовые договоры с наемными работниками. Другое подтверждение этому находим в Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования, Минтруда, Минфина и Госналогслужбы РФ от 2 октября 1996 года N 162, 2, 87, 07-1-07 <*>. В п. 1.2 этой Инструкции указано, что индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности труд наемных работников, подлежат обязательной регистрации в качестве страхователей как работодатели, а в п. 1.5 — что эти предприниматели для регистрации их в качестве страхователей должны как работодатели помимо других документов представить трудовые договоры наемных работников. Здесь еще более открыто, чем в ГК, говорится о праве индивидуальных предпринимателей (а к ним относятся и главы крестьянских хозяйств) заключать трудовые договоры с наемными работниками. ——————————— <*> Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1996, N 10, с. 10 — 18.

Поэтому представляется нелогичным разъяснение заместителя начальника Правового департамента Минтруда РФ Ю. Клейменова от 4 февраля 1977 года N 28-6, адресованное Пенсионному фонду РФ и опубликованное в газете «Экономика и жизнь» (апрель 1997 года, N 15), о том, что индивидуальные предприниматели (значит, и главы крестьянских (фермерских) хозяйств) хотя и могут заключать трудовые договоры с наемными работниками, не вправе в то же время вести трудовые книжки этих работников, а трудовой стаж последних у индивидуальных предприятий подтверждается справками, расчетными книжками и другими документами. Это разъяснение противоречит п. 5 ст. 22 Закона о крестьянском хозяйстве, согласно которому записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства. 5 мая 1997 года принят Федеральный закон N 77-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в ст. 2 которого сказано буквально следующее: «Плательщики страховых взносов: …индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору». На то, что индивидуальные предприниматели вправе осуществлять прием на работу по трудовому договору, указано и в понятии «работодатель», которое дается в п. 1 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 года N 318 <*>. ——————————— <*> Собрание законодательства РФ, 1977, N 13, ст. 1538.

На наемных работников крестьянского хозяйства полностью распространяется законодательство о труде с изъятиями, установленными Законом о крестьянском хозяйстве. Одно из таких изъятий, касающееся приема на работу наемных работников, представляется неконституционным. Речь идет об ограничении в таком приеме случаями производственной необходимости (п. 1 ст. 22 Закона). Неконституционным это ограничение является в силу ст. 9 Конституции, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения и других обстоятельств. При этом запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности. В свете этих положений Конституции представляется неправильным установленное крестьянскому хозяйству, его главе — предпринимателю ограничение в приеме на работу наемных работников только в случаях производственной необходимости. Ведь ни для какого иного предпринимателя России такие ограничения не установлены. Не установлены они и для любых юридических лиц. В связи с тем, что указанное ограничение противоречит ст. 19 Конституции, считаю, что в соответствии со ст. 15 Конституции оно не должно применяться <*>. Не должно оно применяться и в силу ст. 55 Конституции, согласно которой права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. ——————————— <*> Необходимо отметить, что в литературе были попытки раскрыть понятие «производственная необходимость» при приеме на работу в крестьянское хозяйство. (См.: Волкова Н. А., Шикин Е. П. Правовое регулирование трудовых отношений в крестьянском (фермерском) хозяйстве // Кормопроизводство, 1992, N 1, с. 10 — 12). При этом авторы применили понятие «производственная необходимость», которое дается в ст. 26 КЗоТ, в отношении переводов на другую работу, чем нарушили ст. 10 ГПК, допускающую применение аналогии только к сходным отношениям. Между тем речь шла в одном случае о «производственной необходимости» при перевозке на другую работу, а в другом — о «производственной необходимости» при приеме на работу, то есть о совершенно разных отношениях.

Ограничение в приеме на работу, установленное Законом о крестьянском хозяйстве, не вызвано необходимостью защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц или необходимостью обеспечения обороны и безопасности государства. Это очевидно и не требует доказательств. Видимо, разработчики Закон а ввели указанное ограничение, опасаясь эксплуатации наемных работников в крестьянском хозяйстве и нарушения ст. 14 Конституции СССР, принятой 7 октября 1977 года и провозгласившей «свободный от эксплуатации труд советских людей». Те, кто разрабатывал и принимал Закон о крестьянском хозяйстве, исходили, вероятно, и из того, что государственная собственность на землю исключает наемный труд. Такой труд предполагает только частная собственность на землю, которую принимавшие Закон явно не желали признавать, хотя и записали такой вариант в ст. 5 Закона, всячески ограничивая права собственника. В настоящее время право частной собственности на землю закреплено в ст. 9 Конституции и ограничивать наемный труд на этой земле, учитывая свободу труда, предусмотренную ст. 37 Конституции, нет никаких оснований. Необходимо заметить, что за время действия Закона о крестьянском хозяйстве не было ни одного случая привлечения главы крестьянского хозяйства к ответственности за прием на работу наемных работников при отсутствии в этом производственной необходимости и ни одного случая проверки самой производственной необходимости в использовании крестьянским хозяйством наемных работников. Количество наемных работников в крестьянском хозяйстве действующее законодательство не ограничивает. С ними в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, можно заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за ущерб, нанесенный крестьянскому хозяйству (ст. 121 и 121(1) КЗоТ). Такие договоры можно заключать, например, с наемными работниками, выполняющими работы по выращиванию, откорму, содержанию и разведению сельскохозяйственных и других животных, так как они включены в специальный Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми можно заключать письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства. Этот Перечень утвержден действующим в настоящее время Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 декабря 1977 года N 447/24.

