Квалификационный экзамен как средство объективной оценки персонала органов местного самоуправления

(Бондарева А. В., Бондарева Г. А.) («Муниципальная служба: правовые вопросы», 2013, N 2) Текст документа

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК СРЕДСТВО ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ <*>

А. В. БОНДАРЕВА, Г. А. БОНДАРЕВА

——————————— <*> Bondareva A. V., Bondareva G. A. Qualifying examination as a means of objective evaluation of the personnel of local government.

Бондарева Антонина Васильевна, заведующая кафедрой внешнеэкономических связей, таможенного дела и таможенного права Курской академии государственной и муниципальной службы, кандидат исторических наук.

Бондарева Галина Александровна, заместитель заведующего кафедрой экономической теории, регионалистики и правового регулирования экономики Курской академии государственной и муниципальной службы, кандидат исторических наук.

Статья посвящена анализу квалификационного экзамена как кадровой технологии прохождения муниципальной службы и способа оценки профессионального уровня муниципального служащего.

Ключевые слова: муниципальный служащий, кадровая технология, квалификационный экзамен, мотивированный отзыв, классный чин.

This article analyzes the qualifying examination as the passage of HR technology municipal services and how to evaluate the professional level of the municipal employee.

Key words: municipal employee, technology personnel, qualification examination, reasoned review, class rank.

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» не содержит норм о порядке присвоения классных чинов на муниципальной службе, отсылая к законам субъектов Российской Федерации, которые должны установить этот порядок, а также порядок сохранения классных чинов при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. С учетом принципов взаимосвязи муниципальной службы и государственной службы следует подчеркнуть, что введение законодателем в декабре 2008 г. в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» дополнительной ст. 9.1 «Классные чины муниципальных служащих» должно по аналогии предполагать проведение квалификационного экзамена как важной части процедуры оценки роста профессионализма при прохождении муниципальной службы. Порядок сдачи квалификационного экзамена муниципальными служащими может регулироваться в соответствии с нормами Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)». Законом Курской области от 27 ноября 2009 г. N 102-ЗКО введена ст. 4.1 «Классные чины муниципальных служащих» в Закон Курской области от 13 июля 2007 г. N 60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области», которым утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальной службы муниципальных служащих в Курской области. На 1 января 2013 г. фактическое количество муниципальных служащих в 355 муниципальных образованиях Курской области составило 4123 человека, в том числе 1532 человека в муниципальных районах, 1197 — в городских округах, 202 — в городских поселениях и 1192 человека — в сельских поселениях. По информации кадровых служб администраций муниципальных районов и городских округов, за период с июля 2012 г. по январь 2013 г. число муниципальных служащих сократилось на 28 единиц. Средняя численность муниципальных служащих на единицу муниципального образования практически не изменилась и составила в: — муниципальном районе — 55 чел.; — городском округе — 239 чел.; — городском поселении — 7 чел.; — сельском поселении — 4 чел. Приведем типовой порядок проведения квалификационного экзамена на примере муниципальных образований Курской области. Вопросы проведения квалификационного экзамена находятся в компетенции руководителя органа местного самоуправления, председателя избирательной комиссии муниципального образования, которые принимают решение о квалификационном экзамене по собственной инициативе или по инициативе муниципального служащего. Периодичность проведения квалификационного экзамена не имеет жесткого закрепления — он может проводиться по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. При этом законодатель не возлагает на муниципального служащего обязанность сдачи квалификационного экзамена, он вправе отказаться от прохождения экзаменационной процедуры, не претендуя на присвоение соответствующего классного чина по замещаемой должности. Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией (далее — комиссия), которая оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) муниципальных служащих в соответствии с требованиями должностных инструкций, сложностью и ответственностью выполняемой работы на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам, иным нормативным правовым актам методов оценки профессиональных, деловых и личностных качеств экзаменуемого. Квалификационный экзамен начинается с оглашения председателем комиссии либо по его поручению членом комиссии отзыва, а также дополнительных сведений о служебной деятельности муниципального служащего или заявления муниципального служащего о его несогласии с отзывом, если они были представлены. Муниципальный служащий вправе выступить с устным сообщением перед аттестационной комиссией. При необходимости заслушивается личное сообщение непосредственного руководителя муниципального служащего о его служебной деятельности. Каждый член аттестационной комиссии вправе задавать экзаменуемому такое количество вопросов, которое сочтет необходимым для формирования своего мнения о муниципальном служащем. На основании материалов, представленных на экзаменуемого муниципального служащего, устных сообщений муниципального служащего и его непосредственного руководителя на заседании комиссии, результатов тестирования, зачета практических умений и навыков, итогового собеседования с учетом обсуждения профессиональной деятельности, деловых и личностных качеств муниципального служащего комиссия дает оценку, может принять рекомендации и замечания. Решение комиссии принимается в отсутствие экзаменуемого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу экзаменуемого. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов. Результаты квалификационного экзамена (оценка и рекомендации комиссии) заносятся в экзаменационный лист, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в голосовании, и сообщаются муниципальному служащему непосредственно после голосования, т. е. в день сдачи квалификационного экзамена. По результатам квалификационного экзамена в отношении муниципального служащего выносится одно из следующих решений: — признать, что муниципальный служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина; — признать, что муниципальный служащий не сдал квалификационный экзамен. Таким образом, квалификационный экзамен — эффективная самостоятельная кадровая технология, применяемая в системе управления профессиональным развитием персонала муниципальной службы. Квалификационный экзамен представляет собой испытание, проводимое по установленной нормативными актами форме и процедуре, в целях определения степени и уровня профессиональной подготовленности персонала к определенному виду сложного труда, проверки соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы. Проявление уважения к личности экзаменующегося, такта и справедливости — необходимые условия проведения экзамена и подготовки решения, так как это стимулирует самообразование и самоорганизацию служащего. Квалификационный экзамен является одним из средств объективной оценки персонала органов местного самоуправления, административного и социального контроля за его профессиональным ростом и уровнем квалификации, выявления и рационального использования резерва кадров на основе эффективного применения профессиональных способностей служащего в интересах реализации своей карьеры и с пользой для местного самоуправления. По состоянию на 1 января 2013 г. классные чины муниципальной службы Курской области присвоены 2319 муниципальным служащим, что составляет 56,2% от общего количества муниципальных служащих. Это на 1,5% больше прошлых отчетных данных. В число муниципальных образований, показавших хорошие результаты в данном направлении деятельности, вошли: — муниципальные районы: Беловский (92,9%), Большесолдатский (92,0%), Тимский (90,2%); — городские округа: г. Щигры (87,2%), г. Курчатов (86,5%); — городские поселения: пос. Конышевка, пос. Медвенка (по 100%); — сельские поселения: Курчатовского района (100%). Вместе с тем классные чины не присвоены 1804 муниципальным служащим Курской области, что составляет 43,8%. 100% муниципальных служащих сельских поселений Глушковского, Железногорского, Конышевского, Льговского, Мантуровского, Солнцевского, Фатежского, Черемисиновского и Щигровского районов не имеют классных чинов. Работа кадровых служб по проведению аттестационных мероприятий по присвоению классных чинов в соответствии с графиками проведения квалификационных экзаменов по присвоению классных чинов муниципальных служащих администраций муниципальных образований Курской области находится под особым контролем Администрации Курской области и будет продолжена в 2013 — 2014 гг. Квалификационный экзамен призван выполнять функцию стимулирования муниципальных служащих к достижению позитивной оценки посредством успешного прохождения экзаменационной процедуры и профессионального признания в форме присвоенного классного чина по соответствующей группе замещаемой должности муниципальной службы. В этих целях муниципальные служащие мотивируются к самообразованию и повышению уровня профессиональных знаний и навыков, что в ходе квалификационного экзамена обеспечивает формирование конкурентной среды на муниципальной службе, позволяет более точно выявить профессиональные возможности муниципальных служащих. Квалификационный экзамен в условиях развития муниципальной службы в Курской области призван стать важным средством объективной оценки кандидата для работы в органах местного самоуправления.

Литература

1. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 10. Ст. 1152. 2. Закон Курской области от 13 июля 2007 г. N 60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области» // Курская правда. 2007. N 89 (дополнительный выпуск). 3. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 6. Ст. 438. 4. Кабашов С. Ю. Организация муниципальной службы: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010.

——————————————————————

Название документа