Совершенствование законодательства, регулирующего оплату труда научных работников

(Орловский Ю. П.)

(«Законодательство и экономика», 2006, N 10)

Текст документа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОПЛАТУ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ

Ю. П. ОРЛОВСКИЙ

Ю. П. Орловский, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В настоящий момент очень остро стоит проблема повышения конкурентоспособности российской экономики на международном уровне, что может быть достигнуто исключительно за счет обеспечения интенсивного экономического роста.

Основой данного пути развития государства являются результаты научно-исследовательской деятельности, а также возможность их использования в различных сферах жизни общества, что напрямую зависит от обеспечиваемых государством условий труда научных работников.

Одна из основных причин недостаточной эффективности научных исследований заключается в низкой оплате труда работников научной сферы, отсутствии взаимосвязи уровня оплаты труда ученых с результатами научных разработок.

Такое положение с оплатой труда наряду с недостаточным бюджетным финансированием отрасли во многом связано с использованием в качестве системы оплаты труда Единой тарифной сетки.

В настоящий момент вопросы оплаты труда научных работников, работающих в государственных научных организациях, регулируются Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений», Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки», Постановлением Министерства труда РФ от 4 декабря 1992 г. N 48 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных требований по должностям работников науки и научного обслуживания РФ» и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:

— работникам организаций, финансируемых из бюджетов, — соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

— работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) — законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций.

Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 2005 г. поставил задачу в течение трех лет добиться повышения доходов работников учреждений бюджетной сферы в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза. Это означает, что в ближайшие годы заработная плата указанных работников должна увеличиваться как минимум в полтора раза быстрее, чем цены на потребительские товары и услуги.

В целях реализации Послания Президента РФ при формировании федерального бюджета на 2006 г. определены этапы повышения заработной платы работников федеральных государственных учреждений: с 1 мая — на 15% и с 1 октября — на 11%.

Однако положения указанных документов необходимо трактовать с учетом действующих условий оплаты труда работников федеральных государственный учреждений, в том числе научных учреждений, которые привязаны к Единой тарифной сетке.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен с 1 мая 2006 г. в размере 1100 руб. Таким образом, именно данная сумма с 1 мая 2006 г. должна быть положена в основу определения размера оплаты труда всех работников бюджетной сферы, в том числе научных работников. В связи с этим Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 256 тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений установлена в размере 1100 руб.

Исходя из этого в настоящий момент с учетом действующих тарифных коэффициентов максимальный оклад научного сотрудника составляет 3861 руб., а руководителя научного учреждения — 4950 руб.

Величина прожиточного минимума, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 105, для трудоспособного населения составляет 2690 руб. (и это лишь за IV квартал 2004 г., а к 2006 г. эта сумма существенно возросла). Таким образом, действующие в настоящее время тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки и тарифные ставки чрезвычайно низки, не соответствуют квалифицированному труду научных работников, несмотря на постоянное повышение коэффициентов и ставок в течение последних лет. Не менее очевидно и то, что на современном этапе оплата труда на основе Единой тарифной сетки представляет собой малоэффективный с точки зрения стимулирования труда научных работников и совершенствования кадрового потенциала российской науки механизм.

Поэтому возникает необходимость в применении иных, более эффективных механизмов оплаты труда, позволяющих стимулировать труд научных работников и иных работников бюджетной сферы. Правовой основой для этого является ст. 4.1 Федерального закона от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений», в соответствии с которой по решению Правительства РФ для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки.

При изменении системы оплаты труда работников науки необходимо учитывать, что процесс перехода на отраслевую систему оплаты труда научных работников уже начат: 22 апреля 2006 г. было принято Постановление Правительства РФ N 236 «О реализации в 2006 — 2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук».

Постановление N 236 предусматривает, что система оплаты труда научных работников научных учреждений и научных центров РАН с 1 мая 2006 г. включает в себя должностные оклады, компенсационные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и выплаты стимулирующего характера.

Научные учреждения и научные центры Российской академии наук самостоятельно определяют размеры надбавок, доплат и других стимулирующих выплат в пределах средств, выделяемых им из федерального бюджета.

Средства федерального бюджета, предназначенные для осуществления выплат стимулирующего характера научным работникам, могут составлять до 60% размера средств, предназначенных для осуществления выплат должностных окладов соответствующим категориям этих работников.

Выполнения поставленных финансовых задач планируется достигнуть при сокращении к 2009 г. в среднем на 20% числа работников научных учреждений и научных центров Российской академии наук.

Однако принятие Постановления N 236 уже встретило резкую критику со стороны научных работников. По мнению профсоюза РАН, скорректировать опасные для академического сообщества последствия Постановления административными мерами невозможно — его необходимо менять.

