О некоторых возможностях упорядочения регулирования нелегальной трудовой миграции в Россию

(Андрианова М. А.) («Юрист», N 7, 2002)

О НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ УПОРЯДОЧЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЮ

М. А. АНДРИАНОВА

Андрианова М. А., кафедра международного частного и гражданского права МГИМО (У) МИД РФ.

По статистическим данным МОТ 2000 года, нелегальная миграция в Российскую Федерацию составляет от 700 тысяч до 1,2 миллиона человек. Это число включает трудящихся мигрантов, а также лиц без гражданства <*>. ——————————— <*> «Улучшение методов миграционной статистики в Центральной и Восточной Европе». Издание Бюро МОТ в Москве. Москва, 2000. С. 33.

Во всем мире помимо количественного роста незаконной миграции (с учетом невозможности получить точные данные количество экономически активных лиц, вовлеченных в процесс незаконной миграции, оценивается от 15 до 30 миллионов) <*> наблюдается также изменение самой природы этого процесса. Нелегальная миграция не только превращается в хорошо организованную коммерческую деятельность на международном уровне, но и с недавнего времени зачастую соседствует с другими видами международной организованной преступности (торговля наркотиками, оружием, «живым товаром») <**>. 15 декабря 2000 года ООН приняла Конвенцию против транснациональной организованной преступности. Непосредственный интерес представляет дополнительный Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху <***>. ——————————— <*> Travailleurs — migrants. BIT. Geneve. 1999. P. 115. <**> Travailleurs — migrants. BIT, Geneve. 1999. P. 115. <***> Информация получена на официальном сайте ООН: www. un. org В настоящее время Конвенция ратифицирована более чем 120 государствами.

Протокол непосредственно касается незаконного ввоза, въезда и пребывания мигрантов на территории Государства-участника, он приобретает особую важность, поскольку призван в том числе обеспечивать мигрантам гуманное обращение и полную защиту их прав. По нашему мнению, выработка сбалансированной политики для повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией, с одной стороны, и в то же время для недопущения нарушения основных прав трудящихся-мигрантов — с другой, — один из актуальных вопросов, требующих всестороннего изучения. Сам вопрос признания незаконных мигрантов носителями каких бы то ни было прав до сих пор не поднимался. Изучение опыта, наработанного в рамках международных организаций, а также в зарубежном законодательстве, может оказать серьезную помощь в формировании позиции России по основным вопросам регулирования внешней трудовой миграции (в том числе нелегальной). В рамках международной организации труда проблема незаконной трудовой миграции является предметом Конвенции N 143 Трудящиеся-мигранты (дополнительные положения) 1975 года <*> и Рекомендации N 151 о трудящихся-мигрантах 1975 года <**>. ——————————— <*> См.: Сборник Конвенций и Рекомендаций МОТ. II том. Издание 1991 года. С. 1779. <**> См.: Сборник Конвенций и Рекомендаций МОТ. II том. Издание 1991 года. С. 1787.

Кто же такие «трудящиеся-мигранты» и что означает термин «нелегальный мигрант»? До настоящего времени не существует юридически устоявшихся понятий «мигрант» и «трудящийся-мигрант». В действующих правовых актах России употребляется только термин «иностранцы», что характерно для стран, где нет традиции эмиграции и иммиграции <*>. ——————————— <*> Европейская серия. «Руководство для НПО по международным и региональным документам, касающихся беженцев и прав человека». Т. 4. N 2. 1998. УВКБ ООН. Региональное европейское бюро.

В различных международных документах как на универсальном, так и на региональном уровне приводится несколько определений трудящегося-мигранта. Принятая в 1990 году ООН Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей определяет термин «трудящийся-мигрант» следующим образом: «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является». Статья 11 Конвенции МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (N 143 1975 года) гласит: «В целях применения настоящего раздела Конвенции термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта». В ст. 2 модельного рекомендательного акта «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ» под «трудящимся-мигрантом» понимается лицо, которое на законном основании будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является. Трудящимся-мигрантом в российской доктрине называют «любое лицо, которое в иностранном государстве занято законной экономической деятельностью или работает за вознаграждение» <*>. На наш взгляд, последнее определение несколько заужено. ——————————— <*> Ануфриева Л. П. Международное частное право. Особенная часть. Том 2. Москва: БЕК, 2000. С. 608.

