Подведомственность и подсудность гражданских дел и индивидуальные трудовые споры

(Анисимов Л. Н., Бакун В. М.) («Трудовое право», 2006, N 10)

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Л. Н. АНИСИМОВ, В. М. БАКУН

Л. Н. Анисимов, профессор, зав. кафедрой юриспруденции Московского института международных экономических отношений, заслуженный юрист Российской Федерации, старший советник юстиции.

В. М. Бакун, прокурор Архангельской области, старший советник юстиции.

Подсудность трудовых дел

Наряду с понятием «подведомственность» трудовых споров в гражданско-процессуальном праве, в соответствии с которым и с Трудовым кодексом РФ рассматриваются индивидуальные трудовые споры, существует понятие «подсудность». Правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции, в том числе и дел, касающихся индивидуальных трудовых споров. Пленум Верховного Суда РФ в пункте 1 рассматриваемого нами Постановления N 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» на этот счет разъяснил судам следующее. В частности, он указал, что при решении вопроса о подсудности дела следует иметь в виду, что, исходя из содержания пункта 6 части первой статьи 23 ГПК РФ («Гражданские дела, подсудные мировому судье»), мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и о признании забастовки незаконной, независимо от цены иска. При этом судьи должны учитывать, что трудовой спор, возникший в связи с отказом в приеме на работу, не является спором о восстановлении на работе, так как он возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор (ч. 2 ст. 381, ч. 3 ст. 391 ТК РФ), а не между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях. Мировому судье подсудны также дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в таком случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. Пленум также отметил, что все дела о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового договора, включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным результатом испытания (ч. 1 ст. 71 ТК РФ), подсудны районному суду. Дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причин увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения. Далее Пленум в своем Постановлении указал, что если спор возник по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения), то, несмотря на то что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя, и значит, подсудность такого рода (районному или мировому судье) следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных статьями 23 — 24 ГПК РФ. Кроме того, Пленум указал, что дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (ч. 4 ст. 413 ТК РФ). Российская современная судебная система включает суды различных уровней (звеньев), наделенные полномочиями по рассмотрению и разрешению гражданских дел, в том числе по индивидуальным трудовым спорам, по первой инстанции. При этом отметим, что все эти дела, подведомственные судам общей юрисдикции, распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законодателем к ведению мировых судов, другие — районных (городских) и т. д. Основанием (критерием) отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня является характер дела, предмет и субъектный состав спора. Поэтому подсудность, разграничивающая компетенцию судов различных уровней судебной системы в качестве судов первой инстанции, называется предметной. Иными словами, под подсудностью в гражданском процессуальном праве понимается институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел к ведению конкретных судов судебной системы Российской Федерации для рассмотрения по первой инстанции <1>. ——————————— <1> Подробнее см.: Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Жуйкова В. М., Пучинского В. К., Треушникова М. К. М., 2003. С. 99 — 144.

В дополнение к изложенному поясним, что в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 г. N 5-ФКЗ <2>, устанавливаются состав судебной системы Российской Федерации и механизмы, обеспечивающие ее единство, принципы функционирования, основы статуса судей, полномочия, порядок создания и упразднения судов Российской Федерации. ——————————— <2> Текст см.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1; Там же. 2001. N 51. Ст. 4825.

