Некоторые вопросы реализации права военнослужащего на отдых

(Белямов Р.)

(«Военно-юридический журнал», 2007, N 8)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО НА ОТДЫХ

Р. БЕЛЯМОВ

Белямов Р., капитан юстиции, помощник командира войсковой части 30726 по правовой работе.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон «О статусе военнослужащих») все военнослужащие имеют право на отдых, которое неразрывно связано с нормированием служебного времени.

Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Исключением из данного правила является привлечение военнослужащего к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Перечень указанных мероприятий определен Приказом министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492 «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих».

При привлечении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и невозможности компенсировать его отдыхом в другие дни недели такое время суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску в соответствии со ст. 226 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 (далее — УВС ВС РФ).

Суммирование сверхурочного времени производится путем сложения количества часов, в течение которых военнослужащий привлекался к исполнению обязанностей военной службы. При этом время, необходимое для прибытия к месту службы от места жительства и обратно, не учитывается.

При достижении суммарным сверхурочным временем величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащий приобретает право на дополнительные сутки отдыха. Регламент служебного времени устанавливает командир конкретной части (ст. 226 УВС ВС РФ) и в подавляющем большинстве случаев величина ежедневного времени составляет восемь часов.

Исчисление суммарного времени исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни аналогично исчислению суммарного сверхурочного времени и отличается лишь тем, что оно осуществляется с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно. Время, необходимое для прибытия к месту службы от места жительства и обратно, должно определяться исходя из фактической его затраты военнослужащим на проезд (во внимание должны приниматься удаленность места жительства военнослужащего от места службы, наличие у него служебного транспорта и транспорта общественного пользования по маршруту движения, время года и др.).

Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, время участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного, определены п. 5 приложения N 2 к Положению. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках — 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.

Разночтения вызывает ст. 269 УВС ВС РФ, где сказано, что офицерам и прапорщикам, входящим в состав суточного наряда в выходные и праздничные дни, предоставляется день отдыха в течение недели.

Ввиду того что Федеральный закон «О статусе военнослужащих» имеет большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации, надлежит руководствоваться Федеральным законом.

Следует также отметить, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не детализирует информацию о предоставлении военнослужащим дополнительного времени отдыха и о его количестве (ограничения охватывают лишь продолжительность основного отпуска с дополнительными сутками отдыха).

За привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и привлечение к мероприятиям, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, согласно Порядку учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2 к Положению) предусмотрены соответствующие компенсации отдыхом в другое время.

По смыслу указанного Порядка, поддержание боевой готовности подразделения и интересов службы является более приоритетным перед выбором военнослужащим времени предоставления ему дополнительных суток отдыха, что является наиболее актуальным в воинских частях сокращенного состава, в которых военнослужащие по контракту привлекаются к несению внутренней, гарнизонной и караульной служб практически через двое суток на третьи, а также к служебным командировкам, кроме этого, боевая подготовка предусматривает два полевых выхода в год, каждый до 30 суток.

Таким образом, у военнослужащего по контракту, а именно младших офицеров и прапорщиков, за год в среднем накапливается от 40 до 50 суток дополнительного времени отдыха только за привлечение к мероприятиям, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не считая сверхурочного времени.

При поступлении рапорта военнослужащего с просьбой предоставить дополнительные сутки отдыха в определенный период командир воинской части, с учетом интересов службы, имеет право определить порядок реализации военнослужащим данного права: предоставить дополнительные сутки отдыха в определенные дни недели на протяжении длительного периода; предоставить не более 30 суток отдыха подряд (дополнительный отпуск); присоединить дополнительные сутки отдыха к основному отпуску военнослужащего. Согласно Положению (приложение N 2) присоединяемые к отпуску дополнительные сутки отдыха в продолжительность основного отпуска не входят. Однако это не совсем отвечает требованиям действующего законодательства, и зачет дополнительных суток отдыха в продолжительность основного отпуска все же должен производиться. Этот вывод позволяет сделать анализ п. 5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым общая продолжительность основного отпуска военнослужащих с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Поскольку федеральный закон является нормативным правовым актом, который имеет большую юридическую силу, чем указ Президента, постольку в данной ситуации должен применяться именно он, а не подзаконный акт.

Отказ командира в рассмотрении рапорта военнослужащего о предоставлении дополнительных дней отдыха будет являться прямым нарушением права военнослужащего, и это реалии военной службы.

В случае соблюдения командиром воинской части прав военнослужащих на практике возникает проблема не просто недостатка военнослужащих по контракту, а их отсутствие, в связи с этим командиры воинских частей вынужденно идут на нарушения прав военнослужащих, надеясь на то, что военнослужащие не воспользуются правом на отстаивание своих прав как в административном, так и в судебном порядке.

Выходом из сложившейся ситуации можно считать положение п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», где указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Однако в настоящее время данная норма не действует.

Из содержания правовых норм, регламентирующих порядок учета и предоставления отдыха военнослужащим, усматривается, что продолжительность предоставляемого военнослужащим отдыха (в часах или сутках) зависит лишь от длительности исполнения ими служебных обязанностей в рабочие, выходные и праздничные дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени или длительности привлечения военнослужащих к указанным мероприятиям, проводимым без ограничения еженедельного служебного времени.

При этом продолжительность компенсирующего отдыха ни Федеральным законом «О статусе военнослужащих», ни Положением не ограничена, а сроки его предоставления строго не определены.

Указание в п. 3 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха о возможности присоединения к основному отпуску дополнительных суток отдыха в количестве не более 30 ограничивает лишь длительность компенсирующего отдыха, используемого по желанию военнослужащего совместно с отпуском. Вместе с тем при наличии у военнослужащего права на больший отдых оставшаяся его часть (превышающая 30 суток) по смыслу действующих правовых норм должна быть предоставлена в другое время отдельно от отпуска.

Данный вывод не противоречит п. 7 ст. 29 Положения, согласно которому общая продолжительность основного отпуска с учетом времени отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Кроме того, установление законодателем права военнослужащего на присоединение по его желанию дополнительных суток отдыха к основному отпуску предполагает возможность использования этого отдыха не только совместно с отпуском, но и отдельно, следовательно, и в другом году.

Иное толкование и применение названных нормативных правовых актов противоречило бы их буквальному содержанию и правовому смыслу.

На практике же с каждым годом возникает такая реальность, при которой военнослужащий по контракту каждый год или через три года службы, воспользовавшись правом на судебную защиту, потребует дополнительный отпуск, который будет довольно существенным.

Спорным в аспекте данной темы видится вопрос определения статуса ответственного по воинской части.

Так, согласно ст. 228 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, круглосуточное дежурство в воинской части и подразделении офицеров, прапорщиков и мичманов, не входящих в суточный наряд, а также назначение в состав установленного наряда различных ответственных могут быть введены только в исключительных случаях на ограниченное время командующим войсками военного округа, фронтом, группой войск, флотом.

Возникает вопрос, к чему относить выполнение обязанностей ответственного по воинской части: к обязанностям военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени или к мероприятиям, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих.

Не менее актуальным является вопрос расчета основного отпуска военнослужащим, зачисленным в распоряжение до получения Государственного жилищного сертификата.

Подводя итог, хотелось бы отметить необходимость:

— во-первых, приведения в соответствие федеральному законодательству положений ст. 269 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140, и абз. 2 п. 3 Приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы»;

— во-вторых, определения, к чему относить выполнение обязанностей ответственного по воинской части: к обязанностям военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени или к мероприятиям, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих;

— в-третьих, установления порядка и условий выплаты денежной компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени согласно положению п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

— в-четвертых, определения порядка предоставления основного отпуска военнослужащим, зачисленным в распоряжение.

——————————————————————