Система непрерывного профессионального образования муниципальных служащих: становление, опыт, современное состояние

(Анциферова И. В., Рябыкин С. А.) («Муниципальная служба: правовые вопросы», 2013, N 2) Текст документа

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОПЫТ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ <*>

И. В. АНЦИФЕРОВА, С. А. РЯБЫКИН

——————————— <*> Anciferova I. V., Ryabykin S. A. System of continuous professional education of municipal employees: formation, experience, current state.

Анциферова Ирина Владимировна, ректор Курской академии государственной и муниципальной службы, доктор социологических наук, профессор.

Рябыкин Сергей Алексеевич, начальник управления по работе с резервом кадров комитета государственной, муниципальной службы и кадров Администрации Курской области.

В статье рассматриваются основные направления реализации системы непрерывного профессионального образования муниципальных служащих в Курской академии государственной и муниципальной службы.

Ключевые слова: муниципальная служба, муниципальное управление, органы местного самоуправления, система, непрерывное профессиональное образование, повышение квалификации, муниципальный служащий.

In article the main directions of realization of system of continuous professional education of municipal employees in Kursk academy of the public and municipal service are considered.

Key words: municipal service, municipal management, bodies of local self-government, system, continuous professional education, professional development, municipal employee.

Принятый 2 марта 2007 г. Федеральный закон N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» внес в систему этого уровня управления не только упорядочение прохождения муниципальной службы, но и ряд технологий, направленных на повышение профессионализма и результативности в деятельности лиц, занятых в этой системе. Наиболее значимым стало введение образовательного ценза для лиц, поступающих на муниципальную службу, применение оценочных процедур в работе с кадровым потенциалом, регулярное повышение квалификации. В целях реализации данных подходов в Курской академии государственной и муниципальной службы была разработана система непрерывного профессионального образования муниципальных служащих Курской области. Она включает в себя: — подготовку специалистов для работы в органах местного самоуправления из числа муниципальных служащих; — повышение квалификации муниципальных служащих; — подготовку кадров для резерва органов местного самоуправления. Подготовка лиц из числа муниципальных служащих, которые на момент вступления в действие Закона не имели высшего профессионального образования, осуществляется в вузе с 2007 г. Вузом разработаны образовательные программы с учетом специфики профессиональной деятельности, категорий обучающихся и инновационных подходов в муниципальном управлении, определенных основными направлениями административной реформы Российской Федерации. За это время было подготовлено 60 специалистов по программе высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление», 25 продолжают обучение. Отбор при поступлении на обучение данной категории муниципальных служащих и контроль за качеством процесса их обучения осуществляются комитетом государственной, муниципальной службы и кадров Администрации Курской области. Второй составляющей системы непрерывного профессионального образования муниципальных служащих является повышение квалификации муниципальных служащих. С 2010 г. оно осуществляется на плановой основе в соответствии с ежегодно издаваемыми распоряжениями губернатора Курской области «О вопросах профессиональной подготовки должностных лиц органов местного самоуправления», где определяются категории слушателей, период и программы обучения. Ежегодно вузом реализуется свыше пяти программ повышения квалификации (72 часа). Среднегодовое количество слушателей составляет более 300 человек. Содержание программ, как и формы обучения, диагностируется слушателями по критериям актуальности, степени практического применения, удобства восприятия и т. д. Ежегодно обновляется до 30% содержания программ. Внедрена система дистанционного обучения. Принятие областной целевой программы «Развитие муниципальной службы в Курской области на 2012 — 2014 годы» позволило систематизировать эту работу, ввести в систему непрерывного профессионального образования обучение лиц, занимающих выборные муниципальные должности, а также муниципальных служащих, включенных в кадровый резерв Курской области. Наиболее востребованными учебными программами являются: — «Актуальные проблемы реализации реформы местного самоуправления в Курской области»; — «Противодействие коррупции в органах местного самоуправления: правовые и морально-этические аспекты»; — «Борьба с терроризмом и экстремизмом: правовой и организационный аспекты». Важным элементом системы непрерывного профессионального образования муниципальных служащих в настоящее время стала подготовка резерва кадров для органов местного самоуправления. Она имеет две составляющие. Для лиц, находящихся в резерве на руководящие должности органов местного самоуправления и кадровом резерве субъекта РФ, реализуются программы магистерской подготовки по направлениям: «Государственное и муниципальное управление» (081100.68), «Юриспруденция» (030900.68), «Экономика» (080100.68). В настоящее время по ним обучаются 36 человек. Для этой категории обучающихся учебными планами предусмотрены дисциплины, развивающие компетенции, необходимые для организационно-управленческой и административно-психологической профессиональной деятельности. В программе обучения предусмотрены стажировки в странах ближнего зарубежья с целью проведения сравнительного анализа управления и развития муниципальной службы, научно-исследовательские семинары, где вырабатываются опыт и навыки использования методов исследования в практической деятельности. С 2010 г. начата подготовка студентов по целевым направлениям органов местного самоуправления Курской области с целью формирования резерва развития муниципальных образований. Направления подготовки: «Государственное и муниципальное управление» (081100.62), «Юриспруденция» (030900.62), «Экономика» (080100.62), «Социальная работа» (040400.62), «Информационная безопасность» (090900.62) и приобретаемые компетенции содержат необходимые компоненты для дальнейшей работы в органах муниципальной власти, а производственные практики имеют целью адаптацию студентов к будущей рабочей среде и приобретение необходимых опыта и навыков. По целевым направлениям по очной форме обучения в настоящее время проходят обучение 59 студентов. Скрепляет эту систему научная деятельность всех категорий обучающихся, которая проходит под руководством опытных педагогов — специалистов в узких областях знаний. Ряд научно-практических работ выполнен в рамках реализации областной целевой программы «Развитие муниципальной службы в Курской области на 2012 — 2014 гг.». Творческими научными группами проведен анализ нормативных правовых актов органов местного самоуправления (руководитель — д. ю.н., профессор О. В. Брежнев), подготовлены модельные административные регламенты предоставления муниципальных услуг (руководитель — к. ю.н., доцент В. В. Попов), разработаны методические рекомендации взаимодействия государственного и муниципального управления в экономической сфере (руководитель — к. э.н., доцент О. С. Фомин). Данный вид деятельности способствует развитию у студентов и магистрантов научного, творческого потенциала, приобретению исследовательских компетенций, необходимых для работы в органах муниципальной власти. Система непрерывного профессионального образования муниципальных служащих дает основания для комплексного, системного подхода управления персоналом на муниципальной службе и ее развития с учетом инноваций в муниципальном управлении в РФ.

