Отпуск и налог на прибыль

(Семенихин В. В.)

(«Налоги» (газета), 2013, N 30)

ОТПУСК И НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В. В. СЕМЕНИХИН

Обязанность работодателей по предоставлению работникам организаций отпусков установлена Трудовым кодексом Российской Федерации. Трудовым законодательством предусмотрены различные виды отпусков, в частности ежегодный оплачиваемый отпуск (основной и дополнительный), учебный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы, отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком.

В статье мы расскажем о том, как учитываются в целях налогообложения прибыли организаций расходы на оплату отпусков.

Прежде всего напомним читателям о том, что в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщики, согласно ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением тех расходов, которые не учитываются в целях налогообложения.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, которые в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Расходы, связанные с производством и реализацией, на основании п. 2 ст. 253 НК РФ подразделяются, в свою очередь, на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

Суммы выплачиваемых работникам организации отпускных включаются в состав расходов на оплату труда. Порядок учета расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли регулируется ст. 255 НК РФ. В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Расходы на оплату основных и дополнительных отпусков

Согласно п. 7 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности:

— расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации;

— фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у них на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, — для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, — для иных организаций.

Ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам в соответствии со ст. 114 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

При этом основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ), отдельным категориям сотрудников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами предоставляется отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск).

Помимо основного оплачиваемого отпуска отдельным категориям работников на основании ст. 116 ТК РФ предоставляются ежегодные дополнительные отпуска. Право на такие отпуска имеют:

— работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

— работники, имеющие особый характер работы;

— работники с ненормированным рабочим днем;

— работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

— в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Расходы на оплату дополнительно предоставляемых отпусков вышеуказанным категориям работников могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций, о чем сказано в Письме Минфина России от 22 января 2008 г. N 03-03-06/1-25.

В Письме Минфина России от 16 мая 2011 г. N 03-03-06/1/294 дан ответ на вопрос о том, правомерно ли отнесение к расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, выплат совместителям по оплате дополнительных оплачиваемых отпусков за работу в определенных климатических условиях. Как сказано в Письме, в соответствии с п. 24 ст. 270 НК РФ к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, относятся расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей. Таким образом, если продолжительность дополнительного отпуска не превышает установленной законодательством, расходы по оплате таких дополнительных отпусков сотрудникам, работающим по совместительству, могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль.

Если работник оформляет отпуск в конце календарного года, то нередко возникает ситуация, когда отпуск приходится на два налоговых периода. В Письмах Минфина России от 23 июля 2012 г. N 03-03-06/1/356, от 14 июня 2011 г. N 07-02-06/107, от 12 мая 2010 г. N 03-03-06/1/323 высказано мнение о том, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль сумма начисленных отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск включается в состав расходов пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период.

Аналогичные разъяснения дают специалисты УФНС России по г. Москве. В частности, в Письме от 6 августа 2008 г. N 21-11/073877.2@ сказано, что согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. На основании п. 4 ст. 272 НК РФ затраты на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда. Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на прибыль сумма начисленных отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск включается в состав расходов пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период. С такой позицией соглашается и суд. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 ноября 2007 г. по делу N А56-39310/2006.

При использовании организацией кассового метода сумма отпускных включается в состав расходов, принимаемых при определении налоговой базы, в момент фактической выплаты денежных средств, что следует из пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ.

В случае досрочного отзыва работника из отпуска в части суммы начисленных отпускных, приходящихся на не использованные работником дни отпуска, следует внести корректировки в первичные документы налогового учета в месяце начисления расходов. Такие рекомендации даны в Письме УФНС России по г. Москве от 25 августа 2008 г. N 20-12/079463.

Если до окончания рабочего года, в счет которого получен отпуск, работник увольняется, за неотработанные дни отпуска следует произвести удержание из заработной платы работника для погашения его задолженности перед работодателем, что установлено ст. 137 ТК РФ. По разъяснениям сотрудников УФНС России по г. Москве, данным в Письме от 11 января 2007 г. N 21-08/001467@, поскольку расходы организации, осуществленные в связи с предоставлением работнику ежегодного оплачиваемого отпуска, учитываются при формировании налогооблагаемой прибыли, то доходы в виде удержания за неотработанные дни отпуска из оплаты труда работника в связи с его увольнением необходимо учесть в составе внереализационных доходов.

Работа с ненормированным рабочим днем, согласно ст. 100 ТК РФ, для отдельных категорий работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями. Для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, работа с ненормированным рабочим днем устанавливается трудовым договором.

Работникам с ненормированным рабочим днем в соответствии со ст. 119 ТК РФ предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Когда при заключении трудового договора предусматривается производственная необходимость работы в режиме ненормированного рабочего дня и все случаи работы сверх нормальной продолжительности рабочего дня оформлены локальным нормативным актом, расходы организации, связанные с оплатой дополнительных отпусков работников с ненормированным рабочим днем, учитываются в целях налогообложения прибыли. Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 6 февраля 2007 г. N 03-03-06/2/17, от 29 января 2007 г. N 03-03-06/4/6, от 20 декабря 2006 г. N 03-08-05, а также в Письме УФНС России по г. Москве от 15 июля 2008 г. N 20-12/066869.

Несколько слов следует сказать об отпусках работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Вопрос о налогообложении компенсаций стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, рассмотрен в Письме Минфина России от 24 марта 2009 г. N 03-04-06-02/23. В Письме отмечено, что ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что работодатели оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа работника, а также неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей).

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. По мнению Минздравсоцразвития России, исходя из общего смысла ст. 325 ТК РФ, работодатель оплачивает стоимость проезда и провоза багажа неработающим членам семьи своих работников в тех случаях, когда те выезжают к месту использования отпуска в период нахождения самого работника в отпуске.

В Письмах Минфина России от 22 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/842, от 17 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/105 рассмотрен вопрос об учете в целях налогообложения прибыли расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, не относящихся к расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. По мнению Минфина, если коллективными, трудовыми договорами или локальными нормативными актами названных организаций предусмотрена компенсация стоимости проезда работников к месту проведения отпуска и обратно, расходы на указанные выплаты могут быть включены в состав налоговой базы по налогу на прибыль. Аналогичную позицию выражают и арбитры (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 октября 2011 г. по делу N А27-17765/2010).

В последнее время все большее распространение получает оформление электронных пассажирских билетов. А как мы отметили в начале статьи, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.

Согласно п. 2 Приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 г. N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Приказом Минтранса России от 21 августа 2012 г. N 322 «Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте» (далее — Приказ N 322) определено, что электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте используется для удостоверения договора перевозки пассажира в дальнем следовании или в пригородном сообщении, в котором информация о железнодорожной перевозке пассажира представлена в электронно-цифровой форме и содержится в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте.

Электронный билет и контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) на поезд дальнего следования содержат обязательную информацию о перевозке пассажира, предусмотренную п. 2 Приложения к Приказу N 322.

Пунктом 5 Приложения к Приказу N 322 установлено, что контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) оформляется и обязательно направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети пассажиру.

Таким образом, контрольный купон электронного билета (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети, для целей налогообложения прибыли является документом, подтверждающим произведенные расходы на приобретение железнодорожного билета. Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России от 12 апреля 2013 г. N 03-03-07/12256.

По мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от 19 апреля 2013 г. N 03-03-07/13501, затраты на приобретение электронного билета подтверждаются маршрут/квитанцией на бумажном носителе, сформированной автоматизированной системой оформления воздушных перевозок, и посадочным талоном.

Помимо общих гарантий и компенсаций на основании ст. 165 ТК РФ работникам предоставляются иные гарантии и компенсации в соответствии с федеральным законодательством.

Применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, в соответствии со ст. 423 ТК РФ действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. При этом положения постановлений Правительства СССР применяются в части, не противоречащей ТК РФ.

В частности, Советом Министров СССР от 25 июня 1971 г. принято Постановление N 434 «О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом». Названному Министерству разрешено предоставлять один раз в год своим работникам, проработавшим в системе непрерывно 7 и более лет, бесплатный билет и билет со скидкой 50% тарифа на одного члена семьи.

Расходы по оплате проезда работников авиапредприятий и одного члена их семьи могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их документального подтверждения, на что обращено внимание налогоплательщиков в Письме Минфина России от 7 мая 2007 г. N 03-04-06-01/143.

Денежные компенсации за неиспользованный отпуск, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, п. 8 ст. 255 НК РФ, также учитываются в составе расходов на оплату труда.

По мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от 28 апреля 2005 г. N 02-3-08/93, в соответствии со ст. ст. 126 и 127 ТК РФ денежной компенсации за неиспользованный отпуск подлежат часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, и все неиспользованные отпуска при увольнении работника.

В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется. Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Таким образом, с учетом норм трудового законодательства организация при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитывает в составе расходов на оплату труда денежную компенсацию работнику за неиспользованный отпуск в части, превышающей 28 календарных дней, о чем сказано в Письме Минфина России от 11 октября 2007 г. N 03-03-06/2/189. А в Письме Минфина России от 15 декабря 2010 г. N 03-03-06/2/212 уточнено, что в составе расходов на оплату труда учитывается денежная компенсация работнику за неиспользованный отпуск в части, превышающей 28 календарных дней, в том числе за неиспользованный дополнительный отпуск.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 27 июля 2006 г. по делу N Ф09-6575/06-С2 отмечено следующее. Несоблюдение правила, установленного ст. 126 ТК РФ, о замене части отпуска, превышающей 28 календарных дней, денежной компенсацией по заявлению работника является нарушением трудового законодательства и не влияет на порядок налогообложения организаций, поскольку компенсации за неиспользованный отпуск в любом случае подлежат выплате работникам организации, а в силу п. 8 ст. 255 НК РФ, безусловно, относятся к расходам на оплату труда.

Обратите внимание, что замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не допускается.

Расходы на оплату учебных отпусков

К расходам на оплату труда в соответствии с п. 13 ст. 255 НК РФ относятся расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, согласно ст. 177 ТК РФ, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Также указанные гарантии и компенсации могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.

Лицам, успешно обучающимся в высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска. При этом высшие учебные заведения, в которых обучаются работники организации, должны иметь государственную аккредитацию.

Дополнительные ежегодные отпуска предоставляются:

— для сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно — по сорок календарных дней, на последующих курсах соответственно — по пятьдесят календарных дней;

— для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов — четыре месяца;

— для сдачи государственных экзаменов — один месяц.

Во время дополнительных отпусков сохраняется средняя заработная плата, начисляемая в порядке, установленном для ежегодных отпусков, при этом допускается присоединение дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам.

Ежегодные оплачиваемые отпуска могут предоставляться как до начала учебного отпуска, так и после него, на что обращено внимание Минфина России в Письме от 6 февраля 2006 г. N 03-03-04/4/24. По мнению Минфина, организация имеет право учесть расходы, связанные с оплатой стоимости проезда от места нахождения учебного заведения, при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в случае если к дополнительному (учебному) отпуску по согласованию с работодателем был присоединен очередной отпуск.

В Письме Минфина России от 24 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/389 отмечено, что, поскольку ТК РФ не предусмотрено, что работник должен обучаться по специальности, соответствующей трудовым обязанностям, расходы на оплату труда, сохраняемую на время учебных отпусков, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно организация вправе учесть в составе расходов на оплату труда.

В предыдущем разделе статьи мы рассмотрели вопрос замены неиспользованного отпуска денежной компенсацией. В Письме УФНС России по г. Москве от 27 декабря 2006 г. N 20-12/115069 обращено внимание на то, что нормами ТК РФ не предусмотрена компенсация за неиспользованные дополнительные оплачиваемые ежегодные учебные отпуска (в том числе при увольнении работника, обучающегося в заочной аспирантуре), поскольку обучение в заочной аспирантуре является не обязанностью работника, с исполнением которой должна быть связана компенсационная выплата, а его правом.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

Расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам, осуществляемые в соответствии со ст. 324.1 НК РФ, включаются в расходы на оплату труда на основании п. 24 ст. 255 НК РФ.

В порядке, установленном ст. 324.1 НК РФ, для равномерного учета предстоящих расходов на оплату отпусков работников налогоплательщик имеет право создавать соответствующий резерв.

Решение о создании резерва на предстоящую оплату отпусков принимается с начала налогового периода и обязательно должно быть отражено в приказе об учетной политике организации.

В учетной политике организации в соответствии с п. 1 ст. 324.1 НК РФ должны быть отражены:

— способ резервирования;

— предельная сумма отчислений (предельный размер резерва);

— ежемесячный процент отчислений в резерв.

При определении резерва организация обязана документально подтвердить все произведенные расчеты, поскольку расходами, как мы говорили, признаются документально подтвержденные и экономически обоснованные затраты, произведенные налогоплательщиком.