Главным отрицательным моментом, по мнению президиума профсоюза РАН, является введение новой системы оплаты труда только для научных работников и руководителей научных учреждений РАН, в то время как сотрудники вспомогательных подразделений (инженеры, конструкторы, технологи, программисты), обеспечивающие нормальное функционирование институтов, остались на тех же тарифах.

В настоящий момент в российской науке фактически отсутствует характерная для стран с развитой рыночной экономикой прямая зависимость между уровнем оплаты труда научных работников и его результативностью, в первую очередь качественной.

Несмотря на то что в п. 6 ст. 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» провозглашается право научного работника на получение вознаграждений и льгот, соответствующих его творческому вкладу, фактически оплата труда научных работников на основании ЕТС не всегда позволяет гарантировать им даже прожиточный минимум.

Что касается установления различного рода надбавок, стимулирующих труд научных работников, то этот процесс носит спорадический характер.

Помимо должностных окладов научные работники и специалисты государственных научных организаций получают надбавки за ученую степень кандидата и доктора наук, а члены академий наук — оклады за академические звания. Надбавка за степень — единственное стабильное дополнение к должностному окладу, которое по закону получает имеющий ученую степень научный работник. Эволюция размера надбавок за ученую степень в течение последних 12 лет как нельзя лучше характеризует кадровую политику государства в научно-технической сфере. После перевода работников бюджетной сферы на оплату труда на основе ЕТС в конце 1992 г. надбавки за ученые степени были отменены совсем. Однако вскоре после этого во исполнение Указа Президента РФ от 16 сентября 1993 г. N 1372 «О мерах по материальной поддержке ученых России» Правительство РФ ввело 50%-ные надбавки Постановлением от 4 ноября 1993 г. N 1139 «О некоторых условиях оплаты труда работников науки и высшей школы». Следующим этапом эволюции надбавок научным работникам было принятие Постановления Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 807 «Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук», в соответствии с которым эти надбавки были уменьшены в связи с тем, что Правительство РФ привязало их к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ): пять МРОТ докторам наук и три МРОТ кандидатам. С тех пор какой бы МРОТ ни устанавливался нормативными актами, размер надбавок за ученую степень не был равен половине должностного оклада. Впоследствии одновременно с повышением МРОТ Правительство РФ Постановлением от 14 сентября 2000 г. N 683 ввело новые размеры доплат за ученые степени, значительно снизив установленные ранее. До конца 2000 г. кандидат наук получал доплату в размере 255 руб. (1,9 МРОТ), доктор наук — 420 руб. (около 3,2 МРОТ), с 1 января 2001 г. кандидат наук получал доплату в размере 300 руб. (до 1 июля — 1,5 МРОТ, после 1 июля — 1 МРОТ), доктор наук — 500 руб. (до 1 июля — 2,5 МРОТ, после 1 июля — 1,6 МРОТ). Наконец, Постановлением Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 4 введены новые размеры доплат за ученые степени: кандидату наук — 900 руб. (1,5 МРОТ), доктору наук — 1500 руб. (2,5 МРОТ).

В настоящий момент на рассмотрении в Государственной Думе после его принятия во втором чтении находится законопроект «О внесении изменений в пункт 5 статьи 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», положениями которого предусматривается увеличение с 1 ноября 2006 г. размеров надбавок к должностным окладам (ставкам) научно-педагогических работников высших учебных заведений за ученые степени кандидата наук и доктора наук соответственно с 900 до 3000 руб. и с 1500 до 7000 руб. В соответствии с пояснительной запиской к данному нормативному правовому акту «увеличение доплат кандидатам и докторам наук вызвано необходимостью улучшить их материальное положение, повысить социальный статус работников высшей школы, привлечь в нее свежие, молодые и перспективные научно-педагогические кадры, что будет способствовать повышению качества подготовки специалистов в вузах, престижности научной и педагогической деятельности».

Помимо надбавок за ученую степень научные работники, занятые в различных сферах, получают специальные надбавки.

В частности, пунктом 5 ст. 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере 40% за должность доцента и 60% за должность профессора.

Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. N 241 «Об упорядочении условий оплаты труда членов президиумов и работников аппаратов президиумов Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств, Российской академии архитектуры и строительных наук, работников аппаратов Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований» введены следующие надбавки указанным категориям научных работников:

а) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде — в размере от 50 до 100% должностного оклада;

б) премии по результатам работы.

Условия выплаты, а также размеры ежемесячной надбавки и премий устанавливаются президиумами указанных академий;

в) ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу в зависимости от стажа работы;

г) ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 30% применительно к надбавке за выслугу лет.

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 245 «О повышении должностных окладов членов президиумов и работников аппаратов президиумов Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук» должностные оклады указанных категорий работников повышены в 1,33 раза.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2003 г. N 801 «О финансировании расходов на выплату окладов за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук» установлены надбавки за звание действительного члена Российской академии ракетных и артиллерийских наук в размере 14000 руб. и за звание члена-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук — 7000 руб.

Как и иные категории работников, научные работники имеют право получать компенсационные надбавки (за работу в условиях Крайнего Севера, за сложность в работе и т. д.).

Таким образом, расходование бюджетных средств на выплату надбавок и доплат ограничено вышеперечисленными надбавками. В этих условиях источником выплаты стимулирующих надбавок и премий для работников научных учреждений могут являться внебюджетные средства, например, полученные в качестве гранта, оплаты за выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т. д.

В данной сфере вообще отсутствует какая-либо регламентация стимулирующих выплат и премий работникам, непосредственно участвующим в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Научные учреждения самостоятельно определяют, каким образом расходуются средства, полученные от выполнения указанных работ, в том числе полученные непосредственными исполнителями дополнительной оплаты за проведенные работы. Во избежание необоснованного устранения научных работников от распределения внебюджетных средств, полученных научными учреждениями, целесообразно установить определенный минимальный процент от полученных внебюджетных средств, который должен выплачиваться непосредственным исполнителям по контракту, а также направляться в фонд оплаты труда работников данного учреждения.

Проанализировав существующую нормативную базу, регламентирующую установление и выплату надбавок и доплат научным работникам, можно констатировать отсутствие должного нормативного регулирования системы надбавок и доплат, отсутствие жесткой связи этих надбавок и доплат с результативностью научного труда, в силу чего один из самых действенных механизмов стимулирования научной деятельности фактически не работает.

Таким образом, необходимо введение в научной сфере новой системы оплаты труда, которая должна решать целый комплекс важнейших вопросов.

Во-первых, обеспечить кардинальное повышение оплаты труда научных работников.

Во-вторых, повысить конкурентоспособность работников научного комплекса на рынке труда и прежде всего конкурентоспособность с работниками коммерческого сектора экономики.

В-третьих, обеспечивать зависимость уровня оплаты труда с результативностью научных исследований.

Реализация перечисленных подходов в новой системе оплаты труда будет способствовать закреплению в научных организациях наиболее талантливых и работоспособных научных кадров, обеспечит привлечение в науку молодежи и квалифицированных специалистов из других секторов экономики, создаст экономические предпосылки по усилению для работников социальных гарантий, связанных с оплатой труда, таких как социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение.

Новая система оплаты труда научных работников научных организаций может выглядеть следующим образом. Она будет включать в себя:

— должностные оклады, которые устанавливаются по основным профессиональным группам научных работников в зависимости от уровня образования, квалификации и занимаемой должности;

— статусные надбавки, действующие и вновь вводимые и устанавливаемые за присуждаемые ученые степени и почетные звания;

— выплаты компенсационного характера, установленные действующим законодательством;

— стимулирующие надбавки и выплаты, увязываемые с результатами труда и выплачиваемые из бюджетных средств, а также внебюджетных источников.

Как уже было сказано, должностные оклады устанавливаются в зависимости от профессионального квалификационного уровня, к которому отнесены должности, замещаемые научными работниками. С учетом профессионального квалификационного уровня должности научных работников научных организаций могут быть отнесены к двум основным профессионально-квалификационным группам, требующим соответствующего уровня профессионального образования и профессиональной подготовки.

Первую группу составляют должности, для замещения которых необходимо высшее профессиональное образование. При этом специалисты должны иметь квалификацию «магистр» или «дипломированный специалист». В эту группу должны входить ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники (ведущие инженеры-исследователи), научные сотрудники (старшие инженеры-исследователи).

Вторую группу составляют должности, требующие высшего профессионального образования при квалификации «бакалавр» или среднего профессионального образования. К этой группе относятся следующие должности: младшие научные сотрудники (инженеры-исследователи), стажеры-исследователи, лаборанты.

Размер окладов (должностных окладов) по должностям соответствующего квалификационного уровня в указанных профессиональных квалификационных группах утверждается постановлением Правительства РФ.

Система окладов научных работников с учетом их квалификационного уровня, позволяющая за два года решить стратегическую задачу роста оплаты труда научных кадров, исходит из того, что переход на новые условия оплаты труда должен сопровождаться увеличением объема финансирования государственных научных учреждений. При увеличении финансирования дополнительно примерно на 15% и осуществлении тех же мер по оптимизации сети научных учреждений и сокращении численности работников научных организаций оплата труда научных работников за счет бюджетных средств за два года возрастет почти в три раза.