3. Особенности правового регулирования труда главы крестьянского хозяйства

Особенности правового регулирования труда главы крестьянского хозяйства вытекают из особенностей его правового положения. В настоящее время это единственный индивидуальный предприниматель, который работает не только «на себя», но и на членов крестьянского хозяйства. Полагаю, что законодателем глава крестьянского хозяйства признан предпринимателем, а само хозяйство лишено статуса юридического лица для того, чтобы уменьшить налоги крестьянского хозяйства по сравнению с налогами юридических лиц, упростить бухгалтерский и иной учет и отчетность и тем самым укрепить экономическое положение, дать возможность употребить на крестьянский труд в своем хозяйстве время, затрачиваемое на различный учет и отчетности. Являясь одним из членов крестьянского хозяйства, глава этого хозяйства должен быть не только трудоспособным, как и другие члены этого хозяйства, но и дееспособным (п. п. 3, 4 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве) <*>. Согласно ст. 21 ГК дееспособность гражданина возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. При вступлении в брак до 18 лет гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме. Об этом указано и в ст. 13 Семейного кодекса РФ. Полностью дееспособным может быть объявлен и несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, если он с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация — ст. 27 ГК). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. ——————————— <*> Следует отметить, что действующее законодательство не содержит никаких норм, определяющих порядок назначения или избрания главы крестьянского хозяйства. Представляется, что этот вопрос решается членами хозяйства по соглашению между ними.

Полная дееспособность необходима главе крестьянского хозяйства, так как в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона он представляет интересы крестьянского хозяйства в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами <*>. Кроме того, полная дееспособность нужна главе крестьянского хозяйства в связи с тем, что согласно ст. 23 ГК к его предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Без полной дееспособности глава крестьянского хозяйства не смог бы осуществлять предпринимательскую деятельность в полном объеме (например, совершать сделки по распоряжению имуществом крестьянского хозяйства в соответствии с п. 2 ст. 15 Закона). ——————————— <*> В ст. 1 Закона есть, на наш взгляд, упущение: не указано, что глава крестьянского хозяйства представляет его интересы и в отношении с учреждениями. Следует отметить, что в настоящее время ГК и другие нормативные акты, например Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», вместо слов «предприятия, учреждения, организации» употребляют термин «организации», который охватывает все эти субъекты прав и обязанностей.

Действующее законодательство содержит ряд ограничений для глав крестьянских хозяйств. Например, им запрещено совместительство на другой руководящей работе, то есть работе, связанной с руководством другим трудовым коллективом <*>. ——————————— <*> Постановление Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 года «О работе по совместительству» (СП СССР, 1988, N 33, ст. 93) и Положение, утвержденное Госкомтрудом СССР совместно с Министерством юстиции СССР и ВЦСПС 9 марта 1989 года (Бюллетень Госкомтруда, 1989, N 6).

Не могут быть главами крестьянских хозяйств служащие государственного аппарата, так как им запрещено работать на другой оплачиваемой работе, кроме научной, педагогической и иной творческой деятельности <*>. Запрет заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью содержится в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления <*>. В Указании Роскомзема от 15 декабря 1992 года N 23 «О соблюдении правовых нормативных актов Российской Федерации при регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств» отмечена необходимость соблюдения указанных правил при регистрации крестьянских хозяйств. ——————————— <*> Федеральный закон от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1995, N 31, ст. 2990. <*> Статья 9 Закона РФ от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» РСФСР, 1991, N 16, ст. 499; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, N 32, ст. 1882; N 34, ст. 1966; Собрание законодательства РФ, 1995, N 22, ст. 1977.