Отчисления в резерв, определенные на основании специального расчета (сметы), производятся в конце каждого месяца и включаются в расходы на оплату труда соответствующих категорий работников (п. 24 ст. 255 НК РФ, п. 2 ст. 324.1 НК РФ).

На конец налогового периода организация, руководствуясь п. п. 3 — 5 ст. 324.1 НК РФ, обязана провести инвентаризацию сумм резерва. Резерв уточняется исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета средней заработной платы) и обязательных отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы).

Если налогоплательщик примет решение не создавать резерв на следующий налоговый период, то сумма остатка резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

Таким образом, по состоянию на 31 декабря следует:

— определить количество фактически неиспользованных дней отпусков, запланированных на текущий год;

— рассчитать среднедневную сумму расходов на оплату труда работников, которые не использовали свой отпуск;

— определить сумму расходов на оплату фактически не использованных в текущем году отпусков (с учетом страховых взносов);

— определить остаток неиспользованного резерва (если он имеется).

Напомним, что средний дневной заработок исчисляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее — Положение N 922).

Сумма расходов на оплату неиспользованных отпусков рассчитывается путем умножения количества дней неиспользованных отпусков на среднюю дневную сумму расходов на оплату труда работников, не использовавших отпуск. Полученный результат увеличивается на соответствующую сумму страховых взносов.

Сумма начисленного в текущем году резерва, соответствующая сумме расходов на оплату неиспользованных отпусков, — это и есть остаток резерва, который налогоплательщик может перенести на следующий год, причем сделать это можно лишь в том случае, если организация примет решение о создании резерва на оплату отпусков в следующем году.

Исходя из разъяснений Минфина России, содержащихся в Письме от 9 июля 2004 г. N 03-03-05/2/46, а также в Письме МНС России от 15 марта 2004 г. N 02-5-10/13, под недоиспользованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва на оплату отпусков следует понимать разницу между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммой фактических расходов на оплату использованных в налоговом периоде отпусков (с учетом страховых взносов) и на предстоящую оплату не использованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (с учетом страховых взносов).

Суммы резерва на предстоящую оплату отпусков, недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода, подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

Пример (цифры условные). В 2012 г. организацией создан резерв на предстоящую оплату отпусков (с учетом сумм страховых взносов) в размере 360 000 руб.

Работнику организации Истомину О. Г. в декабре текущего года предоставлен отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Из них 22 дня выпало на 2012 г. Сумма выплаченных ему отпускных, исчисленная исходя из средней заработной платы, составила 20 500 руб. Сумма начисленных страховых взносов на сумму этих отпускных составила 5371 руб.

Прочими работниками организации отпуска использованы полностью, сумма начисленных отпускных (с учетом сумм страховых взносов) составила 330 000 руб.

Организацией принято решение формировать резерв на предстоящую оплату отпусков на 2013 г.

Произведем расчет суммы резерва, подлежащей переносу на 2013 г.:

1. Определим количество неиспользованных дней отпуска из числа запланированных по состоянию на 31 декабря 2012 г.:

(28 дней — 22 дня) = 6 дней.

2. Рассчитаем сумму расходов на оплату неиспользованных дней отпуска, исчисленную исходя из среднего дневного заработка работника (с учетом сумм страховых взносов), которая подлежит переносу на следующий год:

6 дней x ((20 500 руб. + 5371 руб.) / 28 дней) = 5543,79 руб.

3. Рассчитаем сумму резерва, не использованного в 2012 г.:

360 000 руб. — (330 000 руб. + 14 956,21 руб. + 5543,79 руб. + 5371 руб.) = 4129 руб.

Сумма в размере 4129 руб. — это и есть часть резерва, которую организация должна включить в доходы 2012 г.

Окончание примера.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответствующую сумму страховых взносов, по которым ранее резерв не создавался.

Пример. В 2013 г. организацией создается резерв на предстоящую оплату отпусков в сумме 370 000 руб.

В текущем году организация принимала новых работников, которым предоставлялись оплачиваемые отпуска, в результате чего фактическая сумма отпускных за 2013 г. составила 398 700 руб.

Разницу в сумме 28 700 руб. (398 700 руб. — 370 000 руб.) организация может включить в расходы 31 декабря 2013 г.

Окончание примера.

——————————————————————