Работодатель против алкоголика

(Семенова Е.)

(«Бизнес-адвокат», N 17, 2003)

РАБОТОДАТЕЛЬ ПРОТИВ АЛКОГОЛИКА

Е. СЕМЕНОВА

Елена Семенова, юрист.

Нередки случаи возникновения конфликтов между работодателем и работниками по поводу нетрезвого состояния последних. Анализ действующего законодательства показывает, что в распоряжении работодателя имеется значительный арсенал правовых средств, которыми он может пользоваться при защите интересов предприятия, имея работника-выпивоху.

Условно можно выделить два вида юридической ответственности: карательная и правовосстановительная.

Карательная ответственность наступает за уголовные преступления, административные и дисциплинарные проступки. Ее основная цель — наказание виновного и предупреждение правонарушений. В отличие от карательной, правовосстановительная ответственность применяется в целях возмещения правонарушителем вреда, причиненного его деянием.

Напомним, что согласно ст. 76 ТК РФ работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, работодатель обязан отстранить от работы или не допустить к работе в этот день (смену). Отстранение от работы выражается в приостановлении выполнения работником его трудовых обязанностей по решению уполномоченных на это органов, как правило, с одновременной приостановкой выплаты заработной платы.

В каждой организации должны быть правила внутреннего трудового распорядка либо устав о дисциплине. Статьей 214 ТК РФ установлена обязанность работников соблюдать данные нормативные акты, а также требования по технике безопасности и производственной санитарии, согласно которым запрещается приносить с собой или употреблять алкогольные напитки, приходить в организацию или находиться в ней в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Согласно ТК РФ дисциплинарным взысканием может быть замечание, выговор, увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания, в частности понижение в должности, звании или классном чине, предупреждение о неполном служебном соответствии.

Из ст. 193 ТК РФ следует, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Наказание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — не позднее 2 лет со дня его совершения.

До применения дисциплинарного взыскания с работника должно быть затребовано письменное объяснение. Юридической ответственности за отказ от представления объяснений у работника не возникает. В подобном случае можно посоветовать работодателю составить акт об отказе виновного представить затребованное объяснение, который при необходимости будет использоваться как доказательство соблюдения порядка наложения взыскания.

Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (пп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ).

Постановлением Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах применения судами РФ законодательства при разрешении трудовых споров» от 22 декабря 1992 г. N 16 (в ред. от 21 ноября 2000 г.) даны разъяснения, что по этому основанию могут быть уволены не только работники, находившиеся в месте выполнения трудовых обязанностей в нетрезвом состоянии либо в состоянии наркотического или токсического опьянения, но и работники, находившиеся в таком состоянии в рабочее время не на своем рабочем месте, но на территории предприятия, учреждения либо объекта, где по поручению администрации они должны выполнять трудовые функции.

Нетрезвое состояние работника либо наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например свидетельскими показаниями, актом, составленным представителями работодателя, другими работниками и т. д. При этом не имеет значения, отстранялся ли работник от работы в связи с указанным состоянием. За каждый проступок применяется только одно дисциплинарное взыскание.

К нарушителю трудовой дисциплины могут быть применены меры материального и морального воздействия в виде уменьшения или лишения премии, вознаграждений по итогам работы за год; перенесения очередности на получение жилой площади, очередного отпуска; уменьшения дней дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работодателем за стаж работы на данном предприятии; непредоставления льготных путевок в санатории или дома отдыха, служебных машин; отказа в выдаче беспроцентной ссуды, доплате за питание, в предоставлении прочих социальных льгот. При этом сочетание таких мер не рассматривается как одновременное наложение двух дисциплинарных взысканий.

Нелишне напомнить, что и поныне сохраняют свое действие Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 г. N 252. Согласно п. 7 данного нормативного акта непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям: систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, прогул без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 7, утвержденными Постановлением N 37, трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, установленных ст. 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», не суммируется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по ряду оснований за совершение работником виновных действий, в том числе и появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.

Вопрос о выплате пособия по временной нетрудоспособности в случаях, не связанных с производственным травматизмом работника, должен решаться с учетом п. 27 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6 в редакции от 15 апреля 1992 г., действие которого сохраняется и в настоящее время. Правила данной нормы таковы: пособие не выдается при временной нетрудоспособности от заболеваний или травм, наступивших вследствие опьянения или действий, связанных с опьянением, а также вследствие злоупотребления алкоголем.