От других членов крестьянского хозяйства его глава отличается по объему трудовых прав и обязанностей. Они у него гораздо шире, чем у членов крестьянского хозяйства. Выше и его ответственность за невыполнение трудовых и иных обязанностей. Трудовые права и обязанности главы крестьянского хозяйства и его ответственность за их невыполнение, определенные в Законе и иных нормативных актах, могут быть уточнены в соглашении между членами хозяйства, о котором шла речь в первом разделе статьи. Поскольку глава крестьянского хозяйства является одним из его членов, на него не распространяется трудовое законодательство. Закон (п. 3 ст. 22) возлагает на главу крестьянского хозяйства обязанность обеспечить безопасные условия труда как для членов своего хозяйства, так и для наемных работников. В случае причинения увечья либо иного повреждения здоровья членам крестьянского хозяйства и наемным работникам по вине главы крестьянского хозяйства возмещение вреда производится по правилам, предусмотренным главой 59 ГК. Как указано в п. 9 ст. 25 Закона, материальную ответственность за ущерб, причиненный членам крестьянского хозяйства и наемным работникам увечьем и иным повреждением здоровья при исполнении ими своих трудовых обязанностей, несет крестьянское хозяйство. Согласно п. 5 ст. 22 Закона глава крестьянского хозяйства производит записи в трудовые книжки членов хозяйства и наемных работников об их трудовом стаже в крестьянском хозяйстве. Эти записи должны быть подтверждены органом местного самоуправления. Но ведь глава крестьянского хозяйства является вместе с тем членом этого хозяйства. Кто же производит соответствующие записи в его трудовую книжку? Этот вопрос должен быть решен членами крестьянского хозяйства. Видимо, им целесообразно избрать не только главу хозяйства, но и его заместителя — не только для внесения соответствующих записей в трудовую книжку главы хозяйства, но и для его замещения в случае отсутствия или болезни. Более высока, чем у членов крестьянского хозяйства, ответственность его главы за работу в качестве индивидуального предпринимателя. Как следует из п. 3 ст. 25 ГК, в случае признания его банкротом требования кредиторов индивидуального предпринимателя удовлетворяются не за счет имущества крестьянского хозяйства, то есть всех его членов, а только за счет имущества, принадлежащего главе крестьянского хозяйства — индивидуальному предпринимателю.

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

__________________________________________________________ (наименование хозяйства или (при его отсутствии)

__________________________________________________________ фамилия, имя и отчество главы крестьянского (фермерского) хозяйства)

«__» ______________ 19__ г. село ______ район _________ область ___________________

Для достижения высоких результатов совместной работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве члены крестьянского (фермерского) хозяйства __________________________________________ (наименование крестьянского (фермерского) хозяйства или

__________________________________________________________________ (при отсутствии наименования) фамилия, имя, отчество главы

__________________________________________________________________ крестьянского (фермерского) хозяйства, местонахождение

__________________________________________________________________ крестьянского (фермерского) хозяйства

__________________________________________________________________ (наименование села, района, области),

__________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество каждого члена крестьянского (фермерского)

__________________________________________________________________ хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства)

заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства избран нами __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество члена крестьянского (фермерского)

_________________________________________________________________. хозяйства, избранного его главой)

Его заместителем избран _____________________________________. (фамилия, имя, отчество заместителя)

2. Трудовая функция (квалификация, специальность, род работы) членов крестьянского (фермерского) хозяйства состоит в следующем: __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество каждого члена хозяйства

_________________________________________________________________. с указанием его трудовой функции)

3. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства при необходимости может поручить члену хозяйства выполнение работы, не относящейся к его трудовой функции, в случае, если эта работа не противопоказана ему по состоянию здоровья, полу и возрасту, а он в состоянии по своей квалификации и специальности выполнить ее. Отказ от выполнения такой работы может быть учтен членами крестьянского хозяйства при распределении его доходов. 4. Устанавливается следующий трудовой распорядок в крестьянском (фермерском) хозяйстве: а) __________________________________________________________; (время начала и окончания работы, время перерыва на обед)

б) __________________________________________________________; (меры поощрения за хороший труд)

в) __________________________________________________________; (меры воздействия на нерадивых работников)

г) __________________________________________________________. (иные условия труда)

5. Устанавливается следующий порядок учета трудовой деятельности членов крестьянского (фермерского) хозяйства: __________________________________________________________________ (возможно применение порядка учета трудовой деятельности,

_________________________________________________________________. принятого в сельскохозяйственных акционерных обществах)

6. Принимается следующий порядок и сроки распределения чистой прибыли, убытков и иных результатов работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 7. Устанавливаются следующие основания имущественной ответственности членов крестьянского хозяйства за ущерб, причиненный хозяйству: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 8. Иные условия труда членов крестьянского (фермерского) хозяйства: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 9. Договор составлен в ___ экземплярах и получен каждым из членов крестьянского (фермерского) хозяйства и его главой. 10. Договор вступает в силу со дня его подписания и действует в течение неопределенного срока.

Подписи главы _______________ и членов крестьянского (фермерского) хозяйства _______________

——————————————————————