В соответствии с указанным Федеральным конституционным законом систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (ст. 4). Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев: районные суды — верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального назначения, суды автономной области и автономных округов — Верховный Суд Российской Федерации. В систему федеральных судов общей юрисдикции входят также военные суды, создаваемые по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов. Военные суды гарнизонов приравниваются к районным судам, а флотов и округов — к областным и соответствующим им судам. Значение подсудности предопределяется Конституцией РФ, в которой в качестве одного из основных прав человека и гражданина зафиксировано его право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47). Следует при этом подчеркнуть, что законом субъекта Российской Федерации эти правила устанавливаться не могут, ибо в силу статьи 71 Конституции РФ судоустройство и судопроизводство в стране находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Нарушение этих правил, произвольное изменение подсудности дела являются основанием к отмене решения суда. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных указанных выше трех звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела, в том числе по трудовым спорам, отнесены законом к ведению мировых судов, другие — районных (городских) и т. д. Поэтому подсудность, определяющая компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции, называется родовой, или предметной <3>. ——————————— <3> С принятием и введением в действие с 1 февраля 2003 г. нового ГПК РФ содержание понятия подсудности осталось прежним; о подсудности также, например, см.: Викут М. А., Зайцев И. М. Гражданский процесс России. М., 2001. С. 134 — 143; Гражданский процесс: Учебник / Под ред. Треушникова М. К. М., 2003.

Нужно сказать, что особое место в судебной системе занимает Конституционный Суд РФ. Он не наделен полномочиями на рассмотрение и разрешение гражданских дел в качестве суда первой инстанции. На основании Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» <4> Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях дела о конституционности правоприменительной практики (ст. 1). При этом Конституционный Суд РФ разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией РФ и правосознанием, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. ——————————— <4> Собрание законодательства РФ. 1997. N 313. Ст. 1447.

При этом необходимо иметь в виду, что при рассмотрении и разрешении спора судом общей юрисдикции суд может прийти к выводу, что примененный или подлежащий применению в данном деле закон противоречит Конституции РФ. В этом случае суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона. Запрос считается допустимым, если соответствующий закон применен или, по мнению суда, подлежит применению. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил, что в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ применяемый или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений части четвертой статьи 125 Конституции РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела. Напомним, что правила родовой (предметной) подсудности содержатся в статьях 23 — 27 ГПК РФ. Когда выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, в том числе и в сфере трудовых отношений, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории. Иными словами, необходимо определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела. В соответствии с правилами территориальной подсудности гражданские дела распределяются между судами одного уровня, то есть между мировыми судьями, между федеральными районными судами, между верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Правила территориальной подсудности не распространяются на Верховный Суд РФ, так как он один. Таким образом, территориальной называется подсудность, определяющая пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы Российской Федерации. Гражданским процессуальным законодательством (ГПК РФ) предусмотрено пять подвидов территориальной подсудности: общая (ст. 28), альтернативная (ст. 29), исключительная (ст. 30), договорная (ст. 32), подсудность по связи дел (ст. 31). Общее правило территориальной подсудности содержится в статье 28 ГПК РФ («Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика»), которая гласит: «Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации (в нашем случае же — к работодателю — Л. А., А. А.) предъявляется по месту нахождения организации». Указанная статья определяет общее правило территориальной подсудности: истец подает заявление тому мировому судье или в тот районный либо верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа (в зависимости от родовой подсудности), на территории юрисдикции которого находится ответчик — физическое лицо, то есть гражданин, или юридическое лицо <5>. ——————————— <5> В ст. 29 — 32 ГПК РФ установлены исключения из общего правила территориальной подсудности.

При решении вопроса о «месте жительства» в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Конституции РФ и Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» <6> различают два понятия: а) место пребывания и б) место жительства. Местом жительства считается то место, где гражданин постоянно или преимущественно пребывает (ст. 20 ГК РФ). В месте пребывания гражданин находится временно. В случаях, когда определение постоянного или преимущественного местожительства гражданина затруднительно, иск подается в тот суд, на территории которого произведена регистрация его местожительства. Такая судебная практика относится и к тем случаям, когда гражданин имеет в собственности несколько квартир или домов, так как их количество гражданским законодательством не ограничивается (п. 2. ст. 213 ГК РФ). ——————————— <6> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1993. N 32. Ст. 1227.