В проекте ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предлагается определение «иностранного работника» (ст. 2 п. 1): «иностранный работник — иностранный гражданин, постоянно или преимущественно проживающий за пределами РФ и временно осуществляющий на законном основании трудовую деятельность на территории РФ на основании заключенного с работодателем трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора на выполнение в его пользу работы (услуг); а также иностранный гражданин, зарегистрированный на территории РФ в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица». Определение, предлагаемое в проекте, представляет собой своеобразное толкование понятия «трудящийся-мигрант», однако так же, как и приведенные ранее примеры, сужает понятие иностранного работника до легально занятого мигранта, что в сочетании с отсутствием определения нелегального мигранта порождает группу людей с неопределенным статусом. Определение, данное в Конвенции ООН 1990 года, представляется автору наиболее адекватным. Аналогичный вывод может быть сделан исходя из анализа текста Рекомендации N 100 о защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях <*>, который предлагает распространять термин «трудящийся-мигрант» одинаково как на трудящегося, уже поступившего на работу, так и на трудящегося, который ищет работу или который собирается начать работу, о которой он уже договорился, независимо от того, принял ли он просто предложение поступить на работу или заключил трудовой договор. В соответствующих периодах этот термин означает также любого трудящегося, возвращающегося временно или окончательно во время или после периода работы. (В российских источниках подобных уточнений не встречается). Чтобы исключить возможность искажения смысла Конвенции, существует понятие «нелегальная миграция». Важно заметить, что предусматриваются в Конвенции не только меры по пресечению нелегальной миграции, но и меры минимальной защиты мигрантов, находящихся или получивших работу без законных на то оснований на территории государства иного, чем государство их гражданства. ——————————— <*> Конвенции и Рекомендации МОТ. Том II.

Федеральная миграционная программа на 1988 — 2000 гг. <*> (продленная на 2001 год Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 года) <**> определяет понятие «внешняя трудовая миграция» как добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за границу, также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Российской Федерации, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности. ——————————— <*> Федеральная Миграционная программа на 1998 — 2000 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1997 года N 1414 (СЗ РФ. N 47. Ст. 5406). <**> СЗ РФ. 08.01.2001. N 2. Ст. 183.

Анализируя документы, регулирующие миграцию, выработанные в рамках МОТ, стоит отметить, что сфера их применения определяется, главным образом, полномочиями, признаваемыми за организацией, которые состоят в защите прав и свобод трудящихся. Другими словами, документы прежде всего относятся к работникам-мигрантам, в противопоставление к мигрантам вообще. Положения конвенций и рекомендаций применяются к беженцам и перемещенным лицам лишь постольку, поскольку они будут вовлечены в трудовые отношения вне страны их постоянного места жительства. Стоит подчеркнуть, что Конвенция регулирует трудовую миграцию международного характера и не относится к миграции в пределах одного государства. По смыслу статьи 11 Конвенции N 97 о трудящихся-мигрантах, Рекомендации N 86, а также части II Конвенции N 143, термин «трудящийся-мигрант» включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта. Таким образом, нелегальная трудовая миграция не регулируется данными нормами, однако часть I Конвенции N 143 и ряд положений Рекомендации N 151 специально посвящены пресечению незаконной миграции. Ст. 1 Конвенции N 143 предусматривает, что каждый член организации, для которого данная Конвенция находится в силе, обязуется соблюдать основные права человека всех трудящихся-мигрантов. Данное положение Конвенции, безусловно, распространяющееся на нелегальных мигрантов, видимо, представляет собой причину небольшого количества ратификаций <*>. ——————————— <*> На 1999 год Конвенция была ратифицирована 18 государствами.

