Квотирование рабочих мест для инвалидов

(Дегтярев А.)

(«Социальное и пенсионное право», 2007, N 3)

КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

А. ДЕГТЯРЕВ

Дегтярев А., партнер группы компаний «Лига».

1. По расчетам мэра Москвы Юрия Лужкова на каждые 30 человек, работающих на производстве, должно быть создано одно рабочее место для инвалида. А те предприятия, которые не будут их создавать, должны, как считает мэр, отчислять средства в фонд квотирования. Насколько, на ваш взгляд, такая инициатива обоснованна?

2. Как сегодня предприятия должны работать с инвалидами (норма вроде 4% рабочих мест, но только для тех фирм, где штат больше 100 человек)? Какой закон это регулирует?

3. Есть ли штрафы за несоблюдение квот?

4. Какие альтернативы: вместо места для инвалида/несовершеннолетнего можно платить деньги? Если да, то куда и сколько?

1. В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

До 1 января 2005 года частью 4 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ предусматривалось внесение работодателями обязательной платы ежемесячно в бюджеты субъектов Российской Федерации за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. Согласно данной норме размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определялись органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» часть 4 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ признана утратившей силу. Следовательно, с 1 января 2005 года работодатели не обязаны вносить ежемесячную плату в бюджеты субъектов Российской Федерации за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Судебная практика идет по аналогичному пути: Определением Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 года по делу N 5-Г05-45 часть 3 статьи 2 Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года «О квотировании рабочих мест» признана не действующей в части слов «либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами г. Москвы» как противоречащая Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который такой обязанности с 1 января 2005 года не предусматривает.

В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Согласно части 2 статьи 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как было отмечено выше, в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

3. В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ («Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости») отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда (например, статьи 16 Трудового кодекса РФ) предусматривается наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

— на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В статье 16 Трудового кодекса РФ указано, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты.

4. Действующая редакция Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусматривает альтернативы между выполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов и внесением в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Хотелось бы предостеречь уважаемых читателей. Не стоит воспринимать за истину комментарии некоторых авторов. Не все авторы отслеживают и применяют в своих работах изменения, вносимые в законодательство. Помните, что при разрешении споров необходимо ссылаться непосредственно на первоисточник, т. е. на нормативно-правовые акты.

——————————————————————

Вопрос: Работник повторно проходит медицинский осмотр, так как после прохождения обязательного периодического медицинского осмотра ему было дано разрешение на исполнение трудовых обязанностей только на 3 — 4 месяца (в соответствии с заключением по истечении этого срока он должен повторно пройти медосмотр). Учитываются ли в целях налогообложения такие расходы?

(«Налоги» (газета), 2007, N 45)

Вопрос: Работник повторно проходит медицинский осмотр, так как после прохождения обязательного периодического медицинского осмотра ему было дано разрешение на исполнение трудовых обязанностей только на 3 — 4 месяца (в соответствии с заключением по истечении этого срока он должен повторно пройти медосмотр).

Учитываются ли в целях налогообложения такие расходы?

Ответ: В п. 3.3 Порядка проведения медосмотра установлено, что частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.

В ст. 213 ТК установлено, что работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования) в соответствии с медицинскими рекомендациями. Кроме того, в п. 4 Порядка проведения медосмотра установлены условия, при которых медосмотр может проводиться досрочно, а именно:

1) по медицинскому заключению;

2) по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В направлении должны быть изложены причины, по которым назначен досрочный (внеочередной) осмотр (обследование).

Таким образом, расходы на оплату внеочередных медицинских осмотров работников при условии документального подтверждения таких расходов можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (пп. 7 п. 1. ст. 264 НК РФ), поскольку они осуществлены в соответствии с Порядком прохождения медосмотров и являются обязательными.

Направление работника на медосмотр влечет за собой расходы в виде сохранения за ним на время прохождения медосмотра средней заработной платы в соответствии со ст. ст. 185 и 212 ТК РФ.

Для исчисления среднего заработка применяется Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213.

Необходимо составить приказ руководителя о направлении на медосмотр, в котором указывается срок его прохождения. Если до истечения указанного срока работник медосмотр не прошел, то он в силу ст. 76 ТК РФ отстраняется от работы до устранения обстоятельств, явившихся основанием для издания такого приказа. Однако в случае отстранения работника, который не прошел периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой в соответствии со ст. 157 ТК РФ. В любом случае факт отстранения закрепляется отдельным приказом, также в нем можно предусмотреть порядок оплаты (или в определенных случаях факт отсутствия оплаты).

Начисления работнику за время прохождения обязательного периодического медосмотра включаются в расходы по оплате труда на основании п. 7 ст. 255 Налогового кодекса РФ. Соответственно, если обследование работника проводится в добровольном порядке, то сумму оплаты труда нельзя будет учесть в расходах в целях налогового учета аналогично затратам на прохождение добровольного (необязательного) медосмотра.

Судебной практики по данному вопросу пока нет.

——————————————————————

Вопрос: При поступлении на работу человеку дано направление на прохождение медосмотра. Учитываются ли в целях налогообложения расходы предприятия на оплату предварительных медицинских осмотров?

(«Налоги» (газета), 2007, N 45)

Вопрос: При поступлении на работу человеку дано направление на прохождение медосмотра.

Учитываются ли в целях налогообложения расходы предприятия на оплату предварительных медицинских осмотров?

Ответ: Статьей 213 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) определены категории работников, которые подлежат обязательным медицинским осмотрам. В частности:

1) работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта;

2) работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также ряд других категорий работников.

В статье 266 ТК РФ определено, что несовершеннолетние лица принимаются на работу только после прохождения предварительного обязательного медосмотра.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 года N 83 (далее — Приказ N 83). Также Приказом N 83 утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры.

Статьей 212 ТК на работодателя возложена обязанность за счет собственных средств организовывать при поступлении на работу проведение обязательных предварительных медицинских осмотров.

Приказом N 83 утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее — Порядок проведения медосмотров). Финансовые органы настаивают на том, что медицинские осмотры должны проводиться в соответствии с Порядком проведения медосмотров, только в этом случае при условии документального подтверждения затраты будут экономически обоснованными, как того требует ст. 252 НК РФ.

В частности, пунктом 5 Порядка проведения медосмотров установлено, что предварительные медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности. А следовательно, при отсутствии такой лицензии могут возникнуть споры с налоговыми органами, и доказывать обоснованность таких затрат придется в судебном порядке.

Пункт 10 Порядка проведения медосмотра предусматривает выдачу работодателем работнику направления для прохождения предварительного медицинского осмотра с указанием вредных, опасных производственных факторов и работ. Выдача направления подтверждает выполнение работодателем своей обязанности об обеспечении прохождения работниками медицинского осмотра, а также неличный характер оказываемых медицинским учреждением услуг.

Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и по его итогам составляет заключительный акт.

Расходы на проведение предварительного обязательного медицинского осмотра лиц (с целью подтверждения их профпригодности к выполнению работ, указанных в Приказе N 83), осуществленные в соответствии с Порядком проведения медосмотров, организация может учесть в целях исчисления налога на прибыль в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В своем письме N 20-12/77744 от 26.11.2005 УФНС по г. Москве предлагает учитывать расходы на предварительный медицинский осмотр как расходы на подбор работников по пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Официальная позиция чиновников закреплена в письмах Министерства финансов N 03-03-06/1/543 от 07.08.2007, N 03-03-04/1/340 от 07.11.2005, N 03-03-01-04/1/100 от 05.03.2005, N 03-03-01-04/1/185 от 23.12.2004, а также в письмах УФНС по г. Москве N 20-12/46417 от 28.06.2005, N 20-12/77744 от 26.11.2005, N 20-12/72394 от 16.08.2006.

Согласно ст. 212 ТК РФ сотрудника, не прошедшего обязательный медосмотр, допускать к работе организация не имеет права. Но в то же время расходы на прохождение предварительного обязательного медицинского осмотра лица, не заключившего впоследствии трудовой договор по тем или иным причинам, налоговые органы не признают обоснованными и трактуют такие расходы по п. 29 ст. 270 НК РФ. В частности, такая позиция налоговиков высказана в письме УФНС по г. Москве N 20-12/77744 от 26.11.2005. Во избежание необоснованных расходов организация может возместить затраты на медицинский осмотр работнику, оплатившему такие услуги за свой счет, после получения положительного заключения и подписания трудового договора. Суммы возмещения уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это подтверждает и Минфин в письме N 03-03-04/1/340 от 07.11.2005.

Суды также поддерживают налогоплательщика, если медицинский осмотр является обязательным. В своем решении Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по делу N А05-8063/2006-13 от 03.04.2007 признал решение о доначислении налога на прибыль неправомерным, указав на положения ст. ст. 212 и 213 ТК РФ, возлагающие на работодателя обязанность организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Организация может в добровольном порядке направить на медосмотр работников различных категорий, получив предварительно их согласие, а также установить другую периодичность прохождения медосмотра (но не реже, чем установлено в Порядке прохождения медосмотра). Налоговые органы в вышеназванных официальных разъяснениях высказываются однозначно против учета таких затрат в составе расходов в целях налогового учета, ссылаясь на необязательность таких мероприятий. А необязательность налоговики приравнивают к необоснованности, и суды их в этом поддерживают.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал правомерным решение инспекции о доначислении налога на прибыль, поскольку для работников управления и бухгалтерии прохождение медицинских обследований не является обязательным, поэтому такие расходы не могут уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1).

——————————————————————