Нельзя считать местом жительства гражданина место, в котором он находится под стражей в виде меры пресечения, место, в котором он отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору суда, место, в котором он находится на стационарном лечении. При указанных обстоятельствах иски к таким лицам предъявляются по последнему месту жительства до заключения под стражу или до помещения в медицинское учреждение. В соответствии со статьей 131 ГПК определить место жительства ответчика и указать его в исковом заявлении обязан истец. В тех случаях, когда место жительства ответчика неизвестно или ответчик не имеет места жительства в Российской Федерации, иск может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту жительства (месту пребывания) в Российской Федерации (ч. 1 ст. 29, ст. 119 ГПК РФ). При предъявлении иска к юридическому лицу следует руководствоваться пунктом 2 статьи 54 ГК РФ (в ред. Федерального закона, принятого 6 марта и введенного в действие с 1 июля 2002 г.), в соответствии с которым место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Последняя осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве общего правила территориальной подсудности статья 28 ГПК РФ не предусматривает возможности применения иска к юридическому лицу по месту нахождения его имущества. Однако такая возможность сохраняется в указанных случаях в виде специального правила альтернативной подсудности (ч. 1 ст. 29 ГПК). Между тем место нахождения юридического лица должно быть указано в его учредительных документах. Альтернативная подсудность определена в статье 29 ГПК РФ («Подсудность по выбору истца») и называется таковой, поскольку закон в качестве исключения из общего правила территориальной подсудности предоставляет истцу возможность из двух, а в некоторых случаях (ч. 5, 7, 8) — и из большего количества судов выбрать тот суд, в который наиболее удобно обратиться. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное гражданское дело, закон предоставляет истцу. Прежде всего, такое право принадлежит истцу, предъявившему иск к ответчику, место жительства которого неизвестно. Иск в этом случае может быть предъявлен по месту нахождения имущества ответчика или по его последнему известному месту жительства. Иск к ответчику, не имеющему места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен также по месту нахождения его имущества или по его последнему месту жительства в России. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала <7> или представительства <8>, может быть также предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. ——————————— <7> Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или часть, в том числе и функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ). <8> Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. По месту жительства истца или по месту причинения вреда могут быть предъявлены иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца. Альтернативная подсудность предусмотрена для исков, возникающих из договоров, в которых указано место исполнения. Эти иски могут быть предъявлены и по месту исполнения договора. Альтернатива в выборе суда принадлежит истцу и при предъявлении исков о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста. Такие иски могут предъявляться также по месту жительства истца. В итоге вновь подчеркнем следующее обстоятельство. Право выбора между судами, которым, согласно общему правилу территориальной подсудности (ст. 28 ГПК РФ) и правилам альтернативной подсудности, подсудно то или иное конкретное дело, принадлежит исключительно истцу (ч. 10 ст. 29 ГПК РФ). Из этого следует, что иски, перечисленные в частях 1 — 9 статьи 29 ГПК РФ, могут быть предъявлены как по общему правилу территориальной подсудности — по месту жительства и месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ), так и в суд, указанный в прокомментированной статье. При этом судья не имеет права в таких случаях возвратить истцу исковое заявление по мотивам неподсудности дела данному суду (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ). Такие действия неправомерны и будут считаться незаконным ограничением права на доступ к правосудию. Таким образом, характер гражданских дел, указанных в статье 29 ГПК РФ, по существу представляет собой процессуальную гарантию для истца. В одних случаях альтернативная подсудность обеспечивает более благоприятные условия обращения за судебной защитой для истца, находящегося в неблагоприятном социальном или материальном положении (например, при предъявлении исков о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца). В других случаях альтернативная подсудность необходима истцам для создания более благоприятных условий судопроизводства (обеспечения поездок в суд, собирания доказательств и др.) либо при рассмотрении дел, по которым они лишены возможности предъявить иск по общему правилу территориальной подсудности. Исключительная подсудность (ст. 30 ГПК РФ), как и альтернативная, является подвидом территориальной подсудности. Ее сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел законодатель точно определил, какой суд компетентен их разрешить. Исключительная подсудность не касается трудовых отношений, поэтому мы ее не комментируем, а для примера и сравнения лишь укажем, что она относится к искам о праве на земельные участки; к искам кредиторов наследодателя, предъявляемым до принятия наследства наследниками; к искам к перевозчикам, вытекающим из договора перевозки, и др. Такие иски рассматриваются судами по месту нахождения предмета (объекта) спора (земельного участка, и в случаях с перевозками — по месту нахождения перевозчика). Правила исключительной подсудности запрещают применение при предъявлении иска других подвидов территориальной подсудности — общей (ст. 28), альтернативной (ст. 29), договорной (ст. 32), и подсудности по связи дел (ч. 1 ст. 31). Данное обстоятельство означает, что предъявление исков по делам, перечисленным в статье 30 ГПК РФ, в другие суды, кроме указанных в ней, невозможно <9>. ——————————— <9> Подробнее см.: Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации // Указ. соч. С. 136 — 138.