Ст. 1 Конвенции МОТ N 143 1975 года «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» гласит, что каждый член организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется соблюдать основные права всех трудящихся-мигрантов. Статья 3 обязывает каждого члена организации принимать все необходимые и соответствующие меры для пресечения тайного миграционного движения и незаконного найма мигрантов. По смыслу ст. 2 Конвенции нелегальная миграция представляет собой «…какое-либо миграционное движение трудящихся, ищущих работу, в процессе которого трудящиеся-мигранты либо во время переезда, либо по прибытии, либо во время пребывания и работы помещаются в условия, противоречащие соответствующим актам или многосторонним или двусторонним международным соглашениям или национальному законодательству и постановлениям» <*>. ——————————— <*> Определение, косвенно данное в ст. 2 Конвенции N 143, процитировано по Сборнику Конвенций и Рекомендаций МОТ. Том II. С. 1779. МБТ, Женева, 1991. С. 1781.

В конце 2000 года по распоряжению Президента РФ была подписана Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющего ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. Целями данной Конвенции и дополняющего ее Протокола является не только повышение эффективности борьбы с организованной преступностью, но и обеспечение мигрантам гуманного обращения и полной защиты их прав (преамбула), в том числе путем формирования системы возвращения незаконно ввезенных мигрантов упорядоченным образом и при должном учете обеспечения безопасности и уважения достоинства этого лица (п. 5, ст. 18 <*>). ——————————— <*> Текст Конвенции и дополняющие ее протоколы размещены на официальном сайте ООН.

В отчете комиссии экспертов МОТ по вопросам работников-мигрантов <*> содержится целая глава, посвященная вопросам минимальных гарантий, которые должны предоставляться каждому работнику-мигранту независимо от того, находится он на территории принимающего государства на законном основании или нет. ——————————— <*> Travailleurs-migrants. BIT, Geneve, 1999. Р. 120.

Конвенция N 143 о злоупотреблении в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 года <*> содержит положения, имеющие целью обеспечить номинальную защиту даже тем категориям трудящихся-мигрантов, которые иммигрировали или были наняты на работу незаконно и без реальной возможности узаконить их положение. ——————————— <*> Конвенции и Рекомендации МОТ. Том II. С. 1779. МБТ, Женева, 1991.

Сказанное ни в коей мере не затрагивает и не влияет на суверенное право любого из государств-участников создавать условия для приема мигрантов на территории своего государства или отказывать в возможности принимать их. Ст. 1 Конвенции N 143 гласит, что «каждый член организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется соблюдать основные права человека всех трудящихся-мигрантов» <*>. Данная статья отсылает к пакету основных прав человека, сформулированных в документах ООН по правам человека, среди которых есть и комплекс трудовых прав. Этот пакет основных прав должен содержаться в законодательстве любой страны, претендующей на то, чтобы ее считали цивилизованной. Эти права, бесспорно, относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, о которых говорится в п. 4 ст. 15 и ст. 55 Конституции РФ <**>. В этой связи особое значение приобретает тот факт, что все ограничения и изъятия из национального режима иностранцев (в том числе работников-мигрантов), зафиксированного в п. 3 ст. 62 Конституции, должны устанавливаться федеральными законами. ——————————— <*> Конвенции и Рекомендации МОТ. Том II. С. 1781. МБТ, Женева, 1991. <**> Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М.: Дело, 1999. С. 449.

Некоторые из основных трудовых прав человека составили предмет «Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда» <*>, одобренной Международной Конференцией труда 18 июня 1998 года. Работники-мигранты определены в преамбуле как категория лиц, которые нуждаются в особой защите. ——————————— <*> Международная Конференция труда. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации, принятая на 86-й сессии конференции. Женева, 18 июня 1998 года. ILO. Geneve.