——————————————————————

Название документа Вопрос: Каким законом предусмотрено увольнение с государственной гражданской службы с формулировкой «в связи с утратой доверия»? Что понимается под «утратой доверия» применительно к государственной гражданской службе? («Прокурор», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: Каким законом предусмотрено увольнение с государственной гражданской службы с формулировкой «в связи с утратой доверия»? Что понимается под «утратой доверия» применительно к государственной гражданской службе?

Ответ: Увольнение с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия предусмотрено ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ. Под утратой доверия понимается: — непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; — непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений; — участие гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации; — осуществление гражданским служащим предпринимательской деятельности; — вхождение государственного служащего в состав органа управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений.

——————————————————————

Название документа Вопрос: Действительно ли каждый работодатель обязан выделять места для трудоустройства инвалидов? («Прокурор», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: Действительно ли каждый работодатель обязан выделять места для трудоустройства инвалидов?

Ответ: В связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов» Закон РФ «О занятости населения в РФ» дополнен положением, в соответствии с которым работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для инвалидов (в пределах установленной квоты) и информировать об этом службу занятости. Квота устанавливается законодательством субъектов России для организаций с численностью работников более 100 человек в пределах от 2 до 4 процентов к среднесписочной численности работников. Одновременно скорректированы положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность работодателей за неисполнение установленной обязанности. Согласно новой редакции ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф за данное административное правонарушение, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты составит от 5 до 10 тыс. рублей.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *