Проблемы обучения специалистов плавающего состава морских судов правовым знаниям по программе среднего профессионального образования на юге России

(Скрынник А. М.)

(«Военно-юридический журнал», 2007, N 3)

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЛАВАЮЩЕГО СОСТАВА

МОРСКИХ СУДОВ ПРАВОВЫМ ЗНАНИЯМ ПО ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ

А. М. СКРЫННИК

Скрынник А. М., заместитель начальника Ростовского-на-Дону морского колледжа им. Г. Я. Седова по правовой и экономической работе, преподаватель правовых дисциплин.

На протяжении всего периода подготовки специалистов для морского торгового (транспортного) флота в программу подготовки входил предмет «Морское право». До 1917 года он назывался «Морское законоведение», «Морское узаконение» (1). По учебникам «Советское морское право» 1985 года издания под редакцией Ф. С. Бойцова, Г. Г. Иванова, А. Л. Маковского (2) и под редакцией В. Ф. Мешеры (3) готовили морских специалистов в вузах и сузах водного (морского) транспорта вплоть до 2000 года. После принятия Россией в 1999 году Федерального закона РФ «Кодекс торгового мореплавания РФ» вышли в свет учебные пособия по морскому праву В. Н. Гуцуляк — 2000 год (4) и В. Г. Ермолаева и О. В. Сивакова — 2001 год (5), причем во введении учебного пособия по морскому праву (автор — В. Н. Гуцуляк) указано, что он предназначен для студентов высших учебных заведений. Больше учебников или учебных пособий по данному предмету для использования в учебном процессе подготовки специалистов со средним профессиональным образованием нам не удалось обнаружить до настоящего времени в огромном книжно-учебно-правовом море.

В учебном пособии В. Г. Ермолаева и О. В. Сивакова в общем-то отражены основные темы российского морского права, данные в контексте КТМ РФ 1999 года, и он пока является основным для обучения специалистов со средним профессиональным образованием, однако часть материала уже устарела, а большая нужная часть и не раскрыта с учетом его выхода в 2001 году.

Следующим недостатком данного учебного пособия, с нашей точки зрения, является то, что он комментирует КТМ РФ 1999 года в сравнении с КТМ СССР 1968 года (проводится сравнительный анализ), а не излагает в краткой, сжатой форме основные темы морского права для обучающихся (курсантов, студентов) в среднем профессиональном учебном заведении водного (морского) транспорта. Не отражены в данном учебном пособии темы трудового права по порядку трудоустройства моряков на суда «под удобным флагом», порядку оплаты труда моряков и т. д., а это очень актуально на современном этапе трудоустройства и работы моряков. Не отражена тема защиты трудовых прав российских моряков как российскими уполномоченными на то правоохранительными (прокуратура, ОВД, суд) и иными органами и общественными организациями, предусмотренными Трудовым кодексом (профсоюзы, Федеральная инспекция труда, Комиссия по трудовым спорам), так и международными организациями (Международная организация труда, Международный профсоюз транспортников — ITF).

В 2002 году средние профессиональные морские учебные заведения получили новые государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников морского транспорта (государственный образовательный стандарт) (6), который введен в действие приказом с 1 сентября 2002 года (де-юре), а фактически с 1 сентября 2004 года (де-факто), после выпуска обучающихся по ранее установленным стандартам.

Этот нормативно-правовой акт утвержден первым заместителем министра образования России 14 мая 2002 года и завизирован директором государственного учреждения — Центральный учебно-методический кабинет по морскому образованию при Минтрансе РФ (в настоящее время — ЦУМЦ).

Из этого документа явствует, что специалистов по специальности 2409 «Эксплуатация транспортных энергетических установок морских судов», 2405 «Морское судовождение», 2406 «Судовождение и эксплуатация технического флота» следует обучать на старших курсах уже не предмету «Морское право», а «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Данный предмет кроме традиционных тем морского законодательства включает в себя некоторые темы трудового и гражданского права РФ. Причем для специальности 2409 для усвоения данного предмета установлено 56 учебных часов, а вот для специальностей 2405 и 2406 всего 48 часов в отличие от ранее читаемых 42 часов на всех специальностях. То есть судовые механики должны изучать вновь введенный предмет гораздо шире, чем судоводители?! Вот такой нонсенс. Смотрим дальше. Для специальности 2406 в данный предмет вместо тем гражданского права включены темы из дисциплины «Основы права», которые должны быть изучены на первых курсах в объеме 32 часов на всех специальностях. Теперь что касается самого предмета «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». С нашей точки зрения, переименование названия предмета из «Морского права» было нецелесообразно, потому что новое название говорит о направленности предмета или уклоне его в трудовое право, а не морское. Достаточно включения в данный предмет тем по трудовому праву.