Статья 9 Раздела I Конвенции N 143 предусматривает, что «…Без ущерба для мер, призванных контролировать передвижения трудящихся-мигрантов, ищущих работу, обеспечивая въезд на территорию страны и получение работы согласно соответствующим законам и постановлениям, трудящийся-мигрант в случаях, когда эти законы и правила не соблюдались и когда его положение не может быть регламентировано, пользуется в отношении себя и своей семьи равенством обращения в отношении прав, вытекающих в связи с его прошлой работой, касающихся вознаграждения, социального обеспечения и других пособий» <*>. Целью этой статьи является обеспечение защиты прав незаконно нанятых работников-мигрантов в отношении выполненной ими работы. Сложность понимания смысла статьи вызвана, вероятно, не совсем точным официальным переводом. Имеется в виду работа, «прошлая» (в смысле «предшествующая») по отношению к моменту возникновения незаконной занятости. ——————————— <*> Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ, Женева, 1991. С. 1782.

Комитет экспертов уточнил, что первый абзац 9-й статьи первого раздела Конвенции N 143 говорит о «равенстве обращения», однако имеется в виду равенство обращения незаконно занятых мигрантов и мигрантов, находящихся на территории страны трудоустройства и нанятых там на законных основаниях, в частности, в отношении условий допуска к работе и т. д. Законодательство некоторых стран (например, Парагвая и Чехии) <*> признает право нелегально занятых мигрантов на получение заработной платы, поскольку отсутствие разрешения не влияет на действительность трудового договора, и трудовое право предусматривает для мигранта тот же объем прав (в отношениях с работодателем), что был бы предоставлен ему в случае законной занятости. Законодательство большинства других стран предусматривает, что несоблюдение условий допуска иностранцев к работе на их территории влечет ничтожность трудового договора и как следствие — отсутствие правовой базы для выплаты заработной платы и иных компенсаций. Вопрос имеет важное практическое значение и заслуживает внимания российских законодателей. ——————————— <*> По материалам Travailleurs-migrants. BIT. Geneve. 1999. P. 124.

Особую значимость приобрела проблема возвращения мигрантов на родину после окончания работы в России. В России речь идет пока не о распределении бремени расходов, а об обеспечении возвращения иностранных граждан после окончания срока работы в России в страну постоянного проживания. Проект ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» предусматривает в п. 7 ст. 17, что разрешение на работу выдается иностранному работнику «… после внесения работодателем или иностранным работником, зарегистрированным в качестве предпринимателя без образования юридического лица, на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами миграции, счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ». Пункт 3 статьи 9 Конвенции предусматривает, что «… в случае высылки из страны трудящийся и его семья не должны нести расходов». Необходимо разграничить ситуации, когда незаконность занятости возникла по вине работника (в этом случае расходы по высылке с него снимаются, но транспортные расходы несет он сам) и когда занятость возникла без законных оснований по вине работодателя (в этом случае с работника снимаются все расходы). Такого разграничения российское право до настоящего времени не знает. Законодательство некоторых стран (Мали) предусматривает право работника требовать возмещения убытков в случае, если занятость не была оформлена надлежащим образом по вине работодателя <*>. ——————————— <*> См.: Travailleurs-migrants. BIT. Geneve. 1999. P. 124.

Современная ситуация на рынке труда России характеризуется, с одной стороны, ростом численности безработных, которая в 1995 году составила 5,7 миллиона человек, а позднее 9 — 10 миллионов, с другой — несбалансированностью собственных трудовых ресурсов и рабочих мест в стране и наличием регионов, испытывающих дефицит кадров определенных профессий и специальностей, который не может быть восполнен за счет российской рабочей силы. Высказывается точка зрения, что даже такое явление, как нелегальная миграция, не всегда несет «отрицательный эквивалент», так как прибывают преимущественно люди трудоспособного возраста, обладающие определенным уровнем образования и квалификации, не требующие помощи у государства <*>. ——————————— <*> Рязанцев С. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. Ставропольское книжное издательство, 2001. С. 6.