Исключение составляет встречный иск, который в силу части второй статьи 31 предъявляется независимо от его подсудности в суде по месту рассмотрения первичного иска. Подсудность по связи дел (ст. 31 «Подсудность нескольких связанных между собой дел») гласит следующее: «1. Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения ответчика по выбору истца. 2. Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска. 3. Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был предъявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности, установленным настоящим Кодексом». В судебной практике нередки случаи, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяется несколько самостоятельных исковых требований. То есть правила, установленные частями первой и второй статьи 31 ГПК РФ, предусматривают возможность рассмотрения в одном гражданском судопроизводстве нескольких связанных между собой гражданских дел, которые, согласно общим правилам территориальной подсудности (ст. 28 ГПК РФ), подсудны различным судам одного уровня. Эти правила не совпадают с правилами общей, альтернативной и исключительной подсудности, но исходят из общей территориальной подсудности, так как последняя определяется местом жительства или местом нахождения ответчика. Часть первая статьи 31 ГПК РФ регулирует подсудность иска одного лица к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, — иск предъявляется по месту жительства или по месту нахождения (в зависимости от того, является ответчиком физическое или юридическое лицо), как уже отмечалось, одного из ответчиков по выбору истца. Например, представитель работодателя-юридического лица направил своего работника — водителя транспортного средства перевезти необходимые ему материалы на грузовом автопогрузчике из своего филиала в адрес подрядчика. При погрузке в результате поломки автопогрузчика водитель получил серьезную травму и длительное время находился в больнице. Техническая экспертиза транспортного средства показала, что работодатель выпустил на линию неисправное транспортное средство с автопогрузчиком, что явилось причиной его поломки в совокупности с несоблюдением представителем филиала правил техники безопасности при погрузке материалов. Причинители вреда (работодатель и филиал) находились в разных районах, то есть пострадавшему истцу необходимо было по своему усмотрению выбрать суд для предъявления иска о возмещении ущерба за причиненный вред здоровью и компенсации морального вреда двумя ответчиками. Рассматриваемое правило в известной мере аналогично правилам, предусмотренным статьей 29 ГПК РФ. Различие заключается в том, что альтернативная подсудность применяется тогда, когда истец обращается в суд с одним требованием к ответчику, применение же подсудности, предусмотренной пунктом 1 статьи 31 ГПК РФ, предполагает предъявление нескольких связанных между собой требований. Это, как правило, относится к вытекающим из одного правового основания исковым требованиям, предъявляемым к нескольким лицам. Например, как отмечалось выше, иск к нескольким ответчикам о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу истца, иск к средству массовой информации и автору распространенного им материала об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство истца, и компенсации морального вреда и др. Связь двух самостоятельных требований имеет место при предъявлении встречного иска, иска третьего лица, заявившего самостоятельные требования на предмет иска. Подсудность встречного иска регулируется, как уже было сказано, ч. 2 статьи 31 ГПК РФ. Необходимость введения законодателем этой нормы объясняется тем, что встречный иск является одним из средств (а в некоторых случаях — единственным средством) защиты от первоначального иска. Встречный иск предъявляется на основании статьи 137 ГПК РФ. При этом судья обязан принять встречный иск при наличии следующих условий, предусмотренных статьей 138 ГПК РФ: а) встречное требование направлено к зачету первоначального требования; б) удовлетворение встречного иска исключает полностью или частично удовлетворение первоначального иска; в) между встречным и первоначальным иском имеется взаимосвязь, и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров. Для принятия встречного иска достаточно одного из условий. Принятие встречного иска зависит от того, насколько целесообразным суд считает рассмотрение этого иска с первоначальным иском. Встречный иск может быть предъявлен, как это вытекает из статьи 138 ГПК РФ, для зачета первоначального требования. Вместе с тем такое требование о зачете может быть заявлено ответчиком и в форме возражения против удовлетворения первоначального иска. Однако требование о зачете в форме возражения возможно только в том случае, когда встречное требование не превышает по своим размерам первоначального. Требование о зачете следует отличать от встречного иска. Кроме того, следует иметь в виду, что не во всех случаях возможно предъявление встречного иска по данному основанию. В одном из постановлений по конкретному делу Пленум Верховного Суда РФ указал: «…пособие по безработице не относится к числу выплат, подлежащих к зачету при определении заработка, взыскиваемого в пользу работника за время вынужденного прогула» <10>. ——————————— <10> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 5. С. 21.