Следующей проблемой, с нашей точки зрения, является то, что в большинстве своем к преподаванию «Морского права» привлекаются специалисты не юридического профиля, а судоводители. Вроде бы это оправданно, у многих за плечами большой опыт практической работы в плавсоставе, но объяснить элементарные вопросы из теории права обучаемым они не в состоянии, так как многие не имеют базового юридического образования. Почему бы ведущему морскому вузу страны — Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова и ее структурному подразделению — кафедре морского права не провести переподготовку (подготовку) юристов, желающих вести преподавательскую деятельность в вузах и сузах водного транспорта, и выработать единый подход к преподаванию данной дисциплины или сделать это в НОУ ВПО «Институт морского права», который создан при МГА им. адмирала С. О. Макарова?

В специалистах в области морского права в последнее время очень большая заинтересованность всех участников морского бизнеса и государственных структур морского и внутреннего водного транспорта — судоходных компаний и судовладельцев, судоремонтно-судостроительных фирм, морских и устьевых портов и т. д. как в стране, так и на ее южном форпосте. На данном этапе развития России опытный грамотный юрист с морской (воднотранспортной) специализацией не останется без хорошо оплачиваемой работы. В большинстве своем они являются правой рукой руководителей воднотранспортного бизнеса, без знания норм морского права, международного морского права и других отраслей национального и международного права очень трудно рассчитывать на успешное ведение бизнеса и функционирование как государственных, так и негосударственных учреждений, компаний и фирм.

И здесь, с нашей точки зрения, также необходимо продумать вопрос об открытии филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт морского права» в г. Ростове-на-Дону, так как здесь пересекаются и сходятся морские и внутренние водные пути (наряду с другими коммуникациями) в один транспортно-логистический узел. Ведь потребности юга России в грамотных морских юристах пока недостаточно исследованы, что требуется в интересах дальнейшего развития экономики региона и всей России.

Имея достаточный опыт преподавания правовых дисциплин в вузе и сузе, нам хотелось бы отметить, что обучаемые среднего профессионального учебного заведения на данном этапе тяжело усваивают дисциплину «Морское право — правовое обеспечение профессиональной деятельности», с учетом того что она очень сложна в изучении и полученные знания им не пригодятся в дальнейшей работе, не будут надежной опорой, так как в первую очередь они готовятся как технические специалисты-эксплуатационники, а не гуманитарии.

Считаем, что назрела необходимость ведущим юристам — специалистам в области морского права России объединиться и подготовить унифицированный учебник (учебное пособие) по морскому праву (правовому обеспечению профессиональной деятельности) для обучения по нему студентов (курсантов) всех специальностей морского транспорта по программам ВПО и СПО, который должен максимально учесть быстроменяющиеся законотворческие реалии сегодняшнего дня, быть практическим пособием (настольной книгой) морскому специалисту по всем вопросам, возникающим при применении норм морского национального (в контексте КТМ РФ), морского международного права, трудового (трудоустройство, оплата труда на судах, плавающих под российским и другими флагами, и т. д.), гражданского (главы 40, 41 ГК РФ, порядок оформления завещания на судне, ч. 3 ГК РФ и т. д.) и уголовно-процессуального права (проведение дознания на морском судне (ст. 40 УПК РФ), находящемся в длительном плавании и т. д.), подскажет, как найти решение проблем, с которыми специалист плавсостава морского транспорта России столкнется или сталкивается уже в процессе практической деятельности (студенты заочного обучения).

Только с учетом этого предлагаемое учебное пособие способно прожить большую жизнь и принести реальную пользу и на ниве морского образования, и на ниве практической работы — профессиональной деятельности.

И последнее. В настоящее время курс Правительства России и Министерства транспорта РФ направлен на создание академических комплексов путем слияния учебных заведений СПО с ВПО. Но уже сейчас прогнозы аналитиков показывают, что идет значительный перекос в сторону высшего образования, хотя народное хозяйство испытывает потребность в специалистах среднего и особенно начального звена производства — рабочих и техниках.

Как сказано в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства России от 29 декабря 2001 года N 1756-р, необходимо провести переаттестацию всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента, необходимо обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства, надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению интеграции профессий, решительно повернуть учреждения начального и среднего профессионального образования к потребностям местного рынка труда. Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности, для создания современной учебно-материальной и информационной базы обучения, расширения научно-исследовательских работ, издания учебной литературы для этих уровней образования.

Литература

1. Под флагом России. История зарождения и развития морского торгового флота. М.: Согласие, 1995. С. 231, 234.

2. Бойцов Ф. С., Иванов Г. Г., Маковский А. Л. Советское морское право. М.: Транспорт, 1985.

3. Мешера В. Ф. Советское морское право. М.: Транспорт, 1985.

4. Гуцуляк В. Н. Морское право: Справочное пособие. М.: Росконсульт, 2000.

5. Ермолаев В. Г., Сиваков О. В. Морское право: Справочное пособие. М.: Издательство г-на Тихомирова, 2001.

6. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. М., 2002.

7. Филиппов В. М. Модернизация российского образования. М.: ФГУП издательство «Просвещение», 2003.

8. Рекомендация МОТ N 137 «О профессиональном обучении моряков» 1970 года.

9. Рекомендация МОТ N 77. «Об организации профессионального обучения для работы в море» 1946 года.

10. Юридическое образование и наука. 2005. N 4.

——————————————————————