Иногда состояние алкогольного опьянения становится одной из причин несчастного случая на производстве, в результате которого работник получает увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому или гражданско-правовому договору.

При выплате пособия в случае трудового увечья следует руководствоваться ст. ст. 5, 15 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями и письмом Фонда социального страхования РФ от 26 декабря 2000 г. N 02-18/05-8538. Данные нормативные акты разъясняют, что повреждение здоровья, единственной причиной которого по заключению учреждения здравоохранения явилось алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушением технологического процесса, подлежит расследованию и квалифицируется как несчастный случай, не связанный с производством, с оформлением акта о несчастном случае на производстве произвольной формы. Выплата пособия по временной нетрудоспособности в данном случае не производится, поскольку он подпадает под общее правило, установленное п. 27 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.

Статья 14 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает порядок определения размера ежемесячных страховых выплат с учетом вины лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве. Согласно данной норме права, если при расследовании страхового случая комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.

При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профкома. Вопрос о том, является ли допущенная потерпевшим неосторожность грубой или же относится к простой, в каждом случае должен решаться с учетом фактических обстоятельств дела, а именно характера технологического процесса, обстановки причинения вреда, особенностей потерпевшего.

Судебная и правоприменительная практика показывает, что нетрезвое состояние потерпевшего, содействовавшее причинению вреда его здоровью при исполнении им трудовых обязанностей, расценивается как грубая неосторожность.

В частности, п. 23 Постановления Пленума ВС РФ N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» от 28 апреля 1994 г. подтверждена именно такая позиция высшей судебной инстанции по данному предмету.

Причинители вреда, с которыми работник не состоял в трудовых отношениях, несут ответственность за счет собственных средств в порядке о возмещении вреда, определенном ГК РФ и ГПК РФ. Исходя из положений ст. 1083 ГК РФ, в которой закреплен принцип смешанной вины, грубая неосторожность потерпевшего может повлечь снижение размера возмещения за причинение вреда либо отказ в иске. При разрешении спора в судебном порядке суд обязан учесть столь важное обстоятельство причинения ущерба, как нетрезвое состояние потерпевшего, содействовавшее возникновению или увеличению вреда.

При принятии решения по вопросу, касающемуся возмещения ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации по вине работника, работодателю необходимо учитывать п. 4 ст. 243 ТК РФ. Согласно этой норме в случаях причинения ущерба работником, находившимся в состоянии опьянения, материальная ответственность наступает в полном размере. Возмещение ущерба производится путем предъявления предприятием иска к работнику в суд общей юрисдикции.

Поскольку причинение ущерба работником, находившимся в нетрезвом состоянии, является грубым нарушением трудовых обязанностей, работодатель вправе не применять принцип уменьшения размера возмещения или отказа от взыскания ущерба, изложенный в ст. 240 ТК РФ.

Работодателю необходимо знать, что в соответствии со ст. ст. 20.20 и 20.21 КоАП распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций или появление на работе в нетрезвом состоянии является административным правонарушением и влечет наложение штрафа в размере от 3 до 5 МРОТ.

Известны случаи, когда члены семьи работника, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, на основании ст. 30 ГК РФ, ст. 281 ГПК РФ обращаются в суд общей юрисдикции с заявлением о признании гражданина ограниченно дееспособным и установлении над ним попечительства.

В случае установления судом попечительства над гражданином, признанным ограниченно дееспособным, без согласия попечителя этот гражданин не вправе сам получать заработную плату, пенсию и другие виды доходов. Предприятие должно обеспечить исполнение судебного акта в части установленного порядка выплаты соответствующих доходов.

Однако гражданин, ограниченный в дееспособности, согласно ст. 1077 ГК РФ самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им внедоговорный вред.

Действующее законодательство не предусматривает применение принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим алкоголизмом или наркоманией. Такие меры могут быть назначены судом при рассмотрении уголовного дела лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании.

Согласно УК РФ 1996 г. состояние опьянения не относится к отягчающим ответственность обстоятельствам, но ст. 23 УК РФ предусматривается уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Как видно из изложенного, у работодателя есть возможность использовать на выбор любые меры правового характера в борьбе с пьянством как социальным явлением. На вопрос: «Быть или не быть работодателем лица, который пьет?» — ответ найти предстоит самому работодателю.

——————————————————————