Говоря о встречном иске, вновь отметим: ч. 2 статьи 31 ГПК РФ устанавливает, что встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска. Данное обстоятельство означает, что на него не распространяются правила исключительной подсудности (ст. 30 ГПК РФ). Гражданский иск как средство защиты прав потерпевшего от совершенного преступного деяния может предъявляться в уголовном деле (ст. 44 УПК РФ). Он рассматривается по правилам подсудности уголовных дел, установленной Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В то же время, если иск при рассмотрении уголовного дела не был предъявлен или был оставлен судом без рассмотрения либо приговор в части гражданского иска был отменен вышестоящим судом и дело в этой части было направлено на новое рассмотрение, его подсудность определяется соответствующими законоположениями ГПК РФ (ст. 23 — 30). Специалисты в области юриспруденции обращают внимание на то, что в статье 31 ГПК РФ не устанавливается, какому суду подсудны несколько связанных между собой исковых требований, для которых установлена различная родовая подсудность, — например, когда в одном деле соединяются требования, подсудные районному суду и мировому судье. В таких случаях все требования, если их невозможно разграничить (разъединить), подсудны вышестоящему суду <11>. ——————————— <11> Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации // Указ. соч. С. 140.

Договорная подсудность определена статьей 32 ГПК РФ, которая гласит: «Стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Подсудность, установленная статьями 26, 27 и 30 настоящего Кодекса, не может быть изменена соглашением сторон». По общему правилу, территориальная подсудность не может быть изменена, и в силу этого обстоятельства подсудность является одним из условий надлежащего осуществления права на предъявление иска <12>. Однако в соответствии со статьей 32 стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. К тому же стороны вправе изменить исключительную подсудность (ст. 30) и родовую подсудность. К примеру, нельзя предусмотреть в договоре, что их возможное спорное гражданское дело, подсудное районному суду, должно рассматриваться по первой инстанции областным судом. Это видно подсудным определен законом императивно. Поскольку договорная подсудность является подвидом территориальной подсудности, стороны не могут изменить и родовую подсудность. ——————————— <12> Также см.: Викут М. А., Зайцев И. М. Указ. соч. С. 141.

Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме, и оно обязательно не только для них, но и для суда. Соглашение сторон о подсудности может быть зафиксировано в протоколе судебного заседания, если они заявили в ходе судебного заседания о передаче дела в другой суд. Такое соглашение может быть, например, включено в договор о материальной ответственности <13> работника перед работодателем, вытекающий из трудового договора, и наоборот. Оно также может быть включено в гражданско-правовой договор, в том числе в договор подряда в сфере труда. ——————————— <13> См., например: Анисимов Л. Н., Анисимов А. Л. Трудовые отношения и материальная ответственность. М., 2005. С. 138 — 263.

