Правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе

(Чаннов С. Е.)

(«Трудовое право», 2006, N 11)

ПРАВОВОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

С. Е. ЧАННОВ

Чаннов С. Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и государственного строительства ПАГС.

Специфическим видом конфликтов, возникающих на государственной службе, является конфликт интересов.

Конфликт интересов не является служебным спором, т. к. возникает не по поводу установления или применения условий труда, а по поводу наличия или отсутствия личной заинтересованности у гражданского служащего. Вместе с тем решение, принятое в результате разрешения конфликта интересов, может быть обжаловано в комиссию по служебным спорам или в суд. В таком случае возникает индивидуальный служебный спор по поводу урегулирования конфликта интересов.

Для государственной службы РФ термин «конфликт интересов» является относительно новым. Процедура урегулирования конфликта интересов является одним из элементов антикоррупционного механизма Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, должны предотвращаться в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

При этом под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или иных лиц, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Предотвращение возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, является в первую очередь обязанностью представителя нанимателя. Представитель нанимателя обязан при определении должностных обязанностей, поручений, при заключении со служащим служебного контракта учитывать все обстоятельства, которые могут послужить возникновению конфликта интересов. На служащего же возлагается обязанность, если личная заинтересованность все же возникла, проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Таким образом, служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов сохранением денежного содержания на все время отстранения.

Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа. В состав комиссии в обязательном порядке входят:

— представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы);

— представитель соответствующего органа по управлению государственной службой;

— представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Составы комиссий по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения. При возможном возникновении конфликта интересов у членов комиссии по урегулированию конфликта интересов органа государственной власти в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов.

Решение о месте, дате и времени проведения заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов органа государственной власти принимается представителем нанимателя. Заседание комиссии по урегулированию конфликта интересов органа государственной власти правомочно, если на нем присутствует более половины членов комиссии. Члены комиссии не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

На заседание комиссии по урегулированию конфликта интересов органа государственной власти приглашается гражданский служащий, у которого возникла личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, либо который подозревается в нарушении требований к служебному поведению гражданских служащих. Ему в обязательном порядке должна быть предоставлена возможность изложения своей позиции по рассматриваемому вопросу.

Решения комиссии по урегулированию конфликта интересов органа государственной власти считаются принятыми, если за их принятие проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании членов комиссии. Особое мнение членов комиссии голосовавших против принятого решения, излагается в письменной форме и прилагается к решению комиссии.

В случае если комиссией по урегулированию конфликта интересов органа государственной власти подтверждено наличие конфликта интересов у гражданского служащего, она может принять решение о:

— изменении должностного регламента гражданского служащего с тем, чтобы исключить конфликт интересов;

— ограничении доступа гражданского служащего к конкретной информации;

— переводе гражданского служащего на должность, предполагающую выполнение функций, не связанных с конфликтом интересов;

— увольнении гражданского служащего по пп. 13 п. 1 ст. ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г.

Решения комиссии по урегулированию конфликта интересов органа государственной власти оформляются протоколом, который подписывается сопредседателями комиссии. Решения комиссии имеют для представителя нанимателя обязательный характер.

——————————————————————