О незаконной внешней миграции в России начала XXI столетия как угрозе экономического, криминогенного и социального характера

(Кобец П. Н.) («Миграционное право», 2007, N 4)

О НЕЗАКОННОЙ ВНЕШНЕЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ НАЧАЛА XXI СТОЛЕТИЯ КАК УГРОЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО, КРИМИНОГЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

П. Н. КОБЕЦ

Кобец П. Н., доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России.

В условиях начала нового тысячелетия проблемам миграции посвящена довольно значительная по объему литература. Не подвергая сомнению результаты исследований, остановимся только на одном, на наш взгляд, существенном недостатке — недопонимании опасности внешней миграции для нашей страны. Миграция рассматривается как «переселение, передвижение» того или иного количества людей. В социально-демографической науке термин «миграция» используется для обозначения движения населения, то есть в самом общем смысле определяется перемещение людей, в данном случае мигрантов, через границы государств, территории государств в связи с переменой места жительства на определенное время либо навсегда. На наш взгляд, такое определение также не дает всей полноты понятия слова «миграция», а главное — всей опасности внешней миграции. В последнее время в обществе все чаще звучит тревога по поводу заселения России мигрантами. Средства массовой информации и исследователи, говоря об опасности нерегулируемой миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья в Россию, как правило, фокусируют внимание только на криминальной деятельности мигрантов. Между тем опасность эта значительно шире. Для того чтобы понять опасность внешней миграции для нашей страны, необходимо рассмотреть, какие последствия — положительные либо негативные — она несет для принимающего государства. Условно весь поток мигрантов следует разделить на несколько самостоятельных групп: а) русскоязычное население из бывших республик Советского Союза; б) русскоязычное население, проживавшее на территории субъектов Федерации России, где активизировались националистические процессы; в) нетитульное население из бывших республик Советского Союза, которое не выехало на территорию своей «исторической родины», а выехало в Россию; г) титульное население бывших советских республик, выезжающее из республик своего постоянного проживания в Россию; д) иностранные граждане из стран дальнего зарубежья. В начале 90-х годов XX в. основной поток мигрантов и беженцев на территорию России был связан с поиском спасения. Как правило, эти потоки были неурегулированными; граждане приезжали инициативно; преимущественно сами искали жилье и источники доходов при определенной поддержке государственных структур. Благодаря мощным миграционным потокам преимущественно русскоязычного населения из республик бывшего СССР демографический потенциал России несколько укрепился. В конце 90-х годов прошлого столетия и в начале нового тысячелетия поток русскоязычного населения резко уменьшился. На смену пришли потоки «титульного» населения из бывших советских республик, мигрантов из дальнего зарубежья. В условиях начала нового тысячелетия значительные массы населения из государств бывшего третьего мира находятся «на старте» массовой миграции. Оторвавшись от своей страны, от своих правительств, от семей, сотни тысяч граждан различных государств устремляются (как правило, незаконно) через чужие государственные границы. Их последующее поведение во многом зависит от того, кто возглавит миграционные потоки. В чем заключается опасность миграционных потоков? На наш взгляд, опасность внешней миграции в плане совершения преступлений и формирования оперативной обстановки слишком однобока. Для того чтобы понять причины и условия влияния миграции на формирование преступности, надо вначале посмотреть на факторы, формируемые внешней миграцией и оказывающие влияние на развитие преступности мигрантов. Говоря о преступности мигрантов, на наш взгляд, нельзя исходить только из динамики и структуры преступности мигрантов, где сами мигранты становятся объектами либо субъектами совершения преступлений. Основная опасность внешней миграции как нерегулируемого передвижения миллионных масс населения заключается именно в самих миграционных потоках, оказывающих негативное комплексное воздействие на многие стороны жизни России. Внешняя миграция оказывает влияние на изменение социальных характеристик регионов. Каждый регион России отличается определенными социальными характеристиками. В первую очередь — это состав населения, его половозрастные, вероисповедальные, образовательные, профессиональные и иные качества. Как правило, в ходе естественных процессов жизнедеятельности в регионах формируются определенные стабильные социальные характеристики. Миграционные потоки состоят из множества лиц, обладающих полом, возрастом, образованием, национальностью, профессиональными и криминальными навыками. «Вливаясь» в регионы, обладающие устоявшимися социальными характеристиками, миграционные потоки взламывают национальную однородность; разрушают половозрастной состав; захватывают наиболее прибыльные рабочие места и в конечном счете разрушают социальную стабильность. А это порождает межнациональную напряженность; неприязнь постоянного населения к мигрантам; способствует росту преступности в отношении мигрантов и преступности самих мигрантов. Нерегулируемые потоки миграции оказывают влияние на изменение национально-этнических характеристик регионов. В целом в масштабе России нет полных учетов мигрантов, потому как значительная часть их прибывает неофициальным путем. В национальных потоках мигрантов на территорию России с каждым годом все сильнее проявляется одна особенность: увеличение количества жителей стран дальнего зарубежья. Например, по данным, с 1993 по 2005 г. на территории только Центрального федерального округа Российской Федерации были зарегистрированы беженцы из стран дальнего зарубежья, жители Алжира (арабы), Афганистана (арабы, нуристанцы, пуштуны, сейиды, садаты и др.), Ирака (арабы), Вьетнама (вьеты), Эфиопии (оромы), Руанды (хуту) и др. Но наибольшую обеспокоенность вызывает массовое проникновение на территорию России жителей Китая. А это оказывает еще более негативное влияние на социально-национальные характеристики регионов. Дело в том, что представители дальнего зарубежья, как правило, не знают русского языка; являются носителями совершенно иной культуры; исторически не были связаны с коренным населением Российской Федерации. В местах концентрации этнических мигрантов происходит формирование замкнутых этнических диаспор. А это несет в себе значительную опасность, как для окружающего населения, так и для России в целом. Как правило, диаспоры имеют замкнутый характер. Руководство ими строится на принципах централизации управления, землячества, ответственности членов перед руководством диаспоры. Диаспоры оказывают помощь незаконным мигрантам в трудоустройстве, нередко втягивая их в криминальную деятельность. Этнические диаспоры проводят очень жесткую наступательную политику в местах своего нового проживания. Нередко несколько различных национальных диаспор создают ассоциации малых народов. Наличие такого юридического лица в регионе позволяет «малым» оказывать организационное влияние на принятие органами власти регионов решений в свою пользу. На территории субъектов Федерации внешние мигранты часто объединяются по национальному принципу. Происходит формирование моноэтнических автономных иностранных диаспор и землячеств. Так, только в столичном регионе России (г. Москва и Московская область) проживают представители около 100 национальностей и действует более 50 замкнутых национальных землячеств <1>. Как правильно высказывают опасение отечественные ученые (В. И. Гладких, Н. Д. Литвинов и др.), неконтролируемые процессы формирования малых этносов могут привести к образованию в столице Российской Федерации отдельных территорий по сугубо национальному признаку, по аналогии с азиатскими и африканскими кварталами крупных западных мегаполисов. Опыт полиции иностранных государств показывает, что эти территории являются наиболее сложными в криминогенном отношении. ——————————— <1> О том, что эта проблема характерна и актуальна для всей России, можно судить и по данным из других субъектов Федерации. Так, на территории Приморского края в настоящее время проживают 118 национальностей, зарегистрированы 32 общественные организации и 6 национально-культурных автономий.

В целом же на территории Российской Федерации действуют различного рода землячества. Диаспоры-землячества формируют свою систему управления; закрепляют за собой нередко с применением криминальных форм и методов какие-то направления деятельности, связанные с получением доходов; устанавливают контроль за своими членами и др. Часто такие диаспоры-землячества начинают функционировать в самостоятельном режиме, оказывая помощь прибывающим землякам. Вынужденная и добровольная миграция оказывает влияние на изменение половозрастных характеристик регионов. С половыми особенностями связаны различные социальные функции людей, особенности их социального положения, трудовой и криминальной деятельности. Здесь тоже целый ряд проблем, имеющих криминогенный характер. Весь миграционный поток по половому признаку можно разделить на ряд групп. Группа первая: половая характеристика репатриантов (беженцев и вынужденных переселенцев). Как правило, это обычные семьи в полном составе. Как показывает практика, такие миграционные потоки не вносят большого диссонанса в половозрастные характеристики регионов. На наш взгляд, эта группа криминогенной опасности не представляет. Группа вторая: трудовая миграция. В составе трудовой миграции основную часть составляют мужчины. Оторванные от семьи, от привычного образа жизни, такие люди могут легко стать жертвой либо субъектом преступлений. Группа третья: зарождение в структуре миграции «женских половых потоков» и повышенная «половая» составляющая преступности. Стойкие организованные преступные сообщества, связанные с работорговлей женщинами, появились на территории Грузии. Причем потоки мигрантов-рабов идут в двух направлениях. С одной стороны — они идут из Южной Азии (Пакистана, Индии и Шри-Ланки) в значительной степени в Россию. С другой — через Грузию проложены каналы поставок женщин из России, Украины и Средней Азии на секс-рынки Грузии, Турции, США, Испании и Франции. Естественно, что представители организованных преступных сообществ, занимающиеся работорговлей, затрагивают и территорию России. Анализ материалов, связанных с формированием чисто женских половых миграционных потоков, позволяет выделить несколько групп опасностей для государства: а) из трудового и особенно — репродукционного оборота изымаются, как правило, молодые и красивые женщины. Перемещение женщин в пространстве, увод их с территории России лишает Россию репродукционно активной части населения. Тем самым по демографическому потенциалу России наносится двойной удар: изымается часть молодого женского населения, которая, в свою очередь, выбивается из сферы репродукции, восстановления населения; б) занятие проституцией способствует физическому уничтожению женщин. По оценкам медицины, не менее 25% проституток страдают венерическими заболеваниями. В том числе среди проституток распространены такие тяжелые виды венерических заболеваний, как сифилис и СПИД; в) формирование миграционных каналов для отправки женщин за рубеж сопровождается созданием организованных преступных сообществ с международными связями. Эти сообщества, в свою очередь, могут использоваться для поставок оружия и наркотиков в Россию. Миграционные потоки оказывают непосредственное влияние на изменение социально-экономических характеристик регионов. Как отмечают исследователи данной проблемы, именно связь миграции с социально-экономическими характеристиками регионов несет в себе наибольшую опасность для России и для постоянно проживающего населения нашей страны. В чем это выражается? А. Незаконные мигранты, оседая в России, в первую очередь устремляются в те сферы деятельности, где можно относительно быстро и легко заработать значительные суммы денег. Это прежде всего торговля нефтепродуктами, наркотиками, оружием, установление контроля над банками и др. В результате в регионах России не развиваются социально полезные виды производственной деятельности, а развивается криминальная деятельность. Накопленные денежные средства мигранты вывозят из России. По данным Центробанка, ежегодно внешние мигранты вывозят из России не менее 12 миллиардов долларов. Б. Внешняя миграция оказывает влияние на изменение социально-профессионального состава населения. Мигранты из большинства республик бывшего СССР (титульное население) в большинстве своем не идут в наукоемкие отрасли промышленности либо туда, где требуются профессиональные познания. Основная часть из них идет в коммерцию, строительство, сферу услуг. В. В результате неконтролируемой внешней миграции происходит активное заполнение рынка труда мигрантами. Одновременно растет количество мигрантов из так называемых индустриально развитых государств: США; европейских государств, Африки, Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии. Большое количество мигрантов прибывает из стран ближнего зарубежья: Украины, Молдавии и др. Г. Если проследить пути внешних миграционных потоков, то в глаза бросится одна закономерность: они направляются из стран с низким уровнем развития экономики в страны и регионы с достаточно высоким уровнем развития экономики. На территории России трудовые внешние мигранты направляются в города с промышленно