В силу того что закон не определяет конкретную письменную форму для соглашения о подсудности, оно может быть выражено в иных, кроме указанных, формах: в письмах, телеграммах, других документах и пр. Договорную подсудность иногда именуют добровольной, или добровольно избранной. Передача дела из одного суда в другой. В судебной практике в зависимости от конкретных обстоятельств нередко возникает необходимость в изменении подсудности, что предусмотрено статьей 33 ГПК РФ («Передача дела, принятого судом к своему производству, в другой суд»). В части 1 статьи 33 определено общее правило неизменности подсудности дела. Оно заключается в следующем: если гражданское дело принято судом общей юрисдикции к своему производству с соблюдением правил подсудности, то оно должно быть этим судом разрешено по существу. Это свидетельствует о том, что «по общему правилу изменение обстоятельств, влияющих на определение подсудности дела, после принятия его к производству судом юридического значения не имеет» <14>. ——————————— <14> См.: Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации // Указ. соч. С. 141. Данное правило не может применяться по делам, подсудным мировым судьям, в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 23 ГПК РФ.

В части 2 статьи 33 ГПК РФ указаны следующие случаи, когда подсудность дела изменяется как исключение из правил части 1 (п. 1, 2, 4) и когда в судебном заседании выясняется, что это правило вообще неприменимо: — ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения (п. 1); — обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств (п. 2); — при рассмотрении дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности (п. 3); — после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становится невозможным. При таких обстоятельствах передача дела в другой суд осуществляется вышестоящим судом. В случае невозможности рассмотрения дела в том суде или тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом, председатель вышестоящего суда передает его по ходатайству сторон в близлежащий суд такого же уровня (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия») <15>. ——————————— <15> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 31. С. 3.

Проверяя по запросам граждан конституционность ранее действовавшей статьи 123 ГПК (ныне действующей в измененном виде, комментируется статьей 33), Конституционный Суд РФ разъяснил: «…передача дела вышестоящим судом из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд не противоречит Конституции Российской Федерации, если осуществляется в рамках судебной процедуры при наличии указанных в самом процессуальном законе (как в статьях о подсудности, так и в иных его статьях) точных оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд» (п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ N 9-П от 16 марта 1998 г.) <16>. ——————————— <16> СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1459.

Следует обратить внимание на то, что действующий ГПК РФ исключает возможность по усмотрению суда первой инстанции изменять подсудность находящегося в его производстве дела. Между тем ранее — в п. 1 ст. 122 ГПК РСФСР — было предусмотрено правило, которое могло применяться по усмотрению суда, если суд считал, что данное дело будет более быстро и правильно рассмотрено в другом суде, например, по месту нахождения большинства доказательств. Необходимо подчеркнуть, что из смысла п. 1 ч. второй статьи 33 усматривается, что передача дела в другой суд зависит только от волеизъявления ответчика. Передача дела из одного суда в другой производится на основании определения суда по истечении срока на обжалование, а если оно было обжаловано, то дело передается в другой суд после вынесения кассационной инстанцией определения об оставлении жалобы без удовлетворения.

Общий порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров

Как мы уже указывали, трудовые споры рассматриваются различными органами, каждый из которых наделен полномочиями по рассмотрению определенного круга вопросов. Следовательно, прежде чем обратиться за разрешением того или иного спора в тот или иной конкретный юрисдикционный орган, необходимо выяснить, правомочен ли данный орган разрешать возникший спор или необходимо обратиться в другой орган. Подводя итог изложенному, а также согласно ТК РФ, по подведомственности все индивидуальные трудовые споры можно разделить на рассматриваемые: — в общем порядке, когда комиссия по трудовым спорам (КТС) является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда; — непосредственно в суде, минуя комиссию по трудовым спорам (КТС). Отнесение трудового спора к одному из указанных юрисдикционных органов означает, что другие органы или неправомочны рассматривать данный индивидуальный трудовой спор, или могут его рассмотреть только после того, как он был рассмотрен первоначально комиссией по трудовым спорам (КТС). Органы по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров, выполняя защитную функцию на основе действующего законодательства, должны принять всю совокупность мер по предупреждению, предотвращению и устранению причин, порождающих нарушение прав работников и ответственность руководителей организации за виновное нарушение законодательства о труде или невыполнение решений юрисдикционных органов, вынесенных по результатам рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Юрисдикционный орган при поступлении заявления о рассмотрении спора устанавливает его характер — об изменении трудового законодательства или о введении новых условий труда — и далее определяет, из какого правоотношения этот спор вытекает. Если индивидуальный спор заключается в установлении новых условий труда, то он неподведомствен ни комиссии по трудовым спорам, ни суду, хотя и возник из трудового правоотношения. Споры из правоотношений, тесно связанных с трудовыми правоотношениями, также не подведомственны КТС и суду — например, споры по поводу выплаты пособия безработному и др. Иными словами, если не выяснить указанные выше свойства того или иного конкретного спора, то можно неправильно определить его подведомственность. Установленный законодателем порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая и их подведомственность, не исключает права работника на жалобу на действие (бездействие) должностного лица в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в вышестоящий суд. Работник также не лишен права обжалования незаконных действий работодателя в иные органы, например в прокуратуру, органы федеральной инспекции труда и в другие учреждения, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. Необходимо подчеркнуть, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются не только комиссиями по трудовым спорам и судами. В настоящий период трудовые споры, за исключением, в частности, споров о восстановлении на работе, согласно Федеральному закону N 188-ФЗ от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» <17> и п. 6 ст. 23 ГПК РФ отнесены также к подсудности мировых судей. Они рассматривают дела, возникающие из трудовых отношений, единолично в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством. ——————————— <17> См.: Вестник мэрии Москвы. 2000. N 15; Там же. 2001. N 16; Там же. 2001. Приложение, июль.

Корпус мировых судей начал формироваться, так как во многих субъектах Российской Федерации приняты законы, регламентирующие статус мировых судей. К примеру, Закон г. Москвы от 30 мая 2000 г. «О мировых судьях в городе Москве» предусматривает создание 384 судебных участков и, соответственно, 384 должностей мировых судей. Назначение на должность мирового судьи производится Московской городской Думой по представлению председателя Московского городского суда сроком на пять лет. При первичном назначении срок полномочий составляет три года. В субъектах Российской Федерации, где мировые судьи еще не назначены (не избраны), дела, относящиеся к их компетенции, рассматривают судьи районных (городских) судов единолично. Кроме того, органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются также органы федеральной инспекции труда, которые наряду с КПС, мировыми судьями и судьями федеральных судов общей юрисдикции вправе рассматривать любые категории индивидуальных трудовых споров. Кстати, при обращении в органы федеральной инспекции труда сроки исковой давности для рассмотрения трудового спора не применяются. Это обстоятельство говорит в пользу того, что по любому обращению должностные лица федеральной инспекции труда при выявлении нарушений трудового законодательства обязаны выдать предписание об их устранении, привлечении виновных к ответственности (ст. 356 ТК РФ). Полномочия органов федеральной инспекции труда, порядок и особенности их реализации в ходе осуществления ими надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, наряду с международными стандартами и ТК РФ устанавливаются, в частности, соответствующими нормами указанного выше Кодекса об административно-правовых нарушениях РФ, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» <18> и др. ——————————— <18> См.: Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3702.