С юридической точки зрения не только отсутствие «отрицательного», но даже и наличие «положительного эквивалента» не может оправдать существование «нелегального», то есть незаконного, явления. Коль скоро оно незаконно, его необходимо пресекать и предотвращать. Если же государству то или иное явление может быть полезным, его необходимо легализовать или поставить в такие рамки, чтобы оно стало полезным. Согласно пункту 4 статьи девятой Конвенции МОТ N 143 «…Ни одно из положений настоящей Конвенции не препятствует государствам-членам давать лицам, незаконно находящимся или работающим в стране, право проживания и поступления на работу на законных основаниях» <*>. ——————————— <*> Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ, Женева, 1991. С. 1783.

Положения Рекомендации N 151 предполагают, что «…следует по возможности в кратчайшие сроки принимать решение в тех случаях, когда эти законы и правила не соблюдались, с тем, чтобы трудящийся-мигрант знал, может ли его положение быть регламентировано или нет» <*>. ——————————— <*> См.: Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ, Женева, 1991. С. 1789.

Для более точного понимания смысла термина «регламентировано» следует обратиться к оригинальному термину во французском экземпляре документа — «regulariser». В данном случае речь идет об «оформлении в законном порядке», «легализации» незаконных мигрантов. Трудящиеся-мигранты, чье положение было узаконено <*>, должны пользоваться всеми правами, которые предоставляются трудящимся-мигрантам на законном основании на территории члена организации <**>. ——————————— <*> Перевод автора, в официальном тексте «регламентировано». <**> Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ, Женева, 1991. С. 1789.

В Обзорном докладе Комитета экспертов о применении Конвенций и рекомендаций о трудящихся-мигрантах говорится о недопустимости ситуации, когда мигрант продолжает незаконно работать в течение нескольких лет, пока не принято решение относительно возможности легализации его положения. Он находится в ситуации постоянной неопределенности, в уязвимом положении и может стать жертвой злоупотреблений. Сказанное в значительной степени относится к ситуации мигрантов из стран-членов СНГ. Формальное получение визы при въезде на территорию России, свобода передвижения по территории России, отсутствие механизма контроля за средствами, на которые мигрант собирается существовать в России, и целей, с которыми мигрант приезжает в Россию, — все это провоцирует появление массы работников-мигрантов, занятых без законных на то оснований, без перспективы легализации их положения, однако с законными основаниями пребывания на территории России. Интересен опыт легализации нелегальных мигрантов в Греции, стране, которая столкнулась с волной незаконной миграции из Албании, Польши, Болгарии, стран бывшего Советского Союза. Правительство было вынуждено принять два президентских Декрета, которые временно легализовали мигрантов, предусмотрев выдачу (на определенных условиях) вида на жительство, в результате чего мигранты получали право на защиту, предусмотренную законодательством. Хотя параграф 4 ст. 9 Конвенции N 143 говорит о «регламентации» в смысле «легализации», некоторые страны в действительности практикуют процедуру, которую, скорее всего, правильнее называть «амнистия» <*>. Для собственной эффективности эта акция должна носить исключительный характер и не должна быть регулярной. ——————————— <*> Термин можно встретить в докладе Комитета экспертов МОТ по вопросам работников-мигрантов Travailleurs-migrants. BIT. Geneve. 1999. P. 128 — 129.

Подобные амнистии отменяют действие штрафных санкций, при обычных условиях применяемых за работу без законных на то оснований на территории государства, проводящего процедуру амнистии, или за незаконное нахождение на его территории. Саудовская Аравия несколько лет назад приняла решение о проведении амнистии с целью дать возможность нелегальным мигрантам и нелегальным работникам-мигрантам, находящимся на ее территории, покинуть страну без применения санкций <*>. ——————————— <*> Пример цитируется по книге Travailleurs-migrants. BIT. Geneve. 1999. P. 128 — 129.

