Здоровье минус, отпуск плюс

(Архипов В.)

(«Бизнес-адвокат», 2005, N 11)

ЗДОРОВЬЕ МИНУС, ОТПУСК ПЛЮС

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОТПУСКАХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ РАБОТНИКАМ,

ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ (ОПАСНЫМИ) УСЛОВИЯМИ ТРУДА

(КОММЕНТАРИЙ)

В. АРХИПОВ

Владимир Архипов, юрист.

К сожалению, автор не привела аргументы отказа судебной инстанции в удовлетворении требования о признании недействительности положений абз. 1 п. 12 Инструкции. Тем не менее изложенные ею аргументы позволяют сделать некоторые выводы.

Учтем, что право на дополнительные отпуска имеют работники, трудящиеся в особых условиях, а также другие категории работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, коллективными договорами или локальными нормативными актами (ст. 116 ТК РФ).

При этом обобщенные виды производств и занятий работников, которым должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, определены в ч. 1 ст. 117 ТК РФ. Однако ч. 2 ст. 117 ТК РФ установлено, что «перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

До настоящего времени Правительством РФ это поручение закона не выполнено. Поэтому основополагающим в данный момент является Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647, которым утвержден Список производств, работ, профессий, должностей, работа в которых дает право на дополнительные отпуска за подземные, вредные и тяжелые условия труда на предприятиях, в объединениях, организациях угольной и сланцевой промышленности и в шахтном строительстве. Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 25 сентября 1990 г. N 975 действие Постановления распространено на промышленно-производственный персонал, занятый (независимо от ведомственной подчиненности) на подземных и открытых горных работах, на поверхности шахт, разрезов, карьеров и рудников, на транспортировке и обогащении полезных ископаемых, а также на работников, занятых на строительстве метрополитенов, туннелей и других подземных сооружений. Между тем Совмин СССР и ВЦСПС дал указание Госкомтруду и соответствующим министерствам продолжить начатую им работу и утвердить самостоятельно, согласовав с ВЦСПС, подобные списки этого направления по другим ведомствам. Эта работа была закончена к середине 1991 г. В силу действовавшего Положения о компетенции Госкомтруда СССР им было дано разъяснение о порядке и условиях предоставления дополнительных отпусков.

Так, например, Постановлением Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 27 был установлен порядок предоставления дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на предприятиях, в объединениях и организациях угольной, сланцевой промышленности и на строительно-монтажных работах в шахтном строительстве. А в Постановлении Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 25 был установлен порядок предоставления дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на предприятиях, в объединениях и организациях электроэнергетической промышленности. Из данных Постановлений следует, что порядок определения количества дней дополнительного отдыха таков: «Конкретная продолжительность дополнительного отпуска определяется на основе результатов аттестации рабочих мест с учетом фактического состояния условий труда на рабочих местах в соответствии с утвержденными нормами и правилами по охране труда (санитарно-гигиеническими нормами) и утверждается в коллективном договоре (соглашении). Для определения конкретной продолжительности дополнительного отпуска на каждом рабочем месте допускается производить оценку условий труда путем сравнения их на данных рабочих местах с условиями труда на рабочих местах, выбранных в качестве эталона, где вредные производственные факторы не превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) или предельно допустимые уровни (ПДУ) и дополнительный отпуск за вредные и тяжелые условия труда не предоставляется».

Отсюда, на мой взгляд, следует, что порядок предоставления дополнительных отпусков довольно четко соответствует рациональному и справедливому определению их продолжительности. Порядок же применения в настоящий момент актов Госкомтруда СССР в данной области уточнен в письме Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. N 861-7 «О порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (правда, текст письма опубликован в информационном бюллетене «Законодательные и нормативные документы в жилищно-коммунальном хозяйстве», декабрь 2003 г., N 12, но сути это не меняет). А если быть буквально точным, то:

1. Статья 117 ТК РФ не определяет ни перечни производств, работ, профессий и должностей, предоставляющих право на дополнительный отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, ни минимальную продолжительность этого отпуска, ни условия его предоставления, а отсылает к соответствующему акту Правительства РФ.

2. В настоящее время в части, определяющей перечни опасных (вредных) производств и т. д., действует, с учетом вышеперечисленных Постановлений Совмина СССР, Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».

3. В части, определяющей продолжительность этого отпуска и условия его предоставления для лиц, постоянно занятых во вредных (опасных) производствах, действуют вышеуказанные Постановления Госкомтруда СССР N 25 и 27. А вот что касается лиц, не постоянно занятых в данном производстве, т. е. временно привлекаемых для работы во вредных условиях труда или в иных подобных случаях, то компенсация воздействия вредоносного фактора на их здоровье должна определяться пропорционально времени их нахождения в этих условиях. Вот для таких случаев и на таких лиц должны распространяться правила, изложенные в Инструкции, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС N 273/П-20.

Если говорить о балансе защиты прав и интересов работников и работодателей, то мне, как человеку, посвятившему свыше 20 лет промышленному производству, ясно, что отсутствие какого-либо критерия дифференциации времени нахождения в опасных (вредных) условиях труда создаст глубочайшую несправедливость. Очевидно, что работники, которые постоянно заняты на вредном производстве, находятся в худшем положении, чем табельщица или лаборант, которые суммарно в день находятся в условиях вредоносного влияния производственной среды по 2 — 3 часа. Предоставлять и тем и другим по 12 дополнительных дней к отпуску явно несправедливо, хотя они работники одного и того же цеха, который относится к вредоносным производствам. Поэтому и введена пропорциональность нахождения в спецусловиях и разная компенсация степени вреда, нанесенного этими условиями здоровью даже для постоянных работников, среди которых могут быть и отработавшие полный год, и суммарно 9 месяцев. Например, лаборанту в начале каждого рабочего дня положена выдача молока (сока, пектина) или иного продукта для приема как профилактирующего средства от вредного воздействия, а кому-то установлен сокращенный рабочий день. В то же время работникам, постоянно находящимся в таких условиях, должны по нормативам выдавать и защитные средства, и спецпитание, предоставлять сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск.

Еще одна сторона проблемы: почему работодатель должен нести равные затраты на работника, производящего продукцию во вредных условиях труда полный день во все рабочие дни месяца, и, например, на наладчика оборудования или уборщицу, которые находятся во вредной для здоровья обстановке менее половины рабочего дня? Причем эти работники не контактируют, допустим, непосредственно с парами серной кислоты, которые вдыхает у травильных ванн рабочий-гальваник. Так что нюансов много, и решать их надо внутри предприятия, внося соответствующие условия в коллективный договор или иной локальный нормативный акт, например в Положение о дополнительных отпусках. Часть 2 ст. 116 ТК РФ это допускает.

При этом, естественно, следует иметь в виду, что положения коллективных договоров (соглашений), а также локальных нормативных актов, регулирующие условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников (например, устанавливающие меньшую, чем в соответствующем нормативно-правовом акте, верхнюю норму продолжительности дополнительного отпуска), не должны применяться, поскольку в силу ст. ст. 8 и 9 ТК РФ такие условия будут признаны судом недействительными.

——————————————————————