Заметим также, что по делам, которые рассмотрены судом с нарушением трудового законодательства, должностные лица органов федеральной инспекции труда вправе выдавать экспертное заключение, рассматриваемое в качестве доказательства при рассмотрении и разрешении кассационной и надзорных жалоб. При разрешении индивидуальных трудовых споров другими органами государственного надзора за соблюдением законодательства о труде они также обладают аналогичными с органами федеральной инспекции труда полномочиями в рамках своей компетенции. В статье 383 ТК РФ определен порядок рассмотрения трудовых споров. Она гласит: «Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами». Указанная статья определяет круг источников права, в соответствии с которыми должен устанавливаться порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Таковыми являются исключительно федеральные законы и процедура, установленная ст. 381 — 397 ТК РФ, т. е. ни подзаконными актами, ни коллективными договорами и соглашениями не может быть изменена или дополнена процедура рассмотрения индивидуальных трудовых споров, предусмотренная в указанных статьях ТК РФ. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам установлен в ст. 384 — 389 Кодекса, а в судах — определен его статьями 390 — 394. При рассмотрении трудовых споров юрисдикционные органы (КТС, суды) применяют не только нормы трудового права, но и нормы гражданско-процессуального законодательства, определяющие подведомственность гражданских дел судам, состав лиц, участвующих в деле, судопроизводство в суде первой инстанции, кассационной инстанции, надзорной инстанции, порядок осуществления исполнительного производства и др. В части 1 ст. 1 ГПК РФ, именуемой «Законодательство о гражданском судопроизводстве», говорится о том, что порядок гражданского судопроизводства определяется не только Конституцией РФ, ГПК РФ, но и другими федеральными законами. В связи с этим профессор В. И. Миронов справедливо отмечает: «Отношения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров включены ст. 1 ТК РФ в предмет трудового права. В связи с чем процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, нельзя включить в предмет исключительно гражданского процессуального права» <19>. ——————————— <19> См.: Миронов В. И. Постатейный комментарий Трудового кодекса Российской Федерации. М., 2002. С. 663.

В соответствии с ч. 8 и ч. 9 ст. 5 Трудового кодекса РФ («Трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права») и его нормы имеют приоритет при регулировании трудовых отношений. Исходя из этого, можно констатировать, что процессуальные нормы ТК РФ, создающие для работников более благоприятные процессуальные возможности в целях защиты своих трудовых прав и законных интересов, имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства. Существенно отметить, что для отдельных категорий работников предусмотрены особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Так, государственные служащие в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вправе обратиться в соответствующий государственный орган или в суд. Особенности заключаются в том, что в органах государственной власти не создаются комиссии по трудовым спорам, а государственный служащий для разрешения спора вправе выбрать орган, которому он доверяет. К этому следует добавить, что при обращении в вышестоящий государственный орган за государственным служащим в соответствии со статьей 46 Конституции РФ сохраняется право обращения в суд за защитой своих прав. Прокурорские работники решения должностных лиц органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы могут обжаловать вышестоящему должностному лицу или в суд. Процессуальные нормы, содержащиеся в других федеральных законах, регулирующих отношения в сфере труда, например в Федеральном законе «О профессиональных союзах и их правах и гарантиях деятельности», также должны применяться при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. На основании этого Федерального закона профсоюзы имеют право представлять интересы своих членов при ведении ими индивидуальных трудовых споров с работодателями без оформления процессуальной доверенности. При рассмотрении поступившего искового заявления судья, определив, что дело подведомственно судам, должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно. То есть подсудность является процессуальным институтом, нормы которого призваны регулировать разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы. В частности, именно в этом состоит отличие подсудности от подведомственности. Последняя, как уже отмечалось выше, регулирует относимость юридических дел к различным правоприменительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение. Указанные законоположения о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров свидетельствуют о том, что право работников на судебную защиту не может быть ограничено. Работники наделены альтернативным правом обратиться за защитой к вышестоящим должностным лицам. Отсутствие данных, касающихся рассмотрения индивидуального трудового спора вышестоящим должностным лицом или органом, не является препятствием для обращения в суд. Важное значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, дающие разъяснения по применению норм трудового законодательства судами, а также по подведомственности трудовых споров.

——————————————————————