Иногда амнистия — первый шаг к регуляризации: 19 ноября 1997 года США приняли закон, предусматривающий амнистию в отношении выходцев из Кубы и Никарагуа, проживающих в США не менее 2 лет <*>. ——————————— <*> Пример цитируется по книге Travailleurs-migrants. BIT. Geneve. 1999. P. 129.

Подобные акции, являясь констатацией беспомощности государства предотвратить незаконную миграцию, с одной стороны, позволяют легализовать целый пласт лиц с неопределенным статусом, с другой — дают возможность государству получать налоги от реальных трудовых отношений. Для организации борьбы с незаконной миграцией важно четко представлять все возможные ее виды. Жорж Тапино, анализируя существующие методы борьбы с незаконной миграцией, говорит о комплексе мер для эффективной борьбы с незаконной миграцией, каждая из которых, взятая по отдельности, к ощутимым результатам не приводит <*>. Во-первых, контроль осуществляется при въезде в страну. В современных условиях экономической интернационализации, демократического климата создание замкнутой системы (какой был Советский Союз) практически невозможно. Основная проблема на этой стадии состоит в определении действительной цели визита в страну. Кроме того, само по себе взятие под контроль въезда в страну не гарантирует соблюдение сроков пребывания. ——————————— <*> «Les enjeux ecoomique et politique des migrations clandestines» Gerges Tapinos в сборнике Combattre l’emploi illegal d’etrangers, OCDE, 2000. P. 32.

Проект ФЗ России «О правовом положении иностранных граждан» содержит систему контроля за целями визита в страну и предусматривает создание централизованной базы данных для учета всех прибывающих на территорию РФ иностранцев, что позволит снизить количество нелегальных мигрантов, незаконно находящихся на территории России. Санкции против работодателей, нанимающих работников-мигрантов без законных на то оснований, — вторая стадия контроля за незаконной трудовой миграцией (так называемые меры «a posteriori»). Работодателю в России экономически выгоднее не тратить время на оформление бумаг, поскольку даже в случае выявления нарушений, например, в г. Москве работодатель заплатит до 100 минимальных окладов за каждого работника (Закон города Москвы «Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы» от 22 октября 1997 года <*>). Примером иного возможного регулирования могут служить положения Швейцарского федерального закона, ст. 23: за найм рабочей силы без оформления разрешения налагается штраф 5000 шв. франков за каждого, за вторичный найм рабочей силы без оформления разрешения помимо штрафа (в течение 5 лет с момента первого правонарушения) нарушитель подвергается тюремному заключению до 6 месяцев. За организацию незаконного пребывания и оформления на работу нарушитель получает до 6 месяцев тюремного заключения, кроме этого, иногда налагается штраф до 10000 шв. франков. За организацию незаконного пребывания иностранцев на территории Швейцарии с целью получения незаконных доходов для себя или третьих лиц налагается штраф до 100000 шв. франков. ——————————— <*> «Ведомости Московской Думы». N 1. 1998. С. 44.

Взятая отдельно, эта мера также является не слишком эффективной, поскольку процент уличения работодателя в нарушении всегда остается невелик <*>. ——————————— <*> «Les enjeux ecoomique et politique des migrations clandestines» Gerges Tapinos в сборнике Combattre l’emploi illegal d’etrangers, OCDE, 2000. P. 36.

В США проводятся дополнительные меры борьбы с незаконной трудовой миграцией, которые выражаются в облегченной процедуре получения статуса «легального мигранта», а также в неукоснительной защите прав работников-мигрантов, получивших законный статус <*>. ——————————— <*> Fraser John «La prevention et la lutte contre l’emploi d’erangers en situation irreguliere aux Etats — Unis» в сборнике Combattre l’emploi illegal d’etrangers, OCDE, 2000. P. 110.

Явление нелегальной миграции неизбежно возникает из-за неодинакового экономического развития соседствующих стран. В арсенале средств воздействия государства всегда остается возможность использовать существующее явление в собственных интересах, а также в интересах собственных граждан.

——————————————————————