развитой структурой, с относительно высокими доходами местного населения. Тем самым незаконные мигранты не просто используют результаты труда местного населения, но и паразитируют на чужом труде. Д. Этнические национальные группировки часто формируют постоянно действующие криминальные источники дохода. Е. Внешние мигранты оказывают влияние на особенности формирования и использования трудовых ресурсов регионов. Значительное количество иностранцев совершают челночные рейсы на рынки либо устраиваются сезонными рабочими на стройки, в сельскохозяйственный сектор и др. Лица этой категории совершают чаще всего преступления общеуголовного характера. Мы уже говорили о том, что мигранты занимают наиболее доходные сферы трудовой деятельности. Естественно, уровень доходов мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, как правило, значительно превышает уровень доходов местного населения. А это вызывает раздражение у местного населения и способствует зарождению этнической напряженности в обществе. Мигранты не просто объединяются в этнические неформальные объединения. Они все чаще создают свои общественные формирования, официально зарегистрированные в органах юстиции. Прибывшие на территорию России граждане ближнего и дальнего зарубежья все чаще объединяются в этнические национальные организации. Так, в г. Москве действует довольно разветвленное общественное объединение «Союз китайцев и зарубежных соотечественников». Создание подобных организаций не только повышает уровень контроля за членами диаспор, но и создает условия для решения национальных политико-экономических и иных вопросов. Такие организации также выполняют функции посредников, оказывая помощь соотечественникам в адаптации на территории России. Одновременно деятельность этнических общественных объединений формирует различия в политических интересах различных групп населения. Как правило, этнические объединения не стремятся решать общероссийские задачи укрепления экономики России, борьбы с преступностью, воспитания подрастающего населения и др. Они обычно активно отстаивают узкие этнические интересы либо интересы своих государств гражданства. При отсутствии достаточного общественного влияния на происходящие в регионах общественно-политические процессы можно предположить, опираясь на имеющийся богатый иностранный опыт, что иностранные диаспоры могут воздействовать на конкретных представителей органов исполнительной власти, правоохранительных органов, материально поддерживать отдельных кандидатов на выборах в органы законодательной и исполнительной власти. А это даст возможность установления влияния иностранных диаспор на органы исполнительной власти в российских регионах. Миграционные процессы в нашей стране тесно связаны с формированием оперативной обстановки. Все чаще мигранты из иностранных государств становятся объектами либо субъектами совершения различных видов преступлений. В целом же, говоря о внешней миграции и ее опасности для России, можно сделать ряд выводов. Возникновение и активизация внешних миграционных потоков, направленных на территорию России, является объективной реакцией значительных социально-этнических слоев населения на происходящие в мире, на территории бывшего СССР и современной России социально-политические, экономические, демографические, информационные и иные процессы. Внешняя миграция представляет собой перемещение лиц через государственные границы в целях поиска убежища на территории России либо получения здесь источника заработка. Сохранение и обострение таких процессов будет и в дальнейшем способствовать проявлениям миграции, в том числе и ее незаконных форм. Этому в немалой степени способствует и геополитическое положение России. Россия граничит с целым рядом государств Азии, с которых и через территории которых проходит мощный поток беженцев. Незаконность появления на территории России мигрантов либо их бытовая и трудовая неустроенность способствуют их вовлечению в противоправную деятельность. Национальные диаспоры и этнические криминальные группировки активно вовлекают мигрантов в противоправную деятельность. Этническая преступность на территории России обладает тенденцией к росту. Внешняя миграция является угрозой экономического, криминогенного, социального характера для России. Происходит бурное «размывание» коренного и постоянно проживающего населения России мигрантами. Мигранты как дешевая, а нередко еще и высококвалифицированная рабочая сила востребуются различными работодателями, что влечет рост безработицы для коренного населения России. В то же время внешние мигранты не несут таких государственно-правовых и организационных обязанностей, как постоянное население России. Через внешних мигрантов из России осуществляется постоянный отток финансов. Миграционные проблемы не всегда эффективно регулируются действующим законодательством. Законодательство РФ по вопросам миграции недостаточно согласовано с аналогичным законодательством СНГ, международной нормативно-правовой базой. Тем самым создаются правовые предпосылки для незаконной миграции и для вовлечения мигрантов в преступную деятельность.

——————————————————————