Это позволит повысить заработную плату старшего научного сотрудника (основной научной должности) примерно до 28 тыс. руб. в месяц, т. е. решить стратегическую задачу совершенствования оплаты труда работников научного комплекса или вплотную приблизиться к ее решению.

Оплата труда руководителей строится на тех же принципах, что и научных работников, и включает в себя должностные оклады, статусные надбавки, стимулирующие и компенсационные выплаты. В научных организациях, как правило, существуют руководители двух уровней: к первому относятся руководители основных структурных подразделений научной организации (руководитель сектора, отдела, лаборатории), руководители важнейших научных направлений и исследований (главный научный сотрудник), руководитель — организатор научного процесса в организации (ученый секретарь). Размеры должностных окладов руководителей этого уровня при наличии необходимых квалификационных требований и высшего образования устанавливаются на уровне не менее чем на 15% выше должностного оклада верхней (первой) группы научных работников.

Ко второму уровню относятся руководители государственных научных организаций и их заместители, размеры должностных окладов которых устанавливаются на уровне не менее 35% выше должностного оклада первой группы научных работников.

Размеры должностных окладов заместителей руководителей научных организаций устанавливаются на 10% ниже должностного оклада руководителя научной организации.

Руководителям обоих уровней устанавливаются статусные, стимулирующие и компенсационные выплаты и надбавки, предусмотренные соответствующими Перечнями, утвержденными постановлениями Правительства РФ. Статусные надбавки являются гарантированной доплатой к должностному окладу при достижении соответствующего уровня квалификации. К статусным надбавкам относятся надбавка за ученую степень кандидата наук и надбавка за ученую степень доктора наук.

Помимо статусных надбавок научным работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера, предназначенные для оплаты в повышенном размере труда работников научных организаций, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, а также условиями труда, отличающимися от нормальных, а также выплаты стимулирующего характера, направленные на повышение результативности научных разработок, а также мотивацию работников к качественному труду, на поощрение за успешное выполнение работы, за активную научную и педагогическую деятельность.

К стимулирующим выплатам в научных организациях относятся следующие основные надбавки и премиальные выплаты:

1) премии за результаты научных исследований и разработок, за высокие достижения в работе, а также премии за значительный личный вклад в научные разработки и подготовку научных кадров.

В федеральных государственных учреждениях за счет бюджетных средств осуществляются премиальные выплаты, предусмотренные соответствующим Перечнем выплат стимулирующего характера. Средства на осуществление таких выплат предусматриваются в размере 40% суммы средств, предусмотренных на оплату по должностным окладам работников;

2) поощрения за открытия и изобретения устанавливаются на основании решения ученого совета научной организации, подтверждающего научное открытие или изобретение и устанавливающее выплату соответствующего поощрения. Поощрение может быть ежемесячным, составлять от 10 до 20% должностного оклада и выплачиваться в течение последующего календарного года либо единовременным в размере от 1,5 до 2,5 должностного оклада научного работника. Указанные поощрительные выплаты осуществляются, как правило, за счет средств внебюджетных источников;

3) выплаты за активную научную деятельность, выражающуюся в публикациях научных исследований, за участие в научных конференциях и других научных форумах, включая международные, и другую научную деятельность.

Выплаты поощрительного характера за активную научную деятельность должны осуществляться по итогам года в виде единовременных выплат и составлять:

— за публикации в российских научных сборниках, периодической печати — от 0,5 до 1 должностного оклада в зависимости от объема и количества публикаций;

— за публикации в зарубежной научной и периодической печати, а также за монографии и учебники — от 1,5 до 2 должностных окладов;

— за участие в научных конференциях и других научных мероприятиях, включая международные, — от 0,5 до 1,5 должностных окладов.

Поощрительные выплаты за активную научную деятельность должны осуществляться за счет средств, поступающих из внебюджетных источников.

Перечень выплат стимулирующего характера, финансируемых за счет бюджетных средств, а также порядок их выплат, включая верхние и нижние границы размеров, устанавливаются нормативным актом Правительства РФ.

Принятие предлагаемой новой системы оплаты труда в научной сфере направлено на сохранение и развитие кадрового потенциала российской науки.

Указанная система оплаты труда позволит повысить уровень эффективности процесса привлечения и закрепление молодых работников в научной сфере путем презюмирования ее как одной из основных сфер государственного сектора экономики, что характерно для прогрессивных стран с интенсивным экономическим ростом, предполагающим взамен привлечения новых ресурсов более эффективное использование уже имеющихся.

Данная система оплаты труда направлена на значительное повышение уровня материальной и социальной обеспеченности научных работников. Обозначая начало активного законодательного регулирования труда в сфере науки, она позволит повысить уровень результативности осуществляемой научно-исследовательской деятельности и со временем вывести российскую науку на лидирующие позиции в мировом сообществе.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *