О механизме реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе

(Соломатин Е. Ю.) («Конституционное и муниципальное право», 2007, N 14)

О МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Е. Ю. СОЛОМАТИН

Соломатин Е. Ю., соискатель Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Принцип равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации. Закрепление принципа равного доступа граждан к государственной службе обусловлено также ч. 2 ст. 6 и ст. 17 — 19 Основного Закона России. Однако данное право не является абсолютным. Оно относится к относительным правам, образующим содержание общегражданской административной правоспособности. Это обусловлено тем, что для реализации данного права недостаточно одного только желания гражданина или совершения им соответствующего действия. Равнодоступность означает, что при поступлении на государственную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений для граждан, помимо установленных законодательством Российской Федерации о государственной службе. Любой полностью правоспособный гражданин России может реализовать свое право на занятие должности государственной гражданской службы, однако при условии соответствия установленным квалификационным требованиям к должностям государственной гражданской службы и при успешном прохождении конкурсного отбора. В настоящее время основными законодательными актами, регулирующими право граждан на государственную гражданскую службу в Российской Федерации, являются Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Важное значение для реализации ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации имеют принятые в развитие основ правового регулирования государственной гражданской службы Российской Федерации Указы Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» <1> и от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» <2>. ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 6. Ст. 439. <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 1. Ст. 118.

Статьей 21 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным к должностям государственной гражданской службы Российской Федерации <3>. ——————————— <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном российской Конституцией и федеральным законом, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности. В целях реализации принципа равного доступа граждан к государственной службе Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено общее правило, в соответствии с которым поступление гражданина на гражданскую службу (а равно замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы) осуществляется по результатам конкурса, осуществляемого конкурсной комиссией, образуемой актом соответствующего государственного органа. Конкурсный отбор требует проводить оценку конкурентоспособности кандидатов на ту или иную государственную должность, культивировать состязательность на всех этапах профессионально-служебного продвижения, организовывать рекламу вакантных должностей, осуществлять профотбор, аттестацию и служебное (карьерное) выдвижение. Конкурс является единственно возможным механизмом отбора кадров, позволяющим гражданам, которые не работали на государственной службе, реализовать свое конституционное право на равный доступ к государственной службе, право выбора сферы деятельности и занятия той или иной вакансии в центральных исполнительных органах исключительно на профессиональной основе. Кроме того, конкурс устраняет недостатки, присущие патронажной системе приема на государственную службу. Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса. Ограниченный перечень исключений из этого правила предусмотрен ч. 2 — 4 ст. 22 Закона и носит исчерпывающий характер. Конкурс в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не проводится: а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — должности гражданской службы) категорий «руководители» и «помощники (советники)»; б) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; в) при заключении срочного служебного контракта; г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 28, частями 1, 2 и 3 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Кроме того, Федеральным законом предусмотрены случаи, когда конкурс может не проводиться: при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации; при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя. Конституционный принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе не исключает ограничений для поступления на эту службу или занятия конкретных государственных должностей. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, установлены ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Гражданину, изъявившему желание участвовать в конкурсе на замещение должности государственной гражданской службы, может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к должности гражданской службы, на замещение которой он претендует, а также в связи с ограничениями, установленными федеральным законодательством для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. В свою очередь, требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются соответствующим денежным содержанием и другими выплатами, предусмотренными федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Федерации, гарантиями для государственных служащих. Государственная гражданская служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков. Реализации данного принципа должны способствовать закрепляемые ст. 12 Федерального закона требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности государственной гражданской службы. На повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка служащих. Государственная гражданская служба не противопоставляется гражданскому обществу, а напротив, тесно взаимодействует с ним, что видно уже из ее названия. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрен ряд мер, направленных на реализацию принципа открытости государственной гражданской службы. В первую очередь необходимо отметить обязательность включения представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, в ряд комиссий, результаты деятельности которых имеют наиболее важное значение для гражданской службы, а именно комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов; конкурсной комиссии; аттестационной комиссии. В то же время следует помнить, что государственные гражданские служащие должны быть всегда независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели. Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность также является важным условием эффективного осуществления ими своей деятельности. Данный принцип означает, что государственные гражданские служащие обязаны исполнять поручения лишь соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. Государственный гражданский служащий имеет право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц носит многоплановый характер. Таким образом, равный доступ к государственной службе наряду с другими основными принципами, лежащими в основе организации и функционирования государственной гражданской службы Российской Федерации, носит конституционно-правовой характер и обеспечивает возможность непосредственного участия граждан в управлении делами государства.

——————————————————————